Этап.
Ознакомление с приёмом
Цель-. развитие самостоятельности в процессе принятия решений и выполнения практических задач.
Выводим запись на доску 39:3=*
- Кто же догадался, как можно разделить 39:3
39:3= (30+9):3=30:3+9:3=13
- Хорошо, молодцы. А как разделить 84:3? Можно заменить 84 суммой разрядных слагаемых так, чтобы каждое разделилось на 3?
84:3=(60+24):3=60:3+24:3=28
- Запишите вычисления
- Составим алгоритм действий.
Как делить двузначное число на однозначное.
- Запомнили алгоритм деления? Тогда попробуем вычислить с подробным объяснением.
36:2=(20+16):2=20:2+16:2=18
90:5=(50+40):5=50:5+40:5=18
78:2=(60+18):2=60:2+18:2=39
96:4=(80+16):4=80:4+16:4
- За хорошо выполненную работу на ваше угощение прилетели первые гости. Это синички.
Внимательно слушают и воспринимают рассказ учителя, проявляют интерес.
- Нужно заменить число 39 суммой разрядных слагаемых 30+9, каждое слагаемое разделить на 3, а результаты сложить.
- Нет. Надо заменить суммой удобных слагаемых, таких, чтобы каждое слагаемое можно было разделить на 3. Это 60+24
Учащиеся записывают вычисления в тетрадь.
|
|
Учащиеся проговаривают алгоритм действий.
- Да запомнили.
Учащиеся у доски выполняют решение выражений с подробным объяснением.
Выполняют учебные действия в устной форме.
Работа с информацией смысловое чтение. Дополнение и расширение имеющихся знаний.
Осуществление смыслового чтения.
Согласованно выполняют совместную деятельность.
Этап.
Формирование вычислительного умения (отрабатывают правильность, осознанность действий), поэтому используют задания с подробным объяснением и записью
Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы.
- Попробуем выполнить решение задачи и закрепить наше умение делить двузначное число на однозначное.
Задача. Третьеклассники собрали для питомника 72кг рябины. Все это они упаковали в пакеты, по 6кг в каждый. Сколько потребовалось пакетов?
72:6=
- Молодцы, справились с задачей и к вам новые гости на рябину.
1.- Попробуем поработать самостоятельно.
84:6=(60+24):6=60:6+24:6=14
57:3=(30+27):3=30:3+27:3=19
91:7=(70+21):7=70:7+21:7=13
- Вот и новые гости на вашей кормушке. Это воробьи.
36:3=(30+6):3=30:3+6:3=10+2=12
62:2=(60+2):3=60:2+2:2=30+1=31
88:4=(80+8):4=80:4+8:4=20+2=22
46:2=(40+6):2=40:2+6:2=20+3=23
55:5=(50+5):5=50:5+5:5=10+1=11
- Подведем итоги урока. Какие цели мы с вами ставили? Мы достигли намеченных целей?
Оценки за работу на уроке, работа по карточкам, за самостоятельную работу.
«Помочь птицам-долг каждого»
Ученики внимательно слушают учителя.
Учащиеся читают задачу. Выясняют, что известно, что неизвестно. Выбирают математическое действие для решения задачи.
Учащиеся самостоятельно выполняют вычисления с развернутой записью, а затем контролируют себя по эталону.
|
|
Выполняют самооценку выполненной работы.
Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.
Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формулируют проблему, самостоятельно находят способы ее.решения
Контролирова-ние и оценива-ние процесса и результата деятельности.
Взаимодействие в рамках сотрудничества.
Умение обмениваться мнениями, допускать существование различных точек зрения, вести диалог.
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникатив-ных и познава-тельных задач.
4 этап
Формирование вычислительного навыка. В данном случае результаты наизусть не учат, но добиваются автоматизма, быстроты, свёрнутости действий (3-4 урока).
Цель:Рефлексия.
Цель- мобилизация участников на самооценку.
Учитель мобилизует учащихся на самооценку.
- Оцените свою работу на уроке.
Участвуют в беседе.
Самооценка. Выделение и формулирование того, что усвоено и что нужно усвоить, определение качества и уров- ня усвоения.
Осуществление рефлексии способов и условий действий.
Участие в диалоге.
Сложность приема двузначного числа на однозначное заключается в том что:
Подобрать верное число частного не всегда возможно сразу и требует несколько проверок подобранных чисел, что требует достаточно сложных вычислений. целью облегчения вычислений могут быть использованы 2 приема:
1). ориентировка на последнюю цифру делимого
2).прием округления.
Первый прием подразумевает что при подборе возможной цифры частного ребенок ориентируется на знание таблицы умножения, сразу перемножая подобранную цифру и последнюю цифру делителя. Н-р, 68:17. Возьмем по 3: 3*7=21, последняя цифра 1,значит нет смысла умножать на 3. Берем по 4. 4*7=28, и в 28 и в 68 последняя цифра 8, значит стоит проверить и умножить 17 на 4: 17*4=68.
Второй прием предполагает округление делителя и подбор цифры частного с ориентиром на округленный делитель. н-р, 68:17,делитель 17 округляется до 20. Примерная цифра частного 3 при проверке дает число 60, а оно меньше 68, значит следует проверить число 4.
Эти приемы позволяют сократить затраты сил и времени при выполнении вычислений данного вида,но требует хорошего знания таблиц умножения и умения округлять. целые числа оканчивающиеся цифрами 0 – 4 округляются до ближайшего десятка, отбрасывая эти цифры. н-р, 12, 13 округляют до 10. А числа оканчивающиеся цифрами 5 – 9 округляются до ближайшего целого десятка в большую сторону. Н-р, 15,16,17 до 20
Частные случаи деления двузначного числа на однозначное представленные в учебниках математики
По программе Н.Б. Истоминой
Деление двухзначного числа на однозначное.
М3И ч. 2 стр. 26
Теоретическая основа:
1)Распределительное свойство умножения;
2)Табличные случаи умножения.
В этом случае автор также помогает ученикам через рассуждение.
По программе И.И Аргинской