Задание 1. Составить памятку-опору «Управление эмоциями и чувствами»

Практическое занятие № 4.

Исследование эмоционального состояния. Приемы психофизической саморегуляции. Профилактика стресса.

 

А с каким цветом Вы ассоциируете свое эмоциональное состояние сейчас?

 

На данный момент - чёрный.

 

Контроль исходного уровня знаний.

1. Эмоции - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

 

2. Нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями

 

3. Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

 

4. Аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

 

5.Астенические эмоции – форма негативных эмоций, выражающихся в подавленности, унынии, печали, нелокализованном страхе.

 

6. Стенические эмоции - эмоции, переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности (возникает состояние возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости и т. п.).

 

7. Настроение — достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.

8.Аффект – это  наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки.

 

9. Эйфория – это внезапное переживание сильного душевного подъема, веселого настроения, чувства оптимизма, абсолютного благополучия

 

10. Страсть –еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

 

11. Чувства – устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром.

 

12. Низшие чувства, высшие чувства, нравственные чувства, эстетические чувства, интеллектуальные чувства, социальные чувства.

 

 

Задание 1. Составить памятку-опору «Управление эмоциями и чувствами»

1.Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших

2.Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.

3.Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".

4.Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.

5.Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.

6.В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.

Задание 2:

Интерес - и

Волнение.- д

Радость - а

Удивление - г

Горе - в

Страдание - б

Гнев - л

Отвращение - з

Презрение - ж

Страх - к

Стыд - е

 


Задание 3.

Выберите из 12 перечисленных тот цвет, который вам нравится больше всего. Запишите его отдельно - Чёрный

1. Выберите следующий любимый цвет из 11 оставшихся. Запишите его следом - Синий

2. Теперь выберите из 10 оставшихся цвет, который нравится меньше других. Также запишите его - Белый

Черный. Его обычно выбирают люди, уверенные в себе. Это означает, что выбравший его человек всегда стремится к успеху, потому этот цвет нередко называют "цветом достижений". Одновременно с не меньшим основанием он означает готовность действовать, не задумываясь о последствиях и не считаясь с авторитетным мнением

Синий. Считается, что синий цвет привлекает консервативных людей с практическим складом ума. Это цвет спокойствия, он нравится тем, кто жаждет мира и комфорта. Уверяют, что людям, предпочитающим синий цвет, можно доверять, а сами они стремятся к организованному и упорядоченному образу жизни. Иногда выбор этого цвета может служить признаком того, что человек чем-то обеспокоен.

 

Белый. Белый цвет выбирают люди, стремящиеся максимально выразить себя. Это характерный признак тех, кому необходимо собственное пространство для размышлений или экспериментов. "Белые" люди обычно великолепные генераторы идей, но им порой недостает практичности. Белый цвет часто ассоциируется с чистотой.

 

 


Задание 4.

Психологическая методика «Кактус»

наличие чувства семейной защиты, отсутствие агрессии, интроверсия, оптимизм,

 

 

 

Задание 5.

ТЕСТ - ОПРОСНИК

«ОЦЕНКА НАСТРОЕНИЯ»

 

Оценка результатов проводится по следующим критериям.

Настроение: 7 баллов – 18 ответов.

 Астеническое состояние: 4 балла – 9 ответов.

Состояние эйфории: 0 баллов

 

1. Чувствую себя исключительно бодро. (нет)

2. Соседи (другие учащиеся и т. п.) очень мне надоели. (наоборот)

З. Испытываю какое-то тягостное чувство. (нет)

4. Скорее бы испытать чувство покоя (закончились бы урок, занятия, четверть и т. п.) (нет)

5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы. (нет)

6. Состояние такое, что, образно говоря, готов горы свернуть. (да)

7. Оценка по тесту неприятна, вызывает чувство не удовлетворённости. (нет)

8. Удивительное настроение: хочется петь и плясать, целовать от радости каждого, кого вижу. (нет)

9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка. (нет)

10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачным. (нет)

11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость. (нет)

12. иду радостно, не чувствую под собой ног. (нет)

13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать. (нет)

14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом!» (нет)

15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!» (нет)

16. Все люди без исключения мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны. (нет)

17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко! Все доступно! (нет)

18. Мое будущее мне кажется очень печальным. (нет)

19. Бывает хуже, но редко. (да)

20. Не верю даже самым близким людям. (нет)

21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка. (нет)

 

Настроение: 7б.

Астеническое состояние: 9б.

Состояние эйфории: 9б.

 

 

Задание 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: