Характеристика учебного предмета

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно Положению об учреждении дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы (школы искусств по видам искусств), утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016 (с изменениями), зарегистрированному в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016 под регистрационным № 1224 (далее - Положение), учреждения дополнительного образования сферы культуры, в своей деятельности руководствуются Конституцией Донецкой Народной Республики, другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников - к выбору профессии в области культуры и искусств.

В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IНС (с изменениями) в учреждениях дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные программы в области искусств.

Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Программа «Коллективное музицирование. Симфонический оркестр» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты», утвержденными Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 14.08.2018 № 282-ОД и рассчитана на учащихся коммунальных учреждений дополнительного образования - музыкальных школ и школ искусств.

Программа по учебному предмету «Коллективное музицирование. Симфонический оркестр» для учащихся учреждений дополнительного образования является частью предпрофессиональнй общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Инструментальные классы. Струнные, духовые и ударные инструменты».

 

Актуальность Программы.

 

Программа способствует широкому внедрению художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, раскрытия творческого потенциала детей и юношества.

 

Характеристика учебного предмета

 

В общей системе музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру.

Коллективная игра раскрывает перед юными музыкантами новые грани возможностей: обогащает кругозор, музыкальное восприятие, эстетический вкус, ощущение стиля, совершенствует профессионализм, повышает общее развитие обучающихся. В тоже время в коллективе музыкант может полнее раскрыться, обозначить лучшие стороны своего дарования, проявить целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством. В процессе совместного творчества у юных музыкантов постепенно устраняется индивидуализм, появляются навыки, характерные для коллективного музицирования.

Коллективные формы музицирования в учреждениях дополнительного образования имеют большое значение в подготовке к дальнейшей профессиональной деятельности. Совместное творчество на уроках «Оркестрового класса» является залогом интереса к занятиям. При этом каждый ребенок становится активным участником оркестра, независимо от уровня его музыкального образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере. Совместное музицирование – прямой путь к созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.

Изучение предмета «Оркестровый класс» является составной частью обучения инструментальному исполнительству на струнных, духовых и ударных инструментах. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.

«Оркестровый класс» – учебный предмет, который может входить в вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства при условии реализации в школе различных видов музыкальных инструментов, участвующих в коллективном музицировании.

Создание оркестровых коллективов должно быть первоочередной задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а также, при наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно развитых материально-технических условиях.

В работу «Оркестрового класса» необходимо вовлекать учащихся, обучающихся на различных оркестровых инструментах. Распределение по группам для проведения занятий планируется на каждый учебный год. Необходимо стремиться к пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп определяется в зависимости от состава оркестрового коллектива в школе, с учетом контингента учащихся по классам.

 

Цели и задачи учебного предмета.

 

Цели - формирование способностей учащихся к восприятию музыкальных произведений и творческой исполнительской деятельности.

Создание условий для эмоционального, познавательного, творческого удовлетворения интересов детей, побуждающих их к коллективной игре в детском симфоническом (камерном) оркестре и участию в культурно-массовых мероприятиях различного уровня.

Приобщение учащихся к мировой культуре через репертуар симфонического (камерного) оркестра, развитие музыкально-эстетического вкуса детей и их эстетического отношения к музыкальному искусству.

Задачи:

Образовательные:

- формирование специальных компетенций в области музыкального исполнительства;

- формирование исполнительских навыков;

- формирование умения творчески и эмоционально исполнять музыкальные произведения.

Развивающие:

- развитие технических навыков игры на духовых инструментах;

- развитие музыкальных и творческих способностей детей;

- развитие умения работать в коллективе.

 

Воспитательные:

- воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих принимать и уважать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у детей коммуникативных навыков, чувства ответственности и дисциплинированности;

- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: