Экономическая безопасность России

Основные понятия, категории и индикаторы экономической безопасности
Экономическая безопасность – это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное состояние страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внешних и внутренних процессов. Экономическая безопасность – не абстрактная теоретическая конструкция. Защищенность национальных интересов определяется и обеспечивается именно способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Экономическая безопасность – основа национальной безопасности страны. Это понятие используется современными европейскими и американскими экономистами и отражает повышение значимости обеспечения безопасности во всех сферах жизни человечества, особенно в экономике, в связи с возрастанием в глобализирующемся мире роли факторов риска, неопределенности, случайности и взаимозависимости. На первом заседании общественного совета при Минобороны РФ вице-премьер С.Б. Иванов заявлял: «Сегодня угрозы безопасности в мире значительно опаснее угроз времен холодной войны… Мир динамично меняется, а угрозы сегодня меняются с калейдоскопической скоростью. Поэтому времена холодной войны были раем по сравнению с сегодняшним днем. Тогда было предсказуемо и просчитано на 50 лет вперед»1).

Экономическая безопасность страны включает в себя:

 

· способность экономики поддерживать суверенитет страны и геополитическое положение в мире, самостоятельно определять ее экономическую политику и адаптироваться к новым условиям развития;

· системную оценку состояния экономики с позиции защиты национальных интересов страны;

· готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам постиндустриального развития путем повышения эффективности управления;

· создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества.

 

Система экономической безопасности включает пять блоков: концепцию национальной безопасности; угрозы в сфере экономики; индикаторы экономической безопасности; организационную систему обеспечения; правовое обеспечение экономической безопасности (табл. 44).

Стратегические национальные интересы России в сфере экономики можно объединить в три важных направления:

 

· долгосрочный устойчивый экономический рост, темпы которого опережают средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП, что определяется необходимостью возвышения геополитического положения России;

· повышение конкурентоспособности экономики страны и ее хозяйствующих субъектов, завоевывание новых ниш на товарных и финансовых рынках;

· рост благосостояния и качества жизни населения, расширения позиций России в мировом культурном пространстве.

 

Применительно к сфере экономики национальные интересы России конкретизируются следующим образом:

· обеспечить способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства (прирост ВВП в ближайшее десятилетие должен быть не менее 7-8% в год);

· повышать конкурентоспособность экономики не только в добывающих, но и прежде всего в обрабатывающих отраслях и в 5-6 раз увеличить долю инновационно активных предприятий;

· повысить благосостояние населения путем достижения устойчивого роста его реальных доходов, заработной платы, опережающего увеличения пенсий и пособий;

· сократить в 3-4 раза слой бедных людей и сформировать среднее сословие зажиточных граждан с высоким уровнем платежеспособного спроса;

· обеспечить надежность финансово-банковской системы и способность консолидированного бюджета финансировать социальные обязательства государства, поддерживать деловую активность и высокую конъюнктуру рынка, не допускать скачков в изменении курса рубля;

· иметь достаточную для обеспечения высоких долговременных темпов роста ВВП денежную массу и кредитные ресурсы;

· увеличивать долю экспорта продукции обрабатывающих отраслей в структуре внешнеторгового оборота;

· поддерживать уровень импорта, особенно продовольствия, на безопасном уровне;

· добиться независимости России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, особенно в сфере оборонных отраслей, космических технологий, атомной промышленности, машиностроения;

· сохранять единое экономическое пространство страны и не допускать чрезмерных различий в уровнях развитий субъектов Российской Федерации и благосостояния населения регионов;

· не превышать допустимую долю экспорта в экономике, не создавать допустимую нагрузку на природную среду;

· создать экономические и правовые условия, исключающие криминализацию общества;

· обеспечить обоснованную долю государственного управления, отвечающую критериям эффективности и социальной направленности развития экономики, пределы приватизации.

 

Таблица 44. Составляющие системы экономической безопасности страны

 

Концепция национальной безопасности

Экономическая безопасность

угрозы индикаторы организационные структуры обеспечения правовое обеспечение
Россия в мировом сообществе и ее составные части (глобальная безопасность и геополитическая роль). Национальные интересы России. Угрозы национальной безопасности. Обеспечение национальной безопасности. Потеря производственного капитала из-за высокого износа основных фондов. Государственный (внутренний и внешний) долг. Корпоративный долг. Высокий уровень бедности населения. Утечка капитала. Низкая инновационная и инвестиционная активность. Инфляция, включая скрытое и ожидаемое повышение цен. Всего 150 показателей, из них 19 ключевых. Совет безопасности. Управление социально-экономической безопасности. Межведомственная комиссия по безопасности в области экономики. Секция Научного совета безопасности. Федеральные органы, отвечающие за экономическую безопасность. Региональные органы исполнительной власти. Закон о безопасности. Государственная стратегия экономической безопасности. Закон о валютном регулировании, валютном контроле. Закон об отмывании «грязных» денег.

 

Источник: Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. – М.: ЭКО №5..-2007. – С. 2-29.

 

Уровень экономической безопасности предопределяется следующими факторами:

 

1. геополитическое и экономико-географическое положение страны и связанные с этим размещением производительных сил на её территории доступ к отечественным и зарубежным стратегическим ресурсам;

2. экономическая и военно-политическая мощь страны и конкурентные позиции в мировой экономической системе по стратегически важным видам экономической деятельности;

3. ориентация институциональной системы страны на поддержку отраслей национальной экономики, от которых зависит уровень экономической безопасности;

4. приоритеты экономической политики государства в области обеспечения конкурентных преимуществ отраслей и предприятий национальной экономики;

5. приоритеты экономической политики в сфере социально-экономической деятельности, обеспечивающие достижение международных (европейских) стандартов жизни населения страны (включая уровень здоровья, образования, инфраструктуры, культуры, искусства);

6. параметры отраслевой и региональной структур ВВП с точки зрения стратегической значимости отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения экономической безопасности;

7. условия, определяющие принципы функционирования национальной экономики в составе ВТО, и зависящая от этих условий структура экспорта и импорта материальных благ высшего порядка, а также значимых нематериальных активов;

8. наличие резервов стратегически важных материальных благ высшего порядка в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс мажорных обстоятельств;

9. величина и структура транзакционных издержек, связанных с влиянием внешних и внутренних угроз, разработкой и реализацией федеральной целевой программы по обеспечению экономической безопасности1).

 

Анализ внутренних и внешних угроз экономической безопасности показал, что угрозы могут длительное время не проявляться в открытой и острой форме. Это не должно ослаблять внимания к решению конкретных проблем, о которых сигнализируют индикаторы экономической безопасности. Перерастание угроз в кризис происходит из-за неэффективности управленческих решений и увеличения числа угроз. Чем больше аналитиками и экспертами фиксируется угроз экономической безопасности и чем больше взаимосвязь и взаимодействие между этими угрозами, тем выше вероятность возникновения кризиса.

Особая роль в формировании очагов кризиса в современном мире принадлежит не циклам обновления капитала и даже не циклам обновления технологий, а циклам накопления денежных средств и сбоям в функциони-ровании финансовых и валютных рынков. В условиях глобализации самые динамичные инструменты финансового и валютного рынков подвержены колоссальным рискам. Поэтому курс валюты, конъюнктура цен, ориентиры поведения инвесторов и управленческой элиты, надежность механизмов и процедур контроля оказывают определяющее влияние на состояние экономики и национальной безопасности государства.

Для оценки степени опасности той или иной угрозы и выбора приоритетных направлений по предотвращению и ликвидации последствий потенциальных угроз необходимо использовать наиболее информативные индикаторы и показатели, характеризующие их, совокупность которых позволила бы оценить состояние (достигнутый уровень) экономической безопасности страны.

Из более чем тысячи индикаторов экономической безопасности, которые используются на макро- и мезоуровне, для анализа и прогнозирования угроз экономической безопасности целесообразно использовать 19 индикаторов, которые отражают наиболее важные сферы экономической безопасности в реальном и финансовом секторах экономики, в социальной сфере. К ним относятся:

 

· объем валового внутреннего продукта;

· валовой сбор зерна;

· доля в ВВП инвестиций в основной капитал;

· доля в ВВП в расходах на оборону;

· доля в ВВП затрат на гражданскую науку;

· доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;

· доля продукции машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленного производства;

· доля во всем населении лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума;

· соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения;

· уровень безработицы; уровень монетизации; внешний долг; внутренний долг;

· доля расходов на обслуживание государственного долга в расходах федерального бюджета;

· дефицит федерального бюджета;

· уровень инфляции;

· объем золотовалютных резервов;

· отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта;

· доля поступившего по импорту продовольствия в общем объеме продовольственных ресурсов страны.

 

Взаимосвязь между приведенными показателями намного теснее, чем совокупность упомянутой выше тысячи индикаторов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: