Примерное содержание магистерского исследования

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Кафедра педагогики

Отчет по учебной практике

(ознакомительная)

Модуль 1. «Методологические основы современного образования»

Основная профессиональная образовательная программа
высшего образования по направлению подготовки

44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Магистерская программа

«Воспитательная деятельность»

Исполнитель:

_______________________

(гр. КП-ВД-11)

Подпись: ______________

Проверил:

Макарова И.А.., к.п.н., доц.

Оценка:_______________

Подпись:______________

Волгоград

2019

 

ПЛАН:

1. Цель и задачи учебной практики (научно-исследовательская работа) ………………………………………………………………….…3

 

1.1. Цель учебной практики (НИР) …………………………………….……3

 

1.2. Задачи учебной практики (НИР) …………….…………………….……3

3. Развернутый план магистерского исследования ……………….…....4

4. Отметка научного руководителя о выполненной магистрантом работе……………………………………………………………….…….….10

5. Отметка о посещении магистрантом занятий научно-исследовательского семинара…………………………………………….11



Цель и задачи научно-исследовательской работы

1.1. Цель: формирование у магистранта готовности к проектированию программы педагогического исследования в рамках выбранной проблематики.

1.2. Задачи:

- знакомство с требованиями к магистерским работам, их структурой, оформлением;

- знакомство с научными школами кафедры педагогики ВГСПУ;

- знакомство с особенностями подготовки научного доклада и его презентации на научном мероприятии;

- овладение опытом разработки методологического аппарата исследования и примерного содержания магистерского исследования;

- приобретение опыта выступления на научном мероприятии с соблюдением этики исследователя.



Примерное содержание магистерского исследования

Тема магистерской диссертации:

«Подготовка педагогов дошкольной образовательной организации к недирективному взаимодействию с родителями»

Введение
Актуальность проблемы исследования. Детский сад выступает первым социальным институтом в жизни каждого маленького гражданина. Под влиянием политических и социально-экономических процессов значительно изменился образ современной дошкольной образовательной организации (ДОУ). Большое влияние на качественное преобразование системы ДОУ оказывают два документа: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный Минобрнауки РФ и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный Минтруда и социальной защиты РФ. Оба документа разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Одним из приоритетных направлений ФГОС ДО является изменение в модели взаимодействия «детский сад – семья». Так, в пункте 1.4. «Основные принципы дошкольного образования» утверждается о необходимости сотрудничества организации с семьей воспитанника. В пункте 1.6. «Стандарт направлен на решение следующих задач», девятой задачей которого выступает «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Стандарт указывает на обязательное включение в содержательный раздел основной образовательной программы образовательного учреждения информации об особенностях взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Необходимо отметить, что слово «семья» во ФГОС ДО звучит не менее десяти раз, а слово «родитель» ещё чаще [Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155]. Что касается профессионального стандарта для педагогов ДОУ, то здесь следует отметить следующее. Так, трудовые действия педагога ДОУ предусматривают: «Активное использование недирективной помощи и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности» [Приказ Минтруда России от 18.10. 2013 № 544Н]. Необходимыми умениями   педагога ДОУ являются: «умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения» Данные обстоятельства должны переориентировать взгляд педагогического коллектива на родителей воспитанника. С учётом новых требований Е.Н. Запасник выделяет три принципа взаимодействия с родителями: Первый принцип. Считать семью главным элементом в жизни ребёнка, и поэтому учитывать мне­ние родителей в обеспечении качества образования и воспитания. Второй принцип. Семья является представителем интересов ребёнка и все решения, связанные со стратегией образования, находятся под ответственностью основных членов образовательной практики (родителей), и поэтому воспитатель должен поддерживать, стимулировать и уважать интересы членов семьи. Третий принцип индивидуализации. Заключается в проявлении гибкости и чуткости в воспитании детей с учётом интересов и культурных особенностей семьи [Запасник, 2016, с. 48-49]. Однако, вопрос готовности педагогов дошкольного учреждения к недирективному контакту со взрослыми участниками воспитательного процесса остается открытым. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимоотношений образовательного учреждения с семьей. Традиционные методы сотрудничества не отвечают запросу ФГОС ДО поскольку либо игнорируются родителями, либо провоцируют конфликтные ситуации. Образовательное учреждение должно выработать систему недирективных форм сотрудничества с семьей, основанных на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения, активного участия. Следовательно, отбор и структурирование нового содержания дошкольного образования предполагает внедрение современных образовательных программ и технологий, что в свою очередь ставит перед дошкольным образовательным учреждением проблему необходимости непрерывного повышения профессионального уровня педагогов. Фундаментальные и прикладные исследования многих исследователей посвящены изучению проблем профессионального развития педагога ДОУ в процессе повышения квалификации. Становлению системы дошкольного образования и научному обоснованию развития системы ДОУ посвящены работы И.Н. Андреевой, З.И. Васильевой, С.Ф. Егорова, Н.И. Кузьминой и др. Организации педагогического процесса и содержанию образовательной деятельности ДОУ посвящены исследования А.К. Бондаренко, Т.В. Волосовец, Н.В. Микляевой и Ю.В. Микляевой, Л.В. Поздняк и др. Повышение уровня подготовки педагогов по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных организаций, так как семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способные обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга. Взаимодействие педагогов детского сада и родителей оказывалось в поле внимания отечественных ученых как на этапе становления системы дошкольного воспитания (П.Ф. Каптерев, Е. А. Аркин, Н.К. Крупская), так на последующих этапах ее развитая (Т.А Маркова, Д.Д. Бакиева, Р.В. Овчарова, З.И.Теплова, А.И.Остроухова, М.Г Сорокова, Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик и др.). В XXI веке интерес ученых к феномену взаимодействия неизменно растет. Исследования последних лет были посвящены изучению: взаимодействия педагогов и родителей как условия профилактики социальной дезодаптации дошкольников (О.В. Огороднова, 2002); педагогических условий включения родителей в планирование образовательного процесса в ДОУ (О.В. Солодянкина, 2002); профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников (Т.В. Кротова, 2005); формирования родительской рефлексии в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения (Л.Р. Миронова, 2004) и др. Анализ современного состояния педагогической теории и практики позволил выделить противоречия: -между осознанием важности государственного заказа на развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательной организации и недостаточной его реализацией в теории и практике дошкольного образования; - между стремлением педагогов ДОУ овладеть методами и приемами взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяли бы им профессионально реализоваться в этой деятельности, и отсутствием обоснованных путей повышения квалификации в этом направлении. Данное противоречие обусловило постановку проблемыисследования, которая связана с необходимостью разработки программы обучающего курса педагогов ДОУ по вопросам недирективных форм взаимодействия с родителями воспитанников. Актуальность данной проблемы предопределила тему нашего исследования: «Подготовка педагогов дошкольной образовательной организации к недирективному взаимодействию с родителями». Объектисследования: процесс повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников. Предметисследования: подготовка педагогов дошкольной образовательной организации к недирективному взаимодействию с родителями. Цель исследования - научно обосновать и разработать программу обучающего курса педагогов ДОУ по вопросам недирективных форм взаимодействия с родителями воспитанников. Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач: 1. Уточнить сущностную характеристику понятия «недирективное взаимодействие». 2. Рассмотреть готовность педагогов ДОУ к недирективному взаимодействию с родителями воспитанников как условие повышения эффективности образовательного процесса. 3. Провести диагностику готовности педагогов ДОУ к недирективному взаимодействию с родителями воспитанников. 4. Разработать программу обучающего курса педагогов ДОУ по вопросам недирективных форм взаимодействия с родителями воспитанников. Теоретико-методологическая основания исследования: - учение о роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); - психолого-педагогические теории и концепции гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Шиянов и др.); - положения в области семейной педагогики и психологии (Ю.П. Азаров, Т.В. Андреева, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик и др.); - положения в области обучения, взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, O.Л. Зверева и др.). Для решения поставленных задач нами используются следующие методы исследования:теоретический анализ общенаучной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сравнительный анализ и обобщение полученных опытно-экспериментальных данных. А также методы контент-анализа, анкетирования, экспертной оценки и статистической обработки полученных данных. Опытно-экспериментальная база:МОУ детский сад № 42 г. Волгограда и МОУ детский сад № 199 г. Волгограда. Практическая значимость: содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы способствуют повышению эффективности процесса взаимодействия педагогов ДОУ и родителей; теоретические положения, результаты исследования могут быть использованы студентами при прохождении педагогической практики в ДОУ и педагогами ДОУ при организации недирективного взаимодействия с родителями воспитанников; материалы исследования могут быть использованы в процессе повышения квалификации воспитателей ДОУ.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К НЕДИРЕКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ
1.1. Сущностная характеристика понятия «недирективное взаимодействие»
В первом параграфе первой главы исследования на основе теоретического анализа философской и педагогической литературы будут последовательно проанализированы понятия «взаимодействие», «недирективное взаимодействие».
 1.2. Готовность педагогов дошкольной образовательной организации к недирективному взаимодействию с родителями воспитанников как условие повышения эффективности образовательного процесса
Во втором параграфе первой главы исследования на основе теоретического анализа педагогической и социологической литературы будет определено понятие «готовность». Используя основные положения системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг др.), мы планируем рассмотреть структуру готовности педагогов дошкольной образовательной организации к недирективному взаимодействию с родителями воспитанников, а также критерии, уровни сформированности готовности.
Выводы первой главы
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НЕДИРЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
2.1. Диагностика готовности педагогов ДОУ к недирективному взаимодействию с родителями воспитанников
В первом параграфе второй главы исследования будут рассмотрена специфика разработки диагностического иструментария (анкетирование, экспертная оценка) для выявления готовности педагогов ДОУ к недирективному взаимодействию с родителями воспитанников
2.2.  Программа обучающего курса педагогов ДОУ по вопросам недирективных форм взаимодействия с родителями воспитанников
Во втором параграфе второй главы исследования планируется разработать программу обучающего курса педагогов ДОУ по вопросам недирективных форм взаимодействия с родителями воспитанников.
Выводы второй главы
Заключение
В заключении будут кратко представлены в обобщенном виде ход и основные выводы исследования по каждой главе. Здесь также будут определены ведущие направления дальнейшей разработки проблемы.
Литература
1. 1. Приказ Минтруда России от 18.10. 2013 № 544Н Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями на 5 августа 2016 года) 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»   3. Агавелян М. Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М.Г. Агавелян, Е.Ю. Данилова, О.Г. Чечулина. – М.: Просвещение, 2009. 4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров. – М.: Аргументы и факты, 1993. 5. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе / Ш. Амонашвили.- М.: Амрита, 2011.-336 с. 6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. 7. Андреева Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. –СПб.: Речь, 2004. – 244 с. 8. Андреева Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с. 9. Антонович О. С. Формирование психологической готовности родителей к взаимоотношению с ребенком: дис. … канд. психол. и наук: 19.00.07 / О.С. Антонович. – Самара, 2009. – 248 с. 10. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. –2004. –№ 4. – С. 23-38. 11. Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание. –2002. –№ 9. – С. 52-56. 12. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника / Е.П. Арнаутова. - М.: Педагогика, 1993. - с.62-68. 13. Артемьева В.М. Недирективные методы взаимодействия воспитателя с детьми на занятиях по конструктивно-модельной деятельности / В.М. Артемьева // Социальная сеть работников образования. - 2017. 14. Арчакова Т.О., Лебедева Г.А., Маринцева Н.Н., Тумас Юханссон Активная поддержка родителей: методическое пособие / Т.О. Арчакова, Г.А. Лебедева, Н.Н. Маринцева, Тумас Юханссон. – М., 2008. 15. Асаева И.Н. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в системе повышения квалификации / И.Н. Асаева // Образование и наука. – 2008. – №5 (53). – С. 60-67. 16. Баринов Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / под ред. Е.М. Кокорева. – Магадан, 1993. - С.113- 114. 17. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2. 18. Власюк И. В. Педагогическое взаимодействие с родителями как средство адаптации ребенка в разновозрастном творческом коллективе / И. В. Власюк, Г. А. Воробьев // Грани познания. – 2015. –№ 7. – С. 55-59. 19. Водовозова Е.Н., Плеханов А.П. Об умственном и нравственном воспитании детей / Е.Н. Водовозова, А.П. Плеханов // Дошкольное воспитание. – 1976. - №11. – С.76-80. 20. Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: пособие для практических работников / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с. 21. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. –№ 1. – С. 60-68. 22. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н. Дружинин. – Спб.: Питер, 2007.- 176 с. 23. Дядюнова И.А. Семья как основа успешной социализации ребенка / И.А. Дядюнова, М.Ю. Индык // Начальная школа плюс до и после. –2014. – № 5. – С. 45-49. 24. Евдокимова Е. С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М.: Мозаика-синтез, 2007. – 144 с. 25. Живодрова В.Д. Организация единого пространства взаимодействия семьи и ДОУ в воспитании дошкольника / В.Д. Живодрова // Научный альманах. –2015. – № 7(9). – С. 327-329. 26. Запасник Е.Н. Принципы взаимодействия с семьёй по ФГОС ДО / Е.Н. Запасник // Евразийский научный журнал. - 2016. - № 12. - C. 48–49. 27. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие / Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 63 с. 28. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с. 29. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Творческий центр «Сфера», 2005. 30. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов- на- Дону., 1997. 31. Иванова В.В. Роль семьи в воспитании детей / В.В. Иванова // Народное образование. Педагогика. – 2012. –№ 3. – С. 50-60. 32. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия / Е.В. Коротаева. – М.: Профит Стайл, 2007. – 224 с. 33. Лебедева К.М. Подготовка родителей дошкольников к выполнению наука воспитательной функции в семье: концептуальная модель / К.М. Лебедева // Интернет-журнал «Мир знание науки». – 2017. – Т. 5, № 4. – Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/12PDMN417.pdf 34. Лебедева С.А. Система работы по повышению квалификации дошкольных педагогов / С.А. Лебедева // Детский сад: теория и практика. – 2013. - №11. - С.100 – 103. 35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл: Академия, 2005. – 352 с. 36. Макаренко А.С. Моя система воспитания. Педагогическая поэма / веков А.С. Макаренко. – М.: Просвещение: Изд-во АСТ, 2016. – 672 с. 37. Макарова И.А., Криулина П.А. Проблема готовности педагогов дошкольного учреждения к недирективному взаимодействию с родителями в рамках воспитательного процесса / И.А. Макарова, П.А. Криулина // Известия ВГПУ. – 2019. - № 1. – С. 40-47. 38. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей / Л.И. Маленкова. - М., 2000. 39. Маликова И.В. Психолого-педагогические условия развития способности первоклассника к учебному сотрудничеству: дис.....канд. псих. наук: 19.00.07: защищена 22.05.05: утв. 27.05.05 / Маликова В.А.. – Самара, 2005. – 225 с. 40. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности / Л.В. Мардахаев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Образование и здравоохранение. – 2014. – № 13(342). – С. 173-178. 41. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с. 42. Педагогическая деятельность и теория Фридриха Фребеля // в кн.: История дошкольной педагогики, под ред. Л. H. Литвина. - M, 2009. 43. Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги / Н.В. Рождественская, А.В. Толшин. - СПб.: Питер, 2006. 44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: ПитерКом, 1999. 45. Рунова Т.А. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со сверстниками и учителем в условиях формального и неформального общения / Т.А. Рунова. - Нижний Новгород, 2004. 46. Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции: метод. пособие для работников ДОУ / Л.В. Свирская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 192 с. 47. Семья и компетентные родители: социально-педагогические аспекты реализации сознательного родительства в образовании: коллективная монография / Г.Н. Гришина, Н.Н. Дружинина, Е.А. Ермолинская и др. – Орехово-Зуево, 2016. – 202 с. 48. Сериков В.В. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности / В.В. Сериков. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985. - 136с. 49. Симонович А.С. Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей: статьи из «Детского Сада» за 1866, 1867 и 1868 г. пересм. и доп.. / сост. А. С. Симонович, Я. Симонович. - СПб.: Тип. П.П. Меркульева, 1874. 50. Ткаченко И.В. Личностно-развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология / И.В. Ткаченко. - М.: «Кредо», 2008. - 278 с. 51. Трухина Г.Б. Консультация для воспитателей «Недирективная помощь в образовательной деятельности» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования: [сайт]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/26/konsultatsiya-dlya-vospitateley-nedirektivnaya-pomoshch-v (дата обращения: 13.09.2018) 52. Чубенко Л.В. Развитие профессиональной компетентности педагогов детского сада / Л.В. Чубенко // Детский сад: теория и практика. – 2013. - №11. - С. 56- 61. 53. Шведцова О.А. Консультация для воспитателей «Как оказывать недирективную помощь» / О.А. Шведцова // Maam.ru. - 2014.- № 2. – С.12-14. 54. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 768 с. 55. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2009. - С. 88- 92. 56. Aronson J. The History of Childhood / J. Aronson. –Northvale, New Jersey, 1995. – 450 p. 57. Holden G.W. Parental attitudes towards childrearing / G.Holden // Handbook of parenting. Children and parenting. – 1995. – № 3. – P. 359-392.  
Приложения
Приложение 1. ОПРОС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Приложение 2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РИСУНОЧНОЙ ПРОБЫ «СИТУАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ВОСПИТАТЕЛЬ И РОДИТЕЛИ»: Приложение 3. ОПРОС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ Приложение 4. ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К НЕДИРЕКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: