Правовое государство и гражданское общество

План темы

1.    Исторические предпосылки возникновения правового государства. Правовое государство в историко-правовой мысли.

2.    Понятие правового государства как конституционной системы правовых и политических институтов. Социальная направленность правового государства.

3.    Принципы социального правового эффективного государства, их классификация. Основные предпосылки формирования социального правового государства: теоретические, юридические (конституционные), политические, экономические, культурные.

4.    Гражданское общество: понятие, возникновение, развитие. Гражданское общество как социально-экономическая основа правового государства. Роль права в формировании и функционировании гражданского общества. 

5.    Теория современного социального правового эффективного государства.

6.    Особенности построения правового государства в истории белорусской государственности.

Становление теории правового государства шло следующим путем. Теория правового государства возникла из идеи господства справедливых законов, юридического закона, а не власти правителя. В ее становлении свой вклад внесли:

• Гераклит, считавший, что народ должен сражаться за законы (отражение естественного начала миропорядка), как за стены своего города;

• Цицерон, считавший государством соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Многие полагают, что идея правового государства происходит от него;

• Десницкий, различавший законодательную, исполнительную, судебную, наказательную и гражданскую власть (городское самоуправление);

• Г.Гроций, рассматривавший государство как совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы;

• И.Кант, различавший верховную, исполнительную и судебную власти государства. Он впервые употребил понятие «правовой закон» и считал государство объединением множества людей, подчиненных правовым законам с целью торжества идей права. Т.о., он дал юридическое определение права.

• Гегель, различавший законодательную, исполнительную и княжескую ветви власти.

Завершающим звеном становления теории правового государства стала концепция верховенства (господства) права. Имеется две модели этой концепции:

а) англо-саксонской модель строится на положении, что правление не может быть произвольным, а только в соответствии с законом о гарантиях прав граждан, правильным по процедуре принятия и защищающим от произвола чиновников;

б) немецкой модель строится на идее господства права над законом.Ее представителыми были А.Дайси, П.Лабанд, О.Бэр, Л.Штайн.

Собственно теория правового государства была выработана в XVIII- XIX вв. при становлении конституционного устройства европейских государств. В Германии родоначальником теории правового государства был И.Кант. Далее ее создавали общими усилиями К.Велькер, Р.Моль, В.Гумбольдт, Л.Штайн, Г.Еллинек, Л.Дюги, М.Ориу и др.

Немец К.Велькер в 1813г. впервые употребил термин «правовое государство», а его соотечественник Р.Моль в 1829г. ввел данный термин в правовой оборот.

Имеются следующие подходы к пониманию правового государства:

• социологический подход к государству и позитивизм в праве. Государство понимается как самая сильная в обществе организация власти, суверенная, самоограничивающая себя законом, а не дозаконотворческими естественными правами человека, поскольку право не может существовать вне закона. В таком понимании правовое государство невозможно, т.к. право приравнено к закону; вне закона и без закона нет права (государство, связанное законом, и есть государство законности). Оно само создает законы для всех государственных служащих и граждан и может в любой момент их изменить по содержанию (отменить) или ограничить свою власть;

• легисткий подход к государству плюс позитивизм в праве —это противоположность социологическому подходу, поскольку любой закон и есть право. Любая деспотия также правовая, т.к. основана на произвольных законах. Правовое государство в этом понимании — это всякое государство, т.к. сущность и пределы государства определены в законах о государстве. Термин «правовое государство» в легистком подходе как масло масляное;

• юридический (правовой) подход к государству плюс непозитивизм в праве. Здесь термин «правовое государство» необходим. В этом подходе государственная власть всегда связана правом, правами человека. Правовое же государство – это государство, где государственная власть максимально ограничена правом, т.е. свободой гражданина. Здесь предполагается минимальное государство и максимально широкое гражданское общество. Гражданин выступает партнером государства. Все отношения выстраиваются от человека к государству. Есть широкая свобода усмотрения и социальная ответственность, свобода от всякого государственного вмешательства. такое государство отличается от полицейского.

Правовое государство — это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при котором гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение властей, обеспечивается верховенство правового закона, взаимная ответственность граждан и государства.

Полицейское государство — тоже демократическое, которое признает минимальные права человека, но государственная власть патерналисткая (широкая), что требует большого государственного аппарата, а государство действует как ночной сторож. Закон разрешает власти все, что не нарушает минимальные права человека. Это не либеральное, а социальное государство. Оно обеспечивает в первую очередь равные социальные права, а не политические и гражданские права. Лозунг большого и доброго государства(по его пониманию доброго) таков: «Я о вас, неразумных, забочусь как о детях, а вы главное — соблюдайте запреты и выполняйте обязанности. Обо всем остальном позабочусь я». Полицейское государство порождает социальное иждевенчество, подавление свободы усмотрения. Индивид бесправен и отстранен от власти. Гражданин является объектом опеки, и действуют принципы целесообразности. Полицейское государство идет по пути самоизоляции. Правовой режим требует бесконечного лицензирования и доминирует разрешительный порядок по принципу «Запрещено все, что прямо не разрешено». У полицейского государства сильно развита фискальная функция, потому действует множество налогов и сборов. Государство квотирует, контролируем, планирует… все и вся. Здесь достаточно высокий уровень развития права и государственности, но идейно оно противостоит правовому государству.

Либеральное государство — это минимальное государство, которое не вмешивается и не помогает гражданам решать свои частные задачи, но обеспечивает судебную и полицейскую защиту свободы и безопасности, собственности. Это не социальное государство. Либеральное государство есть идеал правового государства. Здесь государство это ночной сторож, минимальное численно, по функциям и по потенциалу. Права человека максимально ограничивают власть, налоги равные. Правового тип регулирования общедозволительный: «Можно все, кроме того, что прямо запрещено». Демократия в либеральном государстве плюралистическая, т.е. действует представительство всех точек зрения, учитывается мнение даже меньшинства.

Сейчас выделяют следующие принципы правового государства: верховенство и прямое действие Конституции; стабильное правовое законодательство в соответствии с международным правом, правовая организация государственной власти; взаимоответственность личности и государства; верховенство прав человека и гарантии; обжалование в независимом суде любых неправомерных действий; эффективный контроль и надзор за исполнением правовых законов; разделение властей, независимая адвокатура и прокуратура; плюралистическая демократия….

Внутренние функции правового государства сосредоточены на охране прав и свобод граждан, на обеспечении равной защиты всех форм собственности, антимонополизме и развитии рынка, улучшении условий труда, приумножении духовных ценностей в интересах граждан.

 

Внешние функции правового государства заключаются в борьбе за мир и оборону страны, в экономическом сотрудничестве с другими государствами, в политическом сотрудничестве, культурном сотрудничестве, сотрудничестве по охране экологии и прав человека.

Правовой закон — закон, воплощающий в себе общесоциальную справедливость, общечеловеческие ценности и этим связывающий государственную власть. В нем проявляется идея верховенства права над государственной властью.

Современные подходы к правовому государству в качестве главной идеи ставят: идею верховенство правового закона; идею государственного суверенитета народа (Лазарев); основные права человека (Малько); отношение власти с индивидом на основе права (Хропанюк, Витрук).

Чертами правового государства можно считать: правообразующий фактор государства, верховенство права, гарантии прав и свобод, установление справедливых юридических институтов формы государства, социальное государство.

Социальное государство (Welfare state, государство всеобщего благосостояния, благоденствия) — это политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Термин «государство всеобщего благоденствия» сформировался на основе доктрины кейнсианства под влиянием марксизма. Это политическая система, где каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё,…, где социальная политика становится приоритетной деятельностью правительства и государство принимает на себя ответственность за благосостояние всех своих граждан, обеспечивая выплату пенсий, бесплатную медицинскую помощь, гарантии полной занятости и т.п. Государство всеобщего благоденствия предполагает такую концепцию отношений государства и личности в обществе рыночной экономики, которая признает необходимость расширенного государственного вмешательства для смягчения наиболее пагубных последствий капитализма.

Согласно С.Г.Дробязко, социальное правовое государство — это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих права народа и международно признанные права человека, баланс интересов всех социальных групп, личности и общества на основе господства права.

Социальное правовое государство предполагает: дружественные отношения классов, наций и др. социальных групп, без социальных потрясений; достойный уровень жизни всех граждан; социальные льготы и заботу социально незащищенным слоям населения; обеспечение социальных прав (прав на образование, культурных, досуг, быт людей).

Принципами становления социального правового государства, согласно С.Г. Дробязко, являются: конституционное закрепление устое и сути правового государства, основных демократических правовых и политических институтов; демократизм формирования госорганов; точное разграничение компетенции государственных органов; юридизация государственного аппарата; формирование независимого суда; формирование такой системы адвокатской деятельности, которая бы обеспечивала регулярную защиту интересов личности во всех сферах жизни и особенно в связи с привлечением к ответственности; придание прокуратуре статуса для осуществления надзора за точным соблюдением законов, защищающих права и законные интересы личности и государства.

Принципами функционирования правового социального государства, согласно С.Г. Дробязко, являются следующие моменты: источник законодательства — народ (его воля, правосознание, интересы); законодательство соответствует принципам права; верховенство и прямое действие конституционного закона; своевременность установления правового законодательства; безусловное подчинение правовому закону всех субъектов права; взаимная ответственность личности и государства; человеку и общественным организациям разрешено все, кроме прямого запрета законом; государственным структурам разрешено лишь то, что дозволено законом и точно определено их компетенцией; презумпция невиновности; нет преступления, не указанного в законе; нет наказания, не предусмотренного законом; неотвратимость ответственности за правонарушение; соответствие предусмотренного законом наказания тяжести совершенного правонарушения; недопустимость ответственности за взгляды, если они не нарушают общественный порядок, установленный правовым законом; обжалованием в суде любых неправомерных действий; эффективный контроль и надзор за исполнением правовых законов.

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850г. Лоренц фон Штайн, говоря о социальном государстве как об обязанном поддерживать равенство в правах для всех классов и личности благодаря своей власти, способствовать процветанию и прогрессу всех граждан, т.к. развитие одного класса есть условие развития другого (классовое равенство).

Термин впервые употребил Х.Хеллер в 1929г. как альтернативу диктатуре буржуазии или пролетариата. Этот термин использовался для обозначения сущности государства в США и Европе 30–70-х гг. ХХ в., начиная с «нового курса» Рузвельта (по имени советника которого – Дж.Кейнса). Юридически термин закрепили в Конституции ФРГ 1949г. Реализация этих идей «создала благосостояние Запада после Второй мировой войны». В результате «неоконсервативной революции» 70-х – 80-х гг. («тэтчеризм» и «рейганомика») приходит либерально-демократическое требование «умеренного государства» (М.Крозье).

У социального государства есть объективные количественные критерии: уровень бедности; относительный эффект социальных программ на уровень бедности; доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами.

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.

У теории социального государства есть критики. Оно приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы (Ф.А. Хайек) полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод. Ф.А. Хайек выдвигал тезис о государственном интервенционизме как пути скатывания к тоталитаризму. Сильное государство лишает человека активности и самостоятельности, а этатистская психология народа— ответственности и самостоятельности, широкие функции государства приводят к хроническому их неисполнению; растет контрольно-бюрократический аппарат, коррупция, всевозможные преференции, теневой бизнес; высокие налоги на прибыль не способствуют экономическому росту и повышению производительности общественного труда.

Экономической предпосылкой правового государства стала многоукладная экономика с равноправием всех форм собственности. Свобода собственности обеспечит рост благосостояния граждан, верховенство прав и др. признаки правового государства. Социальной предпосылкой его возникновения было развитое гражданское общество. Нравственной предпосылкой были принципы свободы, справедливости, гуманизма, равенства, защиты чести и достоинства, плюрализма и недопустимости насилия и др., развитая правовая культура и правосознание. Политическими предпосылками были достижения определенного уровня развития массового правосознания правовой культуры, практики парламентаризма и самоуправления. Научной предпосылкой является разработанная теория правового государства. Практико-правовой предпосылкой является наличие правового законодательства. На последнюю предпосылку следует обратить особое внимание, ведь сущность государства во многом проявляется в нормативных актах, и именно через эффективную систему законодательства реализуются принципы правового государства. Но одних конституционных норм для создания правового государства недостаточно, необходимо их детализировать в текущем законодательстве.

Теория гражданского общества, согласно С.Г. Дробязко, выглядела так. До XVI в. до Макиавелли государство и общество отождествляли. Государство называли по-разному, а он назвал «stato» от слова «статус».

Понятие гражданского общества появилось в XVII в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Т.Гоббса и др. сторонников теории договорного происхождения государства. В XVII в. государство и гражданское общество уже не отождествлялись, но и принципиального различия не проводилось. Позже в XVIII в. вопросами гражданского интересовались Гумбольдт, Гегель и Ш.Монтескье. Гегель писал, что гражданское общество есть частная сфера экономической жизни и деятельности людей, общающихся через систему потребностей и разделение труда, правосудие и внешний порядок (полицию и корпорации), а государство есть область публичной власти; вмешательство государства допустимо лишь с целью устранения несправедливости и неравенства в гражданском обществе и для защиты общего интереса.

И.Кант писал, что личность без собственности — голая абстракция. Гражданское правовое состояние основано на собственности, свободе, равенстве, самостоятельности каждого человека.

 К.Маркс рассматривал гражданское общество как базис, обуславливающий государство. Современная наука определяет гражданское общество неоднозначно: иногда как все, что не есть государство; иногда как общество равных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации. С.Г. Дробязко рассматривает гражданское общество как современное общество, где равноправные индивиды и их объединения на основе права реализуют свои интересы. Он считает, что в основе экономического прогресса лежит частная собственность, и ГО есть ни что иное как договорные отношения частных собственников. Только при наличии частной собственности люди могут вступать во взаимоотношения между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства. Гражданское общество — несомненно важнейшая предпосылка формирования правового социального государства.

Гражданское общество — совокупность общественных отношений вне рамок политической структуры государства: экономические, национальные, религиозные, духовно-нравственные, творческие, семейные и др. Это — сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и формальных и неформальных общностей людей на основе частной собственности и полноты гражданских прав.

Гражданское общество имеет следующие признаки: основано на праве, направлено на обеспечение реализации интересов человека, утверждает равенство и свободу индивидов, договорные отношения частных собственников.

Структурными элементами гражданского общества выступают: собственность, свободный труд, предпринимательство, общественные объединения, семья, образование, воспитание, наука, культура, свободные СМИ. Иначе структура гражданского общества выглядит так: политические партии и лоббисткие организации, создаваемые при законодательных и правительственных органах; общественно-политические организации типа правозащитных, экологических, антивоенных; союзы потребителей или предпринимателей, благотворительные фонды; научные и культурные организации, спортивные общества; муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы; независимые СМИ; церковь; семья.

Время зарождения гражданского общества не известно доподлинно: одни считают, что оно появилось в Древней Греции или в XVII в.

Гражданское общество взаимосвязано с правовым государством. Правовое государство возможно лишь в условиях развитого гражданского общества, которое возможно на высоком уровне социального развития. Ни власть, ни право не могут быть реальными гарантами исполнения законов, если право не легитимировано обществом. Только их легитимность (процедура общественного признания какого-либо действия), признание обществом и государством создает гарантию соблюдения законов.

Здесь граждане не скованы дисциплиной страха и господства, они наделены собственностью, свободой и правами, высокой морально-правовой культурой. И обладание этими ценностями делает их ответственными за их сохранение и приумножение.

Историческими типами гражданского общества были: 1. община, 2. социальные образования (класс, социальная группа, сословие), 3. общество как совокупность граждан страны, 4. мировое сообщество граждан.

таб. Соотношение гражданского общества и государства

Гражданское общество. Государство.

Кодекс     Конституция

все социальные нормы законы

негосударственные объединения государственные организации

основа — неполитические ассоциации собственников     основа - политические институты

 

Принципами современного гражданского общества считают: плюрализм, свобода ассоциаций; автономию личности, опору на самого себя; свободное предпринимательство; частную инициативу и собственность; признание прав человека; верховенство права над государством; разделение властей и полноправие суда; понимание конституции как соглашения гражданского общества и государства о разграничении их сфер (общие интересы для государства); социальный контроль за государством и гласность, обществ. мнение, многопартийность, СМИ; теории сетевого государства, ответственность государства; влияние партий и полит движений на формирование власти; снижает полицейское государство ночного сторожа, т.е непатернализм, а соц. ответственность и свобода; допущение вмешательства государства лишь для предотвращения кризисов; развитое самоуправления; многообразие форм собственности.

Различают следующие типы соотношения государства и гражданского общества: правовое государство; полицейское государство; тоталитаризм сворачивание гражданского общества вплоть его до полного отсутствия).

Теория современного социального правового эффективного государства имеет следующие аспекты. Даже сейчас правовое государство может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческий позиций, отражать реалии различных политических и правовых систем.

Одной из наиболее интересных и практикоориентированных теорий правового государства есть теория сетевого государства. Сетевое государство — это государство, где при сохранении традиционных институтов демократии и политического плюрализма власть отделяется от собственности, управление делами государства переходит от буржуазии к ученым-специалистам, менеджерам.

Проф. Л.В. Голоскоков в статье «Доктрина виртуального сетевого инновационного государства» писал: «Современное государство во многих своих аспектах утратило способность к модернизации и нуждается в кардинальных изменениях, которые позволят его поддерживать в состоянии, отвечающем духу времени или даже опережающем его. Традиционное государство нельзя реформировать по предложенной формуле, поскольку его закостенелость и отсутствие соответствующих механизмов модернизации не позволяют это делать в принципе. Однако в государстве нового типа, которое активно занимается инновационной деятельностью, созданном в новом формате виртуального сетевого инновационного государства, механизм постоянной модернизации станет его основой и позволит ему действовать на опережение».

Виртуальное новое государство не будет иметь территории и многих обычных институтов государства (армия, полиция, таможня и др.). Виртуальное государство не будет иметь некоторых обременительных институтов обычного государства: армии, полиции, таможни и множества других институтов и органов, присущих почти любому государству. Личное общение остаётся главным, но электронное взаимодействие наиболее массовой и продуктивной формой общения. Сетевым государство будет потому, что связь в нем между индивидами, различными группами будет осуществляться в основном через сети сотовой связи и интернет, структура нового государства будет в большей степени иметь вид сети и в меньшей степени, чем обычное государство – иерархическую вертикаль управления, начальные методы его строительства будут сетевыми, иерархические методы построения и управления должны быть приведены в гармонию с методами сетевыми, поскольку значительное преобладание вертикали власти снижает возможности развития государства. Одна из целей нового государства – инновации, воспроизводимые всё время и с ускорением, с тем чтобы быть к ним готовым заранее, а не как в обычном государстве – реагировать на них почти всегда post factum.

Главные атрибуты государства должны быть такими: это правовое государство, реализующее принцип справедливости, управление которого основано на научных решениях экспертов. Форма должна быть гибкой, приспосабливаемой к быстро меняющимся условиям. Правовое государство нужно понимать как программное положение, учитывая, что эта цель является идеалом, для достижения которого нужно работать всем гражданам нового государства, не перекладывая ответственность на выборных или руководящих лиц. Новая структура не может быть создана на основе известных организационных форм: коммерческих, некоммерческих организаций, партии, профсоюза, религиозной организации, т.к. они сразу отвергают лиц, которые эту форму не приемлют. Форма государства позволяет принять почти всех, никого не разделяя, и не отвергая по какому бы то ни было признаку.

 Новое государство должно быть инновационным во всех смыслах. В первую очередь – технологическом, поскольку его первая задача – это инвестиции в инновации и развитие новых технологий, коммерциализация идей, открытий, изобретений. В нём не должно быть коррупции. Решение этой задачи найдено в некоторых странах мира. Ещё одна задача нового государства – собрать лучшие интеллектуальные силы для решения как проблем технологий и бизнеса с конечной целью получения прибыли и справедливого её распределения между гражданами нового государства, так и проблем построения справедливого государства, в котором главным лицом станет создатель, творец, работник, а не человек, обогатившийся по случайному стечению обстоятельств. Ещё одна научная задача состоит в создании системы отбора в управляющие и экспертные группы нового государства только лиц, которые способны по всем параметрам к творческой, руководящей, созидательной деятельности. При этом такая деятельность по отбору должна быть организована как постоянная, чтобы приток наиболее талантливых кадров всё время позволял быть управленческому центру предельно эффективным.

Особенности построения правового государства в истории белорусской государственности связаны с тем, что формирование уникальной государственности происходило экстенсивным путем за счет централизованного стиля правления. Существенным факторами детерминации правовой культуры и гражданского общества в Беларуси были непопулярность либеральных ценностей. Идея правового государства прошла в нашей стране сложный эволюционный путь от полного (начиная с 1917 г.) отрицания до частичной, а затем и окончательной рецепции, выразившейся в конституционном провозглашении Республики Беларусь правовым государством.

В Декларации о государственном суверенитете высказано намерение создать правовое государство. Конституция Республики Беларусь 15.03. 1994г. ориентирована на основные стандарты в области прав человека и предусматривала необходимые гарантии их соблюдения. Республика Беларусь провозглашалась правовым государством и закрепляла основные принципы правового государства: человек, его свободы и гарантии их реализации объяв лены высшей ценностью, закреплялись верховенство права и приоритет общепризнанных принципов международного права. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, последующее законодательство показали неоднозначное понимание правового государства: иногда провозглашалось, что это только правовой идеал, иногда отражалось требование реального воплощения его в жизнь, иногда акты отражали общепринятые идеи правового государства, иногда говорилось о собственном белорусском пути построения правового государства. Правовое государство в таком понимании есть идея, к которой нужно стремиться, что, кстати, поддерживают некоторые исследователи. Так, в соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390, формирование правового государства названо в числе жизненно важных интересов республики в политической сфере. В соответствии с п. 2 Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, утвержденных Законом Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З, одной из стратегических целей внутренней политики Республики Беларусь является развитие демократического социального правового государства.

Между тем, правовое государство требует практики отношений между гражданином и властью, и законом — ее нарабатывать. К тому же в мире пока нет государств, реализовавших идею правового государства. В настоящее время можно говорить только о степени приближения той или иной страны к правовому государству. Задачи настоящего исторического момента связаны с практическим укоренением основ правовой государственности. В связи со сложностями перестройки массового правового сознания, которое инертно, требуется многолетняя работа по извлечению уроков истории, наработка практики реализации положений теории правового государства. Этот процесс пока сегментарный, но в силу соответствиях закономерностям развития права, глобализационных процессов, объективный и необратимый.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: