Национальная безопасность России
Острая необходимость всерьез заговорить о безопасности России, ее слагаемых, состоянии, угрозах, мерах по их нейтрализации или устранению возникла в начале 90-х годов после глубочайших преобразований, охвативших все стороны жизни общества – экономику, политику, идеологию. В наибольшей степени она обострилась в конце 20-го и начале 21-го веков. Весьма тревожной остается сложившаяся ситуация в области безопасности страны и по сей день.
Гибель Советского Союза – уроки России и мира
В президентском Послании Федеральному собранию (2005 г.) В.В. Путин назвал крушение Советского Союза геополитической катастрофой века. Конечно, это не ностальгия по СССР или восхваление утраченной страны, как это пытаются представить некоторы е «бывшие» представители власти1). Не вдаваясь в подробное обсуждение этого вопроса, можно лишь отметить два важных момента.
Во-первых, СССР никто и никогда не обвинял в том, что Центр перераспределяет ресурсы из республик, входящих в состав Советского Союза, в пользу России. Наоборот, Центр осуществлял перераспределение в пользу тех республик, которые в своем развитии отставали от среднесоюзных стандартов.
|
|
Во-вторых, уникальность СССР состояла в своеобразном типе хозяйствования (в том числе прогнозировании, планировании, регулировании, а также в постоянном поиске новых путей развития, который, к сожалению, не всегда оказывался продуктивным.
СССР прошел очень сложный путь эволюции, включая смену целей, задач, механизмов, организационных форм управления. Он был на пути демократии и сочетании централизованного управления с товарно-денежными и рыночными отношениями, на пути к смешанной экономике. В этом был замысел перестройки как одного из этапов эволюции социализма. Опыт реформирования Китая на протяжении более 20 лет свидетельствует о реальности такого эволюционного пути развития, о возможности получения позитивных результатов.
Чтобы понять причины гибели СССР, необходимо рассматривать весь период его развития и учитывать при этом не только внутренние, но и внешние факторы, главным из которых и консолидирующем все остальные было стремление ряда стран разрушить СССР не только путем открытой войны, но и помощью более изощренных форм борьбы.
С крушением СССР открылся новый путь, новые формы разрушения государства без войн и революций. Эволюция СССР заключалась в том, что страна отказалась от экспорта социалистической революции, провозгласила политику мирного соревнования противоположных систем. СССР с трудом, но все-таки системно осуществлял идеологическое «перевооружение», вырабатывал новую теоретическую платформу идеологии социализма, а США не только не осуществили этого, но и накапливали идеологический, финансовый и информационный потенциалы для своей победы в холодной войне. Это и был главный урок для современной России.
|
|
При этом ни в коей мере нельзя умалять роль внутренних факторов, в том числе таких, как критическое состояние платежного баланса страны; объемные траты валюты на импорт фуражного зерна; поддержание стабильности розничных цен на продукты питания и увеличение расходов бюджета на дотации; интенсификацию гонки вооружения и вынужденное наращивание военных расходов; инерционность ВПК, выразившуюся, например, в наращивании танковой армады; ошибки советского руководства после 1985 г.1)
Все это было. Но многие внутренние факторы, которые можно назвать факторами саморазрушения, вредили стране только в условиях неблагоприятного воздействия внешних факторов. В 1980-х годах прошлого века такую роль сыграло резкое снижение мировых цен на нефть (1986 г.). Но и этот фактор не обязательно должен был вести к разрушению экономической системы и в целом государства, так как за снижением мировых цен, как правило, следовал их подъем. Искусство экономической и финансовой политики и состоит в том, чтобы своевременно находить компенсационные возможности факторов устойчивого экономического роста и правильно их использовать.
В конце 1980-х годов руководству страны не удалось сохранить целостность и управляемость экономики и общества. Во многом это объяснялось уязвимостью фундамента экономической системы, обусловленной неразвитостью товарно-денежных отношений, огромным запаздыванием в выстраивании рыночной системы, ее сочленением с системой экономического прогнозирования, стратегического планирования и эффективного административного управления. Сказалось и непонимание политическим руководством значимости финансов и цен. Запаздывание происходило также в развитии демократии. «Шоковое» создание демократических институтов дало почву для формирования разношерстной неконструктивной оппозиции, которая сильно зависела от сильного влияния.
В 1992 г. в посрамленной и ослабленной России пришло понимание того, что страна не застрахована от повторения судьбы СССР. Поэтому уже 5 марта 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности» № 2446-1 (впоследствии он дважды уточнялся: 25 декабря 1992 г. и 25 июля 2002 г.). Этот закон определил безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В середине 1992 г. вышел Указ президента России «Об образовании Совета безопасности Российской Федерации». На него возлагалась обязанность формирования единой государственной политики в области национальной безопасности страны.
В 1994 г. Указом президента РФ был создан Научный совет Совета безопасности, который существует и сегодня. По заданию Совета безопасности РФ творческим коллективом ученых РАН и РАЕН, МГУ в 1994 была подготовлена «Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения». На ее основе была разработана и в 1996 г. утверждена президентом РФ «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения»1).