Основные положения продовольственной безопасности Российской Федерации

Национальная продовольственная безопасность – относительно новая для отечественных экономистов область анализа. В советской экономической науке категория «продовольственная безопасность» рассматривалась преимущественно в академическом ключе и в преломлении к миру в целом, к «третьему миру» и т.п., но фактически не сопрягалась с относительно обособленным и самодостаточным продовольственным комплексом СССР, развивавшимся на планово-централизованных основах. Первые специальные работы на тему продовольственной безопасности нашей страны появились в начале 90-х годов, после распада Советского Союза и в связи с экономическими реформами в России.

В последние года в отечественной экономической литературе не раз поднимался вопрос о продовольственной безопасности России. На сегодня имеются различные толкования термина «продовольственная безопасность», по-разному определяется место ее в системе национальной и международной безопасности, предлагаются различные подходы к ее обеспечению1).

Некоторые экономисты вообще отрицают саму идею национальной продовольственной безопасности, как «нерыночную», не имеющую экономического содержания и излишне политизированную. Другие напротив, считают, что продовольственный (и, прежде всего аграрный) вопрос - это вопрос не только экономический, но и политический. По мнению Председателя Центрального Совета Всероссийского общественно-политического движения «Духовного наследия» Подберезкина А.И.: «В аграрной области, как, впрочем, и в других областях экономики, ни о каких реформах речь, по сути, и не шла. По отношению к сельскому хозяйству изначально господствовала идеологическая концепция уничтожения коллективного собственника, пусть даже ценной потери сельскохозяйственного производства страны и вымирания села… Кроме того,…искусственно насаждалась идея о том, что России не может, да ей-де этого и не нужно, обеспечивать себя качественным и дешевым продовольствием. Запад, мол, может легко – быстро и дешево – поставить все в необходимом ассортименте.

Наконец, умышленно замалчивалось то обстоятельство, что ведущие страны мира не только обеспечивают себе в избытке продовольствием, но и являются его крупнейшими экспортерами. В области сельскохозяйственного производства мы давно уже перешли все допустимые с точки зрения продовольственной безопасности страны пределы. В иных регионах зависимость от продовольственного импорта превышает 50%. Сегодня нужно предпринимать срочные меры для спасения сельского хозяйства страны. Речь идет именно о спасении, а не «реформах», «структурировании» и т.д.1).

Наиболее полно понятие продовольственной безопасности сформулировано в документах вышеупомянутой Римской (всемирной) встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия. Согласованный представителями 185 стран, 80 неправительственных организаций и различных международных учреждений «План совместных действий» гласит, что «продовольственная безопасность существует (реализуется), когда все люди и в любое время имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пище, чтобы удовлетворять свои диетические потребности и вкусовые предпочтения для ведения активной и здоровой жизни». В Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности («Rome declaration on World Food Security») речь уже идет об обязанности любого национального государства обеспечивать «право каждого на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания на жизнь»2). Что касается наиболее известных определений продовольственной безопасности, предлагаемых конкретными западными исследователями, то, согласно одного из самых известных из них, это – гарантирование «доступа всех жителей и в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни» (Conway G., Barbeer.E., After the Green volution. Sustainadle Agriculture for Development. – London, 1990.-P.60.).

Приведенные выше определения продовольственной безопасности, сформулированные на Римской встрече, содержат указания на следующие моменты:

1) достаточное предложение продовольствия на внутреннем рынке, включая импорт;

2) эффективный платежеспособный спрос и адекватные («справедливые») распределение и потребление продовольствия;

3) стабильность продовольственной системы, минимизирующая влияние различного рода эндогенных колебаний на ситуацию на внутреннем продовольственным рынке.

Поскольку каждый из них, в свою очередь, может быть конкретизирован, появляется и возможность установления набора элементов и количество определенных параметров национальной продовольственной безопасности. Эти элементы таковы:

1) способность национальной продовольственной системы производить, импортировать, обеспечивать хранение и продвижение к конечному потребителю продовольственных товаров в объёмах, необходимых для удовлетворения рациональных (научно основанных) потребностей всех социальных групп населения («физическая доступность в количественном отношении, безопасной и питательной пищи»);

2) равенство всех социальных групп в потреблении минимально достаточного в количественном отношении, сбалансированного по ассортименту набора продовольственных товаров, отвечающего принятым стандартом питательности и качества («все люди имеют экономический доступ к продовольствию в должных объёмах и качества»);

3) максимальная автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы, уменьшающая ее уязвимость по отношению к колебаниям международного рынка и политическому давлению извне (в этом своем аспекте национальная продовольственная безопасность чаще всего интерпретируется, как продовольственная независимость);

4) надежность, под которой понимается способность национальной продовольственной системы минимизировать влияние сезонных, погодных и иных колебаний на снабжение продовольствием население всех без исключения регионов страны («все люди всегда имеют доступ к продовольствию»);

5) устойчивость, означает, что национальная продовольственная система развивается в режиме расширенного воспроизводства во всех его аспектах: производственном, социальном, экологическом и др.

При этом под «национальной продовольственной системой» или «продовольственным хозяйством» в данном случае можно понимать единство таких реальностей, как:

а) совокупность отраслей, производств, объектов инфраструктуры, участвующих в производстве и реализации продовольствия (отрасли продовольственного комплекса);

б) субъекты продовольственного рынка – производители и потребители продовольственных товаров (в разрезе различных социальных групп), трейдеры и прочие операторы продовольственного рынка, в том числе участники внешнеторговой деятельности;

в) экономические механизмы, регулирующие процессы производства, переработки, внешней торговли, распределения сбыта продовольственной продукции;

г) механизмы, обеспечивающие устойчивое социальное положение работников продовольственного комплекса, и в первую очередь сельских жителей (работников).

Продовольственная безопасность в своем наиболее общем и универсальном содержании формирует некий вектор движения любой национальной продовольственной системы к своему идеальному (нормальному) состоянию. В этом смысле обеспечение продовольственной безопасности – непрерывный, хотя и характеризующийся сменой приоритетов развития и механизмов их реализации, процесс. На основе вышеотмеченных универсально-«рамочных» условий (стоит напомнить, что в приведенной выше международно-признанной универсальной сути национальной продовольственной безопасности фигурирует способность государства гарантировать своим гражданам потребление основных продуктов питания с принятыми стандартами и нормами) и с учетом всего спектра особенностей экономической, социальной и экологической сфер разрабатываются и реализуются различные национальные стратегии продовольственной безопасности. Если провести параллель с медициной, то состояние продовольственной безопасности можно уподобить состоянию абсолютно здорового человека (на практике, как правило, не встречаются), тогда как специфические для каждой страны угрозы этой безопасности (тем или иным ее элементам) формируют своеобразную симптоматику «заболевания», требующую своих особых методов лечения.

Игнорирование этой специфики содержания продовольственной безопасности, по-видимому, и ведет к приуменьшению степени разработанности теоретических подходов к идентификации рассматриваемого понятия в мировой научной среде и в официальных международных документах. Так, в коллективной монографии1) утверждается, что «в соответствующей научной литературе и в официальных документах международных организаций, к сожалению, не сложилось пока единого понимания самого содержания продовольственной безопасности, позволяющего охарактеризовать и вычленить эту проблему из широкого круга вопросов, связанных с продовольствием». Между тем, стоит повторить, что материалы Римской встречи на высшем уровне (саммита) по проблемам в области обеспечения продовольствием содержат не только согласованное определение продовольственной безопасности и отдельных ее характеристик (критериев), но и план соответствующих совместных действий. Иное дело, что отечественная наука и практика, действительно, пока не адаптировали «рамочные» принципы и подходы применительно к конкретным условиям постсоветской российской экономики, в первую очередь – в смысле обоснования целостной системы критериев, параметров и пороговых значений отдельных характеристик (элементов) продовольственной безопасности РФ. Поэтому остаются дискуссионные вопросы по идентификации самого понятия национальной продовольственной безопасности нашей страны в переходный период.

Так, принятый в июле 1997г. Федеральный закон «О государственным регулировании агропромышленного производства» разграничивает понятия «продовольственной безопасности», «продовольственного обеспечения населения» и «стабилизации и развития агропромышленного производства». Как отмечается в его первой статье: «задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства». В одобренной правительственным постановлением № 917 от 10 августа 1998г. «Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года» акцент, естественно, был сделан на создание условий, «обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями медицинской науки». В проекте «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» записано, что «цель продовольственной безопасности – гарантировать удовлетворение потребности населения в продовольствии в основном за счет отечественных продуктов питания на уровне, достаточном для его нормальной жизнедеятельности».

Продовольственная политика должна рассматриваться как комплекс мер, призванных системно и эффективно решать задачи развития не только собственно производства, внешней торговли, хранения и переработки, но и справедливого распределения основных продуктов питания, а также социального развития.

Большинство элементов продовольственной безопасности имеет многоуровневую структуру, и лишь продовольственная независимость является элементом исключительно общенационального уровня продовольственной безопасности (табл. 49).

Через характеристику отдельных элементов (признаков) продовольственной безопасности раскрывается ее разнообразие и отличие от многих других проблем, связанных с развитием продовольственного комплекса.

 

Таблица 49. Иерархическая структура основных элементов продовольственной безопасности

 

Элементы продовольственной безопасности

Уровни иерархии

Общенациональный Региональный (Федераль-ные округа, субъекты РФ) Групповой (социальные группы) Индивидуальный
Физическая доступность + + + +
Экономическая доступность + + + +
Независимость +      
Надежность + + +*  
Устойчивость + +    

 

*) Надежность проявляется на групповом уровне, когда речь идет о специальных программах продовольственного обеспечения отдельных социальных групп (например, многодетных семей, детей-сирот) и иных спецпотребителей.

Так, основанные на названных элементах принципы продовольственной безопасности на отдельных этапах могут даже противоречить:

1) направленности аграрной реформы (во всяком случае той, что проводится в России);

2) интересам национальных производителей продовольствия;

3) интересам отечественных потребителей.

Здесь следует заметить, что одной, из обобщающих характеристик продовольственной безопасности является стабильность национальность продовольственной системы. Однако в ходе рыночной трансформации продовольственного комплекса осуществлялся демонтаж экономических и административных механизмов, которые ранее обеспечивали бесперебойное функционирование продовольственной системы в нерыночном директивно-плановом режиме. Точно также в период формирования рыночных отношений происходило расслоение населения по имущественному признаку, а значит, и по уровню потребления продовольственных товаров. То есть сама специфика переходного периода резко сужала коридор приемлемых действий по обеспечению продовольственной безопасности.

Как известно, любая система бюджетной поддержки национального производителя в целях повышения уровня самообеспечения продовольствия, как правило, существенно отражается на благосостоянии потребителей.

Наблюдаемая в развитых странах поддержка цен и доходов фермеров в условиях относительного перепроизводства многих видов продукции, как отмечается многими специалистами, явно неэффективна. Какой смысл поддерживать дисбаланс между предложением и платежеспособным спросом? Хотя в рамках концепции продовольственной безопасности она играет важнейшую роль и может решать не одну полезную задачу. Одна из самых «проблемных» тем – согласование принципа продовольственной независимости, с другой (в иной постановке) – в каких рамках допустимо ограничение импорта продовольствия в целях поддержки национальных производителей при условии одновременного надежного снабжения основными продуктами питания населения стран?

Результаты изучения отечественных и зарубежных материалов в области продовольственной безопасности, опубликованных в средствах массовой информации, в том числе в части различных подходов к трактовке национальной безопасности, в качестве методологической основы ее оценки применительно к России позволяют выделить следующие основные положения, проиллюстрированные на рис. 12.

 

Рис. 12. Подход к оценке национальной продовольственной безопасности России

 

Количественная оценка продовольственной безопасности Российской Федерации может быть дана с помощью двух групп показателей:

1) уровень и динамика потребления основных продуктов питания с учетом их дифференциации по группам населения с различными доходами;

2) уровень самообеспечения страны продовольствием, в том числе основными продуктами питания.

В составе обеих групп должны выделяться фактические и нормативные (рассматриваемые как критериальные) показатели. Последние по своей экономической природе являются «пороговыми», минимально (максимально) допустимыми значениями названных показателей. Для первой группы таковыми могут выступать медицинские нормы, научно обоснованные социальные нормативы, ранее достигнутые объемы потребителя и т. п. В оценке самообеспечения страны продовольствием в качестве критерия продовольственной независимости принимается такой уровень поставок импортного продовольствия, при прекращении которых в стране не может возникнуть продовольственного кризиса. Превышение этого уровня при прочих равных условиях порождает стратегическую зависимость от других стран.

Кроме указанных показателей, целесообразно использовать также систему фактических прогнозных показателей, характеризующих экономическое положение отечественных производителей, в том числе в связи с импортом продовольствия.

Продовольственная независимость Российской Федерации, как определено в федеральном законе «О продовольственной безопасности Российской Федерации»1), считается обеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания в стране составляет не менее 80% годовой потребности населения в таких видах продовольствия в соответствии с физиологическими нормами питания.

Особый интерес представляют выводы, сделанные И.Оболенцевым и др.2) по результатам анализа документировано зафиксированных определений продовольственной безопасности. В общих чертах все они могут быть сведены к тому, чтобы считать продовольственной безопасностью «способностью государства обеспечить достаточное и устойчивое питание населения». При этом, если еще недавно с такой формулировкой данного понятия можно было в определенной степени согласиться, то сегодня она уже не представляет достаточно исчерпывающей.

Во-первых, в условиях формирования и развития рыночных отношений в обеспечении продовольственной безопасности стран помимо усилий государства немалое значение имеют и усилия общества целом, отдельных его слоев и групп, каждого ее члена. В условиях рыночной экономики роль государства в продовольственной сфере должна состоять в управлении процессами обеспечения продуктами питания, в том числе учете, контроле и анализе функционирования и развития продовольственного комплекса, регулировании, организации и планировании поддержки национальных производителей продуктов питания и создания запасов на случай чрезвычайных обстоятельств.

Во-вторых, хотя обеспечение продовольственной безопасности являются конечной его целью, однако оно не должно ограничиваться только непосредственным удовлетворением потребностей населения в продуктах питания. Обеспеченность продовольственной безопасности должна предполагать также:

1) создание стратегических запасов продовольствия;

2) формирование рационального для страны отношения в обеспечении продуктами питания за счет собственного производства и поставок;

3) развитие производственной базы продовольственного комплекса, включающего АПК и рыбную промышленность, и хозяйство, а также систему торговли сырьем и продовольствием;

4) расширение и развитие транспортной системы для обеспечения скорейших и бесперебойных поставок сырья на перерабатывающие предприятия, а продовольствия – потребителям;

5) фитосанитарный и ветеринарный контроль за функционированием подразделений продовольственного комплекса;

6) формирование доступных основной массе населения цен на продукты питания и т. п.

То есть тем самым авторы логично подчеркивают, что сфера обеспечения продовольственной безопасности представляется значительно более широкой, чем собственно обеспечение продуктами питания. Она предполагает удовлетворение не только этой насущной потребности любого человека, но и заключает в себе удовлетворение многих других жизненно важных потребностей, в том числе интересы личности, общества и государства как основных объектов безопасности, охватывая по существу весь продовольственный комплекс страны и внешнюю торговлю продовольственными товарами.

Интересы – это тоже потребности, но не любые, а осознанные человеком. Например, потребность в еде есть неосознанная потребность, а потребность в вегетарианской пище есть потребность осознанная, то есть интерес.

Общество и государство могут быть рассмотрены в дезагрегированном виде путем выделения входящих в них отдельных объектов безопасности (например, социальные группы, этнокультурные общности, религиозные конфессии, общественные организации, в том числе коммерческие, политические партии, местные самоуправления, ветви государственной власти, центральные и региональные органы власти, органы государственного управления и т. п.).

В этой связи авторы1) и приходят к выводу, что более точная суть определения продовольственной безопасности должна быть сведена к обеспечению удовлетворения жизненно важных потребностей и интересов основных участников процесса производства, распределения, обмена и потребления, то есть объектов продовольственной безопасности.

Жизненно важные потребности – этот те же потребности и интересы, от удовлетворения которых непосредственно зависит само существование их носителя и его способность к устойчивому позитивному развитию.

Продовольственное обеспечение достигается путем организации защиты упомянутых потребностей и интересов от воздействия негативных факторов, препятствующих их удовлетворению. Как правило, эти факторы и определяют в качестве угроз. Таким образом, авторами предлагается под продовольственной безопасностью понимать «защищенность жизненно важной потребности человека в еде, а также жизненно важных интересов личности, общества и государства в продовольственной сфере угроз».

Исходя из приведенных выше положений, характеризующих суть национальной продовольственной безопасности, факторы и условия, обуславливающие ее, позволяют сформулировать следующие основные понятия в рассматриваемой области.

Под продовольственной безопасностью Российской Федерации следует понимать состояние экономики страны, обеспечивающую независимость и гарантию физической и экономической доступности продовольствия для всего населения в объемах, ассортименте и качестве, необходимых для активной и здоровой жизни, а также защищенность важнейших интересов личности, общества и государства в продовольственной сфере от угроз.

В свою очередь, это предполагает, что экономика страны, в том числе ее продовольственного комплекса, включающего АПК, рыбную промышленность и хозяйство, обеспечены соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями, при которых без уменьшения государственного резерва независимо от внешних и внутренних условий удовлетворяются потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами питания. При этом под государственным продовольственным резервом понимается часть государственного материального резерва, состоящая из неснижаемого и оперативного запасов продуктов питания1).

Продовольственная безопасность непосредственно зависит от экономического состояния страны, развития продовольственного комплекса, включающего отрасли экономики страны, обеспечивающие его функционирование (АПК, рыбохозяйственный комплекс и др.). Можно констатировать, что продовольственная безопасность представляет собой зеркальное отражение социально – экономического положения составляющих продовольственного комплекса, то есть их эффективность. Поэтому следует особо рассматривать основу продовольственной безопасности – АПК и рыбохозяйственный комплекс. В целом они представляют сложную социально – экономическую систему и состоят из функциональных (технологическая, социальная, экологическая, экономическая) и организационной (формы хозяйствования и управления) подсистем.

Технологическая подсистема – совокупность ресурсного потенциала, технологии и организации производства (оказание услуг, проведение работ), в совокупности обеспечивающие преобразование ресурсов в определенный результат (продукция, работа, услуги).

Социальная подсистема – элементы социально-территориальной общности населения (городского, сельского): семья, социальные типы, социальная инфраструктура и кадры, обеспечивающие ее функционирование. Применительно к определенной организации (предприятию)- социальная подсистема – коллектив предприятия, социальная инфраструктура, соответствующее кадровое обеспечение. Кроме производства продукции (оказания услуг), предприятие предоставляет определенное количество рабочих мест, то есть решает важную социальную задачу.

Экологическая подсистема – совокупность элементов земельно-природного потенциала и ресурсов природоохранной и природовосстановительной деятельности, обеспечивающих сохранение и развитие природной среды. Количество и качество ресурсов природоохранной деятельности определяется задачами по сохранению природной среды.

Экономическая подсистема – совокупность элементов экономического механизма хозяйствования, направленная на обеспечение эффективного функционирования и развития технологической, социальной и экологической подсистем. Наилучшие результаты достигаются в том случае, когда обеспечиваются условия расширенного воспроизводства технологической, социальной и экологической подсистем.

Организационная подсистема – представляет собой форму функциониро-вания (формы собственности, хозяйствования и организации деятельности) технологической, социальной, экологической и экономической подсистем. Выделение конкретной организационной формы управления определяется фактическим состоянием и потребностями эффективного функционирования технологической, социальной, экологической и экономической подсистем, возможностью управления производством.

То есть продовольственную безопасность можно определить и как систему взаимосвязанных подсистем, имеющую целью надежное (бесперебойное) и достаточное (по медицинским нормам) снабжение населения основными продуктами питания, гарантирующее отсутствие опасности голода или недоедания. То есть обеспечение продовольственной безопасности здесь можно понимать как разработка и осуществление социально-политических, экономических, научно-технических, организационных, информационных и иных мер по обеспечению физической и экономической доступности жизненно важных продуктов питания, предупреждению чрезвычайных продовольственных ситуаций, а также по поддержанию готовности населения к преодолению таких ситуаций.

Чрезвычайная продовольственная ситуация – ситуация, в которой обеспечение населения жизненно важными продуктами в соответствии с физиологическими нормами питания находится под угрозой на всей или значительной части территории Российской Федерации, в которой данная угроза может быть устранена только посредством применения мер специального государственного управления.

При характеристике положения с обеспечением населения продовольствием предлагается использовать также следующие понятия.

Продовольственная зависимость страны -общество не способно самостоятельно решать задачи по собственной продовольственной безопасности, то есть система производства, хранения, переработки и распределения продуктов находится в состоянии демографических, экологических, экономических и военных ущербов, приводящих к потере политической независимости, к диктату со стороны иностранных государств, межгосударственных и транснациональных структур.

Продовольственная независимость страны - продовольственный комплекс способен самостоятельно обеспечить производство, хранение, переработку, снабжение всех граждан страны основными видами продовольствия в количествах и ассортименте, необходимом для активной здоровой жизни.

Данное понятие продовольственной независимости страны предполагает условия обеспечения продовольственной безопасности, при которых исключается продовольственный кризис (возникновение чрезвычайной продовольственной ситуации) в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа.

Как известно, нередко в отечественной экономической литературе, да и в общественном сознании продовольственная безопасность отождествляется с продовольственной независимостью, трактуемой в качестве продовольственной самообеспеченности страны. При этом в характеристике рассматриваемого (несомненно важнейшего) элемента национальной продовольственной безопасности абсолютизируется количественный подход, связанный с установлением процентных пороговых значений импорта продовольствия. Так, ряд отечественных специалистов на базе обобщения мнений в части желаемого для условий России продовольственного обеспечения в пределах 80-85% (критический уровень –75%)1) предлагают использовать в качестве соответствующего эталона «усредненный» зарубежный опыт («…страна сохраняет свою независимость, если доля импорта во внутреннем потреблении колеблется в пределах 20-30%. Сейчас речь идет уже не просто о непомерно большой доле импорта, а о потере Россией продовольственной независимости»2).

Аналогичная склонность (к сведению «без остатка» продовольственной безопасности к продовольственной независимости как к некоему количественно – нормативному значению продовольственной самообеспеченности страны) очевидна и в отечественном правотворчестве. Так, Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» содержит понятие «критического недостатка» продовольственных товаров, то есть имеется в виду положение, при котором объем их производства в течение не менее чем двенадцати месяцев составляет менее чем двадцать процентов потребления таких товаров на внутреннем рынке России, что ведет к значительному росту цен на внутреннем рынке страны. При этом в целях предотвращения либо уменьшения критического недостатка продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важным на внутреннем рынке России, Правительство Российской Федерации может временно запретить или ограничить экспорт таких товаров.

Абсолютизация принципа самообеспечения заставляет вспомнить небезызвестную формулу - «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Между тем смысл продовольственной безопасности страны состоит в способности государства обеспечить населению достойный уровень потребления продовольственных товаров, используя, наряду с собственным агроэкономическим потенциалом, все имеющиеся в его (государства) распоряжении производственные и финансовые ресурсы, политические возможности и иные факторы. Функционирование экономики страны на базе продовольственного самообеспечения является лишь одним из возможных вариантов обеспечения национальной продовольственной безопасности, причем отнюдь не во всех случаях самым эффективным. Угрозу ей представляет не сам по себе импорт продуктов питания, а возможные последствия их резкого сокращения или полного прекращения. В условиях низкого уровня самообеспеченности эта безопасность подрывается тогда, когда страна не в состоянии оплачивать импорт необходимых продуктов и устойчиво зависит от экономической помощи со стороны других государств (в виде гуманитарной помощи, кредитов для закупок продовольствия и прочих льгот). Эта угроза может и должна эффективно нейтрализоваться не только собственным (внутренним) производством продовольственных товаров, но и совокупным экономическим потенциалом страны. И наоборот, низкий уровень состояние национальной продовольственной безопасности приводит к уменьшению не только уровня самообеспеченности, но и повышают уровень всего комплекса наиболее вероятных угроз.

Аргументы против абсолютизации значения продовольственной самообеспеченности в содержательной трактовке продовольственной безопасности вовсе не дают оснований для недооценки этого значения. Данная проблема крайне важна минимум в трех аспектах.

Первый состоит в том, что столь мощный производственный ресурс, как сельскохозяйственные угодья нашей страны (а в России сосредоточено до 30% мировых черноземов, на душу населения приходится 1,43 га сельхозугодий, в том числе 0,85 га пашни) должен «работать» даже в тех случаях, когда импорт экономически оказывается эффективнее собственного производства1). Кроме того, здесь «завязаны» многие смежные проблемы и побочные эффекты. Например, рациональное использование имеющегося природного потенциала России могло бы стать одним из важных факторов стабилизации глобальной продовольственной ситуации в мире, обеспечения мировой продовольственной безопасности.

Второй аспект проблемы в области самообеспечения продовольствием связан с жизненной необходимостью защиты экономических интересов отечественных производителей и потребителей продовольствия. Известно, что экспансия импортных товаров происходит не только и не столько посредством занятия «свободных ниш», сколько путем вытеснения с российского рынка аналогичных отечественных товаров. При этом зачастую в страну ввозятся товары, не нашедшие сбыта в стране-производителе (либо в более развитых странах-импортерах) ввиду ее низкого качества, просроченных сроков годности и т. д1). В таком контексте продовольственное самообеспечение (естественно, в объективно возможных пределах) следует рассматривать, с одной стороны, как реализацию потребности в защите внутреннего продовольственного рынка от проникновения некачественных продуктов, с другой, - как необходимое условие обеспечения доходов населения, рационального использования производственных мощностей отечественной перерабатывающей промышленности и т.д.

Наконец, третий аспект - поддержание собственного производства, наряду с развитием и поддержкой видов деятельности, не связанных с производством продуктов питания, является фактором противодействия оттоку населения из этих мест (например, сельского населения в города), предотвращения деградации данной местности (в первую очередь сельской, прибрежной). Иными словами, идея самообеспечения обусловлена необходимостью решения и так называемых неторговых задач по развитию продовольственного комплекса.

Необоснованность попыток отождествления понятий продовольственной безопасности и продовольственной самообеспеченности предельно ясна применительно к регионам России.

Во-первых, продовольственная самообеспеченность (независимость) – атрибут политически и экономически «атомизированного» (в смысле наличия национально- государственных образований) мира, тогда как российские регионы образуют конституционно гарантируемое единое политическое и экономическое пространство, в рамках которого перемещение товаров, в том числе продуктов питания, никоим образом не должно создавать угрозы продовольственной безопасности ввозящих регионов. Стремление же каждого субъекта Федерации к полному самообеспечению продовольствием следует рассматривать как проявление изоляционизма, приводящее в большинстве случаев, как правило, к снижению эффективности производства, распределения, обмена и потребления продуктов питания в отдельных ввозящих их регионах, так и в целом по стране.

Во-вторых, межрегиональные продовольственные потоки – это одна из форм реализации естественно - исторического разделения труда в аспекте традиционной дифференциации регионов на производящие (вывозящие продукты питания, самообеспечиваемые в их отношении) и потребляющие (ввозящие) продовольствие.

В-третьих, в связи с отдаленностью некоторых регионов страны от основных производящих зон экономически целесообразно частично осуществлять их продовольственное снабжение, в том числе посредством импорта соответствующих продуктов из соседних стран, не нанося при этом урона продовольственной безопасности ни названных регионов, ни России в целом.

Это не означает, разумеется, что вопроса о продовольственной безопасности регионов не существует. Однако он связан с обеспечением физической и экономической доступности основных продуктов питания, надежности продовольственного снабжения.

В целом же по поводу продовольственной независимости (самообеспе-ченности) следует отметить: ее количественную определенность (пороговый, или критический уровень) не стоит абсолютизировать; в идеале ее нужно анализировать по каждому конкретному продукту и в каждом конкретном случае, с учетом многих сопутствующих факторов и побочных обстоятельств.

Продовольственный кризис рассматривается как ситуация, в которой обеспечение населения жизненно важными продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами питания находится под угрозой на всей или значительной части территории страны и устранение этой угрозы возможно только путем применения государственных мер.

Под физиологическими нормами питания понимаются научно обоснованные и утвержденные в законодательном порядке нормы потребления пищевых веществ и энергии, при которых полностью удовлетворяется потребность людей в необходимых пищевых веществах и энергии.

Следует различать физическую и экономическую доступность продовольствия.

Физическая доступность продовольствия предполагает бесперебойное поступление его в места потребления в объемах, ассортименте и качестве, достаточных для удовлетворения потребностей населения и спецпотребителей. Потребности населения и спецпотребителей в продовольствии определяются их платежеспособным спросом в сложившихся социально – экономических условиях.

Экономическая доступность продуктов питания – это возможность приобретения населением продовольствия в соответствии с физиологическими нормами питания при существующих структуре потребления, системе цен, уровне доходов, социальных пособий и льгот и определяется уровнем экономического и социального развития общества, от которого зависит величина доходов, пособий и льгот, позволяющая различным слоям населения приобретать в определенном размере и ассортименте продукты питания путем покупки их по сложившимся ценам, а также выделение государством средств для оплаты поставок продовольствия спецпотребителям.

Удовлетворение основной части потребностей в продуктах питания за счет отечественного производства является важнейшим условием продовольственной безопасности страны.

Необходимый уровень производства жизненно важных продуктов питания определяется уровнем производства жизненно важных продуктов питания и пищевого сырья российскими товаропроизводителями, при котором обеспечивается продовольственная безопасность. Он обусловлен среднедушевой потребностью населения в основных пищевых веществах и энергии, структурой распределения населения по возрасту, полу, условиям труда, климата, а также этническими и другими особенностями пищевого рациона, при которых обеспечивается продовольственная безопасность страны.

Под жизненно важными продуктами питания следует понимать традиционно производимые на территории России продукты питания, являющиеся по структуре и объемам основой пищевого рациона питания населения.

В рассматриваемой проблеме в области самообеспечения страны продовольствием выделяются его приоритетные виды, которые характеризуются существенной долей в удовлетворении потребностей населения в необходимых компонентах пищевого рациона, сравнительно высокой транспортабельностью, позволяющей перераспределять ресурсы между регионами, пригодностью к длительному хранению как условию создания запасов. Исходя из этого, в продовольственном обеспечении Российской Федерации приоритетное значение принадлежит продукции зернового производства, сахару, растительному маслу, молочным, мясным и рыбным продуктам. Ряд других весьма важных видов продовольствия (картофель, овощи, плоды, ягоды, яйца) являются преимущественно продуктами регионального самообеспечения. Однако по мере развития технологии и техники переработки сырья в транспортабельные и пригодные для длительного хранения продукты возрастет и их значение в территориальном перераспределении и создании запасов, а, следовательно, и в обеспечении продовольственной безопасности страны.

Для обеспечения постоянной готовности государства предотвратить и ликвидировать нарушения системы обеспечения страны и регионов продовольствием необходимо создать постоянно возобновляемые и пополняемые стратегические продовольственные запасы, и систему их распределения и использования. Часть государственного материального резерва, состоящая из неснижаемого и оперативного запаса продовольственных товаров и предназначенная для использования в условиях продовольственного кризиса, представляет собой государственный продовольственный запас.

В международных документах продовольственная безопасность определяется как состояние экономики, при котором гарантируется обеспечение всех жителей страны и в любое время доступность к продовольствию в количестве, необходимом для здоровой жизни.

В основе проблем в области продовольственной безопасности находится человек с его потребностями в питании как условие существования продуктивной деятельности и воспроизводства. Вместе с тем не следует относить проблему в области продовольственной безопасности к каждому гражданину в отдельности как это определено в Федеральном Законе «О продовольственной безопасности Российской Федерации».

Понятие продовольственной безопасности правомерно рассматривать применительно к федеральному уровню. По отношению к другим уровням управления (регион, город, район) целесообразно говорить об «уровне продовольственной обеспеченности». Процесс обеспечения населения города, района, региона продовольствием не следует рассматривать как продовольственную безопасность, так как главная задача государства состоит именно в обеспечении всех слоев населения необходимыми качественными продуктами питания. Рассмотрение продовольственной безопасности в региональном аспекте может отрицательно сказаться на единстве государства и будет способствовать разделению его на обособленные части.

Основными показателями государственной продовольственной безопасности страны, определяющими условия, границы ее функционирования, являются:

 

1. степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона;

2. соответствие пищевого рациона требованиям к безопасности по наличию в продуктах питания вредных для здоровья веществ;

3. уровень физической доступности продовольствия для различных категорий населения, спецпотребителей, регионов;

4. уровень экономической доступности продовольствия для различных категорий населения спецпотребителей, регионов;

5. степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения продовольственного комплекса от импортных поставок;

6. уровень и темпы развития отраслей продовольственного комплекса, включая АПК, рыбохозяйственный комплекс;

7. размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с прогнозируемой потребностью в них в случаях угрозы нарушения системы продовольственного обеспечения под влиянием тех или иных негативных факторов (рис. 13).

 

В качестве нормативных параметров уровня питания населения по количеству и ассортименту продовольствия, содержанию в нем питательных веществ и энергетической достаточности может быть использован набор продуктов, принятый при расчете потребительской корзины. Сопоставление фактического и прогнозируемого потребления с этими нормами характеризует уровень достаточности продовольственного обеспечения.

Параметром, отражающим безопасность продовольствия, является соответствие уровня содержания в продуктах питания вредных для здоровья веществ предельно допустимым, установленным стандартами.

 

Рис. 13. Классификация показателей и параметров, характеризующих уровень продовольственной безопасности России

Условные обозначения к рис. 13.

t- индекс периода времени; t =1,

¯Τ; r – индекс региона; r=1,

¯R; k- индекс категории населения; k=1,

¯К; i= индекс вида продукции; i =3 (1,2,3 – соответственно пищевая, кормовая, пищевая);

степень насыщения рекомендуемого размера потребления продуктов питания населением страны (уровень удовлетворения потребности в продовольственных товарах);

- среднедушевое потребление продовольственных товаров в конкретном регионе страны в определенный период;

- рекомендуемый размер среднедушевого потребления продуктов питания;

- минимальный уровень питания населения, содержащий необходимые питательные вещества и энергетическую достаточность;

- жизненно важный продукт питания, принимаемый при обосновании размера потребительской корзины; количество жизненно важных продуктов питания, составляющих основу рациона питания населения; определяется согласно потребительской корзины;

- уровень предельно допустимого содержания в продуктах питания вредных для здоровья веществ;

- уровень полезных питательных веществ в продуктах питания;

- коэффициент ограничения содержания в продуктах вредных для здоровья веществ;

; - уровень соответственно физической и экономической доступности продуктов питания для рассматриваемой категории (ий) населения, включая специальных потребителей;

- количество продуктов питания в торговой сети;

- востребованная потребность в пищевых продуктах определенной категорией (ями) населения, включая специальных потребителей;

Д – величина дохода населения;

Цср – средняя цена на продукты питания;

- удельные затраты на приобретение продовольственных товаров определенной категорией (ями) населения;

- оборот розничной торговли определенной категорией (ями) населения;

- среднедушевые доходы определенной категории (ий) населения;

- среднедушевое потребление продуктов питания определенной категорией (ями) населения;

Цк – цены на продукты питания определенной категорией (ями) населения;

Vi - объем продаж отечественного продовольствия на внутреннем рынке страны;

Zi – объем продаж импортных товаров на внутреннем рынке страны;

Ус.с. - уровень достаточности продовольственного самообеспечения;

Vпр- общий объем продовольственных товаров, обеспечиваемый за счет всех источников, включая семейное производство, охоту, рыболовство, аквакультуру, сбор дикорастущих плодов;

Vпотр - общий объем потребления продуктов питания;

Р Ф.Р.О. – уровень достаточности федеральных и региональных стратегических и оперативных резервов в соответствии с нормативными потребностями;

Ч – численность населения;

- общий объем реализации (поставок) продовольственных товаров на рассматриваемом рынке;

- объем производства продовольственных продуктов в географических границах рассматриваемого рынка всеми товаропроизводителями;

- объем ввоза продовольственных товаров на территорию рассматриваемого рынка;

- объем вывоза продовольственных товаров за пределы, рассматриваемого рынка.

 

Продовольственная безопасность всецело определяется уровнем социально-экономического и научно-технического развития. Это, в свою очередь, и обусловливает экономическую безопасность. Последняя определяется соответствующими индикаторами.

Индикаторами социально-экономического развития продовольственного комплекса можно считать те из них, которые в количественной форме выражают его сущность, обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому способны предупреждать государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемыми правительством мерами в сфере экономической политики.

С помощью индикаторов можно выявлять критические «болевые» точки. Последние и используются как пороговые значения экономической безопасности - предельные величины, не соблюдение которых препятствует нормальному развитию экономической и социальной сфер и приводит к формированию разрушительных тенденций.

Важное значение имеют индикаторы-ориентиры развития, определяющие границы негативных процессов, подающие сигналы участникам рынка о возможных сферах неблагополучия, понижении общего уровня национальной безопасности. При этом пороговые значение должны иметь статус одобренных ими утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать элементом правительственных экономических, социальных, научно-технических и других программ.

При определении количественных параметров пороговых значений индикаторов экономической безопасности важно правильно выбрать индикатор.

Главным национальным приоритетом страны в области экономики является повышение благосостояния народа. Этот индикатор и должен стать исходным при расчетах порогового значения величины ВВП и ряда других, связанных с ним показателей.

О социальном положении населения можно судить по следующим индикаторам:

· доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;

· соотношение дохода 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (так называемые децильные группы);

· соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума.

 

В составе пороговых параметров индикаторов состояния продовольственного комплекса входят следующие показатели:

 

· объем валовой продукции продовольственного комплекса на душу населения;

· валовой сбор зерна на душу населения;

· доля инвестиций в развитие продовольственного комплекса в общей стоимости основных фондов;

· уровень безработицы (в процентах к экономически активному населению);

· финансовое положение;

· доля импортного продовольствия в общем объеме продовольственных ресурсов.

 

Одна из сфер применения пороговых значений таких индикаторов – проведение экспертизы важнейших нормативных актов и правительственных решений в области экономики с позиции экономической безопасности. Для этого необходимо, чтобы федеральные и региональные органы государственной власти при внесении на рассмотрение проектов нормативных актов и правительственных решений, подлежащих экспертизе с позиции экономической безопасности, представляли соответствующее обоснование того, что в результате принятия указанных проектов соотношения показателей социально-экономического развития Российской Федерации с пороговыми значениями индикаторов, по крайней мере, не изменятся в худшую сторону.

 

Продовольственное обеспечение человечествана современном этапе развития

 

Мировая продовольственная проблема: состояние и пути решения

Продовольственная ситуация в мире. Одной из первых и вечно жизненных потребностей у человека – питание возникло с его появлением на планете. На протяжении всей истории человечества проблема в области продовольственного обеспечения была, есть и будет важнейшим предметом самого пристального внимания в процессе своего существования, жизненной деятельности.

Минули тысячелетия, возникли, исчезали и снова появлялись, развивались целые цивилизации, менялись общественные формации, но жизненно важная продовольственная проблема в планетарном масштабе так и остается нерешенной.

Неравномерное развитие производительных сил и науки, отсутствие достаточных знаний, существенные различия в производственных отношениях, природных условиях и степени обеспеченности сельскохозяйственными угодьями и водными биоресурсами, гонка вооружений, опустошительные войны породили значительную дифференциацию в уровне производства и потребления пищевых продуктов в странах мира.

Продовольственная проблема в различных странах имеет неодинаковые формы проявления: голодание, недоедание, низкое качество пищевых продуктов и нерациональное потребление их, отсутствие равновесия между спросом и предложением, большая социальная дифференциация в потреблении продовольствия1).

Мировая продовольственная проблема теснейшим образом связана с глубинными экономическими и социальными проблемами в области современного человеческого общества, движением производства, динамикой распределения доходов, их дифференциацией, включая ее деформации (например, чрезмерный отток населения из сельской местности, превышающий потребности города в рабочей силе), которые сложились в первую очередь во многих развивающихся странах.

Хотя природные, в том числе ресурсные, факторы играют важную роль в эволюции продовольственной проблемы, определяющими являются такие показатели, как уровень экономического развития (ВВП на душу населения), темпы накопления, включающие степень технического оснащения составляющих производственный комплекс (в первую очередь АПК), степень использования передовых методов производства, уровень занятости и образованности населения, роль государства, степень развития политической сферы, наличие или отсутствие демократических форм правления и т.д.1).

Обусловленность продовольственной проблемы самой природой современного общества и его социальным строем особенно ярко проявляется в безработице. Последняя порождает лишения, нищету и недоедание в самых развитых странах, не говоря о развивающихся, особенно в Африке (южнее Сахары).

Наличие и, по сути, неизбежность периодических кризисов, обусловленных самим научно-техническим прогрессом и конкуренцией, в том числе среди наемных работников, обнажают наивность тех, кто предлагает и пытается решить продовольственную проблему путем предоставления продовольственной помощи менее развитым странам, беднейшим слоям населения. Несомненно, это сможет спасти, особенно в периоды природных катаклизмов и резкого обострения ситуации в продовольственном обеспечении, сотни тысяч людей и даже более. Однако это не позволит победить сам голод. Еще менее эффективным следую считать призывы к повышению уровня просвещенности сельского населения в части популяризации планирования семьи и т.п.

В современном обществе функционирование и развитие продовольственного комплекса сегодня определяется не столько реальными, научно-обоснованными, медицински мотивированными или традиционными, привычными для большинства населения потребностями в продовольствии, сколько уровнем платежеспособного спроса, то есть, в конечном счете, уровнем экономического развития и способом распределения доходов. Собственно же уровень развития продовольственного комплекса, его технологическая, техническая и ресурсная базы служат лишь основой предложения продовольственных товаров на внутреннем и внешнем рынках.

Исходя из приведенного выше, следует, что мировой продовольственной проблеме на современном этапе развития характерна двойственность ее природы – социально-экономическая и глобальность.

Первая проистекает из общественного способа производства и распределения продуктов питания и обуславливает дифференциацию их распределения и потребления, включая голод и недоедание на полюсе бедности и безработицы. То есть она выражает преимущественно реально существующий способ распределения и потребления продуктов питания.

Вторая отражает конечность природных ресурсов для производства продовольствия, абсолютный ресурсный предел его росту. То есть выражает главным образом различные факторы производства продуктов питания, его условия, возможности и пределы.

При этом именно социально-экономическая природа мировой продовольственной проблемы определяет суммарный спрос страны, регионов и всего мира на продовольственные товары. Этот спрос и служит основой для оценки потребностей человечества в продовольствии. А последняя формирует исходную базу всех расчетов и оценок, как для практических целей, так и теоретических исследований того аспекта многогранной реальности, который называется глобальной продовольственной проблемой.

Рассматриваемые два взаимосвязанных аспекта как в отдельности, так и в комплексе, не могут не находить отражения во всей системе мировых отношений и взаимосвязей, называемой мировым экономическим порядком.

Продовольственная проблема должна рассматриваться значительно шире собственного производства продовольствия, поскольку связана со всеми основными сторонами и параметрами общего социального и экономического развития стран, регионов и мира. Продовольственный комплекс служит основным источником пищевых продуктов для населения мира, его развитие и совершенствование повышают степень обеспеченности народа продуктами питания. Однако решить продовольственную проблему только путем совершенствования функционирования продовольственного комплекса едва ли возможно, поскольку его составляющие и продукт их деятельности – это лишь одна сторона проблемы, а именно формирование предложения продовольственных товаров. Другая сторона проблемы, определяющая платежеспособный спрос, связана со всеми основными категориями и характеристиками способа производства в каждой стране или регионе – уровнем экономического развития, степенью индустриализации и урбанизации, величиной и распределением дохода, определяющими реальную покупательную способность и следовательно потребление продуктов питания и т.д.

Изменение численности населения, характер и темпы его воспроизводства, численность трудоспособного населения, масштабы и степень его занятости, при учете всех перечисленных (и не перечисленных) характерных черт рыночной экономики каждой страны, оказывают воздействие на рынок продовольствия, и, в конечном счете, и на его производство, именно через платежеспособных спрос. Государственная поддержка бедных слоев населения в развитых странах и продовольственная помощь бедствующим странам (из-за засух, наводнений или других катаклизмов в природе) служат лишь некоторым компенсационным механизмом, призванным смягчить жесткий диктат рыночных законов, отношений.

Общая потребность в продовольствии, определяемая платежеспособным спросом, закладывается в расчеты и соответствующие модели обеспечения потребности человечества или какой-либо страны в ближайшее или отдаленное будущее. Даже в тех случаях, когда используются результаты оценок потребностей в продуктах на основе медицинских норм, рекомендаций, проступают контуры платежеспособного спроса. Во многом именно этим, наряду с регионально-климатическими и профессиональными различиями, объясняется наличие множества нормативов потребности населения в калориях, белках, жирах, углеводах и в микронутриентах1), официально принятых в разных странах или разработанных международными организациями.

В современных условиях продовольственная проблема в мире относится к числу долгосрочных, дорогостоящих и наиболее сложных проблем в области мировой экономики и политики. Сегодня продовольственная безопасность является важнейшей составной частью национальной безопасности, определяющей способность государства обеспечить свою не только экономическую, но и политическую независимость. Именно в этой связи в большинстве стран обеспечение развития продовольственного комплекса признается одной из приоритетных стратегических задач (в 2005 г. в России развитие агропромышленного комплекса определено в качестве одного из основных национальных проектов).

Проводимая этими странами политика в области обеспечения рационального режима государственного управления продовольственным комплексом определяется избранными целями и приоритетами аграрной (продовольственной) политики, а ее уровень – комбинацией таких трех основных факторов, как политическая воля государственной власти, возможности бюджета и общественное согласие. При наличии всего этого правительства отдельных стран получали формальное и моральное право проводить национальную аграрную политику даже в ущерб интересам некоторых групп населения (потребителей либо производителей сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров). Япония, к примеру, пошла на ограничение импорта риса в рамках специального режима ВТО, в результате чего цены внутреннего рынка на этот продукт в несколько раз стали превышать цены мирового рынка и, естественно, сказались на расходах потребителей. Тем не менее, эта мера содействовала поддержанию «национального духа» жителей страны.

Используя свой международный авторитет и экономические возможности, страны ЕС добились того, что в Соглашении по сельскому хозяйству ВТО система компенсационных сборов была включена в состав платежей, осуществляемых как неотъемлемая составная часть определенной внутренней политики поддержки (так называемой «голубой ящик» и являющихся специальным исключением из соглашений по сокращению сельскохозяйственных дотаций2). Компенсационные платежи, которые являются основой аграрной политики Евросоюза, поддерживают внутренние цены на продовольствие в среднем на 55-60 % выше, чем на мировом рынке. Однако в стратегическом плане это позволило странам ЕС превратиться из нетто-импортера в крупнейшего экспортера продовольствия. Особая поддержка и защита фермерства (крестьянства) в развитых странах (в первую очередь в США) объяснялась, кроме чисто экономических причин, своеобразным признанием их исторической роли в становлении нации и государства. Кроме того, с течением времени могут меняться функции механизмов поддержки: если первоначально поддержка фермерских цен и доходов была обусловлена интересами производства и состоянием внутреннего рынка, то с течением времени ее цели трансформировались в область так называемых неторговых задач (проблем) сельского хозяйства.

Взаимосвязи между отдельными элементами (признаками, характеристиками) продовольственной безопасности прослеживались также при анализе послевоенной эволюции представлений о ней. Так, в 50-е годы многие страны акцентировали свое внимание на продовольственной самообеспеченности – в результате того, что военные действия нарушили налаженные ранее торговые связи, а также под воздействием платежного кризиса. Помимо продуктов питания, разрушенная экономика многих стран требовала значительных валютных ресурсов для ввоза машин, оборудования, других промышленных товаров. Нехватка валюты для приобретения продовольствия вынуждала многие страны (в частности, латиноамериканские) сокращать их ввоз даже на фоне дефицита внутреннего производства.

70-е годы были отмечены серией продовольственных кризисов: мировое производство продовольствия резко сократилось в 1972 г., а затем в 1974 г. под воздействием неблагоприятных погодных условий в основных производящих сельскохозяйственную продукцию регионах. Мировое производство злаковых культур снизилось на 41 млн. т (примерно поровну в развитых и развивающихся странах) в 1972 г. и на 30 млн. т – в 1974 г. Падение производства привело к


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: