Возвышение И.В. Сталина

Конспект урока истории

 Дата 20.04.2020.

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: «Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР»

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: охарактеризовать политическое развитие СССР в 30-е гг.

 

  Основные понятия:

Вождь – глава в некоторых жёстко централизованных недемократических (тоталитарных или авторитарных) государствах и партиях.

Враг народа - политический термин в СССР, обозначавший человека, подозреваемого или обвиняемого в антисоветской деятельности.

Диктатура - форма осуществления государственной власти, при которой вся полнота государственной власти принадлежит только одной политической позиции, принадлежащей одному человеку диктатору, либо правящей группе лиц, партии, союзу, классу и т. д.

Комсомол - Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи. Массовая молодёжная общественно-политическая организация в СССР.

Культ личности – возвеличивание отдельной личности средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.

Лозунг - призыв или обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование.

Массовые репрессии - проводились в СССР в 1928-1953 гг. против целых социальных, национальных, политических групп населения. Выражались в арестах, депортации, ссылке, заключении, расстрелах сотен тысяч и миллионов людей.

«Пятая колонна»- так называют внутренних врагов государства, готовых по приказу извне нанести удар в самое незащищённое место, либо исподволь подтачивать общество изнутри.

«Сталинский социализм» -социально-политический строй, который сформировался и существовал в эпоху правления И.В. Сталина со второй половины 1920-х до 1953 г.

 

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19- начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень./ Н.В.Загладин, Ю.А. Петров.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2018

Презентация к уроку по теме: «Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии, создание централизованной системы управления обществом»

Ход урока.

Что царь или вождь - это главный злодей,

Придумали низкие лбы.
Цари погубили не больше людей,
Чем разного рода рабы.

 

 

  Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

В 1930-х гг. в СССР окончательно утвердился культ личности Сталина. Сложился огромный бюрократический аппарат, который тесно сросся с партийной элитой, образовав административно-командную систему управления со строгой вертикальной иерархией власти, пронизывающей все сферы жизни. Утверждение системы Советов означало слабость представительной власти, сосредоточение функций управления в исполнительных комитетах, отсутствие независимой судебной власти. В экономике тоталитаризм означал огосударствление собственности, централизацию управления, уравнительное распределение. Отсутствие рыночных отношений диктовало необходимость повседневного вмешательства партийно-государственного аппарата в решение хозяйственных вопросов. Провозглашённые Конституцией СССР демократические права и свободы в реальной жизни оказывались мало осуществимыми. Происходило отчуждение людей от собственности и реальной власти. Можно ли говорить, что в СССР сложилось правовое государство и гражданское общество? И почему политическая система, сложившаяся в СССР в 1930-х годах, получила название «сталинский социализм»?


Цель нашего урока:  рассмотреть процесс политического развитие СССР в 30-е гг., противоречия между официальным пропагандистским образом страны и реальной жизнью общества; изучить масштабы массовых репрессий в СССР; ознакомиться с понятиями и терминами, историческими закономерностями и причинно-следственными связями.

 

2. Объяснение нового материала.






Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

1. Возвышение И.В. Сталина.

2. Сталин и политический террор в СССР.

3. Репрессии 1936-1938 гг.

4. Создание сталинской системы управления и Конституция 1936 г.

Возвышение И.В. Сталина.

Уже в 1920-е гг. пропагандистский аппарат большевистской партии начал возвеличивать своих лидеров. Как правило, в партийных и советских учреждениях на стенах висели их портреты. Их имена получали города, посёлки, фабрики, артели и колхозы, улицы и площади, их прославляли в стихах и песнях.

До 1921 г. основные политические решения в РКП(б) принимались, как правило, после длительной полемики между её лидерами, при этом наибольший вес имела точка зрения признанного руководителя партии — В.И. Ленина. Добившись в 1921 г. запрещения фракционной борьбы, то есть широких внутрипартийных дискуссий, он стремился исключить опасность раскола партии в сложных условиях перехода к нэпу. В.И. Ленин также считал важным наладить чёткость в кадровой работе, добиться, чтобы между центральным органом руководства партии (ЦК) и партийными организациями на местах был налажен оперативный обмен информацией. Для выполнения этой работы была введена должность Генерального секретаря ЦК. Весной 1922 г. им стал И.В. Сталин.

Сталин очень быстро поставил под свой контроль почти все стороны деятельности партийного аппарата. Под его влиянием оказались партийные средства массовой пропаганды и карательные органы.

Осенью 1922 г. тяжелобольной Ленин обратился к XI съезду РКП (б) с письмом, в котором рекомендовал освободить Сталина от обязанностей Генерального секретаря ЦК. Альтернативную же кандидатуру на этот пост Ленин не предложил. Более того, он выразил тревогу за судьбу партии, отметив, что все его возможные преемники допускали серьёзные политические и теоретические ошибки. Однако соратники Ленина, опасаясь подрыва своего авторитета в глазах рядовых партийцев, не ознакомили делегатов съезда с посланием вождя и не провели какие-либо кадровые перестановки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: