Амулет — фигурка или знак, выполняющий охранительную & цию и оберегающий владельца от нежелательных энергетических вГ*' ний. Обычно носится на голом теле. ***
Ангмани нихэлини (нанайск. «открытие рта») — ритуал, провод МЫЙ после экстатического посвящения ДЛЯ уничтожения инициационной болезни.
нтын (тунгусск. «Вселенская Мать») — см. Матерь ВУ<1ЬНица.
цріР^ _ народ Юго-Восточной Сибири, родственный монголам.
БуРятЫ цаСТЬ сосредоточена вокруг озера Байкал: в Республике Бу- доыиа*еГ° оМ бурятском АО и Усть-Ордынском Бурятском АО.
ЛП!Н ы„ (корякск. «Существование», «Существо») — одно из В*гь,и 0 духа, служащее для обозначения основы жизни. и«еН н ^от древнеславянского варгу — «губа») — см. хомус.
ВарГаН|й Ворон —- символ Высшей Вселенной. Рассматривается как разума. Иногда предстает в роли Первого Шамана, Творца и владыки духовного мира. Считается отцом духов и духовного
4дВеликий Дух — единый Космический Разум, созидающая и
разрушаюшая Сила, начало и конец Мироздания, абсолютная
Пустота и абсолютная Полнота одновременно. Полное
определение невозможно.
Великий Зверь — символическое отражение движущих Сил отринательной
Вселенной. Может выступать как символ Нижнего мира,
Подземелья и первичной духовной воды.
Великий Небесный Крест — положение, когда все планеты
солнечной системы образуют подобие креста.
Великий Орел — символ Низшей Вселенной. Иногда предстает в
роли демиурга, властителя материального мира и существа Колеса
Перевоплощений. Вертикальная магия — шаманские путешествия по ярусам Мироздания.
Вертушка - см. тэлытл.
Верхнее Солнце — см. Сиун.
Верхний мир — положительная область Высшей Вселенной, под
которой понимается место сосредоточения духовных Сил. Прародина че-
1овечества, обитель богов, духовных учителей, Великих Шаманов и Веских Героев.
®€Сти обобщенное название мифов, повествующих о строении Ценной и зарождении жизни.
^ еР одна из единиц в шаманском клане. Насчитывают четыре по числу входящих в клан семей. в'Черняя Заря — см. Дэгдэ Акпан.
8еЩиеЦ'И^ С°Н — С0Н’ опове1Дающий сновидца о чем-либо. Чаще всего, СНЬ1 Указывают на развивающееся заболевание.
Вибрирующая числовая основа — однозначное число от 1 до 9 к к
когорому можно прийти в результате сложения всех цифр многозначного чис Вогулы — устаревшее название народа манси.
Воргованне (Іславянок.) — см. горловое пение.
Вотяки устаревшее название удмуртов.
Время Сновидений см. Мифическое время.
Вселенская Река (Вселенские Реки) — два разнополярных энерге тических течения Первичного Океана, предшествующих акту Teope ния. Первооснова тонких планов бытия. Движущая, объединяющая и
животворящая сила Бугады Энинтын. Всемирный Потоп — катаклизм, начавшийся после обильного тая ния
ледника. Присутствует в большинстве мировых мифологий. Встречающий Солнце — циклическая шаманская практика сбора
солнечной энергии и ее аккумуляции. Вторичный Свет — свет, исходящий от различных космических
объектов, а также физический огонь. Вхождение духа бубна — базовая шаманская практика, выполняющаяся с бубном и имеющая характер камлания. Выманивание духа — практика извлечения духа болезни из тела на
приманку.
Высасывание духа — практика извлечения духа болезни из тела через
физическое сосание участка кожи. Высшая Вселенная — совокупность миров с потенциальной
возможностью перехода из одного состояния в другое. Гольды — устаревшее название нанайцев. Горизонтальная магия — магия, связанная с предсказанием будущего и
ясновидением.
Горловое (гортанное) пение — особое двухголосое пение, распространенное среди тюркских народов, особенно у тувинцев. Исполнителем извлекаются два звука одновременно: низкий опорный и высокий образующий мелодию. В Тыве различают пять основных стилей горлового пения: каргыраа, хоомей, сыгыт, борбаннадыр и
эзенгилээр. Городе (ульчск.)— дух сумасшествия. Громовой камень камень с отслоившейся внутренней частью, издающий при встряхивании характерный звук. Применяется для
обрядов связанных с заклинанием погоды. Гуделка архаичный музыкальный инструмент в виде деревянной дощечки, привязанной к веревке. Чаще всего применяется для
изменения погодных условий.
виНСК.) — вИД деревянных хомусов. ї*нЯ 1 ^Х^усск.) — дух Нижнего мира похищающий душу, лич-
тск «основание крыла») — кожаная или полотняная Vми 1^юшаяся на шее и доходящая иногда до середины груди.
канского костюма.
Ш3- а 1 )ск.) — тип бубнов тунгур с рукояткой в виде одного- дезим ^^ів0ЛИЗИруЮЩей слияние Первого Шамана с Хозяй-
х^^!лвой Горы.
Тайкша (алтайск.) — см. Мировая Гора.
1вмус (тюркск.) — железный хомус.
2>р „(тунгусы) — см. Великий Зверь.
1** ___ народ смешанного происхождения, состоящий из звенев якутов и русских. Населяют полуостров Таймыр.
Н внее шаманское кольцо Силы — основной вид практик в Ша- братстве, служащий для объединения усилий в расширении гра- ^восприятия и достижения состояния кауманек.
Дулу гу-Буга (тунгусск.) — см. Средний мир.
Духи — тонкая духовная составляющая различных объектов и присных аспектов. Микропроявления Великого Духа.
/ WW U л.л V
Дыра Полярной звезды (дыра за Полярной звездой) — мистическое отверстие за Полярной звездой, через которое проходит Золотой Столп в более верхние области Мироздания.
Дэгдэ Акпан (нанайск. «Восходящий Акпан») — один из солнечных аспектов, соответствующий закату.
Дэгдэ Сиун (нанайск. «Восходящий Сиун») — один из солнечных аспектов, соответствующий восходу.
Дэрэпту (нанайск.) — кружок из меди - зеркало, нашиваемое на годной убор в области лба. В путешествиях по иным мирам освещает шаману путь.
Дюрумэ (нганасанск.) — см. Вести.
Д*°Р>мэ-ситаби (нганасанск.) — часть фольклора, представляющая и нечто среднее между легендой и рассказом.
^аллаНГ° ^га,шсанск') — мифологический герой, добывающий
Beiurf^ 1Юде^’ Отождествляется с Человеком-Оленем и считается по- ^лем судьбы.
Ерт^еСИ ^а1та“ск- «челюсти Земли») — см. хоркс.
ЦЕ* ^ата'1ск- «дымарь Земли») — см. хоркс.
°Урятск. «вознесение») — священный круговой танец бурят.
_см Космическая Ось. Животворяший стол самое^ что и энергия. Иногда под жизнен- ТКизненная сила роваНную чокырами энергию,
ной силой понимают аккук* ^ ^ магической практики, при которой
Завязывание узлов ветра шаман собирает в Мировое Древо.
Замбу (монгопъск) - £ изгнания духа болезни из тепа силь-
Чан\гивание ДУха
„ь,м шумом»»“и“аИ;Хй тип ходьбы, применяющийся а практиках
Звериный шаг
«ророппотеш.»^ человек, умек,ш„й обшатьс, с духами расеи™
„ й„“ТШийс°я “елитель^м тв№ соединяющая Полярную “Золотой столи ' ;;„С к0СМ"МЄРКИ» М0«ом. В мифологии пред, звезду с Землей и У
"SSSnS «f'ZSZ йСГальиый инструмент с дауи, СТРИииииаиии'С-ом. "«''"“““реальное действие, аыполияемо. Инициационное камл пр„ „освяшенин. шаманы.
Инициируемый - см. посвящаемый.
Ирка-ляуль (чукотск.) — мужчина-шаман, преобразившийся в результате особых практик в женщину-шаманку. Исачила (ульчкек.) — видяший незримое, ясновидящий.
Ительмены (камчадалы) — народ, населяющий полуостров Камчатка.
Ите-Месяц (селькупск.) — мифологический персонаж, выступающий как создатель тотемических духов-помощников, сивенов. Может быть сопоставим с Дяйбанго.
«И Цзин» (китайск.)—см. «Книга Перемен».
Кай (алтаиск.) или хай (хакасск.) — вид горлового пения.
Калмыки — народ, живущий на северном побережье Каспийского моря, в Республике
Калмыкия. На сегодняшний день практически утратил шаманскую традицию.
Калуву (ульчек.) — ритуал кормления фигурки какого-либо тотема, духа.
Кам (тюркск.) шаман.
Камлат (тюркск.) — общее название для шаманских бубнов.
Камлание (тюркск.) — ритуальное действие шамана.
Камчадалы — см. ительмены.
Кандальдук (селькупск) — см. Человек-Олень.
„ (аятайск.) - тип бубнов тунгур с рукояткой в виде двухго- К'1иОРЬІ’ изображающей союз Первого Шамана с Хозяйкой Ми-
|.’В°Й г'прЫ- . „
пяїстя (нанайск.) — открытый, конусообразный или цилиндриче- Служит вместилищем духов, указывающих шаману пуп, |<0, кам (алтайск.) - черный шаман.
^. цокыр (тюркск. «врата-яма») самый верхний и
самый ниж-
. кыры.иН0Гда символизируемые двумя сестрами Бугады Энинтын. Уася (нанайск.) — похоронный обряд проводов усопшего в загроб
ный мир
1 ’ асаты (нанайск.) — одна из высших ступеней в шаманской иерар- Касаты-шаманы имеют свое место за Колесом Перевоплощений, ХИИ отправляются после материальной смерти. *
^Катын-Су (алтайск.) — мифологическая красавица, дочь Земли, ко) похищает Эрли к и заточает в Нижнем мире.
Кауманек (эскимосск.) — особое шаманское состояние, сопровож- даюшееся ощущениями тепла и света. Это состояние является одним из ВЫСШИХ достижений шаманизма, при котором становится видимым Тело Великого Духа.
Кеиники оюна (якутск.) — шаман, толкующий сновидения, занимающийся предсказаниями и т. п.
Кереки — практически вымерший народ, некогда населявший Чукотский полуостров.
Кёс [алтайск.) — шесть дырочек в верхней и нижней части рукоятки бубнов типа барс. Символизируют глаза хозяина (духа) бубна.
Кеты — малочисленный народ, населяющий Средний Енисей.
Кириш (алтайск.) — горизонтальный металлический прут на бубнах тунгур, символизирующий тетиву лука.
«Клан Ворона» - одно из обществ шаманов, шаманское братство, созданное на базе Общества исследователей протокультуры «Мезосо- знание а».
Козур (алтайск.) — деревянная дугообразная перекладина, заменяющая на некоторых бубнах тунгур барс, горизонтальный железный прут Кириш. Символизирует два ребра бубна.
Колесо Перевоплощений — кармическая область четвертого изме- Р^ия, куда попадают люди после смерти перед возвращением обратно
На Землю.
Комбуха (корейск. «чай Комбу») — настой гриба фанго. Назван в сть лревнекорейского целителя Комбу, который исцелил им в 400 г. н.
в желудке японского императора.
Коми народ* населяющий ЛасссПн реки I (смори и С'снсрный у ІЧию tnncp«'i споисймоЛышыс кирпи и рсіулмш? приимти хрисіиац ^ Комі міро [ніінііш к,) час 11» нміміінскош иоиса, прсдстанля ^ собой приитймимо к нему коиусооЛрашыс мсгплличсскис ііодцсскі ^ Коміокіо (ношмек) oftmcc маїїіамис шаманских колокол і»ч и кої Кжіри (Піїшіш к.) шииіі-дух, помогающая шаману н нуісііісс,нин.
по иным мирам.
Кормкм народ. жинущий на юге Чукотского полуострова и на Сс
1
Космическим Ось мистическая линия. проходящая 110 центру Вселенной
1. северного полюса до южного. Ассоциируется С ПОНЯТИЯМИ Космическою Мост и Мирового Древа.
Космогон и ческие мифы час ть. мифотворчества, связанная с описанием СО!ДАНИЯ И развитии Вселенной.
Космический Мост мистический моет, соединяющий все ярусы Вселенной.
И в зеМНыХ условиях ЛИНИЯ, СвЯзываЮЩаЯ землю с пОлярной звездой. Космический Олень —см. Небесный Олень.
Космический Порядок устройство Нсслснной, ее основа и закон.
Космический Разум — см. Великий Дух.
«Книга Перемен» китайский свод толкований к гадательным практикам. Н шаманизме используется при «бросании костей».
Крисзалл кварца одни из основных инструментов шамана, символизирующий право преемственности и состояние кауманек.
Круг Силы эл.-магнигные свойства силового поля, соедиияющис между собой все части Вселенной.
КуйКЫНИяКу см. Великий Ворон.
Кузунгу метиллическое шаманское зеркало.
Кумыс напиток из забродившего кобыльего молока. Различают три вида
кумыса: теплый, только что приготовленный; крепкий, перебродивший и хара
кумыс (Якутск. «черный»! без сахара. Н шаманских практиках чаще веет используется
последний вид — хара кумыс.
Курильцм (куру) коренное население Курильских островов.
Куркыль (чукотск.) см. Великий Ворон.
Kvpy устаревшее название курильней.
Ку г (мкутск.) — душа умершего в Верхнем мире. В мифологии иногда предстает в виде птицы.
Кугх (ительменск.) — см. Великий Ворон.
Лопари — устаревшее название народа саами.
Мийкийчн (бурятек.) — головной убор шамана.
Тотемы — группа тогемои, В Ht>n> свои корректив Ы ’ УЧаствУКЩцл в %ІІИ П. (*№«*.) - см. Небесный >СтР<*т,И МНс
МІН"* (ншшйск. «Мело “ Л1е^ель.
ч,*ия* Волопаса. * ^ь» Звеі1а>>) _
‘ докм (ненецк. «единство») _ ЗВЄі1а 4Рюур „7
^ показывающая Кос*,ИЧес СпЧиальНая
лхзериания. Рядок и служа.(| Ма* с"мв07и
\ltHCH (вогулы) - „арол За щая ^bevrOM для
^ Я С релнюю Ооь. Большая еГ Си5»Ри,,,асе„
ДО ад часть Сосре^ ^ня Север„ый
*"ГР> <™«Р™ск> ~ слово нли А “ Хан^-Мы
рея НИИ аналог ума. ° Ил«фраза, к-ОТо_.
Чшыьчжуры _ Народность севе™ Мменяется вн>т.
Щамана.
Матерь Прародительница — один из самых сложных и всеобъем1юших космогонических образов, вобравший в себя все творческие Силы Вселенной как положительные, так и отрицательные. Считается первичной, изначальной Силой, которая была до момента Творения.
«Мезосознание а», Общество исследователей протокультуры некоммерческая организация, занимающаяся изучением традиционного шаманизма народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Место Силы — участок земли с конфигурацией силовых полей, отличной от повсеместной. Может спонтанно вызвать у человека измененное состояние сознания. Используется для совершения шаманских путешествий и для проведения различных обрядов и ритуалов.
Мир лаб иринта — отрицательная область Среднего мира, состоящая из антивещества. В мифологии предстает как дыра в
Земле, через кото-
1------------------------------------------------------------ ж *г ’ ' •»-------------------------------------------------------------------- -
РУЮ проходят мертвые перед восхождением на Колесо Перевоплощений и путешествуют шаманы в измененных состояниях сознания.
Мировая Гора — один из символов Центра Вселенной (Земли). В мифологии обычно предстает как многоступенчатая четырехгранная юра. Мировое Древо — один из символов Космической Оси. В мифологи обычно предстает как дерево (обыкновенное, золотое, железное и ^Растущее в Центре Вселенной (Земли) на Мировой Горе. Л ^нР°вая Утка — самая первая Сила Вселенной, выделившаяся из Личного Океана. В мифологии Мировая Утка считается матерью чех оогов.
Миф-ард (нивхск.) — страна мертвых, одна из областей Нижнего мира
Монголы — обобщенное название народов Монгольской Наполи Республики.
Мудур небесный дракон, охраняющий вход в Верхний мир.
Мэпи-шаман (нанайск.) — младший шаман, шаман, только что про шедший посвящение
или без такового.
Мяндаш-пырре (саамск.)—см. Человек-Оле нь.
Наблюдающий Движение Светил — см. Встречающий Солнце
Нанайцы (гольды) — народ, населяющий побережье Японского моря и Нижний Амур.
Нарта (нарты) — средство передвижения у народов Крайнего Севера в виде саней, в которые запрягаются олени или собаки.
«Настоящие люди» — самоназвание духовного человечества после появления в Среднем мире.
Нганасаны — народ, населяющий полуостров Таймыр.
Нготадамы (нганасанск.) — шаманские были, повествующие о похождениях в иных мирах.
Hryo (нганасанск.) — первоначальные Силы Вселенной. Иногда, термин «нгуо» переводят как «бог», но это неправильно.
Небесная Стрела — см. Хэхэ-мунг.
Небесный Водопад — одна из шаманских очищающих организм практик, основанная на визуализации. Обычно заканчивается экстатическим состоянием.
Небесный Медведь — символическое отражение разрушительных (не негативных!) Сил Вселенной, составляющих часть таинства возрождения. Иногда выступает в качестве хранителя Космического Порядка и олицетворяет умственную земную деятельность.
Небесный Олень — символическое отражение движущих Сил положительной Вселенной. Может выступать, как символ Верхнего мира, Неба и первичного духовного воздуха.
Небесный Шаман — см. Первый Шаман.
Негидальцы — народ, населяющий Нижний Амур.
Миф-ард ( нивхск. «кормить землю») — ритуал, проводимый на Силы, заключающийся в подношении пищи и табака духу данной месгн ^ Мифическое (мифологическое) время мистический период время которого человечество пребывало на тонких планах бытия В В° него мира. Иногда под ним понимается время с отличной от земной чинно-следственной связью. ^и*
ки, самоеды) — самый многочисленный народ Край- ЛенИы ^^селяюший побережья Баренцева и Карского морей, по- ^ Север3’ назапаДНый Таймыр и Нижнюю Обь.
^^ьчск.) __________ ДУша шамана или человека, поднявшего свое осо-
' В^^хнего силового центра и соединившего его в самом себе с
3наН,,еД0В
rtii#,M' малочисленный народ, населяющий Средний и Нижний ЙивХ< р Охотского и Японского морей, а также остров Сахалин.
А““-
■ й мир отрицательная область Высшей Вселенной, под ко-
^Й5КНИ^умевается место сосредоточения астральных Сил. Обитель
ТоГІ°в’тенейипредков-
Н зшая Вселенная — совокупность миров со статичным набором
аоакгеристик, материальный мир.
Нимнгака (тунгусск. «рассказывающий предания», «шаманствую-
' ^шаман-сказитель, человек, понимающий мифы без толкования.
ми») ш
Нойда (саачск.) - шаман.
Нумерология — наука о числах.
Объединение шаманских кланов Ворона и Малого Лебедя - см.
«Хохорэй-Кутх».
Огонь Творения — состояние Вселенной в момент проявления. Считается высшей творческой Силой. Одулы — устаревшее название юкагиров. Ойбон кюнгете (Якутск. «дыра за Солнцем») — мистическое отверстие в небе через которое проходит Мировое Древо. Вход в Верхний мир. Ойун
шаман. ""(якутск.)
Ок(атюйск.) — подвески на бубнах тунгур, имеющие значение стрел. Олбук (тувинск.) — коврик для занятий дыхательными практиками. Олень
Золотые Рога — один из аспектов Небесного Оленя, держа-
Оюнхосут — сказитель, исполняющий «Олонхо».
Онгон (нанайск.) — вместилище для духа или тотема.
°рга (о-Шайск) — вертикальная резная перекладина на бубнах тун-
аРс, символизирующая позвоночный столб.
роки народ, населяющий часть острова Сахалин.
Нижни"111 наРод’ населяющий западное побережье Охотского моря и
Орто-шаман (Якутск.) — шаман, выполняющий двойную функцию: шаманскую и знахарскую.
Осознанность — один из главных элементов воздействия Великого Духа на Природу. Существует несколько видов осознанности, из которых обычно выделяют два: животную (умственную) и человеческую (разумную).
Остяки — устаревшее название хантов.
Отортен (мансийск.) — мифический богатырь, образ которого сходен с алтайским Урсул-Ойротом.
Охота за дыханием — одна из дыхательных практик, при которой вдох, выдох и пауза между ними выполняются сознательно.
Очищение — одна из целительских практик, нормализующая энергетическую систему человека.
Панян (ульчск.) — душа обыкновенного человека.
Панапту (тунгусск. «сосуд тени») — шаманское металлическое зеркало.
Парка (тибетск. «признак изменения») — восемь фигур, применяющихся, главным образом, в различных предсказательных практиках.
Первичный Океан — состояние Вселенной до момента проявления. Бытие и небытие одновременно.
Первичный Свет — ни от чего не исходящий свет, сопровождавший первые моменты проявления Мира. Сходен с понятиями кауманек и Огонь Творения.
Первопричинный Океан — см. Первичный Океан.
Первый Шаман — посланник Великого Духа, открывший для людей Космический Мост и научивший справляться с болезнями и невзгодами. Может рассматриваться и как собирательный образ, объединяющий духовных учителей земного человечества.
Подземный Ящер — см. Великий Зверь.
Поиск души — экстатическое путешествие в Нижний мир за потерянной душой больного с последующим воссоединением души с телом.
Пон (юкагирск. «Нечто») — одно из имен Великого Духа, отражающее невозможность его определения.
Посвящаемый — человек, проходящий через ритуал посвящения.
Посвящение — таинство, после которого человек становится шаманом. Различают два вида посвящения: внутреннее (экстатическое) и внешнее (символическое).
Пробуждение Медведя — центральная мистерия, проводимая на весеннее равноденствие.
Прозрачный сон — сон с сохранением осознания.
Пророческий сон — горизонтальное путешествие во сне по реальностям Среднего мира. Имеет тенденцию сбываться в повседневной жизни.
па,к(атмск.)^прс 0 Н ltd сужения прохода. Ня 8 МНре
рнновесие медведя — обьш *а 6н Р»нта
^жашп, основанная 2Є На^/о roreju ’ ЧаСГ0 «Не*.
№У*»ыи сон - высшая Дра>кани„ ИЧеског„
„р,№в1я
sc««.№ee,
Реаль«осГь.
pe1fi ^TwKlLU0CCK') — РазновиДность северного бубна с натяжкой
****** (іопарн) — наР°Д> живущий на Кольском полуострове, а C^pBenm, Швеции и Финляндии вдоль побережья Норвежского ^нцева морей. В результате раннего освоения северных территорий
Самопосвяшение — сознательный вызов экстатических пережива-
Седна (эскимосск.) — см. Человек-Морж.
Семя Великого Духа — маленькая духовная частица, оставшая
человеке от человека Мифического времени. Суть человече- сюго существа.
Сестры-оленихи — один из аспектов Бугады Энин
с плодородием.
Сивен (нанайск.) — тотемический
Сила Воды — энергетический поток, проходящий пс
в человеческое тело.
Сила Огня — энергетический поток, проходящий г
в человеческое тело.
Силовое поле — см. тело Великого Духа.
Сиун [нанайск.) — один из солнечных аспектов, соответств
Сойоты - устаревшее название тувинцев. рЯется°ЛЬЗЯЩИЙ сон — вид ступенчатого сна, когда пробуждение
Созе1 ЦевоРот — летнее и зимнее солнцестояние.
ІСіК)чаю*)ЦаНИЄ скелета — шаманская практика самопосвящеі ишяся в визуализации собственной смерти и воскрешені
Союз трех — одна четвертая часть шаманского клана, представляющая собой семью из трех челов> Средний мир — одна из частей Вселенной, под которой, обычно по нимается весь материальный Космос отрицательный но иногда — только Земля.
Стихийные духи — четыре группы духов Природы, составляющих ее основу: вода, воздух, земля качестве пятой группы рассматриваются духи эфира.
Столп Земли — мистическая линия, соединяющая нижний капучокыр с чокыром, наход крестцового сплетения (основание позвоночника).
Столп Неба — мистическая линия, соединяющая верхний капучокыр с чокыром, находящимся в Стражи Неба — духи в виде двух змей или один дух в виде дракона охраняющие вход в Верхний м отражение трудностей процесса вознесения.
Ступенчатый сон — сон с эффектом пробуждения.
Сукпачуву (ульчск.) — произвольный танец, служащий для поддержки шамана окружающими во вре, Сумур (бурятск.) — см. Мировая Гора.
Сцепление Столпов Неба и Земли — вид шаманской практики, направленный на и энергетических потоков в теле человека.
Т алисма н — знак или изображение, оказывающее пособничество в каких-либо делах. Обычно носится п Тапты (телеутск.) — девять зарубок-ступеней на ритуальном дереве, символизирующем Мировое тапты — это один из ярусов Вселенной. Тапты имеют прямое отношение к шаманскому подъему в Верхний мир Таси ныхы (нене1(к.) — см. Сила Воды.
«Таттомгаткэн пынылты» (чукотск. «Начало Творения Вестей») — самый архаичны пласт, повествующий о начале Творения и происхождении жизни.
Тела человека — девять мистических частей, составляющих человеческое тело: оболочка, имя, ум, разум, сияние и семя Великого Духа.
Тело Великого Духа — тонкая энергетическая субстанция, пронизывающая Вселенную и составляющ Тенгри (бурятск.) — совокупность духовных Сил, божества Неба в философии тенгрианства.
8 ««"Раль-
ииманнзма. тся с Южносибир.
*£,»««" мифы - часть мифотворчества „
„ принципами Мироздания „ <<роис«е„ИемГб„ “Мнная с аб“‘ 'сушество'сосдиняюиюе 8 -»б~юка. жи. "’термические существа - первоначальный вил „
^ отражающий силу Огня Творения. Духовного челове-
Таїн (нанайск.) медное или бронзовое зеркало наши* rftfop. ФУДЬ пояс шамана. В мифологии — ли’ ”аемое на голов- Гаїкичи (ульчск. «распознавание образа», «в ^ ирового Древа, манекен? состояние, при котором становится в ние>>) особое ша- „них миров. Достижение толкичи является цел ОЗМОЖным восприятие Тм-ызнга (нивхск.) — дух-хозяин моря Шаманского транса. Т.пш,ур (ттайск.) - двухструнный щ
лр-мент. ковыи музыкальный ин-
Тосемья (. иансийск .) — ми<Ьичеп«.0
Татем (ОТ ажибвейск. «отеотем» шя», рода и отдельного человека Имеет™ “Г лу*-покРовитель принимается в качестве первопредка. ’ ЗООМоРфный облик и вос-
шнТГГ^нГнТчаалШахМаНСКИХ " Пр°ТОша«анских взглядов, осно- Тотечяческая песня особая песня, призывающая тогемические
СИЛЫ.
Тотемический танец — магическое действие в виде особого танца, имитирую
животных. Совершается для воссоединения с ВДемом.
Тофалары малочисленный народ в Иркутской области.
Тувинцы — тюркоязычный народ, населяющий Верхний Енисей. Проживает в Респу Тукмак (тюркск.) — колотушка бубна.
Тунгур (алтайск.) или дунгур (тувинск.) — разновидность южносинр<к0Г0 бубна, ^ хапактерным изобоажением духа-хранителя на