Российская империя в начале XX в. Экономическое развитие. Карта

Транссибирская магистраль

Транссибирская магистраль (Великий сибирский путь) – железная дорога, связавшая Сибирь с центральными экономическими районами Российской империи. Строительство было начато в 1891 г. по инициативе С.Ю. Витте, являвшегося в тот период директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов. Закладка пути во Владивостоке была произведена лично наследником цесаревичем Николаем Александровичем (будущим царём Николаем II) при его возвращении из путешествия по Азии.

Стройка стала самым грандиозным экономическим проектом в истории страны, призванным вдохнуть новую жизнь в восточные регионы державы. Другой целью становится «ногою твёрдой стать» на Тихом океане, играть активную роль в судьбах прилегающих стран.

Через 15 лет после начала осуществления проекта магистраль была введена в действие. Её протяжённость составила 7 тысяч вёрст – больше, чем любой другой магистрали в мире. Ввод Транссибирской магистрали в строй способствовал экономическому развитию прилегающих к ней регионов; позволил правительству расширить переселенческую политику и активизировать внешнюю политику на Дальнем Востоке.

 

Одним из активных инициаторов политики промышленной модернизации «сверху» был С.Ю. Витте, возглавлявший с 1892 г. Министерство путей сообщений, а затем (до 1903 г.) Министерство финансов. Его деятельность в значительной степени обеспечивала государственное финансирование российской программы модернизации.

Сергей Юльевич Витте

Сергей Юльевич Витте (1849–1915) – граф, государственный деятель царствования Александра III и Николая II, министр финансов, почетный член Петербургской академии наук.

Родился в семье крупного чиновника. В 1870 г. закончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, в том же году поступил на службу начальником движения Одесской железной дороги. Около 20 лет работал в частных железнодорожных обществах. Итогом его работы стала вышедшая в 1883 г. книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов».

В 1886 г. он получил должность управляющего Юго-Западных дорог. В 1890 г. Александр III назначил его директором Департамента железнодорожных дел и одновременно председателем тарифного комитета. В 1891 г. С.Ю. Витте разработал новый таможенный тариф.

В 1892 г. он стал министром путей сообщения. На этом посту Витте содействовал строительству Великой Сибирской магистрали (Транссиба) и проводил политику, направленную на сосредоточение железных дорог в руках государства.

С 1892 по 1903 г. Витте был министром финансов. Главной задачей он считал ускорение промышленного развития России. Чтобы ускорить экономическое развитие России, Сергей Юльевич способствовал привлечению иностранных капиталов в промышленность, банковское дело и в государственные займы. Чтобы защитить русскую промышленность от иностранных конкурентов, он разработал таможенно-тарифное законодательство во внешней торговле, расширил систему государственных заказов и финансовой поддержки казной некоторых отраслей промышленности.

В 1894 г. Витте ввёл винную монополию, и доходы с кабаков и от продажи спиртного пошли в казну. В 1913 г. эта сумма составила 700 млн руб. В 1895–1897 гг. Витте провёл самую крупную реформу – денежную: золотой рубль стал основной монетной единицей (до этого денежной единицей России был серебряный рубль).

В 1902 г. по инициативе Сергея Юльевича было создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Он считал, что для развития сельского хозяйства необходимо перейти от общинного владения землей крестьян к частному, подворному, отменить жёсткую паспортную систему, то есть то, что сковывало предпринимательскую активность крестьян. Но Витте смог добиться только отмены круговой поруки в общине.

При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и выгодный для России договор о строительстве и использовании Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) на территории Манчжурии. Витте возглавлял русскую делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 г. с Японией, за что получил графский титул.

В 1905–1906 гг. Витте возглавлял Совет министров. Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 г. именно глава правительства Витте настоял на уступках восставшим. В 1906 г. он добился у французских банков займа в 2,25 млрд франков. Это укрепило позиции правительства в борьбе с революцией, стабилизировало политическую ситуацию, успокоило общество.

В 1906 г. Витте подал в отставку, но остался членом Государственного совета и принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого был до самой смерти.

 

В 1895 г. по инициативе Витте была введена винная монополия, предполагавшая исключительное право государства на изготовление и продажу спиртных напитков, что дало возможность серьёзно пополнить казну.

Денежная реформа 1895–1897 гг. позволила впервые в России ввести золотое обеспечение рубля и осуществлять его свободную конвертацию на иностранную валюту и золото как внутри страны, так и за рубежом. Эта реформа обусловила интенсивный экономический рост и открыла широкие возможности для привлечения в Россию иностранного капитала. В результате реформ С.Ю. Витте на рубеже ХIХ–ХХ вв. наблюдался экономический рост и укрепился финансовый авторитет России в мировом сообществе.

296

Целые пласты российской экономики оказались вне зоны модернизации и не включились в процесс индустриализации. Например, кустарная промышленность развивалась в рамках сельскохозяйст­венного производства (изготовление мелкого сельскохозяйственного инвентаря и т.п.). К тому же сельское хозяйство во многом сохранило полукрепостнические формы собственности и методы хозяйствования. Капиталистическая эволюция деревни шла очень медленно и отставала от промышленности, обуславливая противоречивость и неравномерность экономического развития.

Таким образом, экономическая политика России в начале XX в. носила противоречивый характер. С одной стороны, правительство проводило линию на создание тяжёлой индустрии, поддерживало железнодорожное строительство, способствовало росту банков, т.е. активно развивало капитализм. Но, с другой стороны, приоритет отдавался системе всемерного, жёсткого государственного контроля и управления, а также защите интересов дворянства, консервации феодальных пережитков в деревне.

Российская империя в начале XX в. Экономическое развитие. Карта

2. Формирование монополий. Иностранный капитал в России.В российской промышленности в начале ХХ в. ускоренными темпами шёл процесс создания монополий, основными формами которых были:

картели — форма экономического объединения, участники которого заключают соглашение о регулировании объёма производства, условий сбыта продукции, найма рабочей силы при сохранении коммерческой и производственной самостоятельности;

синдикаты — форма объединения предприятий, осуществляющих общую коммерческую деятельность при сохранении производственной и юридической самостоятельности;

297

тресты — форма экономического объединения, в рамках которого участники теряют производственную, коммерческую, а часто и юридическую самостоятельность и подчиняются единому управлению.

Например, синдикат «Продамет», включавший в себя ряд металлургических заводов, контролировал к 1912 г. около 80% сбыта продукции металлургов страны. Картель «Продпаровоз» объединила Путиловский, Брянский и другие паровозостроительные заводы. Тресты с преобладанием германского капитала монополизировали электротехническую отрасль России (фирма «Сименс» существует до сих пор).

Монополизация сопровождалась сращиванием промышленного и банковского капитала, формированием финансово-промышленных групп и образованием концернов как высшей формы монополистических объединений, включающих предприятия разных отраслей промышленности, не связанных производственными интересами. Обычно объединяющим звеном служил единый финансовый центр. Например, акции таких крупных промышленных предприятий, как машиностроительный завод Гартмана, Российского золотопромышленного объединения, были приобретены Петербургским международным коммерческим банком. Организатором одной из самых мощных в стране военно-промышленной и финансовой группы был глава Русско-Азиатского банка А.И. Путилов.

Одновременно шёл процесс концентрации банковского капитала. В 1909 г. один из крупнейших в России Азовско-Дон­ской банк поглотил Минский и Киевский частный коммерческие банки.

3. Политическая система и социальная структура общества.Политическая система России, несмотря на реформы второй половины XIX в., оставалась неизменна: абсолютная монархия, отсутствие конституции и системы выборной представительной власти.

298


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: