Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания

Показателями, характеризующими текущую учебную работу обучающихся, являются:

  • Посещаемость занятий и активность работы на занятиях.
  • Результаты контрольной работы и выполнения домашних заданий индивидуально или в группах (в том числе по результатам проведения форсайт-сессий).
  • Оценка письменного эссе с элементами информационно-поисковой работы.

Критерии оценивания формируются на основе данных показателей форм работы студентов, которые используются ими при освоении учебного материала дисциплины.

Формы контроля:

Текущий контроль осуществляется в виде самостоятельной работы на семинарских и практических занятиях. Он предусматривает фронтальные опросы студентов, выполнение домашних заданий, обсуждение прочитанной литературы, рассмотрение и анализ конкретных ситуаций, выступление с сообщением по теме занятия (с использованием презентаций, выполненных в программе Power Point).

Промежуточный контроль включает в себя выполнение самостоятельных и групповых проектных работ, а также контрольных работ, где студентам предлагается письменно выполнить по 3-5 заданий по изученным темам. Проверка направлена на оценку усвоения студентом пройденной части учебного курса, концепций и методических подходов к исследованию политических процессов, а также степень знаний этих подходов, наличие навыков их применения.

Рубежный контроль подразумевает подготовку коллективного проекта (группы по 2-3 человека).

Итоговый контроль — экзамен (проводится в устной форме).Он включает ответ на два вопроса в билете и учитывает качество работы студента в течение семестра, выполнения текущих персональных и групповых заданий, подготовку доклада, презентаций, эссе.

 

Для закрепления полученных знаний и активизации познавательной деятельности обучающихся в период изучения курса студенты выполняют в письменной форме контрольную работу и эссе.

Изучение курса завершается аттестационным испытанием в виде устного экзамена. К заключительной по дисциплине аттестации допускаются студенты, получившие зачет по итогам оценки работы в течение семестра и эссе.

Требования к эссе

Эссе является обязательной частью итоговой оценки по курсу «Современные технологии анализа и прогнозирования политических процессов». Текст необходимо предоставить на кафедру политических институтов и прикладных политических исследований в начале мая — не позднее, чем за 3 недели до окончания курса.

Эссе студента как самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе — развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей на основе владения информацией по теме исследования. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему, интерпретация политических событий с точки зрения различных концепций и методологий и т. д.

Эссе предполагает самостоятельный анализ современной литературы и данных политических исследований по выбранной теме. Настоятельно рекомендуется, помимо ссылок на научные произведения (монографии и статьи), приводить в тексте информацию, демонстрирующую результаты последних эмпирических и прикладных исследований современных отечественных и зарубежных авторов (за последние 3–5 лет). Эссе отличается от реферата тем, что не только включает описание содержания чужих работ, но обязательно включает собственные рассуждения и идеи автора письменной работы. На оценку за эссе также влияют такие факторы как: объем работы, полнота раскрытия темы, аутентичность содержания теме, число привлеченных источников литературы, свободное владение материалом, критическое осмысление имеющейся информации. Плагиат в любом объеме не допускается; его обнаружение автоматически ведет к оценке «незачет».

Процесс написания эссе включает несколько этапов: обдумывание — планирование (определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы) — написание — проверка — правка. Объем эссе 15–20 страниц печатного текста, A4, Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервала, границы текста — по 2 см с каждой стороны. Текст эссе должен быть структурирован; титульный лист, введение, основная часть, которую следует разбить на несколько тематических блоков, заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.) и список литературы и источников обязательны (следует соблюдать правила библиографического описания источников; они идентичны требованиям, предъявляемым курсовым работам и магистерским диссертациям). В качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. Каждый параграф должен содержит утверждение и соответствующее/ие доказательство/а. Хорошо проверенный способ построения основной части эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения, что позволяет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Последовательность подзаголовков показывает наличие или отсутствие логичности в освещении темы.

При изложении материала необходимо использовать доказательства (аргументации) — совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Аргументация должна основываться на данных науки и общественно-исторической практики. Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения. Тезис — это положение (суждение), которое требуется доказать.Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод— это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. К аргументам относятся: а) у достоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании - законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных; б) определения как описание понятий, связанных с тезисом; в) установленные ранее зависимости.

Связь тезиса и аргумента может быть прямой, косвенной и разделительной. Прямое доказательство — доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей. Индукция — процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация. Дедукция — процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Аналогия — способ рассуждений, построенный на сравнении: если объекты А и Б схожи по нескольким признакам, то они должны иметь одинаковые базовые свойства. Необходимо помнить, что направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу. Причинно-следственная аргументация основана на объяснении причин того или иного явления.

При написании эссе чрезвычайно важно все (фактические) данные соотносить с конкретным временем и местом — это один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение. Данные, касающиеся спорных вопросов, должны всегда подвергаться сомнению. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам (вторичное цитирование недопустимо).

 

Общие критерии оценки эссе представлены в таблице:

Критерий Требования к студенту
Знание и понимание теоретического материала - определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; - используемые понятия строго соответствуют теме; - самостоятельность выполнения работы.
Анализ и оценка информации - грамотно применяет категории анализа; - умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений; - способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; - диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации); - обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм; - дает личную оценку проблеме;
Построение суждений - ясность и четкость изложения; - логика структурирования доказательств - выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; - приводятся различные точки зрения и их личная оценка. - общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
Оформление работы - работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат; - соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; - оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации; - соответствие формальным требованиям.

 

Только при выполнении всех условий студент получает за эссе зачет.

Оформление титульного листа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: