Третий вариант задания

ЗАДАНИЕ 29: АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

(Время выполнения – 10 минут, уровень сложности – высокий, максимальное количество баллов – 2)

В этом задании нужно работать с определенными статистическими данными (чаще всего они представлены в таблице) – делать выводы на их основании и отвечать на вопрос из условия. Однако, для того, чтобы дать правильный и грамотный ответ, недостаточно только читать таблицу. Нужно знать географические термины и уметь рассчитывать географические показатели.

Чаще всего в таблицах отображены численность и прирост населения, рождаемость и смертность, сальдо миграции. Нужно знать формулы каждого из них.

Однако иногда условие дается не в таблице, а просто текстом. Такие задания обычно основаны либо на особенностях климата, либо на особенностях экономико-географического положения (ЭГП) страны или субъекта РФ.

Иногда необходимо сравнивать два пункта, отмеченных на карте. Тогда обычно спрашивают о различии в суммарной солнечной радиации в определенный месяц года.

 

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

В условии всегда требуется указать два компонента – две причины либо две особенности. Если в ответе имеются два верных компонента, смысл которых совпадает с имеющимися у экспертов ответами, ставится 2 балла. Если правилен только один компонент – ставится 1 балл. В иных случаях баллы за это задание не ставятся.

 

ТЕОРИЯ.

При анализе возрастного состава населения принято выделять три возрастные группы:

- дети и подростки (0 – 14 лет)

- трудоспособное население (15 – 64 года)

- старший возраст (65 лет и старше).

Возрастная структура отличается в странах с различным типом воспроизводства населения:

- 1 тип – доля детей и подростков не больше 20 – 25 %, тогда как доля людей пожилого возраста – около 20 % и имеет тенденцию к увеличению в связи со старением населения;

- 2 тип – доля детей около 40 – 45 %, а в отдельных странах превышает 50 % (Кения, Ботсвана). Доля пожилого населения не превышает 5 – 6 %.

Для визуализации возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды (столбиковые диаграммы).

Для отдельных стран пирамиды имеют свои особенности. Для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых людей). Для пирамиды стран со вторым типом воспроизводства, напротив, характерно очень широкое основание и чрезвычайно узкий верх.

 

АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Первый вариант задания:

Используя данные таблицы, объясните, почему в период с 1980 по 2000 г. доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре страны А значительно увеличилась. Укажите две причины. Если вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две, указанные первыми.

 

Демографические показатели страны А.

 

ПОКАЗАТЕЛИ 1980 2000
Численность населения, млн человек 38,5 38,9
Доля лиц старше 65 лет, % 10 14
Рождаемость, ‰ 14 10
Смертность, ‰ 10 11
Сальдо миграции, ‰ 0 0
Средняя продолжительность жизни, лет 71 77
Доля городского населения, % 62 61

 

Решение:

Как видно из таблицы, доля лиц старше 65 лет за 20 лет выросла на 4 %: 14 – 10 = 4 %

Поскольку сальдо миграции (миграционный прирост) равно нулю, этот показатель при анализе учитывать не нужно: он никак не повлиял на изменения числа пенсионеров. Показатель доли городского населения также не играет никакой роди в данной ситуации.

Прежде всего стоит обратить внимание на такой показатель, как средняя продолжительность жизни. Она увеличилась на 6 лет: 77 – 71 = 6 лет. Получается, что люди стали жить дольше, соответственно, количество населения старше 65 лет выросло.

Следующий важный показатель – рождаемость. Она снизилась на 4 ‰: 14 – 10 = 4 ‰. Значит, доля детей стала ниже, а доля лиц старшего возраста, наоборот, возросла.

Ответ:

1) Выросла средняя продолжительность жизни: 77 – 71 = 6 лет

2) Произошло снижение рождаемости: 14 – 10 = 4 ‰. Из-за чего сменилось процентное соотношение возрастов: стало больше пенсионеров и меньше детей.

ВАЖНО! В ответе всегда указывается две причины. Всегда приводятся математические вычисления.

Второй вариант задания.

Целлюлозно-бумажная промышленность относится к числу отраслей международной специализации Финляндии. Какие особенности природно-ресурсной базы Финляндии способствуют развитию на её территории целлюлозно-бумажной промышленности? Укажите две особенности. Если Вы укажете более двух особенностей, оцениваться будут только две, указанные первыми.

 

Решение:

Данное задание не очень сложное. Как мы знаем из курса географии, для развития целлюлозно-бумажного производства необходимо сырье в виде древесины, а также чистая вода, которая активно применяется в ходе производственного процесса. В северной стране Финляндии, которую еще называют страной тысячи озер, недостатка в пресной воде нет. Также на ее территории много лесов. Возможный вариант ответа выглядит так:

1. В Финляндии очень много пресной чистой воды, которая является важным компонентом для изготовления бумаги.

2. На территории Финляндии много хвойных лесов, а это – важное сырье для целлюлозно-бумажного производства.

 

Третий вариант задания.

Объясните, почему в пункте, обозначенном на карте буквой А, суммарная солнечная радиация в июне меньше, чем в пункте Б. Укажите две причины. Если Вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две, указанные первыми.

Решение:

Суммарная солнечная радиация = прямая солнечная радиация + рассеянная солнечная радиация. Прямая солнечная радиация – та, что поступает на планету непосредственно от Солнца, а рассеянная – та, что передается через рассеянные облака и атмосферу. Прямая радиация зависит от угла падения лучей Солнца и продолжительности дня: чем дольше день и выше угол – тем она больше. Рассеянная зависит от сухости воздуха, высота над уровнем моря, высоты Солнца: чем выше Солнце – тем больше рассеянная радиация; если есть облака, не закрывающие Солнце, рассеянная радиация будет выше, чем при ясной погоде, чем суше воздух – тем меньше рассеянная радиация.

На карте видно, что обе точки – и А, и Б – находятся на линиях тропиков. Там рассеянная радиация небольшая, потому что воздух – сухой. В июне Солнце находится в зените к северу от экватора, следовательно, угол падения там будет выше. Также в июне в Северном полушарии долгота дня больше, а в южном — меньше. Напишем ответ:

1. В Северном полушарии Солнце в зените в июне; следовательно, угол падения солнечных лучей выше в точке Б.

2. В июне в Северном полушарии продолжительность дня больше, а точка Б в отличии от точки А находится в Северном полушарии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Определите, в каком из промышленных центров, обозначенных на карте буквами А и В, будет наблюдаться большее загрязнение атмосферы. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Если Вы приведёте более двух доводов, оцениваться будут только два, указанных первыми.

 

2. В Московской области многолетняя мерзлота отсутствует, а в расположенном южнее Забайкальском крае она широко распространена. Какие особенности климата Забайкальского края способствуют сохранению на его территории многолетней мерзлоты? Укажите две особенности. Если Вы укажете более двух особенностей, оцениваться будут только две, указанные первыми.

3. В настоящее время в Объединённых Арабских Эмиратах и Бахрейне объёмы производства алюминия превосходят объёмы производства алюминия в США. Укажите одну особенность ЭГП и одну особенность хозяйства ОАЭ и Бахрейна, которые способствуют развитию алюминиевой промышленности. Если Вы укажете более двух особенностей, оцениваться будут только две, указанные первыми.

4. В 2011 г. на мировом рынке было продано более 1000 млрд м3 природного газа. Треть этого объёма составил сжиженный природный газ (СПГ). Крупнейшим импортером СПГ являлась Япония. Объём его поставок в Японию составил почти 106 млрд м3. Укажите две особенности ЭГП Японии, объясняющие столь высокую долю этой страны в объёмах мирового импорта СПГ. Если Вы укажете более двух особенностей, оцениваться будут только две, указанные первыми.

5. Объясните, почему в пункте, обозначенном на карте буквой А, суммарная солнечная радиация в июне меньше, чем в пункте Б. Укажите две причины. Если Вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две, указанные первыми.

6. Используя данные таблицы, объясните, почему за период с 1990 по 2010 г. доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения Польши значительно увеличилась. Укажите две причины. Если Вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две, указанные первыми.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: