Деление двухзначного числа на однозначное

Этап.

Ознакомление с приёмом
Цель-
. развитие самостоятельности в процессе принятия решений и выполнения практических задач.

Выводим запись на доску 39:3=*

- Кто же догадался, как можно разделить 39:3

39:3= (30+9):3=30:3+9:3=13

- Хорошо, молодцы. А как разделить 84:3? Можно заменить 84 суммой разрядных слагаемых так, чтобы каждое разделилось на 3?

84:3=(60+24):3=60:3+24:3=28

- Запишите вычисления

 

- Составим алгоритм действий.

Как делить двузначное число на однозначное.

 - Запомнили алгоритм деления? Тогда попробуем вычислить с подробным объяснением.

36:2=(20+16):2=20:2+16:2=18

90:5=(50+40):5=50:5+40:5=18

78:2=(60+18):2=60:2+18:2=39

96:4=(80+16):4=80:4+16:4

 

- За хорошо выполненную работу на ваше угощение прилетели первые гости. Это синички.

 

Внимательно слушают и воспринимают рассказ учителя, проявляют интерес.

- Нужно заменить число 39 суммой разрядных слагаемых 30+9, каждое слагаемое разделить на 3, а результаты сложить.

- Нет. Надо заменить суммой удобных слагаемых, таких, чтобы каждое слагаемое можно было разделить на 3. Это 60+24

Учащиеся записывают вычисления в тетрадь.

Учащиеся проговаривают алгоритм действий.

- Да запомнили.

Учащиеся у доски выполняют решение выражений с подробным объяснением.

Выполняют учебные действия в устной форме.

Работа с информацией смысловое чтение. Дополнение и расширение имеющихся знаний.

Осуществление смыслового чтения.

Согласованно выполняют совместную деятельность.

 


Этап.

 Формирование вычислительного умения (отрабатывают правильность, осознанность действий), поэтому используют задания с подробным объяснением и записью

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы.

- Попробуем выполнить решение задачи и закрепить наше умение делить двузначное число на однозначное.

Задача. Третьеклассники собрали для питомника 72кг рябины. Все это они упаковали в пакеты, по 6кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов?

72:6=

- Молодцы, справились с задачей и к вам новые гости на рябину.

1.- Попробуем поработать самостоятельно.

84:6=(60+24):6=60:6+24:6=14

57:3=(30+27):3=30:3+27:3=19

91:7=(70+21):7=70:7+21:7=13

- Вот и новые гости на вашей кормушке. Это воробьи.

36:3=(30+6):3=30:3+6:3=10+2=12

62:2=(60+2):3=60:2+2:2=30+1=31

88:4=(80+8):4=80:4+8:4=20+2=22

46:2=(40+6):2=40:2+6:2=20+3=23

55:5=(50+5):5=50:5+5:5=10+1=11

- Подведем итоги урока. Какие цели мы с вами ставили? Мы достигли намеченных целей?

Оценки за работу на уроке, работа по карточкам, за самостоятельную работу.

 «Помочь птицам-долг каждого»

Ученики внимательно слушают учителя.

Учащиеся читают задачу. Выясняют, что известно, что неизвестно. Выбирают математическое действие для решения задачи.

 

Учащиеся самостоятельно выполняют вычисления с развернутой записью, а затем контролируют себя по эталону.

Выполняют самооценку выполненной работы.

 Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формулируют проблему, самостоятельно находят способы ее.решения

Контролирова-ние и оценива-ние процесса и результата деятельности.

Взаимодействие в рамках сотрудничества.

Умение обмениваться мнениями, допускать существование различных точек зрения, вести диалог.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникатив-ных и познава-тельных задач.

4 этап
Формирование вычислительного навыка. В данном случае результаты наизусть не учат, но добиваются автоматизма, быстроты, свёрнутости действий (3-4 урока).
Цель:Рефлексия.

Цель- мобилизация участников на самооценку.

Учитель мобилизует учащихся на самооценку.

- Оцените свою работу на уроке.

Участвуют в беседе.

Самооценка. Выделение и формулирование того, что усвоено и что нужно усвоить, определение качества и уров- ня усвоения.

Осуществление рефлексии способов и условий действий.

Участие в диалоге.

 

 


Сложность приема двузначного числа на однозначное заключается в том что:
Подобрать верное число частного не всегда возможно сразу и требует несколько проверок подобранных чисел, что требует достаточно сложных вычислений. целью облегчения вычислений могут быть использованы 2 приема:

1). ориентировка на последнюю цифру делимого

2).прием округления.

Первый прием подразумевает что при подборе возможной цифры частного ребенок ориентируется на знание таблицы умножения, сразу перемножая подобранную цифру и последнюю цифру делителя. Н-р, 68:17. Возьмем по 3: 3*7=21, последняя цифра 1,значит нет смысла умножать на 3. Берем по 4. 4*7=28, и в 28 и в 68 последняя цифра 8, значит стоит проверить и умножить 17 на 4: 17*4=68.

 

Второй прием предполагает округление делителя и подбор цифры частного с ориентиром на округленный делитель. н-р, 68:17,делитель 17 округляется до 20. Примерная цифра частного 3 при проверке дает число 60, а оно меньше 68, значит следует проверить число 4.

Эти приемы позволяют сократить затраты сил и времени при выполнении вычислений данного вида,но требует хорошего знания таблиц умножения и умения округлять. целые числа оканчивающиеся цифрами 0 – 4 округляются до ближайшего десятка, отбрасывая эти цифры. н-р, 12, 13 округляют до 10. А числа оканчивающиеся цифрами 5 – 9 округляются до ближайшего целого десятка в большую сторону. Н-р, 15,16,17 до 20

 

 Частные случаи деления двузначного числа на однозначное представленные в учебниках математики





По программе Н.Б. Истоминой

Деление двухзначного числа на однозначное.

М3И ч. 2 стр. 26

Теоретическая основа:

1)Распределительное свойство умножения;

2)Табличные случаи умножения.

В этом случае автор также помогает ученикам через рассуждение.

 

                                     

 

                          По программе И.И Аргинской

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: