Искусство индустриального общества

   Бурные события Первой мировой войны, революционные перемены, быстрый технический прогресс привели к появлению новых форм художественного осмысления мира. Под модернизмом понимают новые течения в искусстве (музыке, литературе, живописи) начала XX в. Художники-модернисты полностью порвали с традициями реалистического отображения действительности.

Одним из направлений модернизма был примитивизм — попытка художника увидеть мир как бы «детскими глазами», выразив самые общие, всем понятные его черты. Один из основателей примитивизма — француз Анри Руссо. В этом стиле на раннем этапе своего творчества писал французский художник Анри Матисс. Родоначальниками кубизма была группа французских художников — Пабло Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже, Гийом Аполлинер и др. Они стремились передать не облик, а конструкцию, архитектонику предмета, изображать мир в виде взаимосвязанных геометрически правильных фигур.

Типичным порождением начала XX в. стал футуризм — творческий стиль, зародившийся в Италии. Он не только идеализировал то новое, что принесла в жизнь человечества индустриальная эпоха, но и претендовал на создание культуры будущего.

Появившийся в 1909 г. манифест футуризма, автором которого был писатель Фелиппе Томмазо Маринетти, призывал к разрушению «старого мира» и его памятников, воспевал войну, насилие, революцию, достижения техники. Футуристы мечтали не только о новой технике и новых городах, но и о новой расе людей. Художники-футуристы Умберто Боччони, Карло Карр, Луиджи Руссоло передавали динамику движения, перемен.

Почти одновременно с футуризмом появляется такое направление художественного творчества, как абстракционизм. Его называют беспредметным искусством.

Родоначальниками абстракционизма были В.В. Кандинский, Пит Мондриан, К.С. Малевич. Они стремились полностью освободить искусство от необходимости отражения реальности, ограничивающей свободу творчества художника. Их работы — это сочетание причудливой игры различных форм и красок. Вершиной абстракционизма принято считать «Черный квадрат» К. Малевича (1913).

В годы Первой мировой войны скандальную известность приобрёл дадаизм, получивший такое название от слова «дада», обозначающего бессвязный детский лепет. Дадаисты — поэт Тристан Тцара, художники Марсель Дюшан и Курт Швиттерс и др. — считали современную цивилизацию омерзительной, отвергали её основные ценности, в том числе и эстетические. В их творчестве преобладал гротеск, стремление шокировать публику изображением наиболее антиэстетичных, отталкивающих сторон жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: