Ппрочитайте отрывок из произведения В.Катаева «Сон»

Записать ответы на задания, выделенные красным цветом, и отправить мне фото из тетради в ВК – на оценку.

4. ВНИМАНИЕ!!! Если не нужна оценка- можно ответы на задания не отправлять.

Тема урока: «Сон и его значение». 8 класс.

Цель урока: Изучить физиологическую природу сна и сновидений, цикличность, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение.

Основные образовательные задачи:

1. Дать понятие о биологических ритмах.

2. Раскрыть физиологическую природу сна, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение.

3. Раскрыть гигиенические требования, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование.

4. Развитие навыков самостоятельной работы.

Основные воспитательные задачи:

1. Сформировать материалистическое представление о единстве живой и неживой природы на основе общности элементного состава

2. Развивать адекватную самооценку и взаимопроверку

Основные развивающие задачи – развить умение:

1. Анализировать факты и делать выводы

2. Работать с учебным текстом, выделяя главное

3. Обобщать полученные знания, выстраивая их в логической последовательности

4. Сообщать полученную самостоятельно информацию кратко, в доступной форме

Понятия: Биоритм, сон, медленный сон, быстрый сон, сновидения. Летаргия, вещие сны, электроэнцефалограмма.

Планируемый результат:

Знать: Биологические ритмы. Природа и фазы сна.

Методы обучения:

словесные: рассказ, эвристическая беседа;

наглядные: демонстрация слайдов

Методы и формы контроля:

устный опрос: индивидуальный, фронтальный, уплотненный;

проверка: устный, письменный опрос, самостоятельные практические исследования, репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа,

программированный контроль: тестовая работа.

Оборудование: интерактивное оборудование, Презентация Microsoft PowerPoint

Тип урока: комбинированный

План урока

1. Организационный момент

2. Проверка ЗУН

3. Мотивация к изучению нового материала

4. Изучение нового материала

5. Закрепление и обобщение нового материала.

6. Рефлексия

7. Подведение итогов урока, оценивание результатов, домашнее задание

Ход урока.

Сегодня мы с вами продолжим изучать высшую нервную деятельность человека и мне хотелось бы построить урок следующим образом, давайте сначала вспомним материал прошлых тем, а затем перейдем к изучению нового материала.

В любом предмете, есть своя терминология. И я думаю, вы согласитесь, что термины и понятия важно знать, а тем более уметь ими пользоваться. Вам было задано повторить

 Давайте в виде биологического диктанта проверим ваши знания по теме «Поведение человека и рефлекс». Откройте тетради, запишите тему:

Задание №1. Биологический диктант. (отвечать полным ответом!!!)

1. Совокупность сложных психических и физиологических процессов, направленная на достижение определенной цели, называется….(

2. Изучение особенностей поведенческих реакций человека, как сознательного существа, состоянием его души занимается наука…..(

3. Какой ученый физиолог указал, что в основе психической и высшей нервной деятельности человека лежит рефлекторный механизм? (

4. Рефлекс это- …..(

5. Эти рефлексы постоянны и не изменяются в течении всей жизни - ….(

6. Эти рефлексы не наследуются – (

7. К какому типу рефлекса можно отнести наши привычки? (

 

Итак, что такое рефлексы? И какие виды рефлексов выделяют? (Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Безусловные рефлексы – это врожденные, а условные – те, которые были приобретены в течение всей жизни.)

Попробуйте определить, к какой особенности высшей нервной деятельности относится данная ситуация.

1. Малышу делала уколы медсестра в белом халате. Он всегда плакал при ее появлении. Уколы закончились, но рефлекс остался. Но со временем люди в белых халатах не будут вызывать у ребенка плач. Почему? определить к какой особенности высшей нервной деятельности относится данная ситуация

Ответ: у ребенка выработался условный рефлекс взаимосвязи белого халата с болью от укола. Боль - это защитный безусловный рефлекс. Со временем этот рефлекс затормозился, так как не подкреплялся безусловным раздражителем - болью. Допустим нянечка в детском саду тоже ходит в белом халате и у ребенка первые встречи с ней могли вызвать слезы, однако отсутствие укола со временем затормозили условный рефлекс.

2. На уроке учитель, объясняя тему урока, пошутил, вызвав смех всего класса, посмеявшись все продолжили работать, только один мальчик все никак не мог успокоиться, он продолжал посмеиваться и отвлекать одноклассников. С чем связана такая реакция ученика?

Ответ: Процесс возбуждения и торможения это два противоположных процесса. Шутка учителя вызвала рефлекторную реакцию – смех, в ходе осознания шутки началась реакция торможения, однако условный рефлекс индивидуален и у всех скорость затухания его различна.

3. Музыкант из духового оркестра был уволен за регулярные прогулы репетиций.Он решил отомстить… Он пришел на концерт и сел на первый ряд и когда концерт начался, вытащил из кармана пиджака лимон, разрезанный на дольки и начал его есть делая соответствующую гримасу. Концерт был сорван! Почему?

Ответ: Вид лимона вызвал у музыканта артистов условный рефлекс подкрепленный безусловным раздражителем – слюноотделение, что привело к невозможности продолжать концерт, так как игра на духовом инструменте подразумевает строгий контроль за слюноотделением.

Ппрочитайте отрывок из произведения В.Катаева «Сон»

Создание проблемной ситуации:

«Бойцы конницы С.М.Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды, голода и зноя прибавилось еще новая непреодолимая мука. Бороться с ней не было сил.

…Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться с этой мукой. Наступал вечер. Мука заводила глаза. Веки были намагниченные. Глаза закрывались. Сердце, налитое кровью, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки.»

Проблемный вопрос:

О какой муке идёт речь? (борьба со сном)

О какой физиологической потребности указывается в тексте?

Назовите тему сегодняшнего урока. Мы поговорим с вами о сне и его значении для организма человека. Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

Всё живое, что существует на нашей планете, подчиняется законам Земли. Н-р, вращение Земли вокруг своей оси создаёт смену дня и ночи. Приспосабливаясь к этой смене, у живых организмов сформировался суточный биологический ритм (сон и бодрствование). Именно этот биоритм имеет наибольшее значение для организма животных и человека.

Как вы думаете, почему человек и животные не могут обходиться без сна?

Ответы учащихся:

- помогает восстановить силы, работоспособность

- дает возможность отдохнуть организму, набраться сил

- головной мозг отдыхает, когда человек спит

- а животным помогает пережить неблагоприятные условия

Учитель подводит к выводу:

Итак, что же такое сон? (СОН – это наша потребность, это часть нашего жизненного ритма).

История

Ещё в глубокой древности люди придавали большое значение сну и толкованию сновидений. Древние греки верили, что сны приносит и управляет сновидениями бог Гипнос. Людям, живущим по совести он приносит облегчение и покой, охраняя их сны, и не впуская туда чудовищ ада. Но к тем, кто живет неправедно приходят во сне Цербер (адский пес Аида) и медузы горгоны терзающие душу но не плоть. Наверное, каждый из вас хоть раз в жизни просыпался в холодном поту от ужаса или страха, кто – то, наоборот, видел хорошее и просыпался с улыбкой, потому что, по мнению греков к нему являлся его сын бог Морфей, который навевал только сладкие сны. А сколько людей видят вещие сны, известно, что Менделеев увидел во сне периодическую таблицу.

? сколько в среднем человек отводит на сон? (Ответы учащихся)

Зависит ли продолжительность сна от возраста? (До 18 часов спит новорожденный. Подростки около 8 часов. Взрослые не менее 7 часов в сутки)

Если принять за данность, что средняя продолжительность жизни человека составляет 75 лет, то треть жизни 25 лет мы проводим в состоянии сна. Сон необходим нам как пища и вода. Если человек лишен сна три дня у него резко падает работоспособность, ухудшается память, нарушается внимание. А если человек лишен сна в течение 5 дней, у него могут наступить галлюцинации, сначала слуховые, а затем зрительные. Без сна человек может умереть от нервного истощения.


Опираясь на выше сказанное ответьте, что же такое сон?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: