Обеспечение экономической безопасности страны требует четкого определения обязанностей федеральных органов власти субъектов Российской Федерации по защите национальных интересов России. Эти обязанности необходимо выполнять на всех стадиях экономической деятельности государства при:
1. определении концепции и основных направлений экономической политики;
2. преобразовании финансово-банковской системы страны;
3. анализе хода и прогноза социально-экономического развития;
4. разработке и утверждении государственного бюджета;
5. принятии важнейших нормативных правовых актов и правительственных решений по вопросам экономики;
6. подготовке и экспертизе законов и т.д.
К настоящему времени сложившаяся в России система документов и институтов управления не в полной мере учитывает цели и задачи защиты национальных интересов страны и обеспечения ее безопасности. Кроме концепции национальной безопасности, в качестве отдельного документа целесообразно подготовить и утвердить долгосрочную стратегию экономической безопасности страны (соответствующая стратегия была принята в 1996 г. и уже не отражает современные реалии). Эти документы должны быть основой долгосрочной стратегии социально-экономического развития России до 2025 г., а также соответствующих стратегий субъектов Федерации. Некоторые регионы (Краснодарский край, Дагестан, Ростовская, Волгоградская, Московская области) уже разработали такие стратегии. Но качество их могло быть намного выше, если бы федеральный центр разработал и утвердил указанные выше документы на макроуровне и обеспечил бы информационно-методическую поддержку разработки долгосрочных региональных стратегий.
|
|
Целесообразно подготовить специальные стратегии развития регионов в трех ключевых поясах безопасности России: Дальний Восток, Юг, Северо-Запад. Решение по разработке стратегии социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа на период до 2025г., включая перечень показателей обеспечения национальной безопасности на территории этого округа, приняты Советом безопасности РФ в декабре 2006 г.
Выстроить систему управления реализации долгосрочной стратегии очень сложно. Здесь невозможно обойтись без создания специального органа, ответственного за реализацию долгосрочных стратегий. У всех субъектов Российской Федерации есть ряд общих проблем в области обеспечения безопасности. Это прежде всего развитие инфраструктуры в энергетике, транспортной системе, информации, связи, финансово-банковской системе. В этих сегментах экономики сложилось много диспропорций, угрожающих долговременному устойчивому развитию России. В решении этих задач нужны координация, кооперация и сотрудничество. Бизнес от такой деятельности государства только выиграет.
|
|
Необходимо также создать специальный орган, который бы сформировал новую, соответствующую сущности социального рыночного хозяйства, систему долгосрочного планирования. Удачный опыт такого планирования имеется во Франции, Японии, Бразилии и т.д.
Догматизм и предубеждение против развития товарно-денежных и рыночных отношений дорого стоили России. Догматическое отрицание позитивных свойств планирования, так же как и рыночный фундаментализм, - контрпродуктивны. Нужна системная научно-методологическая разработка методологии использования стратегического планирования, которая позволит лучше реализовать потенциал рыночного саморазвития.
Продовольственная безопасность России
Теоретические и методические основы продовольственной безопасности