Основы использования информационных технологий в управлении образовательным процессом вуза

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………........................…………………

ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

1.1. Основы использования информационных технологий в управлении образовательным процессом вуза….........................……….….....................…..

1.2. Информационные системы управления образовательным

процессом вуза………………………………...................……………………...

ГЛАВА II. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ   РАБОЧЕЕ   МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА ДЕКАНАТА

2.1. Разработка инфологической модели………..................…………………..

2.2. Разработка физической модели…………………………………..………..

2.3. Структура АРМ специалиста деканата........................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………....................…….….………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………..……...................………...…….

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………..................……….................



В В Е Д Е Н И Е

 

Благодаря появлению интеллектуальных средств труда в виде новых информационных технологий, управление производственной и непроизводственной деятельностью человека вышло на новую ступень развития, а его функциональные возможности существенно расширились за счет вовлечения в управление современного опыта и знаний. Появилась также возможность использования информационных технологий для развития творческих способностей человека и его доступа к мировым источникам знаний.

Нынешнее состояние человеческой цивилизации можно охарактеризовать как процесс информатизации общества, в котором решающая роль отводится количеству и качеству накопленной информации, ее свободой и доступностью.

Циркулирующие огромные потоки информации имеют тенденцию к ещё большему увеличению. Поэтому в любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Некоторые организации используют для этого шкафы с папками, но большинство предпочитают компьютеризированные способы - базы данных, позволяющие эффективно хранить, структурировать и систематизировать большие объемы данных. И уже сегодня без баз данных невозможно представить работу большинства финансовых, промышленных, торговых и прочих организаций. Не будь баз данных, они бы просто захлебнулись в информационной лавине.

Существует много веских причин перевода существующей информации на компьютерную основу. Сейчас стоимость хранения информации в файлах электронно-вычислительных устройств дешевле, чем на бумаге. Базы данных позволяют хранить, структурировать информацию и извлекать её оптимальным для пользователя образом. Использование компьютерных технологий позволяет сберечь значительные средства и время для получения необходимой информации, а также упрощают доступ и ведение, поскольку они основываются на комплексной обработке данных и централизации их хранения. Кроме того ЭВМ позволяет хранить любые форматы данных - текст, чертежи, данные в рукописной форме, фотографии, записи голоса и т.д.

Для использования столь огромных объемов хранимой информации, помимо развития системных устройств, средств передачи данных, памяти необходимы средства обеспечения диалога человек - ЭВМ, которые позволяют пользователю вводить запросы, читать файлы, модифицировать хранимые данные, добавлять новые данные или принимать решения на основании хранимых данных. Для обеспечения этих функций созданы специализированные средства - системы управления базами данных (СУБД).

В последнее время базы данных находят всё более широкое применение в нашей жизни. Практически во всех отраслях экономики, промышленности, рыночных отношений используются базы данных, позволяющие хранить и обрабатывать информацию. В условиях модернизации системы образования, перехода на новую модель и многообразие форм обучения, большой номенклатуры специальностей и специализаций в высших учебных заведениях, в условиях наличия развитой сети региональных филиалов и большого числа студентов проблема автоматизации управления учебным процессом в ВУЗе является актуальной, и в то же время, чрезвычайно сложной задачей.

Грамотно составленная система учетной информации о студентах экономит время при обращении к ней. При правильном составлении и внесении информации в базу скорость поиска необходимой информации сводится до минимума. Создание такой базы данных поможет с легкостью работать с информацией, хранящейся в ней.

Основная задача деканата – организация деятельности преподавателей, студентов. Организация состоит в анализе данных, оценке и принятии решений об управлении по всем видам деятельности подразделений (кафедр, академических групп, курсов), а также отдельно взятых студентов и преподавателей факультета. Поскольку данные, на основе которых принимаются решения, обработаны на уровне кафедр, основными функциями деканата являются мониторинг и оценка деятельности, а также принятия решений по управлению учебным процессом.

Функции принятия решения на уровне деканата по отношению к критичным группам студентов и преподавателей (не более 10 % по оценкам деканов) строго определены положениями высшей школы и сводятся подготовке информации для принятия решений (в виде приказов) ректором. В этом случае наиболее трудозатратной функцией деканата представляется эффективный мониторинг факультета по всем видом работ.

 

Объект исследования:

управление образовательным процессом вуза с использованием информационных технологий.

 

Предмет исследования:

автоматизация деятельности специалиста деканата вуза

 

Цель работы:

разработать автоматизированное рабочее место специалиста деканата.

 

Задачи:

проанализировать учебно-методическую литературу по теме исследования с целью выявления возможностей информационных технологий в управлении образовательным процессом; разработать автоматизированное рабочее место специалиста деканата.



ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

 

 

Основы использования информационных технологий в управлении образовательным процессом вуза

 

Конец 20 — начало 21 века отмечены бурным развитием информационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства. Информатизация различных сфер общественной жизни давно уже превратилась в обычное явление. Компьютеры перестали быть экзотикой, а компьютерная грамотность — достоянием посвященных. Вопросы проектирования информационных среди организации управления ими стали повседневными вопросами менеджмента в любой сфере деятельности, не исключая и образования. К тому же усложнилось и само управление образовательным учреждением.

Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, стремительному развитию новых информационных технологий. Вот почему особое значение приобретает организация информационного образования.

Информатизация образования проявляется через комплекс мер по преобразованию организационных и педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационно-коммуникационных технологий и технических средств. В связи с этим изменяются и сами методы, формы и содержание обучения, призванные повысить и расширить способность сотрудника образования к эффективному осуществлению профессиональной деятельности.

Частью изменений является совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно— педагогической информации, информационно-методических материалов, коммуникационных сетей, а так же автоматизированных систем управления.

Возросший интерес к использованию баз данных в учебном заведении можно объяснить следующими причинами: базы данных являются хранилищем специально организованных и логически связанных информационных элементов; состоят из самих данных и их описания; представляют собой сконструированную совокупность фактов, относящихся к определенному предмету.

Вуз, как объект управления, имеет определенную структуру. В этом отношении ИКТ при управлении вузом могут находить разное применение и при их реализации используют разные подходы, среди которых следует выделить: локальный, коммуникационный (сетевой), интегрированный.

Локальный подход включает автоматизацию структурного элемента организации и вуза. Например, при таком подходе ИТ могут использоваться для автоматизации управления отдельных подразделений вуза, например, деканат, учебный отдел, кафедра и т.п. В рамках локального подхода информационные технологии могут использоваться для автоматизации уже существующих технологий, например бухгалтерского учета в вузе, кадрового учета.

Коммуникационный подход основан на применении сетевых технологий в сочетании с информационными технологиями и обычными технологиями управления. В рамках сетевого подхода управления вузом следует отметить дистанционное обучение, которое включает компоненты организации и управления. Организация реализуется на стадии создания системы дистанционного обучения. Компонент ИКТ «управление» реализуется в процессе реализации ДО, при его модернизации и оптимизации. Кроме того, сетевой подход дает возможность удаленным пользователям доступ к образовательным ресурсам, что расширяет сферу информационного образовательного обслуживания. В коммуникационном подходе следует отметить два направления: мобильное образование (m-learning) и электронное образование (e-learning). Второе направление является более широким и включает широкий спектр электронных и информационных образовательных услуг. Первое направление основано на использовании мобильных устой с 3G и следующих поколений, а также КПК. Преимущество данного подхода в более широкой зоне покрытия по сравнению с зоной покрытия классических глобальных сетей.

Интегрированный подход основан на создании единой системы управления вузом, интегрирующей все информационные, организационные и финансовые технологии в единую среду и управляемые единой системой. Такой подход требует, прежде всего, создания единой информационной среды вуза и только во вторую очередь создания автоматизированной системы управления вузом. Как правило, его реализация возможна на основе специализированного программного обеспечения.

В целом создание автоматизированной системы управления вузом должно осуществляться поэтапно, по мере накопления опыта применения локальной и сетевой автоматизации, а также учета особенностей каждого вуза. Предварительно необходимо провести анализ готовности к использованию информационных технологий.

В большой степени автоматизация вуза или его подразделений зависят от наличия соответствующих ресурсов, технических. технологических, кадровых, электронных образовательных и электронных управленческих ресурсов. Создание базы данных является одним из первых этапов построения автоматизированной системы.

Сегодня сложно не заметить, что в системе российского педагогического образования накоплен значительный опыт использования средств информатизации в профессиональной деятельности. Например, имеются научные разработки, посвященные внедрению новых информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс вузов, исследуются психолого-педагогические проблемы, возникающие во время компьютеризации обучения, внедряются в практику концепции формирования информационной культуры личности и др.

На данный момент во многих вузах страны реализованы собственные системы управления документооборотом и учебными планами вуза, которые учитывают стандарты Минобразования и в то же время позволяют гибко подстраиваться под особенности конкретного вуза и конкретных учебных программ. При этом отклонения от этих стандартов отслеживаются и учитываются разработчиками в дальнейшем. Для конфигурации таких систем управления под нужды конкретного учебного процесса имеется широкий набор средств, большая часть которых имеет графический интерфейс. Несмотря на новизну предложенных технологий, пользователям достаточно легко удается овладевать новыми инструментами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: