Биология
28.04.2020
Тема урока: Размножение и развитие организмов.
Цель: Изучить основные формы размножения живых организмов.
Образовательные задачи: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения организмов.
Развивающие задачи: способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, работа в группах).
Воспитательные задачи: формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении), проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций,
Посмотрите на данную таблицу и найдите соответствия термина и понятия перед вами инструктивные листы, которые помогут нам в работе
| 1.Митоз | А.Специализированные клетки, обладающие гаплоидным набором хромосом и обеспечивающие при половом размножении передачу наследственной информации от родителей к детям. |
| 2.Гаметы(половые клетки) | Б. Способ деления клетки, в результате которого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом в дочерних клетках в два раза. |
| 3.Зигота | В.Слияние мужской половой клетки (сперматозоида) с женской (яйцеклеткой), приводящее к образованию зиготы, которая даёт начало новому организму |
| 4.Мейоз | Г.Клетки, формирующие тело организма. К ним относятся все клетки тела. |
| 5.Соматические клетки | Д.Клетка, образующаяся при слиянии двух половых гамет. |
| 6. Оплодотворение | Е.Основная форма клеточного деления, сущность которой в равномерном распределении хромосом между дочерними клетками |
- Давайте с вами разберем, что такое размножение?
Размножение – это воспроизведение себе подобных. Благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.
- Что лежит в основе размножения организмов? (деление клеток)
Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов.
Проблемный вопрос.
- Для чего в жизни, практике необходимо знать, как происходит размножение организмов.
Итак, давайте составим план последующих действий для изучения размножения организмов.
- Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?
-(Половое и бесполое)
Какая форма размножения является более древней? (бесполое)
Соответственно, половое размножение является новой формой.
Формулирование учебной проблемы.
Итак, ребята, давайте представим, что мы ученые, и нам предстоит совершить открытие.
Что выдвигают ученые, прежде чем приступить к своей работе? (гипотезы)
А что такое гипотеза? (предположительное суждение)
Так почему в ходе эволюции одна форма размножения не вытеснила другую, а существуют оба механизма размножения? Выскажите свои предположения (ответы детей).
Мы услышали несколько гипотез. Для того чтобы подтвердить гипотезу или опровергнуть, нам необходима научная доказательная база
Таблица «Типы размножения живых организмов».
| Вопросы | Типы размножения | |
| Бесполое | Половое | |
| 1. Число особей, участвующих в размножении. | 1 | 2 |
| 2. Какие типы клеток участвуют в размножении. | Соматические (клетки тела) | Гаметы (половые клетки) |
| 3. Какой процесс лежит в основе размножения. | Митоз | Мейоз |
| 4. Особенности дочерних организмов. | Потомки генетически сходны с материнской особью. | Потомки генетически отличаются друг от друга и родителей |
| 5. Преимущества. | Быстрое увеличение численности. | Обогащение наследственного материала потомков и лучшая приспособленность к условиям среды. |
| 6. Недостаток | Не обеспечивает выживания в измененной, непостоянной среде. | Риск остаться без потомства. Большая затрата энергии, медленное воспроизводство. |
| 7. У каких организмов? | 1. Бактерии, одноклеточные животные. 2. Грибы, мхи, папоротники. 3. У цветковых растений. 4. Гидры, дрожжи 5. Плоские, кольчатые черви. | 1. Растения, животные, человек. 2. Инфузории. 3. Пчелы, муравьи. |
Итог урока.
Позвольте вам напомнить то, с чего мы начали наш урок. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни.
Дифференцированное домашнее задание.
Сделать первое и второе задание, представленное ниже(две таблицы)
Задание 1. Найдите соответствия терминов и формулировок, ответ запишите.
| 1.Митоз | А.Специализированные клетки, обладающие гаплоидным набором хромосом и обеспечивающие при половом размножении передачу наследственной информации от родителей к детям. |
| 2.Гаметы(половые клетки) | Б. Способ деления клетки, в результате которого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом в дочерних клетках в два раза. |
| 3.Зигота | В.Слияние мужской половой клетки (сперматозоида) с женской (яйцеклеткой), приводящее к образованию зиготы, которая даёт начало новому организму |
| 4.Мейоз | Г.Клетки, формирующие тело организма. К ним относятся все клетки тела. |
| 5.Соматические клетки | Д.Клетка, образующаяся при слиянии двух половых гамет. |
| 6. Оплодотворение | Е.Основная форма клеточного деления, сущность которой в равномерном распределении хромосом между дочерними клетками |
Задание 2. Охарактеризуйте половое и бесполое размножение и сравните данные формы по предложенным критериям.
Формы размножения
Половое - __________________________ Бесполое -
| Вопросы | Типы размножения | |
| Бесполое | Половое | |
| 1. Число особей, участвующих в размножении. | ||
| 2. Какие типы клеток участвуют в размножении. | ||
| 3. Какой процесс лежит в основе размножения. | ||
| 4. Особенности дочерних организмов. | ||
| 5. Преимущества. | ||
| 6. Недостаток | ||
| 7. У каких организмов? | ||
30.04.2020
Тема: Образование половых клеток. Этапы онтогенеза. Оплодотворение у животных и растений.
Теория:






