Информационные системы управления образовательным процессом вуза

 

При внедрении информационной системы стоит выбор между серийными системами, и системами, разрабатываемыми индивидуально, под заказ. Каждое из этих решений имеет свои плюсы и минусы. Основными преимуществами серийных систем является большой штат профессиональных разработчиков, отладка и тестирование на множестве объектов, что уменьшает вероятность ошибок и недоработок, выпуск обновлений и техническая поддержка производится разработчиком системы. Основными же недостатками являются высокая стоимость и избыточность функциональности, ведущая к росту аппаратных затрат. В тоже время современные средства разработки позволяют создавать индивидуальные системы. Такие системы могут обладать большей гибкостью и меньшей ресурсоемкостью. Однако, функционально они сильно уступают серийным системам и обладают слабой технической поддержкой.

На современном отечественном рынке автоматизированных информационных систем (АИС) управления учебным процессом представлено достаточно большое количество решений. АИС управления учебным процессом в основном решают задачи конкретного учебного заведения с учетом специфики организации учебного процесса, в том числе оптимизации и управления документооборотом. В условиях реформирования системы высшего профессионального образования и постановки задачи повышения качества образования возрастает потребность в разработке модульной иерархической автоматизированной информационной интегрированной системы на основе единого подхода к проектированию подсистем.

 Рассмотрим некоторые АИС управления учебным процессом.

Система Naumen University — информационно-аналитическая система для организации управления учебным процессом в высших и средних специальных учебных заведениях. Решение Naumen University ориентированно как на коммерческие, так и государственные высшие учебные заведения. Основой концепции развития решения Naumen University является подход, рассматривающий организацию учебного процесса в высшем учебном заведении как единый процесс, состоящий из ряда частных взаимосвязанных процессов. Каждый из частных процессов находит отображение в функциональном блоке решения (например, проведение приемной кампании вузом - в модуле "Абитуриент"). Каждый функциональный блок взаимодействует с другими как на уровне процессов, так и на уровне обмена данными. Таким образом, решение позволяет осуществлять контроль, накапливать информацию об обучаемом в вузе лице с момента подачи заявления в приемную комиссию, от выбора специальностей к вступительным испытаниям, от вступительных испытаний к зачислению в контингент студентов, от зачисления к первой сессии и, завершая подготовкой приложения к диплому, выпуском специалиста, распределением и трудоустройством. Naumen University включает в себя базовую конфигурацию (система прав доступа, модули «Контингент студентов» и «Кадры»), основные модули и дополнительные модули. Полный перечень модулей доступен на официальном сайте данной АИС [4].

АИС управления учебным процессом Московского института стали и сплавов включает ряд подсистем: «Управление контингентом учащихся», «Учет текущей успеваемости и посещаемости», «Расчет стипендии», «Планирование учебного процесса». Основными пользователями являются: деканаты, кафедры и учебно-методи­ческое управление; управления бухгалтерского учета и финансового контроля; управление довузовского и дополнительного образования; управление приема и приемная комиссия; студенческий отдел кадров. Система обеспечивает сквозной учет контингента учащихся в соответствующих службах и структурных подразделениях вуза и решает следующие задачи: ведение единой картотеки учащихся, накопление истории изменений данных об учащемся и истории взаимоотношений с ним, в том числе формируемых автоматически на основе приказов и распоряжений; формирование стандартных форм отчетности и ведение результатов рейтингового тестирования абитуриентов по каждому предмету с возможностью расчета итогового рейтинга и формирования конкурсного ряда; формирование и сопровождение учебных планов по направлениям с учетом приоритетов, установленных методическим советом университета; расчет учебной нагрузки по кафедрам; оперативный аналитический учет и контроль текущей успеваемости студентов и посещения ими занятий.

Информационная система (ИС) учебно-уп­равленческой деятельности Белгородской государственной технологической академии выполнена в соответствии с клиент-серверной технологией, что позволяет обеспечить совместный доступ к данным с различных рабочих станций под управлением Microsoft SQL-сервера. Охватываются не только деканаты вуза, но и другие зависимые подразделения (бухгалтерия, учебно-методическое управление, кафедры, приемная комиссия и т.д.). Это позволяет оперативно вводить, корректировать, удалять необходимую информацию непосредственно в подразделениях, выполняющих часть общей работы. Раздельный доступ к данным обеспечивается системой паролей. Функциональные возможности ИС: общий список студентов; добавление, корректировка, удаление данных; просмотр данных списком и в виде карточки; поиск по любому параметру; фильтр (выборка данных) по любому параметру; упорядочение; ведение справочников (факультеты, кафедры, специальности, дисциплины и т.д.); печать стандартных документов; списки групп; аттестационная ведомость групп; ввод оценок; бланк журнала успеваемости; справка об обучении студента в данном вузе; справка для отдела кадров; список на получение страховых полисов; список студентов, проживающих в общежитии; печать произвольных документов с указанием любых параметров; формирование и печать приложений к диплому утвержденного образца; журнал успеваемости; ведомость задолжников; учет начисления стипендии; ведение списков академотпускников, отчисленных студентов и выпускников; перевод на следующий курс; формирование отчетов для пенсионного фонда; автоматизация работы приемной комиссии; ведение списка абитуриентов аналогично списку студентов; формирование и печать экзаменационных ведомостей; процедура резервного копирования данных. В качестве инструмента разработки ИС выбран Borland Delphi. Обмен информацией осуществляется при помощи SQL-запросов.

АИС «Университет» Ставропольского государственного университета представляет собой комплекс программ, объединенных в единую информационную среду и позволяющих автоматизировать процессы, связанные с управлением деятельностью вуза. Система ориентирована на сетевую среду и позволяет использовать многопользовательский режим. Функции системы: комплексный мониторинг деятельности вуза; менеджмент качества учебного процесса; хранение и обработка информации о студенческом и кадровом составах вуза, научно-методической деятельности сотрудников; расчет часов и распределение учебной нагрузки, оптимизация штатного состава; автоматизация делопроизводства, хранение, анализ планов-графиков, расписания учебных занятий и экзаменационных сессий; автоматизированное формирование расписания учебных занятий; распределение учебной нагрузки и аудиторного фонда с учетом особенностей учебного процесса, расположения корпусов, пожеланий преподавателей. Система поддерживает базу всероссийских и университетских классификаторов и справочников, необходимых для проведения научных исследований и опубликования научных достижений. В качестве СУБД используется Microsoft SQL Server 2000.

ИС «Вектор» Российского нового университета (г. Москва) предназначена для повышения качества обучения, эффективности управления вузом и филиалами, управления процессом обучения в вузе с разветвленной структурой, учета кадровой, финансовой и иной информации о студентах. Эта система создана на основе технологии Microsoft.NET. В ИС «Вектор» предусмотрено разграничение прав доступа участников учебного процесса к данным и функциям системы, их защита и безопасность. ИС «Вектор» обеспечивает: автоматизацию большинства этапов управления делопроизводством и документооборотом; повышение надежности и эффективности обработки информации; осуществление оперативного, достоверного учета, анализа и контроля деятельности служб вуза; повышение качества информационного обеспечения руководителей разных уровней; оперативный обмен управленческой информацией между структурными подразделениями вуза. С помощью ИС решаются задачи: сбор, передача, накопление и анализ информации от различных структурных подразделений вуза, факультетов, отделов, преподавателей и студентов; накопление кадровой информации о студенте от поступления его в вуз до выпуска; мониторинг организации и осуществления образовательного процесса в вузе; учет и анализ результатов текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации студентов; контроль за движением студенческого контингента.

Основными структурными элементами ИС Смоленского гуманитарного университета являются информационно-телекоммуникационная сеть и информационный фонд. Информационный фонд представляет собой совокупность БД, содержащих сведения из различных областей и сфер деятельности университета, электронных каталогов, специального и общего ПО, а также любой другой информации, представленной в электронном виде и используемой в учебном процессе, научно-ис­следовательской деятельности или в сфере управления вузом. Основными объектами ИС являются: нормативно-справочная информация; административно-управленческая информация; информационно-образовательные ресурсы; исходные данные и результаты решения задач управления и обучения. Данная ИС применяется для решения двух основных задач: информационное обеспечение учебного процесса и научных исследований; автоматизация деятельности должностных лиц университета при решении задач управления учебным заведением.

ИС «Университет» Липецкого государственного педагогического университета позволяет накапливать и обрабатывать информацию об учебной и научной деятельности, автоматизировать процессы управления, формировать множество форм отчетностей, анализировать параметры учебной и научной деятельности вуза. В состав ИС входят следующие компоненты: учебный план; нагрузка; расписание; успеваемость; подготовительное отделение; приемная комиссия; отдел кадров студентов и преподавателей; деканат; кафедры; наука; система качества. Информационная система «Университет» разработана на базе MS Access. В системе используются стандартные элементы управления и меню, хорошо знакомые любому пользователю MS Windows и MS Office. Она может работать как автономно, так и в локальной вычислительной сети вуза. Защита данных обеспечивается средствами MS Access на уровне пользователя.

Организация управления учебным процессом института информатики и телематики Хакасского государственного университета (г. Абакан) на основе рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов предполагает проведение автоматизированного итогового контроля, наличие контроля и учета остаточных знаний, умений и навыков студентов. Данная АСУ работает с центральной БД по модели «клиент–сервер» и включает в себя следующие возможности: просмотр текущего рейтинга студента, группы, потока по каждой охваченной системой дисциплине; просмотр итоговых сводных данных сложной структуры в виде диаграмм, графиков на мониторе или в твердых копиях; динамическое формирование web-страниц на основе текущей и итоговой информации, предоставляющее возможность просмотра этой информации с любого компьютера, входящего в Интернет; ведение электронного журнала для автоматизации расчета и предоставления необходимых сведений о результатах проведения занятий по конкретным дисциплинам.

ИС «Управление качеством учебного процесса. Учет успеваемости и посещаемости» Самарского государственного технического университета предназначена для предоставления сравнительной и аналитической информации с целью повышения качества учебного процесса университета, планирования и принятия решений руководством, повышения оперативности получения информации и ее достоверности. Система имеет следующие функциональные возможности: учет и анализ успеваемости и посещаемости студентов; формирование и ведение списка специальностей и дисциплин всего университета, поддержание актуальности вводимых данных; оперативное получение актуальной информации в автоматическом режиме; учет успеваемости как по 5-балльной, так и по 100-балльной системе; формирование групп пользователей с присвоением каждому из них определенных прав доступа к информации; создание разнообразных статистических и аналитических отчетов для всех групп пользователей; контроль работы пользователей в системе. К работе в ИС подключены все кафедры университета. В ИС пользователи и их рабочие возможности разделены на группы.

В Волгоградском государственном техническом университете создана информационная среда, содержащая следующие компоненты: нормативно-справочная информация вуза (факультеты, кафедры, направления обучения, состав локальной сети АСУ вуза); текущее состояние информационной среды (личные карточки студентов, текущая успеваемость студентов, список дисциплин по контрольным неделям, успеваемость студентов в сессию, учебные планы подготовки студентов); выходные данные (ведомость по текущей успеваемости в учебной группе, ведомость по успеваемости студентов в сессию, данные о назначении стипендии). Для повышения качества обучения студентов и улучшения контроля за ходом учебного процесса введена рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Поддержка рейтинговой системы оценки знаний студентов обеспечивается автоматизированной системой мониторинга их успеваемости в виде АРМов в локальной сети. В состав АРМов входят АРМ «Ректор» и АРМ «Деканат».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: