Примерные темы докладов

 

1. Определение трансграничных рынков.

2. Правовой статус Евразийской экономической комиссии и ее полномочия по пресечению нарушений общих правил конкуренции.

3. Взаимодействие национальных антимонопольных органов государств -членов Евразийского экономического союза.

 

Тесты

 

1. Товарный рынок считается трансграничным, если:

1) происходит перемещение товаров через границу сторон Евразийского экономического союза;

2) географические границы товарного рынка охватывают территории двух и более сторон Евразийского экономического союза;

3) границы между сторонами Евразийского экономического союза не принимаются во внимание при анализе конкуренции;

4) отсутствуют таможенные ограничения при перемещении товаров.

2. Уполномоченным органом по регулированию отношений конкуренции в рамках ЕАЭС является:

1) ФАС России;

2) Комитет по регулированию естественных монополий;

3) Евразийская экономическая комиссия;

4) Межгосударственная комиссия по защите экономической конкуренции.

3. В Республике Беларусь функции антимонопольного органа исполняет:

1) антимонопольная служба;

2) Министерство экономики;

3) Комитет по регулированию естественных монополий;

4) государственное агентство антимонопольного регулирования.

4. Процессуальные и иные действия по делам, связанным с нарушениями конкуренции, в рамках ЕАЭС производятся в соответствии:

1) правилами Договора о ЕАЭС;

2) с зак-вом запрашиваемого государства-члена;

3) с зак-вом страны, в которой зафиксировано ограничение конкуренции;

4) с Законом о защите конкуренции.

5. Какой из нижеуказанных принципов не является руководящим в деятельности Евразийской экономической комиссии:

1) полное возмещение убытков потерпевшим в результате нарушений правил о конкуренции;

2) обеспечение взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов;

3) экономическая обоснованность принимаемых решений;

4) открытость, гласность и объективность.

6. На какую сферу деятельности не распространяется действие полномочий Евразийской экономической комиссии:

1) таможенное регулирование;

2) техническое регулирование;

3) конкурентная политика;

4) социальная политика.

7. Имеет ли право на обращение в Евразийскую экономическую Комиссию уполномоченный орган государства - члена ЕАЭС:

1) не имеет;

2) имеет;

3) имеет, только в случаях, прямо предусмотренных Договором о ЕАЭС;

4) на усмотрение департамента по конкуренции ЕАЭС.

8. Срок рассмотрения обращения в Евразийской экономической комиссии составляет:

1) 10 дней;

2) 30 дней;

3) 60 дней;

4) 180 дней.

9. Какое из нижеперечисленных решений не находится в компетенции Евразийской экономической комиссии:

1) проведение расследования нарушений правил конкуренции;

2) передача материалов по подведомственности в уполномоченные государственные органы;

3) принятие решений о возмещении убытков, причиненных нарушением правил о конкуренции;

4) возвращение материалов дела.

10. Срок расследования нарушений правил конкуренции в Евразийской экономической комиссии составляет:

1) 10 дней;

2) 30 дней;

3) 60 дней;

4) 180 дней.

 

Библиографический список

 

Монографии

 

1. Гайдаенко Шер Н.И. Формирование системы альтернативных механизмов разрешения споров: бесконфликтное общество как основа противодействия коррупции: науч.-практ. пособие / отв. ред. Н.Г. Семилютина. М.: ИЗиСП: ИНФРА-М, 2015.

2. Право и экономическая деятельность: современные вызовы: монография / Е.Г. Азарова, А.А. Аюрова, М.К. Белобабченко и др.; отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП: Статут, 2015.

3. Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности: монография / МГУ им. М.В. Ломоносова; РАНХиГС при Президенте РФ; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2016.

 

Научные статьи

 

4. Капустин А.Я. Договор о Евразийском экономическом союзе - новая страница правового развития евразийской интеграции // Журнал российского права. 2014. N 12.

5. Кинев А.Ю., Франскевич О. П. Защита и развитие конкуренции в РФ // Юрист. 2015. N 17.

6. Лаптев В.А. Международные договоры, устанавливающие нормы предпринимательского права в России // Юридический мир. 2016. N 6.

7. Паращук С.А. Понятие и виды НДК в проекте изменений законодательства о защите конкуренции // Юрист. 2015. N 1.

 

Учебники, учебные пособия и комментарии законодательства

 

8. Конкурентное право России: учебник / Д.А. Алешин, И.Ю. Артемьев и др. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

9. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015.

 

Авторефераты диссертаций

 

10. Гутерман А.Е. Антимонопольное регулирование соглашений ХС по зак-ву РФ: автореф. дис.... канд. юрид. Наук. М., 2015

11. Касымов Р.Ш. Правовые модели координации экономической деятельности в РФ: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2015.

 

Глоссарий

 

"Вертикальное" соглашение - соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар.

Группа лиц - совокупность юридических и физических лиц, определяемая в качестве правового образования в силу соответствия закрепленным законом способам контроля и влияния друг на друга.

Доминирующее положение - это состояние рыночной концентрации (структуры рынка), при котором для одного или нескольких ХС, а также для группы лиц создаются такие условия реализации рыночной власти, которые позволяют субъекту (или субъектам) доминирования определять свою рыночную политику без учета поведения своих конкурентов и контрагентов и контролировать уровень рыночной концентрации на релевантном рынке.

Доминирующее положение субъектов естественных монополий.

В силу ч. 5 ст. 5 Закона о конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на ТР-ке, находящемся в состоянии естественной монополии. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения ХС.

Закупка у единственного источника - неконкурентный способ отбора контрагента при заключении договора, при котором предложение о заключении договора направляется конкретному поставщику без проведения конкурентных закупочных процедур.

Запрос котировок - конкурентный способ отбора контрагента при заключении договора, не являющийся торгами, при котором заказчиком запрашиваются цены одновременно у нескольких поставщиков на стандартную продукцию на определенных условиях поставки в соответствии с установленными заказчиком требованиями.

Запрос предложений - конкурентный способ отбора контрагента при заключении договора, не являющийся торгами, при котором заказчик информирует потенциальных поставщиков о потребности в продукции и приглашает к подаче открытых коммерческих предложений в адрес заказчика.

Конкурентный анализ - неконкурентный способ отбора контрагента при заключении договора, при котором предложение о заключении договора направляется поставщику, выбранному на основании анализа цен продукции, опубликованных в открытых источниках.

Конкуренция - соперничество ХС, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем ТР-ке.

Координация экономической деятельности - согласование действий ХС третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких ХС и не осуществляющим деятельности на ТР-ке, на котором осуществляется согласование действий ХС.

Монополия - состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на определенный товар осуществляется одним субъектом (группой лиц), товар не может быть замен в потреблении другими товарами и предпосылки для развития конкуренции ограничены либо отсутствуют.

Недобросовестная конкуренция - любые действия ХС (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат зак-ву РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, когда состояние товарного рынка таково, что удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном ТР-ке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Хозяйствующий субъект - коммерческая или некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Экономическая концентрация - сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: