Теоретический материал для самостоятельного изучения

Конспект урока истории  

Группа № 84 профессия автомеханик 2 курс  

Тема: «Неоконсервативная революция 1980-х гг»

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить  с особенностями неоконсерватизма, объяснить понятие «неоконсерватизм» с точки зрения социально-экономической политики,  определить особенности неоконсервативной модернизации в США, Великобритании и странах континентальной Европы.

Опорные понятия и термины: Неоконсерватизм, рейганомика, тэтчеризм, государство благосостояния, экстенсивное развитие, интенсивное развитие, приватизация, кейнсианство.

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19 начало 21 века: учебник для  11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров.- М.: «Русское слово- учебник», 2018.

Интернет ресурсы:

1.Конспект урока "Неоконсервативные революции" https://videouroki.net/video/17-krizis-obshchestva-vseobshchego-blagosostoyaniya.html Дата обращения01.05.2020.

2. Видео. Неоконсервативные революции 1980-х гг.  https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 01.05.2020.

Презентация к уроку по теме: «Неоконсервативная  революция»

 

Ход урока.

  1.Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

Новый путь развития общества получил  название «неоконсервативная революция» или «неоконсерватизм». Поворот к неоконсерватизму связан с приходом к власти консервативных партий. В Великобритании эту политику проводила М. Тэтчер (тэтчеризм), в США – Р. Рейган (рейганомика)

Цель нашего урока: рассмотреть понятие «неоконсерватизм» с точки зрения социально-экономической политики, определить особенности неоконсервативной модернизации в США, Великобритании и странах континентальной Европы.

 

2. Объяснение нового материала.



Теоретический материал для самостоятельного изучения

Кризис середины 1970-х годов привёл к разочарованию в кейнсианской теории «эффективного спроса».

Она предполагала усиление государственного регулирования рыночной экономики. Это ограничивало главное её преимущество – свободу участников экономических отношений. Возможность иметь приемлемый уровень жизни за счёт государственных социальных программ, а не личных усилий, порождал иждивенчество значительной части населения, снижал предпринимательскую активность. Высокие налоги на прибыль предприятий (а без этого никак не получалось финансировать эти самые социальные программы) сужали возможности расширения и модернизации производства. Необходимость согласовывать принятие рискованных решений в государственных органах, рост бюрократии делали экономическую систему громоздкой и неповоротливой.

Всё больше сторонников появлялось у неоконсерватизма. Неоконсерваторы (новые консерваторы) стремились объединить идеи старого консерватизма и старого либерализма.

Тех идеологий, которые получили широкое распространение в начале XIX века. Опора на традиции, отказ от резких кардинальных перемен, признание естественным общественного неравенства в самых разных его проявлениях (в доходах, доступе к власти и так далее). И в то же время максимальная поддержка права личности на свободное развитие. В экономике это означало ставку на работу механизмов саморегуляции рынка. Наилучшее, что может сделать государство для экономики, – это «не трогать бизнес и дать рынку сделать своё дело». Так сформулировал главный лозунг неоконсерваторов лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 года Милтон Фридман. Он был советником президента США Рональда Рейгана и премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. С именами этих двух политиков в первую очередь связывают неоконсервативную революцию восьмидесятых годов двадцатого века.

Фридман был основоположником монетаризма в экономической науке. Подробное её изучение оставим для уроков обществознания. Назовём лишь некоторые положения.

· Государство не может оставаться в стороне от экономических процессов: дескать, пусть всё идёт, как идёт. Но его роль должна быть ограничена контролем над денежным обращением.

· Увеличение количества денег в обращении ведёт к росту производства, но до определённого предела. Когда предприятия начнут работать, полностью используя имеющиеся ресурсы, выпуск новых денег станет причиной роста цен и инфляции.

· Инфляция – абсолютное зло. Она должна быть подавлена любыми способами, в том числе и за счёт сокращения социальных программ.

· Под жёсткий контроль должна быть поставлена не только денежная эмиссия (выпуск в обращение всё новых и новых купюр), но и кредитование. Кредиты не должны быть слишком доступными. Ведь это тоже деньги: их так и называют – кредитные деньги.

· И ещё одно. Монетаристы считают, что все проблемы с саморегуляцией рынка – результат внешнего вмешательства. Не будет вмешательства – не будет проблем. Впрочем, эту идею Фридмана мы уже озвучивали.

Ещё один краеугольный камень в основании неоконсерватизма – теория предложения Артура Лаффера.

Как учёный он стал знаменит благодаря открытию закономерности влияния налоговых ставок на налоговые поступления в бюджет. Графически она была отражена в кривой Лаффера. Суть его идеи понятна и неспециалисту. Существует некий рубеж, после которого увеличение налоговой ставки будет вести к снижению налоговых поступлений. Если налоги будут составлять 100 % от доходов и прибыли, то их никто не будет платить. Потому что не будет никакого смысла в получении этих самых доходов и прибылей. Тот же эффект, что и при полном отсутствии налогов.

Слишком большие налоги делают невыгодным увеличение доходов, инвестиции в расширение производства. А кроме того, порождают всякие неприятные вещи с криминальным оттенком. Стремление скрыть доходы, увести бизнес в тень и так далее.

Существуют разные точки зрения по поводу того, где проходит этот волшебный рубеж. Для налогоплательщиков наиболее привлекательной является налоговая ставка на уровне 15 %. Поделиться с обществом такой долей своих доходов кажется достаточно справедливым. Но для нужд государственного бюджета этого может оказаться недостаточно. Лаффер считал максимально допустимой ставку налогообложения в 35–40 %.

Будем считать, что теоретически мы теперь достаточно «подкованы». Рассмотрим, как осуществлялись идеи неоконсерваторов на практике, что собой представляли «рейганомика» и «тэтчеризм».

Рональд Рейган – 40-й президент США. Он дважды избирался на этот пост от республиканской партии: в 1980 и 1984 годах.

Во время своей первой инаугурации (торжественного вступления в должность) он говорил об экономических неурядицах, которые переживали Соединённые Штаты. И заявил, что главной своей целью считает их решение.

Его экономическую программу можно свести к нескольким пунктам:

- Сокращение государственного вмешательства в экономику, поддержка частного предпринимательства.

- Сокращение налогов как с личных доходов граждан, так и с прибылей предприятий.

-  Борьба с инфляцией. Не путём контроля над ценами, разумеется, а сокращением денежной массы в обращении.

- Сокращение (или, скорее, замедление роста) государственных расходов.

 

Первым шагом на пути реализации «рейганомики» стало подписание Акта о налогах для восстановления экономики в 1981 году. Позже была проведена более глубокая реформа налогового кодекса. Максимальная налоговая ставка снизилась до 28 % (до этого было 70 %). В итоге к концу второго срока президентства Рейгана общая сумма от сбора федеральных налогов выросла более чем в 1,7 раза.

Правда, при этом значительно возрос государственный долг США: был 997 миллиардов долларов, а стал 2 триллиона 850 миллиардов.

Немалую роль в этом сыграл новый виток гонки вооружений. Рейган поставил задачу пошатнуть сложившийся военно-стратегический паритет между Западом и Востоком в пользу США и НАТО. Начала разрабатываться программа СОИ (Стратегической оборонной инициативы). Часто её называют программой «звёздных войн», так как она подразумевала создание в космосе оборонного щита от возможной атаки советскими стратегическими ядерными ракетами.

Эффективными оказались действия по борьбе с инфляцией. В 1980 году она составляла 13,5 %, а к 1988 году упала до 4 %. Этого удалось добиться в результате нескольких серьёзных мер. Была повышена процентная ставка Федеральной резервной системы. Если не вдаваться в подробности, это привело к подорожанию кредитов.

Сокращались бюджетные расходы на содержание госаппарата, но в большей степени на социальные программы. В частности, были урезаны ассигнования на оказание государственной медицинской помощи неимущим, на программу льготной покупки продуктов, федеральные образовательные программы. Было сокращено финансирование Агентства по охране окружающей среды США. Рейган добился заморозки минимальной зарплаты. К началу его президентства она составляла 3 доллара 35 центов за час и не повысилась ни на цент. Были ограничены субсидии для фермеров, сокращена федеральная помощь местным властям.

Выплаты по безработице сохранялись для тех уволенных, которые достаточно долго делали отчисления в специальный фонд. Но получение пособий увязывалось с профессиональной переподготовкой, сокращался срок их выплаты.

Всячески поощрялась частная инициатива. Но тоже не субсидиями, а налоговыми льготами. Такие льготы получали также те компании, которые значительную часть прибыли (от 25 %) направляли на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Из налогов вычиталась и часть затрат предприятий на приобретение нового оборудования.

Общий итог всех этих мер был положительным. С 1982 по 1987 год объём производства вырос на 12 %. Было создано 18 миллионов новых рабочих мест. Уровень безработицы продолжал сокращаться и после ухода Рейгана с поста президента. Но далеко не все были удовлетворены результатами рейганомики. Почти на 3 миллиона увеличилось число граждан США, находящихся за чертой бедности. Рос разрыв в доходах. Доля национального богатства, приходящаяся на 20 % самых богатых американцев, возросла с 44 до 46 %. А доля 20 % самых бедных снизилась с 4,2 до 3,8%. Проблемой крупных городов стали бездомные. Власти не предпринимали серьёзных мер для её решения. Так, Рейган заявлял, что бродяжничество – это выбор самих людей, видимо, такой образ жизни их устраивает.

Неоднозначной была и оценка итогов экономической политики Маргарет Тэтчер в Великобритании.

Тэтчер в середине 1970-х годов стала главой Консервативной партии, а в 1979 году – первой женщиной, занявшей пост премьер-министра. Не только в Англии, но и в Европе. Главой правительства она оставалась до 1990 года.

Тэтчеризм был основан на тех же идеях, что и рейганомика. Поэтому у них было очень много общего. В Англии также были снижены прямые налоги (на доходы и прибыль). И при этом увеличены косвенные (их платят покупатели товаров). Выросла банковская учётная ставка. И осуществлён ряд крайне непопулярных мер, связанных с сокращением социальных программ. В том числе были урезаны расходы на образование. Про Тэтчер уже говорили, что она украла молоко у детей. По её инициативе в бытность министром просвещения и науки школьники перестали получать бесплатный стакан молока. Теперь же она стала первым послевоенным премьер-министром, выпускником Оксфорда, который не получил степень почётного доктора университета. Но уже в 1982 году уровень инфляции снизился с 18 до 8,5 %.

Жёсткую политику правительство проводило по отношению к профсоюзам. Их позиции в Великобритании были традиционно сильны. Были приняты законы о запрете забастовок солидарности, об обязательном предупреждении предпринимателей о готовящейся забастовке. Запрещалось принуждать ко вступлению в профсоюз или предоставлять какие-либо преимущества членам профсоюза при приёме на работу. Крупное поражение в борьбе с правительством профсоюзы потерпели во время общенациональной забастовки шахтёров в 1984–1985 годах.

Угледобыча в Англии стала нерентабельной, правительство заявило о намерении закрыть ряд шахт (практически все они находились в собственности государства). Шахтёры боролись целый год, стремясь предотвратить потерю рабочих мест, но вынуждены были отступить.

В 1940-е – 1970-е годы были национализированы не только шахты, но и целый ряд других отраслей и предприятий. Например, в 1971 году государство выкупило завод по производству автомобилей и авиадвигателей «Роллс-Ройс Лимитед». Велось активное строительство муниципального жилья.

В 1980-е годы значительная часть этой собственности была приватизирована. Только продажа «Роллс-Ройса» принесла более 1,5 миллиардов фунтов стерлингов. В целом же от приватизации предприятий британская казна получила 29 миллиардов фунтов. Ещё 18 миллиардов добавила продажа муниципальных домов.

Правительству Маргарет Тэтчер удалось оздоровить экономическую ситуацию в стране. Рост ВВП в 1980-е годы составлял 3–4 % в год. В среднем на 6,5 % ежегодно росло потребление товаров и услуг. Были привлечены инвестиции в наукоёмкие отрасли промышленности. С 7 до 25 % возросло число граждан, владевших акциями, – это был один из результатов приватизации. С 1987 года в Англии стала сокращаться безработица.

Успехи неоконсервативной политики были очевидны. В других западных странах также стали применяться её методы. В том числе и правительствами левоцентристских партий (например, в Испании и Италии).

Но резкий поворот в экономической стратегии, ломка системы социального обеспечения и трудовых отношений оказались слишком болезненными и вызывали протест. Никуда не исчезли и проблемы, связанные с рыночной анархией и стремлением к получению прибыли, даже если при этом страдают общественные интересы. Поэтому уже в 1990-е годы новое поколение политической элиты начало отходить от принципов неоконсерватизм

Домашнее задание.

1. Составить конспект урока, используя лекционный материал и презентацию. Параграф 41, стр 301-306     https://vklasse.vip/11-klass/uchebniki/vseobschaya-istoriya/nv-zagladinИстория. Конец 19- начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень./ Н.В.Загладин, Ю.А. Петров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: