Композиционного построения сценария

    Композиционная целостность драматургического построения действия сценария является категорией чрезвычайно важной. В сценарии культурно-досуговой программы композиция понимается как соединение, монтаж внешне порой разнородных, но имеющих глубокие внутренние связи элементов, а успешное решение композиционных задач – важнейшее условие для раскрытия авторского идейно-тематического замысла.

    Любой сценарий также требует соблюдения основных законов драматургии, то есть в нем должно быть чёткое композиционное построение действия, включающего в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, его кульминацию, развязку и финал.

    1) Экспозиция в сценарии — это особый психологический настрой аудитории за счет специально подобранной музыки, тематических выставок, рекламы, игровых действий в фойе, необычной встречи гостей и т.д.

Экспозиция в сценарии обычно плавно перерастает в завязку – события, с которого начинается действие. Это может быть первая встреча со сказочными персонажами, первый конкурс участников, обращение к малоизвестному факту из биографии героя вечера или появление персонифицированного образа.

    2) Основное развитие действия — является самой большой частью сценария, так как именно здесь основной сюжет КДП находит свое

драматургическое продвижение к кульминации. Эта часть должна подчиняется следующим закономерностям:

- каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловым мостиком с предыдущим и последующим;

- необходима законченность каждого эпизода, которые должны обладать логикой построения;

- действие необходимо выстраивать по нарастающей к кульминации;

- событийный ряд должен быть подчинен сценарно-режиссерскому ходу.

    4) Основным важным элементом сценарной композиции является кульминация. Это наивысшая точка развивающегося действия, в которой разрешается конфликт. Примером кульминации могут быть следующие моменты: подъем флага в честь победителя; разрезание ленты; обращение с призывом; ритуальная часть; самый интересный конкурс и т.д. Без кульминации действие протекает однообразно, без эмоциональных подъемов и спадов, что не всегда вызывает у аудитории запланированное воздействие.

    5) Развязка — последнее событие, результат, к которому приходит действие, оно подводит зрителя к пониманию тех или иных противоречий, и ее отсутствие вызывает ощущение незавершенности.

    6) После кульминации и развязки наступает финальная часть, которая несет особую смысловую нагрузку, так как она подает идею в концентрированном виде. Поэтому очень часто финал перерастает в коллективное действие, разрушающее деление аудитории на зрителей и участников. Заключительным мощным аккордом может стать хоровое исполнение песен, скандирование, обращение, прощальный танец, награждение победителя конкурса салют и др.

    Композиционное построение действия в сценарии имеет свои законы

соподчинения всех его частей по принципу гармонии. Это: целостность, контрастность, подчиненность всех средств выразительности идейному замыслу, соразмерность каждого эпизода.

    1) Закон целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому. Структурной единицей сценария является эпизод, раскрывающий определенную черту события, вокруг которого разворачивается действие. Но являясь самостоятельной единицей информации эпизод становится неотъемлемой частью целого. Композиционная целостность сценария культурно-досуговой программы достигается: оптимальным количеством эпизодов для раскрытия замысла; системой связей между эпизодами; смысловой и эмоциональной преемственностью.

    2) Закон контрастности базируется на законе единства и борьбы противоположностей — основа диалектики, основа развития, при котором выявляются противоречия (конфликт). При использовании контраста активизируется эмоциональное восприятие зрителями содержания культурно-досуговой программы, а постоянная борьба положительных и отрицательных эмоций оказывает влияние на их интеллектуальную и духовную сферу.

    3) Закон подчиненности всех выразительных средств идейному замыслу сценария требует от автора развитого художественного вкуса, достаточно глубокого знания литературы и искусства, быть современным и обладать творческой фантазией и воображением.

    4) Закон соразмерности. Если вышеназванный закон описывает качественную сторону сценария, то закон соразмерности говорит о количественном соотношении исходного материала, распределении его по эпизодам, значимости события, которому посвящается культурно-досуговая программа. Необходимо добиваться соразмерности расположения главных и

второстепенных частей сценария, их пропорциональности как относительно друг друга, так и композиции в целом. Здесь сценаристу могут помочь творческая интуиция, чувство меры и драматургическая логика. [2]

    Основные требования к сценарию программы:

    1) опора на основные закономерности драматургии: фактологичность, сюжет, конфликт, построение композиции действия; 2) предусматривание внешних действий для выявления актуальных идей и положений, для выявления мотива участия зрителей в коллективных действиях; 3) соответствие содержания и формы образовательному и культурному развитию данной аудитории, а также материально- техническим возможностям учреждения культуры.

    Перед тем как начать писать сценарий, необходимо определить его тему, т.е. круг жизненных явлений, которые должны быть освещены в сценарии. Тема кратко и конкретно выражает круг вопросов, затрагиваемых в программе, вопросов, актуальных для данной аудитории. Название программы всегда выражается в пу блицистических фразах, состоящих из 3—4, редко более слов. Тема может выражаться более пространным предложением. Название программы — всегда кратко, призывно и должно достаточно точно отражать тему. Но погоня за краткостью, увлекательностью названия не должна идти в ущерб научной или технической точности. Выбор названия зависит от предполагаемой аудитории, для которой создается программа.

    Что же организует отобранный материал, через что выражаются тема, идея и жанровое построение программы?

    В драматургии культурно-досуговой программы организующей силой сценария является сюжет. Сюжет — это сумма событий (элементов), связанных в определенной последовательности и раскрывающих в

намеченном объеме тему программы.

    В противоположность классической драматургии, где сюжетная основа пьесы строится на борьбе действующих лиц между собой, на действии и контрдействии, в сценарии программы имеется только единое действие н не может быть единого контрдействия, так как на сцене учреждения культуры в противоположность положительному герою не выводится герой отрицательный или имеющий недостатки и перевоспитывающийся в течение программы.

    Если речь идет об отсутствии единого контрдействия, это не значит, что в сценарии нет конфликта, т. е. столкновений. Без конфликта нет драматургии. Конфликт знаменует собой высшую ступень проявления драматических противоречий, его возникновению предшествует образование драматической коллизии. Коллизию создает стечение обстоятельств (событий), которое ставит героя перед необходимостью волевого решения — выбора пути. Когда выбор этот согласуется с обстоятельствами и, следовательно, герой примиряется с действительностью, то возможный конфликт с ней предотвращен. Если же герой решает противодействовать обстоятельствам, начинается драматическая борьба, коллизия перерождается в конфликт. Коллизиявозникает в силу течения событий, конфликт — в силу решения героя. Конфликт — это не обязательно столкновение антагонистических сил, он может выражаться в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении положительных целей и т.д.

    Итак, конфликт необходимо строить на основе объективных общественных противоречий, на столкновении определенных социальных сил и тенденций общественного развития. Но эти противоречия, столкновения, тенденции должны быть конкретизированы в определенный жизненный конфликт, понятный, доступный каждому.[1]

Монтаж

    Важнейшим методом в создании сценария культурно-досуговой программы является монтаж всего материала. Монтаж — единственный родовой метод культурно-досуговой деятельности, который позволяет скомпоновать выступления реальных лиц, цитаты из документов, отрывки из произведений художественной литературы, кинофильмов, музыкальные фрагменты и другие элементы.

    Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться "сочетания элементов в целое", подчиненного идее, без которой не может быть программы. Творческое использование методики художественного монтажа при наличии замысла включает совокупность действий, имеющих определенный стимул. Стимул — это побудительная причина действия. Материалом для художественного монтажа могут служить газетные статьи, философские трактаты, медицинская книга, художественная проза, стихи, связанные общей темой и идеей. Они, как в калейдоскопе, позволяют создавать спроецированное действие, адекватно отвечающее той идеальной структуре, которая могла быть рассчитана разумом. Калейдоскопическое, порой резко контрастное чередование различных действий создает ассоциативный ряд, который должен быть воспринят зрителями. Отбор действий, вызывающих ассоциации, обусловлен предыдущим опытом, принимаемым за образец, ассоциации зрителя следуют за мыслью сценариста.

    Раскрывая принципы художественного монтажа, следует помнить, что именно резкие грани, резкие ритмические различия подводят к богатству красок и соединяют в новое, цельное произведение, где грани каждого элемента несут свое эмоциональное содержание, работают на общую задачу.

    Один из наиболее распространенных приемов художественного

монтажа — контрастность. Он основан на сближении, столкновении противоположных, резко не схожих между собой явлений и элементов сценария. Применение этого приема позволяет ярче выявить конфликт как основу драматургии.

    В отличие от драматического произведения в сценарии культурно-досуговой программы сюжет ослаблен, в нем нет драматических столкновений характеров. В самом деле, в праздничной программе в силу ее специфики — документальности — вряд ли стоит вывести на сцену антиподов, нарушителей дисциплины или бюрократов. Тогда как в театральной пьесе драматургу это удается изобразить через художественные образы. Однако это не означает, что в праздничном представлении не должно быть конфликтных ситуаций. Здесь конфликт проявляется в столкновении противоположных явлений и элементов сценария, сочетании и построении эпизодов программы, отражающих в своем единстве моменты истории и сегодняшнего дня.

    Другим широко используемым приемом монтажа является параллельный, когда эпизоды действий, различных по своему идейному содержанию, монтируют один за другим. Иначе говоря, в ткань одного эпизода включается другой, противоположный ему. После такой вставки мысль первого эпизода продолжает развиваться. Этим приемом достигается параллельное действие.

    Например, в театрализованном вечере "Этих дней не смолкнет слава", посвященном Празднику Победы, были два ведущих. Один из них ведет рассказ, который иллюстрируется эпизодами участия людей в героической эпопее на фронтах Великой Отечественной войны, другой ведущий рассказывает, как работали в это время те, кто остался в тылу. Параллельный монтаж позволил ярко показать, как наш народ в едином порыве, в общем титаническом усилии, разделяя горе и радость, ковал победу.

    Представляет интерес и сочетание приема параллельного действия с приемом одновременности действия, когда действие идет в разных местах сцены, на нескольких частях сценической площадки одновременно. Этот способ применяется при включении в действие зрительного зала, когда к спору на сцене между участниками представления подключаются зрители.

    Сценарий праздничных массовых культурно-досуговых программ обязательно предусматривает способы активизации посетителей учреждений культуры. Необходимо, чтобы они чувствовали себя не зрителями, а соучастниками программы. Для этого используют различные сценарные ходы и решения. Это могут быть вопросы, обращенные к залу, коллективное исполнение песен, разбрасывание в зале листовок, выход актеров в зрительный зал и т.д. [1]

    В качестве приема, активизирующего аудиторию культурно-досуговых программ, специалисты используют и так называемую подсадку. Прием заключается в следующем: в зрительном зале находятся несколько активистов или участников художественной самодеятельности, которые задают ведущим заранее подготовленные вопросы, вступают с ними в спор, побуждая зрителей высказать свое мнение о вопросах, затрагиваемых в программе.

    В праздничных представлениях применяется также и прием реминисценции (воспоминания). Авторы сценариев культурно-досуговых программ заимствовали этот прием из арсенала выразительных средств кинематографа. Он состоит в том, что исполнение определенного эпизода прерывается другим эпизодом, повествующим о событиях прошлого. Это позволяет удачно связать настоящее с историей. Прием реминисценции может повторяться в сценарии несколько раз, но чрезмерное увлечение им снижает зрительское восприятие.

    Каждый эпизод сценария культурно-досуговой программы представляет собой относительно самостоятельный компонент, он не просто один из кирпичиков здания культурно-досуговой программы, как считают многие, не только законченная часть сценария, он участвует и в решении общей темы, помогает в раскрытии идеи.

    Необходимо также постараться, чтобы каждый эпизод был воспринят аудиторией с интересом, так как основой большинства эпизодов является отражение общеизвестных исторических событий. Важно каждый раз находить новые факты, помогать посетителям узнавать то, чего они не знали. Поиск ракурса отражения того или иного явления действительности - трудное дело. И все-таки надо смелее экспериментировать, иначе автору сценария культурно-досуговой программы не уйти от штампов и стереотипного подхода к освещению действительности.

    К наиболее распространённым приёмам монтажа относится контрастность.

Контрастность как приём монтажа основана на сближении противоположных, контрастирующих по смыслу элементов художественного произведения. В сценарии театрализованного представления можно сопоставлять по контрасту не только отдельные номера, но и отдельные эпизоды, как бы заставляя зрителя беспрерывно сравнивать два факта, два действия, одним усиливая другое, благодаря чему достигается острая выразительность.

Параллельный — два тематически не связанных действия соединены вместе и идут параллельно.

Одновременный — в современных театрализованных представлениях действие часто происходит одновременно на сценической площадке и на экране, или на нескольких экранах, или в разных частях сцены или зала.

Лейтмотив — (напоминание), чаще всего лейтмотив бывает комплексным, в нём принимают участие все средства художественной выразительности.

    Как отмечалось, для того, чтобы обеспечить интересный и целенаправленный монтаж эпизодов, хорошо бы придумать драматургический ход (иногда его называют сюжетным ходом), который логически свяжет все эпизоды. Важным элементом эпизодов и всего действия культурно-досуговой программы является введение ритуальных действий — вручение различных наград, что, как правило, становится кульминацией праздничных вечеров и самих торжеств.

    При написании сценария культурно-досуговой программы нужно знать реальные возможности воплощения драматургического замысла. Сценарий надо создавать не для усредненного, а для конкретного учреждения культуры с учетом его материально-технических и финансовых возможностей.

    В деятельности учреждений культуры в роли сценариста и режиссера представления выступает одно лицо. Работа постановщика- режиссера культурно-досуговой программы не менее сложна, чем написание литературного сценария. Автор сценария одновременно с определением литературного замысла как бы осуществляет возможности его сценического воплощения как режиссер.[17]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: