Исследование факторов, способных повлиять на финансовые результаты

Задача исследования финансовых результатов – контролировать выполнение планов и определить, какие объективные и субъективные факторы влияют на уровень доходов. В процессе расчетов используются учетные данные и информация из бизнес-плана. По результатам определяются резервы, позволяющие увеличить чистый доход.

Расчеты проводятся по:

· валовой, налогооблагаемой, чистой прибыли

· доходам от продажи основных товаров (услуг, работ)

· доходам от прочих продаж

· внереализационным доходам

Цели исследования:

финансовые результаты

· определить отклонения по каждому признаку

· исследовать изменение и структуру каждого показателя

· оценить рентабельность

· оценить работу предприятия за определенный период

Анализируется структура и состав доходов, динамика по сравнению с предыдущими временными отрезками, воздействие выбранной учетной политики на каждый вид прибыли и суммы отчислений по дивидендам и налогам.

Важно учесть все факторы, воздействующие на результат предпринимательской деятельности:

· доходы от операций с валютами, депозитов, облигаций, акций

· убытки от безнадежных дебиторских долгов, неустойки, штрафов, пени

· доходы от аренды, полученных неустоек, штрафов, пени

· убытки от минусовой прибыли прошлых периодов и стихийных бедствий

· издержки на уплату налогов и отчисления во внебюджетные фонды

Основной показатель успешной работы – высокая рентабельность. Требуется исследование зависимости этого показателя для всего предприятия и для каждого направления деятельности. Оценивается прибыльность продаж, окупаемость вложенного капитала, инвестиций и издержек. Расчеты проводятся для каждого вида прибыли (валовой, от продаж, чистой).

Факторный анализ состоит из нескольких этапов:

· отбора факторов

· их систематизации и классификации

· моделирования связей между фактором и результатом

· определения каждого фактора и расчета его влияния на результат хозяйственной деятельности

· разработки рекомендаций, позволяющих использовать результаты на практике

Основные элементы: изменения доходности, доходов и расходов.

Для факторного исследования можно использовать и другие показатели, например рентабельность:

Анализ показателей

· инвестиций (соотношение суммы в «нижней строке» к сумме собственных средств)

· собственного капитала

· активов (соотношение суммы в «нижней строке» к итоговому объему первого раздела баланса)

· оборотных средств (соотношение суммы в «нижней строке» к объему оборотных средств)

· реализации (соотношение суммы в «нижней строке» к выручке)

Рассчитывается разница сумм за базовый и текущий год, выявляются факторы, оказавшие влияние на изменения.

Исследование факторов, влияющих на доходность продаж

Доходность продаж находится в зависимости от:

· объема проданного товара

· структуры проданного товара

· себестоимости

· среднего уровня цены

· расходов на управление

· коммерческих расходов

В процессе исследования оценивается каждый фактор и его влияние.

Общий показатель изменения доходов от реализации товаров:

ΔР = Р1 — Р0, где

· Р1 – прибыль текущего периода

· Р0 – прибыль предыдущего периода

При расчете влияния объема проданного товара на доходность сначала вычисляется прирост объема (в процентах):

ΔQ = Q1 / Q0 * 100 — 100, где

· Q1 – выручка текущего периода в ценах базового

· Q0 – выручка предыдущего периода

ΔР1 = Р0 * ΔQ / 100, где

· ΔР1 – изменение объема проданного товара

Проблемы может создать сопоставление данных базисного и отчетного временного отрезка, особенно, если продукция неоднородная. Проблему решает использование цен предыдущего периода в качестве основы.

Влияние на себестоимость рассчитывается по формуле:

ΔР2 = С0 — С1, где

· С0 – себестоимость проданного в отчетном периоде товара в ценах предыдущего периода

· С1 – себестоимость проданного в отчетном периоде товара в текущих ценах

Эту формулу применяют также при расчетах воздействия коммерческих и управленческих расходов.

Изменения продажной стоимости рассчитывается по формуле:

ΔР3 = Q1 — Q2, где

· Q1 – выручка текущего периода в актуальных ценах

· Q2 – выручка текущего периода по ценам базисного

Для расчета воздействия структуры товара на прибыль используется формула:

ΔР4 = ΔР — ΔР1 — ΔР2 — ΔР3

Чтобы определить воздействие всех факторов, используется формула:

ΔР = Р1 — Р0 = ΔР1 + ΔР2 + ΔР3 + ΔР4

Исходя из результатов, определяются резервы, позволяющие повысить доходность бизнеса. Это может быть увеличение объема проданной продукции, снижение общей себестоимости или ее отдельных составляющих, улучшение структуры (качества, ассортимента) выпускаемой (продаваемой) продукции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: