МДК 02.02 Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта)
Преподаватель Федорова Н.А.
Группа 20-АЭД
https://vk.com/id77541037
План занятия №91
Дисциплина: МДК 02.02 Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта)
Тема занятия: Методы диспетчерского регулирования.
Цель занятия: ознакомиться с необходимости диспетчеризации пассажирских перевозок
Планируемые результаты:
- образовательные – формирование знаний по оперативному управлению пассажирскими перевозками.
- развивающие - учить обобщать изучаемые материалы и применять полученные знания.
- воспитательные – формирование профессионально-значимых навыков, пробудить чувства ответственности обучающихся к выбранной профессии, формировать навыки систематизации и обобщения нового материала.
Вид занятия: лекция
Оснащение: компьютер.
План занятия:
1. Регулярность движения автобусов и пути её повышения.
2. Методы диспетчерского регулирования.
|
|
Литература: -: Спирин И. В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Спирин И. В. – 11 – е изд., испр.. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. –400 с. Разд.9.1. с. 300-305
https://www.academia-moscow.ru/reader/?id=372004
- Конспект-лекций по дисциплине
Дополнительные материалы опубликованы на https://vk.com/club193429964
Преподаватель: Федорова Н.А.
Лекция
Тема занятия: Методы диспетчерского регулирования.
План занятия:
1. Регулярность движения автобусов и пути её повышения.
2. Методы диспетчерского регулирования.
Вопрос 1. Регулярность движения автобусов и пути её повышения.
Регулярность движения – это своевременное отправление автобуса в рейс, точное соблюдение интервалов движения расписанию, на протяжении всего маршрута, и своевременное прибытие на конечный пункт, является качественным важнейшим показателем работы автобусного транспорта.
Регулярность движения автобусов даёт пассажирам уверенность в поездке а следовательно обеспечивает стабильность величины пассажиропотока.
Регулярность движения обеспечивается выполнением двух условий:
1. При полном (100%) выполнении предусмотренных расписанием рейсов (необходимое условие)
2. При точном соблюдении водителями расписаний движения с обеспечением водителями регулярности каждого рейса (достаточное условие)
Следует различать регулярность рейса и регулярность движения автобусов на маршруте.
Отдельные рейсы могут быть регулярными, а должная регулярность движения на маршруте в целом не достигнута. Качество обслуживания и регулярность движения – взаимосвязанные и не отделимые друг от друга понятия. С повышением регулярности движения объем перевозок увеличивается, равномернее распределяются пассажиры по автобусам маршрута, обеспечивается возможность своевременной оплаты проезда.
|
|
При нарушениях регулярности движения происходит переполнение салона автобуса, снижение доходов и рентабельности маршрута. Неравномерная загрузка вызывает серьезные колебания затрат времени на посадку-высадку пассажиров, что в свою очередь создает задержки автобусов на остановках, нарушается установленный режим работы автобусов, повышается расход топлива, снижается скорость сообщения и безопасность движения.
Регулярность движения автобусов по действующей системе учета и отчетности определяется в процентах по следующей формуле:
R = * 100%
где: Zрф – фактически выполненные рейсы по расписанию
Zпл – рейсы, предусмотренные маршрутным расписанием (плановые)
R = *100%
где: Zф.нерег – количество рейсов, выполненных с нарушением регулярности движения.
Причины нарушения регулярности движения:
Ø Несоответствие расписания действительным условиям (гололед, туман, ремонт дороги и т.д.)
Ø Несвоевременный и не полный выпуск автобусов на линию
Ø Простои автобусов на линии по техническим неисправностям
Ø Задержки уличного движения (железнодорожные переезды, светофоры и т.п.)
Ø Нарушение установленного режима движения автобусов (квалификация водителей)
Ø Оперативное изменение в распределении пассажиропотока вследствие задержки других видов городского пассажирского транспорта (отсутствие электроэнергии)
Пути повышения регулярности движения:
Ø Введение расписания для каждого автобуса
Ø Организация диспетчерского управления и систематического контроля
Ø Введение контроля и учета за движением не только на конечных, но и на промежуточных пунктах
Ø Установление строго ограниченных отклонений от расписания по видам перевозок (городские 1-2 мин; пригородные 5 мин; междугородные, в зависимости протяженности маршрута от 10 мин до 15 мин, на маршрутах протяженностью более 500 км допускается отклонение до 25 мин)
Введение автоматизированного контроля за регулярностью движения автобусов с помощью: автоматизированных систем диспетчерского управления автобусами (АСДУ-А), видеонаблюдения и использования системы ГЛОНАСС.
Старшему диспетчеру центральной диспетчерской службы (ЦДС) подчинены линейные диспетчеры, которые по его заданию обеспечивают контроль и управление движением автобусов и такси на линии.
ЦДС входит в состав пассажирской эксплуатационной службы транспортного управления. ЦДС - контролирует, информирует, регулирует движением автобусов. Диспетчерская системе представляет собой централизованное управление, обеспечивающее контроль и оперативное регулирование движением на всей автобусной сети города в целях улучшения качества обслуживания пассажиров и повышения эффективности использования ПС, обеспечивает контроль, регулирование управление движения.