Теории сущности государства и права (правопонимания)

План лекции

1. Основные исторические и современные стратегии определения и выявления сущности права (определение права по содержанию, определение права по источнику, определение права по способу обеспечения исполнения правовых норм) и их отражение в соответствующих школах права.

2. Теологические взгляды о сущности права и государства. Зависимость теологических взглядов от вида и типа религии. Христианские представления о сущности права (православные, католические, протестантские).

3. Естественная школа права. Античные представления о естественном праве. Христианские доктрины естественного права (Отцы Церкви, Фома Аквинский, неотомизм и т.д.). Атеистические и религиозные подходы к естественному праву. Классическая школа естественного права.

4. Историческая школа права. Судьба исторической школы и ее методологическое воздействие на последующие учения.

5. Юридический позитивизм. Взаимоотношение концепций юридического позитивизма и естественного права. Нормативистская школа права.

6. Социологическая школа права. Право как совокупность социальных и юридических норм, судебных и административных решений, определяющих интересы, заслуживающие защиты.

7. Историко-материалистическое учение о праве и государстве. Право как надстроечный элемент социально-экономической формации. Классовый подход к пониманию права.

8. Психологическая школа права.

9. Реалистическая школа права. Право как совокупность судебных решений, определяющих и защищающих права конкретных лиц. Правовой прагматизм (инструментализм).

10. Основные подходы к пониманию сущности государства.

Основными историческими и современными стратегиями определения и выявления сущности права есть определение права по содержанию, определение права по источнику, определение права по способу обеспечения исполнения правовых норм. Все они отражены в соответствующих школах права. Наблюдается развитие, взаимодействие и взаимопроникновение учений о сущности права.

Типы правопонимания (Шагиева) — это философско-юридические концепции, содержащие исходные мировоззренческие принципы объяснения права как самостоятельного явления.

Выделяют два типа правопонимания и их теории правопонимания, которые раскрывают соотношение права и закона:

таб. Основные типы правопонимания (типы государствопонимания)

Позитивизм Непозитивизм
Классический юридический позитивизм (легизм) Социологическая теория (социальное учение о праве)
Марксисткое учение Психологическая школа права
Неопозитивизм (нормативизм) Философское, оно же естественно-правовое. нравственное, этическое относится к юридическому понятию права.
Легисткое (этатический легизм) Юридическое понятие права (либертарное)

Историческая

Теологическая

Реалистическая

Интегративный подход

Коммуникативный подход

Теологические взгляды о сущности права основаны на интерпретации права как установленной Богом иерархической соподчиненности «низших» «высшим», как определенной модели поведения, санкционированной Богом, посредством соблюдения которой достигается спасение и жизнь после смерти.

 Устойчивое теократическое представление С.Г. Дробязко объясняет: стремлением придать праву в обществе самый высокий авторитет; феномен нельзя до конца объяснить, кроме как через непознанное божественное; научное познание истины не всегда сопряжено с доказательствами и может иметь и теологический аспект, научно-фантастический, облекаемый в религиозную форму.

Эта теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и религиозные организации.

Сущность государства, согласно теологической теории, — обеспечение установленного Богом иерархического порядка.

Недостатки в том, что теологическая теория имеет объективно-идеалистический характер, т.к. ставит государство и право в зависимость от воли Бога; идея божественной природы власти в государстве одновременно оправдывала жестокость и произвол «земных» властей, преследование политического инакомыслия, сдерживала общественную инициативу и демократию.

Положительный момент — теологи рассматривают естественное право как неотчуждаемое и неизменное; многие первые государства имели религиозные формы, а их системы права были либо одновременно религиозными догматами, либо вытекали из последних.

Христианский подход к сущности государства представлен в православной, католической и протестантской концепции сущности государства. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а ее решениям — характер обязательных, осуждало преступность.

Ф.Аквинский писал, что сущность государства — обеспечение общего блага, условия для достойной и разумной жизни; процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения мира Богом. Все сущее укладывается в созданный Богом иерархический порядок. Существует высший божественный закон естественного права, составляющий основу права действующего. В 1879 г. его учение и система объявляются «единственно истинной философией католицизма» и до сих пор оказывают значительное влияние на духовную жизнь общества.

ХРИСТИАНСКИЙ ПОДХОД К ГОСУДАРСТВУ – согласно Священному писанию, один, а толкования, согласно Священному преданию, разнятся по конфессиям:

· Ватикан позиционирует себя как квазигосударство в публичной сфере, обладающее светской властью. В сакральном смысле Папа — намесник Христа;

· Протестанты в силу отрицания Священного предания и принципа апостольского преемства епископов церковью считает любую общину, для них территориальный принцип не столь важен;

·  Православные: государство и церковь не едины, но сотрудничают. Церковь не является частью государственного механизма и не наделена какими-либо властными функциями

Христианский подход исходил из божественной природы государства и права, ниспосланных людям, испорченным пороком. Государство как явление «от мира сего» — явление временное, для грешного человека, в Царстве Божиим будет отсутствовать. Государство есть противодействие порокам человека и грехам, ограничения зла и поддержания добра, придает нравственный смысл государству, необходимому в испорченном грехом мире, т.е. не признает абсолютную самоценность государства. И не хочет его превращения в самодавлеющий политический институт.

Есть учение об «интегральном гуманизме», которое проводит идею возвращения современного человечества к справедливому государству и праву в том виде, в каком они были созданы Богом.

 «Противящийся власти противится Божию установлению...». Но христиане не должны подчиняться власти, если она принуждает к нарушению заповедей, но неподчинение только мирное и в законных рамках. Соотношение церкви с властями — диалог.

Подходы к пониманию государства христианами:

· подход, согласно которому церковь создана Христом как богочеловеческий организм, является «телом Христовым»;

· подход, согласно которому, церковь есть форма объединения верующих и территориально-религиозная корпорация, юридическое лицо.

Государство и церковь отличаются по целям и организационно, что догматически вытекает из различия сакральной сферы и светской. Действуют на одной территории, не сливаясь и не могут быть разделены в силу общей территории и воздействия на одних субъектов. Никто из них не вмешивается в дела друг друга. 

Христианские представления о сущности права (православные, католические, протестантские). Христианство — это вероучение, центрированное фигурой Иисуса Христа и основанное на Библии как общем для всех христиан источнике. Ветхий и Новый Заветы объединены в единый семантический комплекс Библии.

Есть следующие подходы к соотношению христианства и права:

· довольно распространено мнение о несовместимости права и христианства (если брать христианские идеалы и правовую реальность);

·  и о сильном взаимовлиянии (в п.о., доктринальном).

Во многом благодаря воздействию христианства Европа пошла по пути завоевания прав человека. Христианство в средние века совершило революцию мировоззрения, т.к. оно ставило естественные законы выше государства и позитивного права. Единственной христианской социальной философией было средневековое естественное право; более того: обязывало нарушать закон, если он противоречил воле Божьей; изменило отношение к труду – призывает честно трудиться, труд есть необходимый способ существования личности; через идею самосовершенствования для спасения души способствовало повышению значимости человеческой личности; в отличие от ислама и индуизма у человека есть права, а потом обязанности, т.е. персоноцентризм, автономия личности; через равенство всех перед Богом пробивает себе дорогу идея равенства всех перед законом даже в условиях жесточайшей зависимости угнетенных классов и сословно-классовой структуры; обусловило источники: европейское право-писаное, роль доктрины.

Церковь считала создание христианского права бесполезным, и даже не считала себя правомочной на это.

Современное европейское государство является светским (разделяет светскую и духовную власть) благодаря христианству: оно не обязывает служить государству, но Богу. Христос человека поставил превыше всего, а не слепое подчинение законам - в этом его конфликт с властью; не связано ни с какой политической системой, не отрицает, но и не принимает безрассудно какую-либо из них, зная, что Царство Божье — это реальность будущего и оно не может быть воплощено в какой-либо социальной системе или в политическом режиме, не отказывается от какой-либо формы власти в государстве, за исключением, если эта власть не становится беззаконной и тоталитарной. «Мое царство, – сказал Христос, – иной мир».

Если вообще существует христианское учение о праве, то оно в Новом Завете и выражено в поступках и словах Христа.

Естественная школа права (юснатурализм, от лат. jus naturale) основано на естественном праве. Оно — совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения. Естественное право противопоставляется позитивному праву: во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления. Оно ставится над позитивным (непозитивизм) или является лишь частью позитивного права (позитивизм).

Естественная школа права (естественно-правовая, философская, нравственная, этическая, либертарная) основана на следующих положениях:

· Высшим началом, независимым от государства являются принципы высшего разума, справедливости, объективного порядка ценностей, мудростей Бога, действующих напрямую и обязательных для законодателя;

· Существует идеальное правовое начало, не требующее никакой фиксации — естественные права человека. Источник прав человека находится в самой природе человека;

· Деление права на естественное (свойственное природе человека, мироздания, данное извне, природное явление) и волеустановленное (позитивное, устанавливаемое, санкционируемое государством), различие права и закона по содержанию;

· Необходимость соответствия позитивного права праву естественному, выражающему требования человеческого разума, коренящегося в природе человека, воле Бога, высшей справедливости, общечеловеческих идеалах и ценностях;

· Закон бывает и несправедливым. Не всякий безупречный по форме закон содержит в себе право, т.к. право оценивается по критерию справедливости и соответствия правам человека.

Философско-этическое понятие права: право — это справедливость. Справедливость есть соразмерность, эквивалентность в отношениях социального обмена. Право и мораль концептуально едины. Так, С.Г. Дробязко пишет: «Право – общесоциальная политическая справедливость, выражающая баланс интересов всех социальных групп, личности и общества в системе охраняемых государством норм, призванных служить обеспечению социального прогресса».

Концепции о естественном праве содержались уже в этическом учении античных мыслителей: Конфуций, Лаоцзы (даосизм), Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, 5 римских юристов (Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин, Гай). «Jus naturale» — естественные права в отличие от международного и гражданского.

В средние века те же идеи подкреплялись авторитетом церкви (Грациан, Ф. Аквинский). Теория же естественного права, т.е. сформированное теоретическое знание (Спиноза, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо) создана усилиями буржуазных идеологов в XVII-XVIII вв. Общепризнанным «отцом естественного права» считается Гуго Гроций. В отличие от античных мыслителей, считавших естественное право как действие законов природы, создатели классической школы под естественным правом понимали как требования человеческого разума, коренящиеся в природе человека.

Естественными правами считают: жизнь, честь, достоинство, частная собственность, труд, свободное развитие, свобода информации, участие в делах общества и др.

Имеется влияние теологической теории на естественно-правовую. По типу мировоззрения различают: атеистические; религиозные подходы к естественному праву.

Выделяются школы естественного права: классическая школа естественного права. мыслители XVII-XVIII вв. и Кант; возрожденная (современная) естественная школа права с XX в. как самостоятельные теории: неотомистское, экзистенциалистское, феноменологическое, герменевтическое, онтологическое направления. 

В современной российской теории права получило развитие понимание либертарной сущности права как меры свободы (либертарная теория — B.C. Hepсесянц) либо справедливости (этическая концепция — Р.З. Лившиц), возникающей в обществе еще «до закона», до создания норм позитивного права. Таким образом, право и закон здесь четко разведены.

Либертарно-юридическое понимание права (Нерсесянц) включает признаки права: свобода, равенство, справедливость. С ее точки зрения, исторически свобода представляет собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосудия индивидов в частных и публичных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы — это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.

Историческая школа права возникла в сер. XIX в. как реакция на умозрительность и отвлеченность доктрины естественного права. Она выступала против дуалистического понимания права (естественного и позитивного), за монизм, а именно за единое позитивное право, независимое от сознания и воли людей, в нем отражен духа народа, нации. Суть права – дух и убеждения народа. Гармония права нарушается, когда произвольно вклинивается законодатель. Основателем исторической школы права считается Савиньи, а предвестником является проф. Густав Гуго.

Право формируется стихийно, как правила игры и язык. Согласно Пухте, развитие права имело три стадии: обычай, законодательство (персонификация общей воли), право юристов (когда юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе национального права, но еще не обнаруживающиеся ни в обычае, нив законе). Согласно Ф.Савиньи, право прошло стадии природного обычного права; ученого права как научная обработка природного права и живущее двойной жизнью (и природного, и ученого), но оно единое, т.к. его источник один — народный дух, кодификации, упорядочивающей первые стадии.

Минус исторической школы прав: преувеличение роли общественного сознания. Плюс состоит в историческом подходе к этническим факторам, формирования государства и права.

Значение исторической школы велико: она поставила вопрос о преемственности современного права и права предшествующих эпох. Стали изучать римское право, что привело к формированию правоведения как отдельной науки; перестали воспринимать естественное право как универсальный образец. Так появился юридический позитивизм и переход к нему в нач. XX в.; кодификация шла под влиянием исторической школы права; по личной договоренности Сперанского и Ф.Савиньи русские студенты стали учиться в Берлине, в силу чего русская школа цивилистов полностью повторяла идеи немецких цивилистов.

В конце XIXв. в юриспруденции господствующим направлением стал классический позитивизм, т.к. общество стабильно, право активно кодифицировалось. Философской основой позитивизма стали учение И.Канта о категорической императиве и О.Конта о позитивной философии, далее Л.Дюги о гармонии и солидарности и социологическая теория Э.Дюркгейма.

Представители классического позитивизма (Д.Остин, Р.Иеринг, П.Лабанд, К.Бергбом, Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов, Э.Дюркгейм): отождествляли право и закон, т.к. официально установленный закон объективен и доступен для изучения. С их точки зрения, закон — это абстрактные общеобязательные нормы, установленные государством и обеспеченные его принудительной силой. Основной источник права – закон в широком смысле, НПА. Позитивисты не признавали международного права и в отличие от марксистов не указывали, чью именно волю выражает закон. Его содержание не важно. Противоречащие закону акты будут исполняться, пока не отменены вышестоящим государственным органом. Любой приказ наделенного властью лица- закон, пока вышестоящее лицо не отменит его; рассматривали государство как главенствующую, вездесущую силу в обществе. Государство первично, право вторично. Нет правоотношений, прав человека вне закона;

Слабость: преувеличивали роль закона и власти, т.к. как будто они могут решить любую задачу путем приказа (закон определяет жизнь общества).

таб. Соотношение права и закона в позитивизме и непозитивизме.

Право и закон отождествляются; Право — любые властные акты, правильные по форме и процедуре; Государство творит право и им не связано; Сущность права — возведенная в закон воля социальной группы, обладающей государственной властью; Естественные права вне закона не признаются. Право шире закона; Право — содержание, а закон – форма; Право верховенствует над государством, которое должно искать право и зафиксировать в законе;  сущность права — система естественных, неотъемлемых прав человека;  закон должен содержать права человека.

 

позитивизм   непозитивизм  
· Узко; · Право есть закон; · Правовой режим всеобщего соблюдения законов и издания подзаконных актов во их исполнение; · Принцип верховенства закона. · Широко; · Право шире закона; · Более современный подход (переодически всплывает, когда закон устарел); · Принцип верховенства права.

Право в этатическом позитивизме (этатическом легизме) — это: тотальный государственный регулятор общественных отношений, закон, возведенная в закон воля социальной группы, обладающей властью; иерархичная, полная, непротиворечивая и согласованная система неперсонофицированных норм, исходящих от государства и им охраняемых; позитивно закрепленное стабильное законодательство как идеал.

Классический юридический позитивизм породил:

· французскую школу права (право есть нормы закона, изданные по воле законодателя. Модель права: кодекс).

· германскую школу права (правовые нормы выработаны учеными, юридической доктриной. Модель права: догматические конституции).

· англо-саксонскую школу права (право есть нормативные принципы в судебных решениях или прецедентах. Правовая модель: юридическая казуистика, прецеденты).

В первой пол. XX рамках позитивизма сформировался новый позитивизм — нормативизм (неопозитивизм) (Г. Кельзен (1-ый в мире австрийский конституционый суд), Х.Л.А. Харт, Р.Штаммер). Право — иерархическая система непротиворечивых норм должного поведения, обязанностей, а не субъективных прав. Его основу составили идеи о том, что: главное в праве — режим законности, т.к. источник права — только государство. Права человека остаются на усмотрении государства; «право изучается как оно есть, т.е. законы и подзаконные акты без учета классовой или иной оценки содержания, вне влияния экономики, психологии, морали и др. факторов («чистое» учение о праве). Для практики не важно, откуда берется первичная норма и каково содержание акта; правом признается государственная воля, выраженная в нормативном акте, обязательном к исполнению; право — это иерархия принудительных норм, основанных на др. принудительных нормах во главе с абстрактной первичной нормой («правило признания» у Х.Л.А. Харта и «grundnorm» у Г.Кельзена). Международное право выше национального права, если норма конституции предписывает ему подчиняться; правоприменительная практика осуществляется только в рамках закона. Судья — только «уста, произносящие закон», а не правотворец; юриспруденция изучает только государственные нормы.

Плюсы у нормативизма существенные: подчеркивает нормативность права, его формальная определенность, противостоит произволу и беззаконию,

Минусы также немалые: фиксированность средств государственного принуждения в случае нарушения, чрезмерно широкое влияние государства, косвенная ориентация на справедливость и прогрессивность возведенной в закон воли.

Социологическая школа права возникла в к. XIX- нач. XX ст. под влиянием социологии как новой науки об обществе, когда в юриспруденции стали разрабатываться социологически ориентированные концепции правопонимания. Таким образом, социология права зародилась в юриспруденции.

В юриспруденции под социологической теорией права подразумевают эклектику положений различных, даже противоборствующих течений преимущественно в американской школе социологии права. Из виду упускается существенное отличие американской и европейской школы социологии права. В обобщенном виде социологическое правопонимание вытекает из следующих направлений юридико-социологической концепции:

· право как сумма реальных правоотношений в обществе, т.е. как правовой порядок в обществе (живое право, мертвый закон);

· право как порождение индивидуального или коллективного правосознания;

· право как «идея образа действия, осуществляемого в действительности»;

· «правовой плюрализм» («институционализм в праве»);

· право как средство социального контроля;

· право как прагматический инструмент, когда оно рассматривается как «средство социальной инженерии».

Социологическая трактовка право рассматривает не как систему абстрактных норм, а как конкретные правоотношения, как нормы, фактически применяемые на практике.

Социологическое правопонимание предполагает широкое, прагматическое отношение к наказанию и праву (правонарушению).

Данный подход не дает четких ориентиров правоприменителям и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Он важен для законотворчества и служит законодателю ориентиром на практику.

В рамках социологического правопонимания выделяются социологические школы права: американская — правовой реализм и прагматизм (О. У. Холмс, Р.Паунд, Дж.Френк); европейская школа (Е.Эрлих, М.Вебер, Э.Дюркгейм).

Историко-материалистическая концепция (марксистская теория) утверждает оклассовой сущности государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. Марксистское понимание права основано на следующих идеях: сущность права — это воля экономически господствующего класса (позднее — всего народа), которую он с помощью государственной машины навязывает обществу и которая определяется материальными условиями жизни. Право и государство являются надстроечными явлениями, обусловленные базисными (экономическими) отношениями частнособственнического общества. Государство — политическая организация господствующего класса, классового насилия.

Критика марксисткого истмата чаще всего указывает, на то, что право в контексте марксизма не имеет единой сущности, а есть лишь сущности исторических типов права различных ОЭФ (рабовладельческое, феодальное, буржуазное). Уничтожение собственности в фазе коммунизма приводит к отмиранию права. Характеристика закона как правового неуместна, т.к. есть лишь закон, соответствующий и не соответствующий экономическому строю. И классовые характеристики отдельных НПА не могут определять сущности права и происхождение этого социального института и его качества.

Психологическая теория правопонимания (З.Фрейд, Дж.Фрезер, П.Сорокин) отпочковалась от социологии и основана уроженцем Беларуси Л.И. Петражицким. Согласно Л.И. Петражицкому, право — это результат особых психических переживаний человека, его правовых эмоций (двусторонние, обязательно-притязательные переживания). Психологические процессы — такая же реальность как и политическая или экономическая. Из императивно-атрибутивных эмоций индивида, которые выражают его правовые притязания (атрибутивность) и представление об обязанностях (императивность), складывается интуитивное право как продукт человеческой психики, обусловленного социокультурной средой, индивидуальными переживаниями. В интуитивном праве отсутствует грань между правом и правосознанием Поведение индивида обусловлено двумя мотивациями: пассивной, моральной (должествование, которое действует индивидуально) и активным, правовым правомочием, через поощерение и принуждение, которое действует через коллективное сознание на индивида. Эмоции мешают отношениям и свободе, нормы их упорядочивают. Право и государство возникли из свойств психики (тяги к подчинению, подражанию элите).

Американская социальная концепция права имеет два крыла:

1. Реалистическая школа права: крайние реалисты (Дж.Фрэнк, Д.Бингам, Т.Арнольд, Оллифэнт) и умеренные (К.Ллевеллин, Гэрлэн, Кук).

2. Правовой прагматизм (инструментализм) (Р.Паунд, Н.Смелзер, О.В. Холмс, Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи)

ПРАГМАТИКИ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ продвигали идеи отказа от дедуктивного метода в правоприменении; концепции судейского права: критерии оценки права – эмпирический опыт, интуиция и целесообразность, усмотрение судьи. Судьи могут творить право по своему усмотрению, расширение судейского нормотворчества по собственной инициативе; правосознание основывается не на строгом соблюдении требований, а на выяснении целесообразности применения данного закона; в правоприменении важно не точное соблюдение буквы закона, а целесообразность. Право понимается как инструмент управления социальными процессами, то есть его можно «оттачивать» согласно потребности. Правовые нормы и институты рассматриваются исключительно через призму эффективности достижения социальных целей. Р. Паунд (1870-1964):

· создал теорию юридической социально-психологической инженерии: цель — примирение и гармонизация сталкивающихся и интересов (публичные, индивидуальные, общественные) и требований, надо обеспечить «защиту интересов» с помощью правового инструмента;

·   понимал право как высоко специализированное средство социального контроля инструмент регулирования обществом, поэтому адаптируется к обществу, допускается дискретное, вольное обращение с правом;

· считал, что социология права должна выявлять социальный результат (эффективность) законодательства.

Современная же «реалистическая» школа права понимает право как совокупность судебных решений, определяющих и защищающих права конкретных лиц. Искусством считается не только судебная деятельность, но и всякое правовое мышление, как результат нерационального мышления, эмоций и интуиции правоприменителя. Реалисты активно используют гибридизацию разнопорядковых методов и заимствование знаний о праве из смежных дисциплин, юриспруденция интересов противостоит «юриспруденции понятий». Это — единственная концепция прямо противоположная позитивизму и нормативности права.

Элементы права, согласно правовому реализму, таковы:

1. общественный порядок регулирования социальных отношений,

2. официальные источники, содержащие правовые нормы для вынесения судебных и административных решений;

3. судебный и административный процесс,

4. требование исследования права в действии, жизни, а не в книгах;

5. деятельность юристов как ведущее правотворчество.

Из общего анализа теорий происхождения государства можно выделить подходы к пониманию государства:

1. Одни исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права;

2. Другие отождествляют государство и общество, полагая, что государство и право – явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним;

3. Третьи различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Сущностная характеристика государства в истории учений о государстве заключается, во-первых, в том, что есть два основных подхода к рассмотрению всех правовых явлений, в т.ч. и государства, — это позитивизм и непозитивизм. Далее, основные подходы к пониманию сущности государства отражают два аспекта сущности государства:

· с общефилософских позиций — чем государство как организация отличается от других;

· с позиций социальной сущности — кому принадлежит власть, и чьи интересы государство выражает, прежде всего. В этом случае может быть предложена типология различных государств по социальным признакам (феодальное, капиталистическое, социалистическое и т.д.по конкретным теория). Еще можно выделить подходы к определению сущности государства:

1. Классовый подход, где сущность государства состоит в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу;

2. Общесоциальный подход, где сущность государства состоит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса. Демократическое государство должно действовать во имя всеобщего блага. По содержанию: выступать средством социального компромисса. По форме: быть правовым. Роль государства заключает в том, что бы служить обществу – оно управляет обществом. 

Классовый подход при раскрытии сущности государства – широко применяли задолго до К. Маркса. Классовое и общечеловеческие начала государства не должны противопоставляться друг другу. Классовый характер деятельности государства как его сущностная сторона доминирует лишь в недемократических государствах. Но даже при острых классовых конфликтах государство удерживает классы от взаимного уничтожения в борьбе, а общество – от разрушения, т.е. сохраняет его целостность и выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В демократических странах государство есть эффективный механизм преодоления конфликтов путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса.

Само существование государства сейчас связано не с классами и классовой борьбой, а с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество даже противоборствующих сил. В современном государстве классовость отошла на второй план, а на первое место вышла общесоциальная сторона — деятельность по обеспечению социального компромисса, на управлении делами общества. Поэтому анализ сущности государства требует учета обоих начал, иначе характеристика сущности будет односторонней.

Кроме того, на сущность государства наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

Современные подходы к сущности государства охватывают следующие подходы:

1. теологический подход трактует государство как богоустановленное явление (ислам: теория халифата);

2. арифметический (классический) подход: государство — это совокупность трех элементов: власти, территории и населения;

3. юридический подход: государство — это юридическая персонификация нации (нация — это все население страны) с позиции нормативного единства. Персонификация коренится в необходимости централизации политической жизни нации;

4. социологический подход охватывает наибольшее число школ, в т.ч. марксизм;

5. информационно-кибернетический подход: государство — структура, действующая на основе системы ввода-вывода, прямых и обратных связей. Информация вводится в государственные органы, после чего следует принятие решений, воспринимаемых населением по-разному, информация вновь поступает в государственные органы, цикл повторяется постоянно.

 



Сущность права

План лекции

1.  Категория сущности в философии и теории права. Отражение сущности права в основных исторических закономерностях возникновения и развития.

2.  Право как регулятор наиболее значимых внешних общественных отношений.

3.  Объективное и субъективное в праве. Право в объективном и субъективном смысле (объективное и субъективное право).

4.  Функции права (регулятивная, охранительная, коммуникативная, воспитательная, ценностная, информационная и т.д.), их общая характеристика.

5.  Принципы права, их классификация.

6.  Закономерности права: понятие, содержание и структура.

7.  Право и закон социального развития. Механистический и органический подходы к сущности права. Эффективность права.

8.  Право, интересы и ценности. Соотношение в праве общечеловеческих, классовых, групповых, национальных ценностей и интересов.

9.  Право и национальная структура общества.

10. Право и экономика, их соотношение. Пределы, способы и уровень влияния экономики на право и права на экономику. Глобальная экономика и ее воздействие на национальное право.

11. Право и политика. Обусловленность политики правом и его принципами. Воздействие политики на право.

 

Сущность — единство объективных, устойчивых, необходимых внутренних существенных сторон объекта, неизменное (для права — общесоциальная политическая справедливость); то, что остается неизменным, стержень, сердцевина. 

Конкретизация сущности (для права – это нормы, предписания) идет через содержание права, которое изменяется по ходу изменения социальных задач права. Отражение сущности права наблюдаем в определении, признаках, закономерностях и принципах права, в основных исторических закономерностях возникновения и развития.

Сущность права, согласно С.Г. Дробязко, — общесоциальная политическая справедливость, выражающая баланс интересов всех социальных групп, личности и общества в системе охраняемых государством норм, призванных служить обеспечению социального прогресса. Сущность и изменяется (содержательно через нормы, т.е. конкретизация), и не изменяется.

Ипостаси сущности права таковы: регулятор наиболее значимых внешних общественных отношений; мера внешней свободы (свободы воли); мера справедливости (политическую или нормативно-закрепленную); критерий разграничения интересов (защищенный государством интерес, компромисс интересов); масштаб внешнего поведения; воля (государственная воля - закон; воля народа, классовая, борьба и согласование воль); психическое переживание; правопорядок; комплекс межличностных отношений и как правовое поведение; социальный институт; нормативный комплекс, способ социального контроля и т.д. Иногда смешивают несколько добродетелей права.

Право как социальный регулятор — это верховенствующий, общесоциальный, интегративный, охраняемый государством регулятор, выражающий политическую общесоциальную справедливость в системе принципов и формально-определенных норм, точно определяющих круг субъектов права и правовых отношений, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса. Главное в праве, согласно С.Г. Дробязко, закрепление баланса интересов всех социальных слоев, отдельной личности и общества в целом в русле обеспечения прогресса; протоколирование, выражение конкретно-исторических объективно обусловленных потребностей прогрессивного развития общества путем установления справедливых норм.

Баланс интересов есть выражение общесоциальной справедливости. Выражает ее только большинство народа через избираемые представительные органы, наделенные законодательными полномочиями, посредством политической справедливости. Политическая справедливость выражается в системе норм, охраняемых государством.

Объективное — то, что характерно самому объекту, независимо от субъекта и его сознания: право существует как действительность и как категория, отражающая ее бытие. Объективно-социальное преобладает в праве. В отличие от естественной объективности социально-объективное сопряжено с сознанием и может ослабляться или усиливаться сознанием. Оно должно соответствовать объективным потребностям и воплощаться в адекватных формах. Извращенное же представление о воплощении в законе объективной необходимости и его реализация делают закон неправовым.

Субъективное — свойственное человеку (субъекту) и зависит от его деятельности и сознания. Право создается сознательно (божественно или человеком). Божественный разум как разумная природа права, порождающая естественное право. Право осуществляется сознательно через поведение.

Право социально-объективно, поскольку: возникло под влиянием объективно обусловленных потребностей человеческого общества в установке единых без исключения справедливых (с точки зрения интересов личности и общества) правил поведения, позволяющих осуществить производство, обмен, распределение, потребление и гарантировать жизнь и права личности; отражает в выработанных всеобщих правилах объективные законы, действующие в регулируемых сферах; у права есть собственные объективные законы его возникновения, развития и функционирования; право объективно по своим источникам, тенденциям, сущности.

По С.С. Алексееву, объективное право — право в объективном смысле, т.е. нормативный регулятор юридически дозволенного, «говорящий» о субъективных правах, нормативный критерий юридически дозволенного и недозволенного, а субъективное право — право в субъективном смысле, т.е. юридическая мера дозволенного поведения для конкретного субъекта права.

   — основные направления его воздействия на поведение людей как носителей общественных отношений, обусловливаемые социальным назначением права; реализация социального назначения права.

Признаки функций: в ытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе; выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач; представляют направления его активного, динамического действия; отличаются стабильностью, непрерывностью и длительностью их воздействия.

Функции права: внутренние (в рамках самого права); внешние функции права (социальные): это экономическая — правовое воздействие на экономическую сферу общественной жизни; политическая – правовое воздействие на политическую сферу общественной жизни; воспитательная – правовое воздействие на духовную сферу.

Собственно юридические ФУНКЦИИ ПРАВА таковы: р егулятивно-статическая (стабилизирующая, устанавливающая правовые статусы) закрепляет общественные отношения в правовых институтах; регулятивно-динамическая (обязывает поведение людей) оформляет движение (динамику) общественных отношений; оценочная функция права (оценка правомерности); охранительная (правоприменение, собственно действие самого права) охраняет общезначимые личные и общественные отношения, правоохранительная функция права направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность государства- на охрану самого права; ограничительная формулируется в запрещающих и обязывающих нормах; восстановительная функция; компенсационная. Компенсационную и восстановительную функции играют восстановление положения, существовавшее до нарушения права, что не связывается с возмещением убытков и др.

Принципы права — наиболее характерные проявления сущности, непосредственное предопределение ее содержание (С.Г. Дробязко);
первооснова, руководящие начала, исходящие положения.
Рricipium — в общем смысле
первоначало, основа любого явления.

Признаки принципов права таковы: императивность; нормативность принципов, зафиксированных в нормах и относительная обязательность выводимых из атипичных норм. Если принципы не записаны нормативно, то это атипичные нормы права («судья подчиняется Конституции»); очень высокий уровень обобщения и абстракции (конкретизируются в нормах); универсальность («Собственность неприкосновенна»); фундаментальный базовый характер; объективность и стабильность (Они – не результат усмотрения законодателя, а объективное качество права. Изменение или изъятие принципа грозит потрясением всей правовой системе фундаментальные нормативные относительно стабильные начала, выражающие сущность права и определяющие общую направленность правового регулирования). Восполняют пробелы в праве.

Различают способы закрепления принципов права: текстуальный (принцип записывается в конкретной статье) и смысловой (принцип вытекает из смысла законодательства, неразрывная связь прав и обязанностей).

Классификация принципов права:

1. принципы права в широком смысле (социально-правовые): нравственно-правовые, политико-правовые, экономико-правовые и др. (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций; признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью общества; единство общих и индивидуальных интересов);

2. специально-юридические — социальные принципы, переведенные на язык права: принцип общеобязательности норм права; принцип приоритета норм права перед иными социальными нормами и приоритета закона перед иными НПА; принцип непротиворечивости норм права;

По системе права различают:

1. Общеправовые принципы (законность, гуманизм, свобода, справедливость, равенство граждан перед законом, взаимная ответственность гражданина и государства, демократизм, верховенства права, приоритета прав человека и др.);

2. Межотраслевые (принципы состязательности в процессе, материальной ответственности в гражданском, трудовом, административном праве);

3. Отраслевые (нет преступления вне закона, оплата по количеству и качеству труда);

4.  Принципы институтов права (равенство всех форм собственности, неотвратимость ответственности).

по системе права:

Тенденции — устойчивое, повторяющееся выражение сущности права; внутренняя и необходимая связь между явлениями. Закономерности — объективно обусловленные, необходимые и устойчивые тенденции, являющиеся результатом проявления повторяющихся связей между сущностями (С.Г. Дробязко). Закономерность отражает внутреннюю необходимую связь, объективные законы.

Все закономерности ОТП отражает в понятиях, категориях, юридических конструкциях (понятийный аппарат). Основная закономерность права — стимулирование правовыми средствами социально полезной активности субъектов правовых отношений путем обеспечения гармоничного сочетания интересов личности и общества.

Общие закономерности возникновения и формирования права: развитие права от простых форм к сложным; формирование права в многообразных формах как системы нормативных актов; адекватность юридических норм правовым потребностям общества; согласованности нормативной основы права и др.

Специальные закономерности возникновения и развития права таковы: рост абстрактного способа изложения норм; развитие системности права; усиление специализации права; усложнение структуры права – формирование в праве разноуровневых подразделений и др.

Основные тенденции в развитии права (Р.В.Егибарян, Ю.К.Краснов): размывание грани между публичным и частным правом; стремление к унификации как результат глобализирующейся экономики; новые источники — сами тенденции в праве стали источником — и «старые» типа доктрины, принципы; демократизация статуса физических лиц; развитие антимонопольного законодательства; усиление демократических начал в уголовном праве; развернутая защита прав человека; усиление уголовной ответственности за особо опасные преступления; появление новых институтов типа «международной уголовной ответственности» и органов международного уголовной юстиции типа Международного уголовного суда в Гааге.

Механистический подход к сущности права предполагает: система спроектирована подобно машинному механизму; использование формальных правил и процедур; централизованное принятие решений; узкую ответственность в работе; жесткую иерархию власти в организации. Он эффективен в условиях, когда определено кто, когда, где и как выполняет работу и когда имеется несложное и нединамичное внешнее окружение.

Теория господства М.Вебера (виды власти и соответствующие виды права):

- традиционный, основанный на авторитете вечно вчерашнего, право новизной не отличается;

- харизматическое господство, основанное на личной преданности и доверии неординарному лидеру, который творит личное право;

- рациональное легальное господство, основанное на обязательности рационально выведенных законов и установлений, обязательные для управляющих и управляемых, право создается специализированным правовым персоналом.

«Закон Вебера» — прогрессивное развитие права идет по пути его рационализации, бюрократизации и специализации. Концепция бюрократии М.Вебера в нач.1900-х гг. отвечала на вопрос, что нужно, чтобы вся организация работала, как машина: четкое разделение труда ведет к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой деятельности; иерархичность уровней управления; наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.

Минусы теории М.Вебера заключались в преувеличени значимости стандартизованных правил, процедур и норм — организация утрачивает гибкость поведения, портятся отношения с клиентами;

Органический подход к сущности права наделяет организацию качествами живого организма, гибкого, свободного от недостатков механистической структуры. Их можно быстро модифицировать в соответствии с внешними потребностями самой организации. Органический подход к проектированию организации характеризуется: умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти, небольшим количеством уровней иерархии.

Эффективность права (в структурно-целевом подходе) – это соотношение общего фактического результата действия всех норм права c теми, для достижения которых принимались нормативные акты, с учетом общественных затрат на их реализацию.

Советская теория эффективности законодательства (инструменталисткий подход) рассматривала право как средство руководства обществом, инструмент достижения экономических и др.внешних к праву целей.

Постсоветская традиция: правовой закон есть согласование различных социальных интересов, при котором свобода реализации одних интересов не ущемляет других с учетом правообразующего интереса. Задача правового регулирования состоит не в достижении заданных сверху целей, а в выражении и согласовании естественно возникающих социальных интересов.

Различается: юридическая эффективность — исполнение нормы закона (законность); социальная эффективность — эталоном является отдаленная социальная цель, находящаяся вне сферы правового регулирования (светлое будущее).

Сложность определения эффективности права: эффективность одной нормы влияет на эффективность других норм; на регулируемые правом отношения действуют, помимо права, и другие факторы, ослабляющие или усиливающие эффективность права; сложно вычленить действие только права на общественные отношения; изучение эффективности права в целом или отдельной отрасли является практически неосуществимым, поэтому при проведении конкретно-социологических исследований определяется эффективность отдельных норм права.

Социально-правовое качество закона различается по форме и социальному содержанию. По форме важны: адекватность выбора способа правового воздействия; правильность определения субъектов правового регулирования;

обеспечение должной координации прав и обязанностей; значимость предусмотренной санкции и поощрения; наличие и действенность гарантий реализации закон; вписанность нормы в существующую правовую систему.

Социальная ценность права – это способность служить целью и средством удовлетворения социальных, социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, в обществе.

Социальная ценность права заключается в том, что право:

1)Обеспечивает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, подконтрольность (инструментальная ценность права). Упорядочивает общественные отношения. Государство без права не существует. Оно – мощное средство государственного управления;

2) Согласовывает частный и общий интересы (согласовательная ценность). Оно не нивелирует частный интерес, не подавляет, а сообразует с общественным. Чем лучше оно отражает частный интерес, тем выше его ценность;

3) Выражает уровень и границы свободы в обществе (либертарная ценность). Право и свобода неотделимы, это его сущность. Право- нормативно закрепленная и реализованная свобода;

4) Оно лучший социальный регулятор. Через механизм закрепления взаимных прав и обязанностей правовые нормы придают правовую определенность, прогнозируемость, правовые рамки для всех иных социальных регуляторов (регулятивная ценность);

5) Право выступает наиболее отчетливой формой закрепления социальной справедливости (этическая ценность). Оно критерий справедливого распределения материальных благ, утверждает равенство всех граждан перед законом. Jus- justitia/ через свободу и справедливость право приобретает ценность для индивидов и общества.

6) Гуманное начало «Человек является мерой всех вещей» -максима в праве, наиболее проявляется при гражданском обществе и правовом государстве, т.к. гарантированы (гуманистическая ценность);

 7) Выступает мощным фактором прогресса и обновления. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения рыночных механизмов (ценность прогрессивности);

8) Планетарная ценность заключается в том, что оно – единственное средство цивилизованного предотвращения и разрешения международных конфликтов.

 

Право – конкретно-историческое социальное явление. В каждую историческую эпоху, при каждой цивилизации, в каждой стране оно своеобразно и существенно отличается. Право отражает интересы, историю и культуру титульной нации, но без дискриминации национальных меньшинств. Законодательство Республики Беларусь (РБ) в сфере гарантий прав национальных общностей полностью соответствует международным стандартам. В РБ государство: регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов; ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в стране.

Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. Каждый имеет право на свободу объединений, сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется по закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения, воспитания и обучения. Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан за их национальную принадлежность, а также попытки ассимиляции против их воли. Никто ни при каких обстоятельствах не может требовать от гражданина указания его национальной принадлежности ни устно, ни письменно. Законодательством предусматривается равенство лиц, принадлежащих к национальным общностям, без их разделения по принципу давности проживания. Права представителей народов, проживающих на территории Беларуси на протяжении нескольких столетий, не отличаются от прав новых мигрантов.

Экономика — это система производства, обмена, распределения и потребления. Это ненормативный, косвенный регулятор поведения людей в результате действия механизма экономических законов, их влияние на правовое упорядочение общественных отношений в экономической и других, зависящих от нее сферах.

Экономический строй — строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основами управления экономикой страны.

Экономическую систему государства составляют: собственность как имущество, форма присвоения благ, отношения между людьми по его поводу; труд; финансы.

Экономика влияет на право: либо непосредственно (проявляется в праве государства распоряжаться средствами производства, находящимися в его собственности); либо опосредованным путём - через государство, политику, правосознание и др. - наиболее типично. Это проявляется в определении государством размера налогов, минимума заработной платы, срока отпуска, установления правил экологической и технической безопасности и др.

Право соответствует материальным условиям жизни, обусловлено ими, фиксирует их. Оно не может быть выше уровня экономического развития общества. Например, нельзя установить такие же нормы права, как в США, об обеспечении старости, о пособиях по безработице и т.п., поскольку без реальной экономической почвы они не будут выполнены.

Воздействие права на экономику таково: право закрепляет реальные экономические отношения (напр., с помощью регистрации компетентными органами) и обеспечивает их стабильность (право как закрепитель); право стимулирует создание и развитие новых экономических отношений, если для этого имеются необходимые материальные предпосылки с (право как стимулятор); право поддерживает и охраняет существующие экономические отношения, в особенности вновь возникшие (право как охранитель). 

Требования экономических законов находят выражение в нормативных правовых актах (НПА). Законы устанавливают: систему налогов; управление государственной собственностью; бюджет; кредитную систему; финансовую и денежную политику; защиту собственности.

Определяясь экономикой, право оказывает обратное воздействие на экономику: либо способствует развитию экономики, ускоряет ее, либо тормозит поступательное движение вперед (если экономические требования в праве отражаются в искаженном виде - реки вспять). Право стремится восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регулирования является достойное существование всех членов общества, право – это средство в достижении социального компромисса.

Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя ее и изменяя.

Есть два типа соотношения права и экономики: и оптимальное соотношение не найдено: право первично (эпоха буржуазных революций, когда вначале принимались законы, а на их основе формировались экономические отношения); экономика первична (эпоха глобализации).

Право способствует развитию экономики тогда, когда оно соответствует естественно-историческому ходу развития общества, объективным экономическим законам. Право тормозит развитие экономики тогда, когда оно противоречит объективным экономическим законам развития общества.

Нельзя раз и навсегда выбрать одну модель взаимодействия права и экономики, не считаясь при этом с меняющимися внутренними и внешними факторами.

Системы управления экономикой бывают:

• командно-административная характеризуется тотальным государственным правовым регулированием экономики, централизованным регулированием экономики «сверху донизу» на императивных началах;

• рыночная есть стихийное саморегулирование (в чистом виде нигде не существует). Метод децентрализованного регулирования, сильное влияние экономических агентов путем заключения договоров, совершения односторонних правомерных юридических действий. Государство и право освобождаются от несвойственных им функций, право обращает внимание на то, без чего не может существовать общество и чего избегает частный сектор;

• смешанная предполагает сочетание рынка с разумным государственным регулированием. Комбинация первого и второго метода, соотношение между которыми свое в каждой конкретной стране с такой экономикой. Неконтролируемые рыночные отношения губительны для общества и природы. Регулятором может быть только государство через право. Задача государства – найти оптимальную меру и наиболее оптимальную меру и формы регулирования, которые бы не разрушили основ и природы рыночной экономики и обеспечили бы ее максимальную социальную эффективность.

Экономика есть сущность права, а сущность экономики — это равновесие либо справедливость. Другими словами, сущностью экономики и права является баланс равенства и свободы.

Глобализм или глобализация, глобальная экономика есть понимание того, что мировой рынок вытесняет или подменяет политику. Глобальная экономика воздействует на национальное право. Наблюдаются: вплетение национальных государств с их суверенитетом в паутину транснациональных субъектов и подчинение им; ослабление национальных государств, сужение сферы государственного воздействия (сужение государства) к минимуму; кредо глобализма — слабое государство, минимум государства в экономике и социальной сфере; создание новых форм социальной организации, заменяющей нации-государства; усиление интеграции цивилизаций и стран и одновременно порождение кризисных явлений в менее развитых странах и регионах, вследствие этого устанавливаются «новые демократии» или реанимируются авторитарные режимы; мультипликация процессов государствообразования и увеличение количества государств; изменение характера и содержания государственной деятельности (информационная и экологическая безопасность, инновационная деятельность государства); интенсификация создание пост-национальных государств — транснациональных межгосударственных сообществ; необходимость расширения проникающих возможностей (регулятивного потенциала) права в сферы, ранее не доступные для него. Обостряется вопрос о способности права адаптироваться к новым условиям. 1 мнение- Глобализация одновременно с ослаблением управляющего потенциала государства девальвирует прежние представления о регулятивной роли права. В качестве институтов системы регуляции выступают Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация. 2 мнение- глобализация «побуждает»наращивать национальную правовую систему, предполагает опережающее формирование правового обеспечения. Право, правовая система признается «локомотивом» экономических преобразований.

В праве под воздействием глобализации наблюдаются: сближение национальных правовых систем, унификация ряда отраслей и институтов права и законодательства, непрерывное влиянием одной правовой системы на другие, менее развитые (американизация права), взаимозависимость, взаимовлияние правовых систем разных государств (сближение континентальной системы права и системы общего права), возникновение новых глобальных общностей права (глобальное торговое и договорное право, гуманитарное право, природохранительное право информационное право; региональное право); возникновение транснациональной юстиции; унификация и стандартизация правовой жизни, распространение общемировых стандартов(юридической техники, технологий законотворчества); усиление роли права прав человека и одновременно нарушение прав человека особенно в сфере частной жизни вследствие создания электронных баз данных о телеметрических параметрах каждого человека, о структуре ДНК, отпечатках пальцев и т.д.; международный интервенционизм, когда под флагом защиты прав человека происходит открытое или явное вмешательство во внутренние дела государства и др.

 

  Политика — это система отношений между людьми и их объединениями по поводу власти, государства, демократии. Политика предполагает: борьбу за власть и ее удержание, участие в делах государства, формирование и функционирование институтов демократии, свободное обсуждение и выработку принципиально новых возможностей достижения целей и организации общества.

Политическая система обществав широком смысле это система политико-правовых отношений и институтов, посредством которых осуществляется управление делами общества и государства; в узком смысле – система государственных и общественных органов и организаций, осуществляющих политическую власть в обществе.

Политическая система охватывает: государство и его органы, политические партии, общественные объединения (например, профсоюзы), институты непосредственной демократии. К субъектам политической системы причисляют также СМИ, народ, нации и народности, трудовые коллективы, население административно-территориальных единиц.

Политика появилась вместе с государством. Др. субъекты политической системы (партии, общественные объединения и т.п.) формировались постепенно, приобретая навыки воздействия на разработку и осуществление политики.

Политика государства — это стратегический курс государства — включает 3 вида деятельности: выработка курса политики (прерогатива политических партий); выбор этого курса (на выборах избиратели голосуют за программу той или иной партии, т.е. выбирают курс политики государства); реализация выбранного курса осуществляется через механизм государства правительством, сформированным партией (либо блоком партий), победившей на выборах.

Политика и право тесно взаимосвязаны: процесс принятия закона (законодательный процесс) является политическим по своему характеру. Процесс реализации принципов справедливости и свободы приобретает политический характер; закон придает государственной политике авторитет права, его общеобязательность, конкретизацию в виде юридических прав и обязанностей и их гарантий; право – это содержание политики. Если принципы справедливости и свободы верно отражаются в политике и законодательно закреплены, то политика соответствует праву. Если политика искажает принципы справедливости и свободы, то существует в форме произвольного законодательства; право первично в демократическом государстве; доминирование политики влечет авторитаризм и тоталитаризм.

Право зависит от политики: любые интересы людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой (деятельностью политических партий, законодательных и др. правотворческих органов); политические требования становятся правом только в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством.

Политика зависит от права: право является средством выражения политики, ее реализации, гарантом пропаганды в пользу определенной политики; политика в праве формируется в виде формально закрепленных прав и обязанностей. Право воздействует на политику: конституционно закрепляет политический строй общества, механизм действия политической системы (разделение властей, политический плюрализм, статус партий, избирательное право и др.), политические права и свободы граждан; делает легитимными политические решения и органы государственной власти, что обеспечивает им поддерж



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: