Энергетические средства сельскохозяйственного производства

Ход урока.

 

1. При помощи учебника самостоятельно законспектировать тему.

2. При конспектировании можно использовать литературу - «организация и технология механизированных работ в растениеводстве» Н.И.Верещагин.

Энергетические средства сельскохозяйственного производства.

Энергетические средства сельскохозяйственного производства подразделяются на подвижные (мобильные), ограниченно подвижные и стационарные. 13 Подвижные средства энергетики — это тракторы, самоходные шасси и моторизованные машины, автомобили, живая тягловая сила (лошади, волы, верблюды и др.). Кроме того, в сельском хозяйстве используется авиация, главным образом для борьбы с вредителями, болезнями и сорняками сельскохозяйственных культур, для ранней весенней подкормки озимых культур и некоторых других работ. Ограниченно подвижными средствами энергетики являются канатно-тракторные и электротракторные системы тяги.

Стационарными средствами энергетики служат разного рода электрические и тепловые установки, ветряные, гидравлические и другие двигатели.

Основные энергетические средства для проведения технологических операций но возделыванию культур — тракторы и самоходные шасси, а при выполнении транспортных работ — автомобили и тракторы. Н а долю тракторного парка приходится около 40 % энергетических мощностей, которыми располагает сельское хозяйство нашей страны. Тракторы по сравнению с другими средствами энергетики в растениеводстве имеют ряд преимуществ: они маневренпы, обладают сравнительно высокой стабильностью тяговых свойств, надежны в эксплуатации, экономичны. § 2.

 Классификация и характеристика сельскохозяйственных тракторов Классификация тракторов.

Совокупность типов тракторов об разует типаж тракторов, включающий несколько классов машин, отличающихся друг от друга значением номинального тягового усилия. Каждый класс состоит из группы тракторов, конструктивно унифицированных, обладающих примерно одинаковыми тяговыми усилиями.

Сельскохозяйственные тракторы классифицируются по назначению, конструкции ходовой части, типу остова.

П о назначению различают тракторы общего назначения, унивесально-иронашные, специальные; п о конструкции ходовой части — колесные и гусеничные; п о типу остова — рамные, полурамные и безрамные.

Тракторы общего назначения (Т-150, ДТ-75М, К-701 и др.) используют для выполнения пахоты, боронования, культивации, посева и других нолевых, а также транспортных, погрузочных, дорожно-строительных и землеройных работ; универсально-пропашные тракторы (МТЗ-80, Т-40М, Т-70С и т. п.) предназначены главным образом для возделывания пропашных культур; специальные тракторы (Т-54В, ДТ-75К, Т-130МБ и др.) необходимы для работы в виноградниках, горной местности и т. п., выполнения определенных (землеройных, мелиоративных и т. п.) специфических работ. 14

 В сельском хозяйстве наиболее широко используются тракторы классов 1,4 (МТЗ-80) и 3 (ДТ-75М, Т-150) и их модификации. Сравнительная характеристика гусеничных и колесных тракторов. В ряду сельскохозяйственных тракторов гусеничные занимают особое место. По сравнению с колесными они имеют преимущества по проходимости в весенний период полевых работ, коэффициенту полезного действия, глубине следа движителей, обладают большей способностью выполнять любые сельскохозяйственные, мелиоративные и другие работы в тяжелых и особо тяжелых условиях, отличаются повышенной экономичностью и надежностью. При работе на склонах преимуществами гусеничных тракторов перед колесными являются: меньшая подверженность сползанию, динамическая устойчивость вследствие более низкого расположения центра тяжести, меньшая зависимость от влажности почвы. Опорная площадь гусеничного трактора больше, чем у колесного, сцепной вес равен общему весу, что способствует повышению тягового усилия. Удельное давление на почву меньше, чем у колесных тракторов.

 Например, этот параметр колесных тракторов Т-25А, Т-40М, Ю М З-6Л/М, МТЗ-80 — 0,14 мПа, а гусеничных Т-130Б, Т-150, ДТ-75, ДТ-75М, Т-70С соответственно 0,024; 0,046; 0,049; 0,051; 0,09 мПа. Вместе с тем гусеничные тракторы несколько сложнее в эксплуатации, чем колесные, требуют больших затрат на ремонт и техническое обслуживание, менее универсальны, малопригодны для движения по дорогам с твердым покрытием. Неравномерная загрузка гусеничных тракторов на протяжении года приводит к снижению эффективности их использования, что обусловливает повышение себестоимости механизированных работ. За последнее время ходовые системы колесных тракторов значительно усовершенствовались. Применение четырех ведущих колес, пневматических шин низкого давления, спаренных и арочных шин, догружателей ведущих колес дало возможность улучшить тяговосцепные свойства колесных тракторов. И хотя полностью заменить гусеничные тракторы колесными нельзя, соблюдение соответствующих пропорций этих машин в хозяйствах позволяет значительно улучшить использование машинно-тракторного парка. § 3. Общая классификация сельскохозяйственных агрегатов.

Машинно-тракторным агрегатом называется совокупность (рациональное сочетание) рабочих машин с источником энергии (трактором, самоходным шасси, электродвигателем и пр.) для выполнения технологической операции или определенной группы операций.

Все агрегаты, используемые в сельском хозяйстве, можно классифицировать по назначению; количеству выполняемых операций способу выполнения операций; характеру использования источнике энергии и передаточного механизма агрегата; способу соединении? с трактором; расположению машин относительно трактора. I По назначению машинно-тракторные агрегаты подразделяются на пахотные, посевные, уборочные и другие (по виду осуществляемых операций); они выполняют операции посева и ухода за пропашными культурами и называются пропашными. МТА для вспашки, боронования, посева зерновых культур и других работ, одинаковых для большинства сельскохозяйственных культур, являются агрегатами общего назначения. По количеству выполняемых одновременно операций МТА классифицируются на простые (агрегат производит одну операцию, например пахоту); комплексные (агрегат, состоящий из нескольких различных машин, выполняет две и более последовательные операции, например пахоту с боронованием); сложные, или комбайновые (агрегат — одна машина — производит несколько последовательных операций, например теребление стеблей льна и вязка их в снопы). По способу выполнения операций МТА подразделяются на мобильные (передвижные), стационарные и стационарно-мобильные. К мобильным относятся агрегаты, выполняющие технологические операции при своем движении; это тяговые, самоходные и ограниченно мобильные МТА (у последних двигательная установка, например лебедка, неподвижна, а рабочая машина перемещается).

Стационарные агрегаты выполняют технологические операции, находясь на одном месте. Если в промежутках между операциями их можно перемещать с одного участка на другой (например, молотильные агрегаты), то МТА называют стационарно-мобильными. По характеру использования источника энергии и передаточного механизма машинно-тракторные агрегаты классифицируются на тяговые, тягово-приводные и приводные. В тяговых агрегатах мощность двигателя трактора расходуется на перемещение самого трактора и рабочей машины, выполняющей какую-либо технологическую операцию (например, вспашку, боронование и т. п.). При использовании с трактором транспортных прицепов или кузовов тяговый агрегат называется транспортным. В тягово-приводных агрегатах мощность двигателя используется не только на перемещение самого трактора и машины, но и для привода механизмов рабочей машины (от ходовых колес машины, например сеялки, или через вал отбора мощности трактора). В приводных МТА, относящихся к группе стационарных или стационарно-мобильных агрегатов, передача мощности от двигателя трактора (или другого источника энергии) к рабочей машине осуществляется через вал отбора мощности (В О М), ременную передачу, а также с помощью электро- или гидропривода. По способу соединения рабочих машин с источником энергии МТА подразделяются на прицепные, навесные и полунавесные. Прицепные агрегаты состоят из трактора и прицепной рабочей машины, имеющей свою ходовую часть (колеса, полозки и др.), или нескольких машин и сцепки. В навесных агрегатах, включающих трактор (самоходное ш асси), навесную (или несколько) рабочую машину и навесную (полую навесную) сцепку, как правило, вес всей машины в транспортном положении воспринимается ходовой частью трактора. В рабочем состоянии вес машины полностью или частично воспринимается почвой через опорные колеса, плоскости и рабочие органы. Полунавесные агрегаты отличаются от навесных тем, что вес рабочих машин при транспортировке распределяется между опорными колесами самой машины и ходовой частью трактора. По способу расположения рабочих машин относительно трактора агрегаты бывают с передним, задним, боковым и комбинированным расположением. А по расположению рабочих машин относительно продольной оси трактора все подвижные агрегаты делятся на симметричные и асимметричные. § 4. Основные требования к машинно-тракторному агрегату Для производства сельскохозяйственных работ применяется большое число машинно-тракторных агрегатов различных типов и видов. К ним предъявляются определенные требования (агротехнологические, технические, экономические, по удобству обслуживания, охране труда), которые необходимо соблюдать при комплектовании МТА. Агротехнологические требования предъявляются к рабочей машине и трактору. При подборе рабочей машины следует учитывать качественные показатели и агронормативы (глубина пахоты, высота среза, норма высева и т. д.), которым должна удовлетворять выполненная операция: технологические допуски, допустимые потери урожая, повреждения растений и др. К трактору относятся следующие требования — проходимость в горизонтальной плоскости по значению колеи и ширине движителей; проходимость в вертикальной плоскости по полевому просвету и наличию обтекателей; проходимость по состоянию почвы — недопустимость образования глубокой колеи, значительных деформаций, распыления, уплотнения и т. п. Технические требования включают: допустимые скоростные режимы как движения, так и рабочих органов (частота вращения молотильного барабана) машин, кинематические показатели агрегатов, эксплуатационную надежность трактора, машины и агрегата в целом. К экономическим факторам в первую очередь относится возможно меньшая себестоимость выполненной агрегатом работы при наименьших затратах труда. Исходными данными для определения себестоимости являются: производительность агрегата, расход топлива и эксплуатационных материалов, количество и квалификация личного состава агрегата, затраты па техническое обслуживание и т. д. Требования по удобству обслуживания агрегата определяются несколькими показател 17 Во-первых, удобство управления агрегатом (обзорность, лег кость контроля за рабочими органами, поддержания технологического режима и т. п.). Во-вторых, удобство технического обслуживания. Оно определяется затратами времени на проведение необходимых операций и зависит от стабильности регулировок, заправочных емкостей, периодичности и числа точек смазывания и др. В-третьих, удобство технологического обслуживания. Оно харак теризуется затратами времени на технологические остановки количеством привлекаемого персонала, трудоемкостью работ. Требования охраны труда рассматривались подробно в I главе. Контрольные вопросы и задания 1. Какие энергетические средства применяются в сельском хозяйстве? 2. Как классифицируются сельскохозяйственные тракторы? 3. Что такое машинно-тракторный агрегат? 4. Как различаются между собой сельскохозяйственные агрегаты? 5. Какие основные требования предъявляются к комплектованию машинно-тракторных агрегатов? 6. Назовите основные преимущества и недостатки энергетических средств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: