Механизм правового регулирования

План лекции:

1. Социальное действие: понятие, структура и сущность. Социальное действие права и его субъекты.

2. Правовое регулирование и правовое воздействие: понятие, структура, субъекты. Предмет, метод, способы, объект правового регулирования.

3. Механизм правового регулирования: понятие и общая характеристика. Основные элементы механизма правового регулирования.

4. Государство в системе правового регулирования. Государственное управление и правовое регулирование. Правовая политика как элемент правового регулирования.

 

Социальное действие — это преднамеренный комплекс поступков, наделенных субъективным смыслом, обусловленных потребностями, ориентированных на ожидания и ответную реакцию других людей. Т.е. не всякое поведение есть социальное действие.

Понятие введено М. Вебером, создавшим классическую теорию социального действия. Признаками социального действия (деятельности) являются осмысление собственного интереса (потребности) через интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий. Иначе жизнь в данном обществе начнется борьба всех против всех.

Социальное действие как система: субъект социального действия — актор (индивид, группа, общность, организация и т. п.); объект действия (индивид или общность, на которых направлено действие); средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение; результат действия — ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

Социальное действие права — это результат взаимодействия права и социальных факторов в конкретных правоотношениях.

Механизм — система средств воздействия или способ функционирования.

Социальный механизм действия права ( механизм социального действия права) — механизм правового регулирования в социальном контексте; механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования (В.В. Лапаева).

Элементы механизма социального действия права (в идеале ): управляющая система — механизм государственного и социального управления, нормы права; социальные факторы — социально-экономические, социально-политические, социально-демографические, ситуационные; передающие системы — информационные, нормативно-ценностные, социально-психологические; управляемые системы — личность, социальная группа, общество; правомерное активное поведение.

Иначе механизм социального действия права охватывает правовые нормы,

правоотношения, акты правореализации; или правовые нормы и правовые связи, т.к. право реализуется и вне правоотношений.

Направления возможного действия механизма социального действия права: собственно социальное действие (содействие реализации интересов и потребностей) или социальное противодействие. Выбор направления действия зависит от правовой установки личности, т.к. именно личность – самый важный элемент в механизме социального действия права.

  Формы (воз)действия права (передающие системы): 1. правовое регулирование общественных отношений (наиболее специфическое действие путем распределения прав и обязанностей); 2. этическая форма. Если правовая норма адекватно отражает социально-правовые потребности общества на определенном этапе, то она справедлива и одновременно моральна, т.е. законодательство стабильно и легитимировано; 3. информационная форма. Любое взаимодействие права с иными социальными факторами, процессами общественной жизни порождает потоки информации. От полноты информации об эффективности действии права зависят меры корректировки и, в конечном счете, развития права; 4. психологическое воздействие права субъекты права это личности, обладающие, кроме правового, еще и психологическим статусом.

5. оценочно-поведенческое воздействие права предполагает формирование определенного отношения к действующему праву, которое может выражаться в: его принятии, отторжении, выполнении, игнорировании, нарушении, формальном выполнении и т.д. Они, взаимопереплетаясь, образуют режим правового регулирования

Механизм психологического действия права — механизм воздействия на мотивы поведения людей и включает: убеждение и принуждение.

Теория деятельности ─ механизм мотивации поведения заключается в актуализации, активации тех или иных потребностей на фоне сознательного или бессознательного подавления побудительного потенциала других потребностей.

Подходы к понятию «правовое регулирование» таковы. Первый подход:правовое регулирование – упорядочение общественных отношений посредством права; это осуществляемая при помощи системы правовых средств (норм, правоотношений, предписаний, запретов и др.) упорядочение общественных отношений – С.С. Алексеев; Второй подход: это все формы воздействия права на сознание и поведение людей во имя достижения целей государственной власти (Л.С. Явич); специфическое воздействие на общественные отношения, осуществляемое благодаря закреплению за участниками этих отношений определенных прав и обязанностей.

Правовое воздействие — это все пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. В отличие от правового регулирования оно не только нормативное, но и психологическое, идеологическое, информационно и ориентационное.

таб. Соотношение правового воздействия и правового регулирования

Воздействие — весь процесс влияния права на социальную жизнь общества.   Правовое регулирование — воздействие на поведение людей и общественные отношения исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Regula- правило, норма
Влияние при помощи системы действий   Упорядочивание, налаживание, приведение в систему
Шире и комплексное, т.к. включает стихийный и организованный момент   Узкое профессионально-юридическое упорядочивание  
Все правовые средства и формы влияния права на поведение человека   Только специальные юридические средства  
Предмет намного шире: предмет правового регулирования плюс социальные отношения, которые правом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).  

Структура правового регулирования включает субъект;объект — общественные отношения, социальное поведение субъекта; объективную

 и субъективную стороны.

Способы правового регулирования — это приемы правового регулирования: основные и дополнительные. Основные охватывают:

· дозволения — право на активные правомерные действия (через уполномачивающие нормы). Например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочнымработам несовершеннолетних;

· обязывания — возложение обязанности совершить положительные действия (обязывающие нормы). Например, собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться предметом собственности;

· запреты — возложение обязанности воздержаться от запрещенных действий (запрещающие нормы). Например, собственник транспортного средства обязан проходить техосмотр и уплачивать дорожный сбор.

Дополнительные приемы правового регулирования охватывают поощерения 

— награждения субъектов за заслуги и рекомендации — предложения избрать наиболее целесообразный вариант поведения.

Различают методы правового регулирования:

· авторитарный (императивный, централизованный) предполагает вертикальные отношения (власти и подчинения), подчинение, защищают государственный и общественный интерес в публичных отраслях права;

· автономный (диспозитивный, децентрализованный) предполагает горизонтальные отношения, равноправие, защищает частный интерес в частно-правовых отраслях права.

Типы правового регулирования бывают: общедозволительный, когда разрешено все, что прямо не запрещено законом, и четко формулируются запреты. Их мало. Разрешены все способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом; разрешительный, когда запрещено все, что прямо не разрешено законом. Он — единственный при применении мер юридической ответственности и др. мер государственного принуждения.

Правовой режим — это сочетание способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри отрасли, правовом институте, частном или публичном праве или в праве в целом. Он может включать все методы правового регулирования в различном сочетании с преобладанием одних или других. Разные отрасли склонны к разным типам правого регулирования, но нет отраслей права, построенных на одном типе или режиме.

Этапы развития правового регулирования: 1. Зарождение правового регулирования в обществах производящих форм экономики; 2. Оформление правового регулирования в совокупность нормативно-правовых актов в обществах, где господствовала производящая экономика (законы XII таблиц в Древнем Риме); 3. Систематизация нормативно-правовых актов в форме Кодексов; 4. XX в. — новые подходы к правовому регулированию обозначились с развитием и распространением общечеловеческих ценностей. Последнему этапу характерно: а) наделение субъектов права всеми общепринятыми правами человека и гражданина; б) розможность использования субъектами права различных способов для защиты своих прав (от самозащиты до обращения в международный суд); в) Регламентирование процесса деятельности органов государственной власти.

Предмет правового регулирования — совокупность общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право (посредством правовых средств и методов). Право не может урегулировать все общественные отношения — должна быть точно определена сфера их регулирования. Непосредственным предметом правового регулирования — волевое поведение людей. Пассивное поведение человека, которое вызывается его инстинктами и совершается без участия его воли, правом не регламентируется.

 Сфера правового регулирования — социальное пространство, которое подвержено действию права. Она охватывает отношения, уже урегулированные правом — собственно предмет правового регулирования — и те, которые еще нуждаются в таком регулировании. Сфера правового регулирования включает 3 группы общественных отношений:отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения); отношения по властному управлению (политические отношения); отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).

Пределы правового регулирования —это условные границы вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств, границы, рамки правового пространства. За их рамками общественные отношения не подлежат и не нуждаются в правовом регулировании.

Нельзя     сужать сферу правового регулирования (иначе хаос и произвол в обществе, серьёзные нарушения правопорядка) и чересчур ее расширять (иначе тотальный контроль государства за всей социальной жизнью общества и, как следствие, произвол уже со стороны самого государства).

Виды пределов правового регулирования: объективные — зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.); субъективные — всегда зависят от воли законодателя, не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения.

Первой пределы правового регулирования пыталась определить естественно-правовая теория: позитивное право не должно выходить за пределы естественного права. Сейчас выделяют границы возможного и необходимого государственного воздействия. 

Верхний предел правового регулирования является пределом возможного. Отношения, находящиеся за ним, находятся вне досягаемости государственной власти, и регулируются не правовыми нормами (природные факторы, закономерности общественного развития, уровень экономики и т.д.).

Нижняя граница (необходимость вмешательства) определяется важностью для государства тех или иных общественных отношений. Этот предел является наиболее шатким, т.к. существует множество общественных отношений, эффективность которых поддерживается путем саморегуляции.

Механизм правового регулирования — это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. Лучше называть «механизм правового действия». Он обозначает движение, функционирование правовой формы, выражает деятельную сторону процесса перевода норм права в упорядоченность общественных отношений.

Стадии механизма правового регулирования таковы: 1. Стадия регламентации общественных отношений, возникновение объективного права, издание норм права – включает деятельность: правотворчество, формулировка и закрепление норм прав в нормативных правовых актах. 2. Возникновение субъективных прав и обязанностей – от общего к конкретному типу поведения. Для этого необходимы юридические факты (фактический состав). Не всегда субъективные прав и обязанности возникают только из правовых норм. Часто надо дополнительный юридический факт — правоприменительный акт (государственно-властное веление) — факультативная, дополнительная стадия механизма правового регулирования. Он может издаваться после любой стадии. 3) Реализация права ─ осуществление в определенной правовой форме интересов, потребностей субъекта в ходе достижения целей, предусмотренных законодателем. Различают способы реализации права: в силу его адекватности правообразующему интересу (самореализация) и в силу механизма принуждения. Предпосылки правореализации: наличие правовой нормы (юридическое основание) и наличие ситуации, к которой она относится (фактическое основание).

Элементами механизма правового регулирования выступают:

1. Норма права — исходная юридическая база для правового регулирования, т.к. в диспозиции указана модель нужного поведения, модель правоотношений, общее правило. Определяет круг субъектов, их правовой статус и правовое положение, взаимные права и обязанности, меры ответственности.

2. Правоотношение — главное средство, определяющее кто и как будет выполнять требования нормы права. Здесь общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и обязанности.

3. Акты реализации прав и обязанностей — фактическое поведение субъектов. Здесь заканчивается механизм правового регулирования, т.к. достигается результат желаемый законодателем.

4. Акты применения права — властные веления компетентных органов. Факультативная стадия механизма правового регулирования.

В зависимости от элементов механизма правового регулирования говорят о простом и сложном правовом регулировании. Простое правовое регулирование

имеет место, когда используется один властный государственный акт — нормативный правовой, а индивидуализацию прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым акт обращен. Сложное правовое регулирование использует два акта государственно-властного характера: нормативный правовой акт и правоприменительный акт. Малейшее ужесточение правового режима сразу же влечет усложнение механизма правового регулирования и увеличение расходов на поддержание законности.

 

Каждая последующая стадия обеспечивает достижение целей правового регулирования, которые не представляется возможным реализовать на предшествующих стадиях правового регулирования. И лишь согласованное взаимодействие трех стадий обеспечивает действие юридического механизма правового регулирования.

Государство в системе правового регулирования занимает следующее место.

С одной стороны, выполнение норм права связано с государственной властью и должностными лицами. Оно основной субъект правового регулирования.

Но с другой стороны, сейчас государство — стало объектом правового регулирования. Так регламентирован процесс деятельности органов государственной власти. Есть несколько подходов к соотношению государства и правового регулирования: либеральная (предусматривает минимальное государство с минимальными функциями обеспечения правопорядка и независимого суда и минимальной социальной поддержкой гражданского общества) и патерналисткая концепция государства, которая наделяет государство правом регулировать все большее число отношений, вовлекая в правовую форму все новые и новые отношения. Ей свойственна мелочная опека, бюрократизация, массивное законодательство, жесткие процессуальные нормы.

Государственное управление — (от лат. аdministratio)деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (англ. public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

Стадии процесса управления (в т.ч. государственного) таковы: 1) Подготовка и принятие управленческого решения; 2) Исполнение управленческого решения;

3) Контроль.

Особенностями государственного управления являются следующие моменты: в процессе его осуществления реализуются задачи, функции и интересы государства; функции управления осуществляются специальными субъектами, формируемыми государством; субъекты государственного управления действуют по поручению государства; сущностью государственного управления является исполнение законов; органы государственного управления действуют в рамках, устанавливаемых для них государством в соответствующих нормах права.

Функциями государственного управления выступают: 1) прогнозирование; 2) планирование; 3) организация; 4) регулирование; 5) руководство; 6) координация; 7) контроль; 8) учёт.

Правовая политика как элемент правового регулирования — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных муниципальных органов: по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, по систематизации и упорядочению правовых норм, укреплению дисциплины, законности и правопорядка, формированию правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

Формами реализации (направлениями) правовой политики считаются:

· правотворческая форма — принятие, систематизация, изменение или отмена правовых актов. Основная доля –подзаконные акты. Их качество слабое. Главное — не урезание количества правовых актов, а чтобы они были увязаны в единую систему;

· правоприменительная форма воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального характера. Особенность — сейчас значительно расширился субъектный состав правоприменения, т.е. право стало доступнее для применения органам местного самоуправления, общественным организациям, юридическим лицам;

· правообучающая форма — подготовка юристов с творческим мышлением, нужным для принятия правильных решений в сложившей политико-правовой ситуации;

· правотолковательная форма воплощается в актах толкования правовых норм, появление данной формы связанно с развитием прецедентного права;

· доктринальная форма — преимущественно в проектах правовых актов.

Юридическая наука — важнейшее направление правовой политики, т.к. именно здесь разрабатывается идеология права, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни.

В процессе формирования правовой политики: определяются виды общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию, планируется правотворческая деятельность, устанавливаются режимы регулирования различных отношений, задачи правоприменительным органам,

разрабатываются меры по борьбе с преступностью и т.д.

Принципы выстраивания правовой политики таковы: с оциальная обусловленность; научная обоснованность; устойчивость и предсказуемость; легитимность, демократический характер; гуманность и нравственные начала; справедливость; гласность; сочетание интересов личности и государства; приоритетность прав человека; соответствие международным стандартам.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: