Реорганизация рыбохозяйственного комплекса в ретроспективе

Конец ХХ века в России ознаменовался широкомасштабной реализацией экономических реформ, формированием рыночных отношений. За годы реформирования экономики в системе управления рыбохозяйственным комплексом России произошли значительные изменения. Либерализация экономики, в том числе цен и внешнеэкономической деятельности, предоставление предприятиям широких прав в их хозяйственной деятельности, разгосударствление, приватизация и акционирование государственной собственности, демонополизация экономики, снижение доли государственного сектора в экономике, сокращение сферы государственного управления предприятиями в значительной мере обусловили эти изменения.

В ходе экономических реформ в рыбной промышленности и хозяйстве отмечались следующие явления:

- раздробление и приватизация отраслевой системы технологически связанных основных фондов;

- ослабление статуса и полномочий исполнительного органа федеральной власти, ответственного за эффективность рыбохозяйственной деятельности и обеспечение внутриотраслевых связей;

- резкое снижение уровня государственной поддержки рыболовства;

- введение платности за пользование водными биоресурсами и системы аукционного предоставления квот на вылов гидробионтов;

- масштабное предоставление водных биоресурсов иностранным пользователям.

Изменение политических и социально-экономических условий в процессе рыночных реформ исключительно негативно проявилось во всех видах рыбохозяйственной деятельности, но особенно остро оно затронуло рыболовство. За годы реформ резко ухудшились все экономические показатели, определяющие социальную значимость рыбной промышленности и хозяйства. Состояние отрасли отражали следующие характеристики, подчеркивающие тенденцию затянувшегося кризиса:

1) снижение уловов;

2) снижение рентабельности и рост задолженности предприятий, упадок рыбной промышленности и хозяйства по всем ее технологическим звеньям (флот, переработка, портовое хозяйство и т.д.);

3)рост отраслевого уровня безработицы;

4)снижение среднедушевого потребления рыбных продуктов;

5)нарушение во внешнеторговой деятельности баланса (экспорт-импорт) не в пользу отечественного потребителя;

6)разрыв внутриотраслевых связей; рост промысловых нагрузок в ИЭЗ России; рост уровня браконьерства, теневых оборотов и правонарушений;

7)снижение эффективности государственного управления и т. д. (табл. 62).

Несмотря на имеющиеся предпосылки развития (природные, ресурсные, рыночные, экономические и социальные), в рыбной промышленности и хозяйстве в рассматриваемый период усилились кризисные явления.

Изменение форм собственности в рыбохозяйственном комплексе в период реформ проходило ускоренными темпами, что было связано с его привлекательностью, с точки зрения рыночных возможностей (ликвидность готовой продукции, устойчивые внешнеэкономические связи и т.д.). При этом на второй план отошли стратегические задачи, стоящие перед отраслью в области обеспечения продовольственной безопасности страны и выполнения социальных, в том числе градообразующих, функций.

 

Таблица 62. Основные производственные и экономические показатели функционирования предприятий рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации в период 1990-2000 гг.

 

Показатели 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Улов, всего, тыс.т 7819,6 6929,6 5313,6 4368,7 3542,5 4309,5 4564 4705,4 4517,4 4238,6 4036
Выпуск пищевой и непищевой продукции, тыс. т 5186,6 4566,3 3903,4 3705,3 2734,7 2868,9 2936,8 2935,8 3261,3 3245,6 3402,9
Товарная пищевая рыбная продукция, включая консервы, (тыс.т) 4097,4 3674,6 3279,6 2790,6 2432,9 2562,8 2630 2654 3014,1 2958,7 3138,7
Консервы рыбные, муб 2264,1 1983,7 1288,7 914,7 582,1 570,4 451,2 442,1 325,2 365,8 414,1
Непищевая продукция, тыс. т 1089,2 891,7 623,8 478,3 301,8 306,1 306,8 281,8 247,2 286,9 264,21)
Мука кормовая, (тыс.т) 533,7 421,3 261,7 226,9 179,2 191,6 206,8 194,3 164,2 154,6 127,4
Рыба кормовая, отходы от разделки рыбы для пушного зверовод, (тыс. т) 449,5 386,9 322,4 233 113,1 106,9 94,4 85,2 82,5 129,5 130,8
Жир, тыс. т 106 83,5 39,7 18,4 9,5 7,6 5,6 2,3 0,52 2,8 3,0
Объем товарной продукции, млрд. руб.:                      
- в действующих ценах2) 9,4 17,1 195,8 1668 5851 15982 19032 20084 21756 53,35 63,3
- в ценах 2000г. 135,6 122,9 70,6 71,4 67,9 64,9 49,2 49,2 53,3 69,4 63,3
Экспорт рыбных товаров:                      
тыс. т 1252 787 535 1100 1300 1204 1680 1145 939 947 1219,9
млн. долл. США 1929 1244 839 1200 1330 1609 1715 1307 1122 1215 1531,0
Импорт рыбных товаров:                      
тыс. т 552 227 54 105 248 421 505 701 528 313 555,0
млрд. долл. США 209 85 36 82 175 315 303 369 250 155 194,3
Доля экспорта рыбных товаров в общем объеме производства рыбных товаров, % 24,1 17,2 13,7 29,7 47,5 42,0 57,2 39,0 28,8 29,2 35,9
Прибыль, млрд. руб.2) 1,45 4,9 49,6 678,0 150,0 938,0 -423,0 -629,0 2,76 6,05 8,3
Рентабельность товарной продукции, % 18,2 40,2 33,9 68,5 2,6 6,2 -2,2 -2,9 14,5 12,7 15,1
Налоговые платежи в бюджет всех уровней (млн. руб.) - - - - - - 770000 965507 967300 3120,6 3593,6
Поступление в бюджет от оплаты за пользование водными биологическими ресурсами, млрд. руб. - - - - 272,2 914,72 486,2 644,7 649,0 3,52 6,07
млн. долл. США - - - - 127,71 195,96 159,63 169,23 142,33 140,49 215,15
Общая сумма поступлений в бюджет (млрд. руб.)2) - - - - 272,2 914,72 1256,4 2116,7 1616,3 6,64 9,66
Поступление общей суммы в бюджет к объему товар. прод. % - - - - 4,6 5,5 6,6 6 7,5 12,5 15,3
из них налоговые платежи - - - - - - - 6 4,4 5,9 5,7
Поступило из бюджета, млн. руб.2) 110 103,01 3305,02 12114,3 98569,29 189912,5 698900,0 900900,0 879800,0 2646,63 3970,72
Доля выплат из бюджета к общей сумме поступлений в бюджет, % - - - - 36,2 20,8 55,6 42,5 54,4 39,8 41,1
Поступление из бюджета к объему товарной продукции 0,01 0,006 0,017 0,007 0,017 0,012 0,037 0,045 0,040 0,050 0,063
Балансовая стоимость основных фондов, млрд.2) 17,9 19,9 399 586 10080 26850 49800 46700 273100 26,58 35,16
Численность занятых, всего, тыс. чел. 565 544 522 473 437 406 405 375,6 373 372 370
в том числе рыбаки 140,7 129,2 133,1 126,8 127,9 141,8 126,6 115,2 107,3 99,9 98,1
Производительность труда занятых, тыс. руб. товарной продукции на чел. 239,9 226 135,2 150,9 155,3 159,8 123,1 131 142,9 186,4 167,6
Капитальные вложения в ценах 2000 г., млн. руб. 0,75 1,09 13,9 279 888,1 1763,1 1924,6 2015,4 1,645 3,258 3,720
Среднедушевое потребление, кг/год 20,3 16,0 12,0 12,0 12,0 10,2 10,6 9,2 11,3 13,8 12,6

 

1) с учетом прочих непищевых отходов –3,0 тыс. т;

 

2) с учетом деноминации после 1998 г.

 

Работа по разгосударствлению, акционированию и приватизации государственных предприятий в рыбной промышленности и хозяйстве проводилась с 1992 г.: разукрупнялись высококонцентрированные производства, создавались акционерные общества и товарищества на базе их структурных подразделений, образовывались предприятия новых организационно-правовых форм и т.п.

Приватизация осуществлялась в основном по второму варианту льгот. Часть акций добывающих предприятий была распределена по закрытой подписке среди предприятий-смежников, как это было предусмотрено постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 г. № 702 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».

Законодательными актами была запрещена приватизация предприятий рыбопромысловой разведки; организаций, контролирующих состояние и охрану окружающей среды и природных ресурсов (бассейновые управления по охране и воспроизводству рыбных запасов, хозяйства по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб). Не подлежали также приватизации организации (около 100), содержание которых осуществлялось из государственного бюджета: высшие и средние специальные учебные заведения, отдельные научно-исследовательские организации, государственные администрации морских рыбных портов.

Приватизация в отрасли была практически завершена в 1995 г. На базе государственных предприятий, их структурных подразделений были созданы 342 организации (общества, товарищества и индивидуальные частные предприятия). В негосударственный сектор перешло около 85% предприятий, подлежащих приватизации.

На 01.01.2001 г. в рыбохозяйственном комплексе России насчитывалось 3689 хозяйствующих субъекта, что в 2,9 раза больше, чем на начало 1990 г. (табл. 63).

При этом численность организаций Госкомрыболовства России в рассматриваемый период увеличилась в 5,2 раза и составила на начало 2001 г. в общей численности организаций и предприятий отрасли 77,8% (в 1990 г. – 43,5%), Росрыбколхозсоюза – в 1,3 раза (6,2%; 14,0% соответственно), в Росрыбхозе-в 1,04 раза (16,0%; 42,5% соответственно). На начало 2001 г. в составе организаций и предприятий Госкомрыболовства России в государственной и муниципальной собственности осталось лишь 207, или 7,2% (из них в федеральной –142, или 4,9%), из 230 организаций Росрыбколхозсоюза – 46 (или 20%) создали акционерные общества и общества с ограниченной собственностью, 12 (или 5,2%) организовали рыболовецкие артели, остальные не изменили своего статуса.

В отрасли были созданы региональные биржи, банки и страховые компании, а также региональные союзы и ассоциации рыбопромышленников. В Москве функционировали Международная рыбопромышленная биржи, Коммерческий банк рыбного хозяйства, Союз предпринимателей рыбного хозяйства России.

Появление большого числа новых хозяйствующих субъектов стимулировало активность организаций, а также вбирало недоиспользуемые и высвобождаемые ресурсы (основные фонды, трудовые ресурсы).

 

Таблица 63. Динамика численности организаций рыбохозяйственного комплекса России

Организации

Годы

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Госкомрыболовство России 552 552 560 1040 1195 1732 1861 1946 2230 2384 2869
Росрыбколхозсоюз 177 177 171 163 150 182 189 189 189 206 230
Ассоциация ГКО «Росрыбколхоз» 538 607 611 611 648 650 665 606 606 583 590
Всего 1267 1336 1342 1814 1993 2564 2715 2741 3025 3173 3689

 

Вновь созданные структуры - это в основном малые предприятия (1600 организаций). Доля таких предприятий в общем выпуске продукции отрасли в 2000 г. составляла чуть более 20%, на долю занятых в малом предпринимательстве приходилось 11% общей численности работающих в отрасли (без учета вторичной занятости). Удельный вес их в общей численности рыбохозяйственных организаций был около 43,4%.

Большинство малых предприятий в рыбохозяйственном комплексе являлись многопрофильными. Это значительно повышало их устойчивость на рынке за счет внутрипроизводственного перераспределения ресурсов и работы в различных секторах рынка.

Приватизация государственной и муниципальной собственности совместно с реализацией антимонопольных мер привела к существенному увеличению числа самостоятельных предприятий, что содействовало становлению конкурентной среды и уменьшению степени монополизации отрасли. Вместе с тем крупномасштабная приватизация народнохозяйственных, в том числе и отраслевых предприятий, в рассматриваемый период должного эффекта не дала.

Результаты приватизации наглядно показали, что дробление (разделение) крупных предприятий по технологическим переделам в большинстве случаев привело к росту цен на продукцию и услуги и снижению эффективности производства, созданию неконкурентоспособных предприятий. Процесс дробления предприятий наибольший размах получил в сфере промышленности.

Увеличение числа организаций, которые преобразовались в различного рода 0А0, 000, ЗАО и т.п., не сопровождалось возрастанием объемов добычи и производства рыбной продукции. Более того, как показали результаты исследования, эти показатели последовательно снижались. В условиях ограниченных водных биоресурсов создание новых организаций не приводило к росту добычи, не расширяло промысла ранее недостаточно осваиваемых и новых объектов, не обеспечивало развития прибрежного промысла, не обновляло физически изношенный и морально устаревший флот.

Приватизация многих предприятий отрасли проходила скоротечно, с нарушением законодательства - за бесценок были проданы акции ряда уникальных предприятий (Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота, Пионерская база океанического рыболовного флота, Холмский морской рыбный порт, Приморское производственное судоремонтное объединение).

В период перехода к рыночным отношениям была разрушена система управления рыбной промышленностью и хозяйством. Применение рыночных механизмов управления рыбохозяйственной деятельностью, базирующихся на принципе получения прибыли без учета государственных интересов, при отсутствии реальных организационных, правовых и экономических рычагов воздействия со стороны государства привело к резкому снижению уровня эффективности функционирования рыбной промышленности и хозяйства.

Сложившийся в 1959 г. бассейновый принцип управления отраслью оставался преобладающим до 1992 г. Особенности размещения водных биоресурсов Мирового океана, решение проблем в области рационального использования производственных мощностей, хранения, транспортировки и реализации рыбной продукции в условиях плановой экономики предопределили необходимость создания крупных государственных производственных объединений (ГПО) в каждом рыбопромышленном бассейне – Дальневосточном, Северном, Западном, Азово-Черноморском (Южном), Каспийском, которые подчинялись Минрыбхозу СССР. В их состав, как правило, включались морские рыбные порты, базы рыбопромыслового флота, рыбоперерабатывающие предприятия, судоремонтные заводы, холодильники, складские помещения, снабженческие конторы. Таким образом, обеспечивалась единая технологическая цепочка от организации добычи водных биоресурсов, их транспортировки, переработки до хранения и реализации рыбной продукции.

В систему Министерства рыбного хозяйства входили все организации, осуществляющие свою производственную деятельность во внутренних водоемах страны, в сфере товарного (прудового, озерного, индустриального) выращивания рыбы и других водных объектов (сейчас Ассоциация ГКО «Росрыбхоз» Минсельхоза России) и организации системы рыболовецких колхозов (Росрыбколхозсоюз Минсельхоза России).

Одновременно с реорганизацией в 1991 г. Минрыбхоза СССР были ликвидированы и бассейновые органы управления. Произошел по существу распад вертикальной системы управления единым производственным процессом, основой которого была и остается деятельность отрасли в Мировом океане – за пределами территориальных вод Российской Федерации.

За период с 1991 по 2000 гг. федеральный орган управления претерпел в соответствии с указом Президента России шесть реорганизаций (табл. 64). За годы рыночных реформ сменилось шесть руководителей рыбной промышленности и хозяйства.

Вместе с реформированием отношений собственности была ликвидирована и сложившаяся система управления рыбной промышленностью и хозяйством. Одновременно с реорганизацией федерального органа были существенно изменены его функции.

Бассейновый принцип остался лишь в сфере управления водными биоресурсами. На каждом бассейне действовал единый орган охраны, воспроизводства запасов и регулирования использования водных биоресурсов, а также научно-промысловый совет.

При администрациях прибрежных субъектов Российской Федерации были созданы органы управления рыбохозяйственной деятельностью (к концу рассматриваемого периода их насчитывалось 18), при большинстве которых действовали рыбохозяйственные советы.

 

Таблица 64. Преобразования федерального органа управления рыбохозяйственным комплексом в 1991-2000 г.

 

Наименование федерального рыбного хозяйства СССР Дата создания Наименование органа управления, принявшего решение о преобразовании
1. Министерство рыбного хозяйства СССР 23.11.1964 г. Постановление Совета Министров СССР
2. Комитета рыбного хозяйства при Минсельхозе России 14.12.1991 г. Указ Президента РСФСР
3. Комитет Российской Федерации по рыболовству 30.09. 1992 г. Указ Президента Российской Федерации
4. Государственный Комитет Российской Федерации по рыболовству 14.08.1996 г. Указ Президента Российской Федерации
5. Департамент по рыболовству Минсельхозпрода Российской Федерации 17.03.1997 г. Указ Президента Российской Федерации
6. Государственный Комитет Российской Федерации по рыболовству 22.08.1998 г. Указ Президента Российской Федерации

 

Происшедшие изменения привели к значительному снижению управляемости отраслью. Влияние государства, как через федеральный, так и через органы управления субъектов Российской Федерации на государственные предприятия, а тем более на хозяйственные общества, было ограничено.

На бассейнах произошел разрыв производственных связей. Вместо взаимодействия организаций единого технологического процесса нередко наблюдалось противодействие, невыполнение договорных обязательств.

Все это явилось одной из главнейших причин негативных явлений, произошедших в данный период в экономике рыбной промышленности и хозяйства.

В рассматриваемый период единая система управления рыбохозяйственным комплексом России, по сути, отсутствовала. Такие важные его составляющие, как Ассоциация ГКО «Росрыбхоз» - объединение, координирующее деятельность 590 рыбохозяйственных организаций внутренних водоемов России, а также Росрыбколхозсоюз, в состав, которого входили 230 организаций, обеспечивавших четверть в общих объемах уловов и производства товарной продукции в аквахозяйствах страны, находились в системе Минсельхоза России. Госкомрыболовство России, являясь государственным органом управления и неся ответственность за положение дел, в действительности было лишено возможности влиять на ситуацию.

Государственные функции управления рыбохозяйственным комплексом были распределены между федеральными Министерствами и ведомствами. На практике это приводило к полной потере управляемости рыбной промышленностью и хозяйством со всеми вытекающими последствиями.

Передача в 1997 г. Федеральной пограничной службе Российской Федерации полномочий морских биоресурсов не способствовала коренному улучшению в работе по контролю за промыслом и предотвращению нарушений при ведении операций с продукцией морского промысла. Напротив, она привела к существенному разбалансированию государственной системы управления водными биоресурсами, в значительной мере снизила эффективность контроля за промыслом. Уже на первом этапе реализации данного мероприятия, исходя из экономических интересов государства в обеспечении и функционировании надежной и эффективной системы охраны и рационального использования водных биоресурсов, возникла необходимость и целесообразность в законодательном порядке восстановить в полном объеме полномочия Госкомрыболовства России по охране водных биоресурсов и контролю за ведением промысла российским и иностранным флотом во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в ИЭЗ Российской Федерации.

Органы Федеральной пограничной службы России должны были оказывать органам рыбоохраны необходимую силовую поддержку в районах рыболовства, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, а также осуществлять контроль за входом (выходом) в ИЭЗ Российской Федерации всех без исключения российских и иностранных промысловых судов, проводить контрольно-проверочные мероприятия в специально созданных точках на границе ИЭЗ России и пресекать совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации факты незаконного вывоза продукции морского промысла.

порядок утверждения правил рыболовства. Так, в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» правила утверждал федеральный орган исполнительной власти по рыболовству, а по другим законодательным актам – Правительство Российской Федерации.

Действующими нормами не было предусмотрено согласование с Минприродой (МПР) России режимов промысла, оперативных мер по регулированию рыболовства, объемов изъятия водных биоресурсов и их перераспределения. Однако в силу сложившейся практики и на основании положения об МПР России продолжалось осуществление вышеуказанных функций, что препятствовало оперативному решению вопросов по регулированию рационального использования запасов водных биоресурсов. Более того, процесс согласования с МПР России затягивался на длительный срок. Это не позволяло устанавливать биологически обоснованные и экономически целесообразные условия промысла, обеспечивать устойчивое использование и сохранение водных биоресурсов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. № 1010 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации» принципиально изменило систему распределения квот на вылов водных биоресурсов, выделив в составе квот «промышленные квоты на вылов для продажи на аукционной основе». В соответствии с данным постановлением функции по руководству комиссией по проведению аукционов, определению порядка их проведения, контролю и оформлению документов о допуске организаций к аукционным торгам были возложены на Минэкономразвития России.

Вместо этого следовало бы лишь передать функции Минэкономразвития России по приему заявок, контролю и оформлению документов Госкомры-боловству России, который располагал соответствующей базой данных о промысловых и финансовых возможностях предприятий отрасли, нарушителях правил рыболовства, должниках бюджету России и т. п. Это позволило бы обеспечить объективность принятия решения Комиссией о допуске претендентов к участию в аукционе. Минэкономразвития России при этом осуществляло бы общий контроль за деятельностью аукционной группы.

Необоснованно низкий статус Госкомрыболовства России и большое число «соисполнителей» объективно усложняли и затягивали решение насущных проблем в области развития отрасли, многие из которых носили оперативный характер. Более того, Госкомрыболовство России зачастую оказывалось отстраненным от участия в разработке другими министерствами и ведомствами нормативных правовых актов, имевших самое непосредственное отношение к проблемам в области рыбной промышленности и хозяйства страны.

Как уже отмечалось, субъекты Федерации, используя свои права, создали на местах специальные полнофункциональные органы, занимавшиеся вопросами отрасли, что в условиях неопределенности и дублирования функций Комитета на федеральном уровне создавало значительные трудности в надлежащем управлении водными биоресурсами и проведении единой государственной политики в области рыбохозяйственной деятельности.

Установленный Комитету уровень управления негативно сказывался на его деятельности в области международного сотрудничества. Зарубежные партнеры не воспринимали Комитет как полноправный государственный орган, направляли на встречи и важнейшие переговоры представителей более низкого ранга. Это обусловило неотвратимые издержки в развитии международного сотрудничества, ограничило возможности при защите интересов России в международных организациях.

Фактический уход государства от выполнения функций по управлению рыбохозяйственной деятельностью в целом, а не отдельным ее направлением, каким является сохранение и воспроизводство водных биоресурсов, создало предпосылки для дальнейших потерь, в том числе и в геополитическом плане.

В мире резко обострилась конкуренция за водные биоресурсы во всех районах Мирового океана. В этих условиях рядом государств проводилась целенаправленная политика в области управления рыбохозяйственной деятельностью, в том числе водными биоресурсами своей зоны, а также обеспечения интересов своих рыбаков на международной арене через авторитетные государственные органы исполнительной власти, как правило, имевшие полноценный статус Министерств (Исландия, Канада, Норвегия, Мавритания и др. страны).

В пользу воссоздания системы единого и полноценного государственного управления рыбохозяйственным комплексом страны говорили не только международный правовой и ресурсный аспекты, но и особенности отраслевого производства, а также необходимость исправления сложившихся диспропорций в развитии отрасли, ставших причиной физического износа и морального старения рыбопромыслового флота, перерабатывающих мощностей, дефицита в судоремонте и т.п.

Таким образом, в результате отсутствия должного научного обоснования реорганизации структуры управления рыбной промышленностью и хозяйством в России в период 1991-2000 гг. государственное влияние через федеральный орган управления рыбной промышленностью и хозяйством стало осуществляться (причем далеко не полностью) только по четырем направлениям:

1) формирование государственной политики в области экономического развития отрасли в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе;

2) воспроизводство и охрана водных биоресурсов, распределение между пользователями и контроль за их изъятием;

3) лицензирование хозяйственной деятельности в области рыболовства и рыбоводства;

4) осуществление государственного надзора за безопасностью рыбопромысловых судов и обеспечением сохранности человеческой жизни на море.

Государство полностью утратило контроль за реализацией решения таких важных вопросов, как:

- формирование ценовой политики на внутреннем и внешнем рынках рыбных товаров, являющейся важнейшим инструментом обеспечения продовольственной безопасности и фактором, определяющим социально-экономический климат в обществе (доступность рыбных товаров потребителю; предприятия отрасли в своем большинстве являются градообразующими);

- обеспечение простого и расширенного воспроизводства основных фондов рыбохозяйственного комплекса;

- обеспечение прав на собственность, создавшуюся десятилетиями трудом многих поколений;

- регулирование и организация государственной поддержки отраслевых товаропроизводителей во взаимоотношениях с бюджетом различных уровней и, как результат, уход части отраслевой экономики в тень;

- регулирование внешнеэкономической деятельности отраслевых товаропроиз-водителей в одной из немногих отраслей экономики страны, имеющих экспортную направленность.

Потеря управляемости в отрасли в первую очередь была связана с ликвидацией бассейновых и территориальных органов управления, отказом от принципов общественного разделения труда на основе концентрации, комбинирования, специализации, кооперирования и диверсификации производства. Образование конкурентной среды путем раздробления крупных рыбопро-мышленных предприятий на мелкие способствовало, наряду с прочими условиями, формированию теневой экономики и ее криминализации, браконьерству, утечке валюты за границу, уходу от налогообложения и таможенного контроля.

Важнейший принцип управления отраслью – бассейновый – сохранился лишь в сфере управления водными биоресурсами, являющимися федеральной собственностью. Последний на практике реализовывался действующими в регионах бассейновыми и территориальными научно-промысловыми советами. В состав последних в качестве постоянных членов входили представители администраций регионов, органов охраны окружающей среды и природных ресурсов, научно-технических и производственных организаций.

Управление использованием и воспроизводством водных биологических ресурсов осуществлялось на трех уровнях.

На федеральном уровне в лице Госкомитета РФ по рыболовству из основных функций управления водными биоресурсами были сохранены главным образом функции учета, контроля, анализа, регулирования, нормирования и прогнозирования. Они предполагали и организацию разработки правил рыболовства и обеспечение их выполнения; соблюдение соответствующих ограничений по вылову объектов промысла; проведение мероприятий по воспроизводству водных биоресурсов; управление научными исследованиями в области рационального использования и воспроизводства гидробионтов в текущем плане, а также в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе; разработку нормативных правовых документов в области управления водными биоресурсами.

На региональном и макроуровне управление водными биоресурсами в основном было связано с распределением квот на вылов гидробионтов.

Нерешенность проблем в области управляемости непосредственно влияло на уровень активности инвестиционной деятельности, возникновение большого числа посреднических структур, многократно повышающих цены на рыбные товары. Она непосредственно была связана с жизнестойкостью новых производственных, рыночных и финансовых структур в отрасли, низким уровнем их адаптации к условиям формирования рыночных отношений.

 

Материально-техническая база рыбной промышленности и хозяйства в ретроспективе

Рыбная промышленность и хозяйство как многоотраслевой комплекс располагали мощной материально-технической базой, включающей флот (добывающий, обрабатывающий, транспортный рефрижераторный и вспомогательный) и береговые основные производства (по переработке гидробионтов и холодильному хранению продукции) и производственную инфраструктуру, обеспечивающую портовое и судоремонтное обслуживание флота, судостроение и машиностроение, производство тары и сетеснастной продукции).

Флот – основа материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса России. Он обеспечивал более 95% общего вылова, на судах вырабатывалось более 92 % общего объема мороженной продукции, около 15 % консервов и более 96 % рыбной муки. Флот составлял более 70 % основных производственных фондов отрасли. Он занимал стержневое положение в рыбохозяйственной деятельности. Однако, если в доперестроечный период балансу мощностей промыслового и вспомогательного флота придавалось важное значении, особенно в экспедиционном океаническом рыболовстве, что обеспечивало его эффективную эксплуатацию и переработку гидробионтов на промысле, то в период после 1990 г. сбалансированное соотношение судов разного функционального назначения было утрачено.

Назначение промыслового флота в рассматриваемый период было: добыча и переработка гидробионтов, доставка на берег из районов промысла сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, материально-техническое и продоволь-ственное обеспечение судов в районах промысла, перевозки грузов между рыбными портами и портопунктами.

В состав флота рыбной промышленности и хозяйства входили:

1) промысловый флот мощностью от 55 кВт и более:

· добывающий флот, в том числе по группам судов: крупные; большие; средние; малые и маломерные;

· обрабатывающий флот, в том числе по группам судов: плавбазы; производст-венные рефрижераторы;

· транспортный флот, в том числе по группам судов: крупнотоннажные, средне-тоннажные и малотоннажные рефрижераторы; речные транспортные суда;

· вспомогательный промысловый флот, в том числе по группам судов: научно-исследовательские суда (НИС); учебные суда; рыбоохранные суда;

2) вспомогательный флот общего назначения, в том числе по группам судов: танкеры; сухогрузы; буксиры; катера; суда по предотвращению загрязнения моря.

В 90-е годы значительно изменилось количественное соотношение промысловых судов и судов, обеспечивающих их нормальное функционирование. Так, если в начале 90-х годов на 10 судов промыслового флота приходилось около 9 вспомогательных судов1), то в 1992 г. – уже 5,5; а к 1999 г. сократилось до 2-х единиц. И это при том, что численность промысловых судов в данный период сократилась более чем на 80 %, в том числе добывающих – почти на 7 %, обрабатывающих – более чем в 2 раза, почти на 9 % - транспортные рефрижераторы.

Следует отметить, что в процессе сокращения численности судов, не входящих в состав промыслового флота, прекратила существование даже целая группа судов: специализированные пожарные суда и катера. Серьезные потери понес и технический флот.

В связи со значительным сокращением вспомогательных судов, судовладельцы вынуждены были привлекать для частичного выполнения их функций промысловые суда.

Сокращение численности судов было обусловлено как списанием судов, так и распродажей их за рубежом.

Темпы списания судов в 90-е годы определялись в основном, с одной стороны, нехваткой у большинства судовладельцев средств на обновление флота, а, с другой, - ужесточением требований к безопасности мореплавания и экологических требований, а также уменьшением запасов водных биоресурсов, особенно в ИЭЗ России. Первый фактор обусловил задержку с нормативным списанием, а другие способствовали ускорению списания судов.

В последние годы рассматриваемого периода отмечалось увеличение доли судов, задержанных с нормативными списанием: 60 % - среди добывающих, около 70 % - обрабатывающих, около 45 % - транспортных рефрижераторов, учебных судов, НИСов-свыше 34%.

Мощный обрабатывающий флот и транспортные рефрижераторы были в большей части распроданы новыми судовладельцами за рубеж уже в первые годы приватизации, поскольку оказались не востребованными промысловиками, заинтересованными в сдаче уловов (в том числе браконьерских) и полуфабриката непосредственно в зарубежных портах.

По состоянию на конец 2000 г. общая численность судов с главным двигателем мощностью 55 кВт составляла 3138 единиц, в том числе промысловый – 96,9 % и вспомогательный – 3,1 %. На добывающий флот в составе промыслового приходилось 87,4 %, обрабатывающий – 1,5 % и транспортный рефрижераторный – 11,1 %.

Добывающие суда. Возрастная структура наличного состава их в рассматриваемый период характеризовалась следующими показателями: суда с возрастом до 5 лет составляли около 3%, 6-10 лет – свыше 10%, 11-15 лет- около 18%, 16-20 лет – около 21%, более 20 лет – свыше 48%.

Особенно значительный износ имели малые (91% их численности составляли суда со сверхнормативным сроком службы) и маломерные 74% (нормативный срок службы этих судов был 10-12 лет) суда. Чуть более половины (51%) численного состава средних судов превышали срок нормативного использования (18 лет). Большие суда имели в своем составе более 57% судов, превышающих нормативный срок службы (20 лет). Крупные добывающие суда в своем составе имели 21% судов, отработавших срок амортизации (20 лет).

Приведенные данные свидетельствовали о том, что значительная часть рыбопромыслового (особенно добывающего) флота требовали замены как в связи с физическим износом, так и моральным старением.

Особенно остро стоял вопрос о состоянии малого и маломерного флота, суда которого вели добычу в прибрежных промысловых районах Дальневосточных морей и СВА, а также во внутренних морях европейской части России: Белом, Балтийском, Черном, Азовском и Каспийском.

В рассматриваемый период типовой состав малых и маломерных судов изменился незначительно (в основном за счет приобретения судов ярусного, ловушечного и дрифтерного лова иностранной постройки). Общее количество малотоннажных судов уменьшилось на 40ед. и составило на 1.01.2002г. 1167ед.

Пополнение малых судов осуществлялось в основном судами, находившимися в эксплуатации и имевшими сверхнормативные сроки службы. Из новостроя поступило крайне мало количество судов.

В целом малые промысловые суда состояли в основном из устаревших типов судов. Из-за недостаточного количества поступления из новостроя новые суда этой группы флота не оказывали существенного влияния на общий технический уровень флота, тем более что большинство из них были спроектированы 20-30 лет назад. Значительный состав флота был приспособлен к работе в основном на сдаче сырца, в то время как новые тенденции в развитии прибрежного рыболовства, а также необходимость оснащения современным оборудованием для того, чтобы задействовать все возможные основные потоки рыбной продукции, были направлены на: поставку охлажденной и мороженой рыбы. Кроме того, существовали новые проекты малых судов, которые были оснащены не только современным холодильным оборудованием, но и рыбообрабатывающими цехами.

Доля малых судов со сверхнормативными сроками службы продолжала увеличиваться и достигла к 2001 г. около 80%. При этом более 50% этих судов эксплуатировалась более 20 лет (при сроке службы 10-12 лет). Тенденция интенсивного старения флота отмечалась в течение последних лет прослеживалась она и в дальнейшем (при условии отсутствия государственной поддержки развития промыслового флота). Отсюда, как следствие, дальнейшее снижение выловов в прибрежном промысле.

Например, по данным отдела судоремонта и судостроения администрации Приморского края, объемы судоремонта в Приморье ежегодно возрастали на 60%. Если в 1999 г. было отремонтировано 227 судов, то в 2007-442. Это означало, что флот был изношен и требовал существенного обновления.

Закреплению физического износа и морального старения добывающего флота способствовало не только вынужденное продление эксплуатации судов сверх нормативных сроков службы, что было обусловлено дефицитом средств на их замену, но и бесконтрольное пополнение флота. Так, из 225 ед. добывающих судов пополнения за 1997-2001 гг. лишь 20 ед. (9%) поступили из новостроя, а 205 ед. (91%) составили суда, уже находившиеся в эксплуатации. При этом 33 судна имели возраст около 16 лет, 52 ед.- около 20 лет и 105 ед. – с возрастом более 20 лет.

Как результат, к концу 2000 г. в составе крупных и больших добывающих судов при нормативном сроке службы 20 лет находились суда с возрастом до 34 лет. В составе средних судов с нормативным сроком службы 18 лет эксплуатировались суда с возрастом 32 года, а по малым и маломерным судам (при сроке службы 10-12 лет) использовались суда с возрастом до 30 лет.

Обрабатывающий флот. Обрабатывающие суда пополнялись лишь до 1995 г. (24 ед., в том числе 9 ед. – суда новостроя). В то же время изменение форм и методов промысловой работы обусловили за последнее десятилетие списание 110 ед. обрабатывающих судов(71 ед. – плавбазы, 39 ед. – производственные рефрижераторы). В целом численность обрабатывающих судов снизилась до 56 единиц (или на 61%).

Период 90-х годов прошлого века для группы обрабатывающих судов можно охарактеризовать как регрессивный, что было обусловлено процессами перестройки экономических и организационных отношений в отрасли, характеризовавшимися дроблением собственности в процессе ее приватизации и ликвидацией централизованного управления промыслом. В условиях становления рыночных отношений одна из форм экспедиционного промысла, основанная на использовании специализированных обрабатывающих судов (плавбаз и производственных рефрижераторов), принимающих в море сырье от добывающих судов – ловцов для его последующей переработки, оказалась неконкуренто-способной по сравнению со схемой работы на одинаковых видах сырья судов- операторов, т. е. добывающих судов, оснащенных оборудованием и техническими средствами для добычи и обработки уловов, хранения на борту произведенной продукции, доставки ее в порт назначения или передачи на транспортные суда. Эта ситуация оказалась характерной для всех рыбопромышленных бассейнов. В перспективе предполагалось, что, по мере исчерпания физических ресурсов действующих специализированных обрабатывающих судов, последние будут списаны и практически прекратят свое самостоятельное существование.

Транспортные рефрижераторы. Их пополнение в период 1.01.2002 г. составило 177 ед. (38% к общей численности их на 1.01.92 г.), в том числе 45 ед.- из новостроя (9,7%). За рассматриваемый период было списано 218 ед. (или 47% общей численности их на 1.01.92 г.). При этом в рассматриваемый период из эксплуатации было выведено около 50% крупнотоннажных транспортных рефрижераторов грузоподъемностью от 3300т (типа «Сибирь») до 10850 т. (типа «Охотское море»). Эти суда осуществляли до 90% всего объема перевозок рыбной продукции с промысла. Поступившие за этот период транспортные рефрижераторы, включая из новостроя, имели грузоподъемность не более 3000 т. Привлечены были также на транспортные работы около 60 судов других групп и типов. Качественные изменения структуры транспортных рефрижераторов было обусловлено существующим изменением экономических условий производс-твенно-хозяйственной деятельности рыбохозяйственного комплекса.

Вспомогательный промысловый флот. Его численность за период 1.01.92 г. – 1.01.2002 г. сократилась на 44%. При этом численность НИСов уменьшилась с 48 до 25 ед., или в 1,92 раза. Из его состава по истечении нормативных сроков службы были выведены все крупнотоннажные суда, обеспечивающие промысловые исследования в открытых и удаленных районах Мирового океана. Оставшийся флот состоят из средне- и малотоннажных судов. Пополнение флота в этот период осуществлялось средне- и малотоннажными судами, переоборудованными из добывающих судов с сохранением промысловых возможностей в полном объеме базового судна. При этом основное пополнение осуществлялось на Дальневосточном рыбопромышленном бассейне.

В этот период основной потенциал технических средств для проведения на современном уровне науки комплексных рыбохозяйственных исследований составляли только НИС пр. 833, срок службы которых должен был истечь к 2010 г. Остальной состав научного флота был способен выполнять рыбохозяйственные исследования только в отечественной ИЭЗ.

Необходимо особо отметить то, что НИС и их приборное оснащение далеко не отвечали задачам по освоению эксплуатирующихся и вновь открытых водных биоресурсов Мирового океана. В первую очередь это относилось к решению вопросов по возвращению отечественного флота в удаленные районы Мирового океана («Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.»), в которых научные исследования сырьевой базы могли выполняться только большими судами. В связи с этим предполагалось, что целесообразно было бы в ближайшие будущее в период 2015-2020 гг. осуществить достройку 23 судов пр.1288 (судоверфь «Меридиан», Николаев, Украина).

В концептуальном плане вопрос обновления научного флота отрасли требовал безотлагательной разработки отраслевой программы изучения и освоения водных биоресурсов Мирового океана на перспективу не менее, чем до 2020 г.

Учебные суда. Пополнение данных судов в рассматриваемый период не осуществлялось. Его численность в этот период уменьшилась в 3 раза (с 15 до 5 ед.). При этом из его состава по истечении нормативных сроков службы были выведены из эксплуатации все учебно-производственные и учебно-транспортые суда. В составе учебного флота остались лишь учебные парусные суда (по одному на Дальневосточном, Северном и Западном рыбопромышленных бассейнах) для обеспечения только начальной морской практики курсантов, а также два судна (переведенных из добывающего флота) на Дальневосточном рыбопромышленном бассейне.

Прохождение производственной практики в настоящее время осуществлялось на рыбопромысловых судах на основе договоров с судовладельцами. Вопрос по пополнению учебного флота судами для производственного обучения из-за отсутствия в отрасли четкого программного документа по обучению кадров для плавсостава отрасли в рассматриваемый период так и не был решен.

Рыбоохранные суда. За период 1992-1997 гг. особых изменений в составе морских рыбоохранных судов отрасли не было. Поступление в отряд рыбоохранных судов осуществлялось единичными судами пр.503, 503М/РОС, а также скоростными рыбоохранными катерами постройки Голландии, Японии.

В 1998 г. постановлением Правительства РФ рыбоохранные функции были возложены на пограничные службы ВМФ. В связи с этим большинство рыбоохранных судов неограниченного района плавания были переданы пограничным службам ВМФ.

Из 43 рыбоохранных судов, имевших класс Морского Регистра, находившихся на балансе бассейновых управлений на начало рассматриваемого периода, было всего 27 судов (63%), из них 24 судна были переданы морским силам ФПС. Причем в это число вошли все новые и наиболее технически совершенные рыбоохранительные суда, включая специализированные РОХРС типа «Командор», РОХРС типа «Рыбнадзор» пр. 1326 и РОХРС пр.503М/РОС. Из оставшихся судов около 80% находились за пределами нормативных сроков службы.

В этот же период в организации Главрыбовода поступило лишь 3 новых морских патрульных катера прибрежного района плавания типа «Мустанг» и «Фастер».

Таким образом, можно констатировать, что в 1998 г. произошло существенное сокращение состава морских судов, находившихся в распоряжении бассейновых управлений Главрыбвода (в отдельных случаях доходивших до 100% - Сахалинрыбвод, Мурманрыбвод), с соответствующим уменьшением возможностей последних по выполнению законодательно закрепленных за ними задач и обязанностей по регулированию рыболовства в закрепленных за ними морских районах.

Суда, не входившие в состав промыслового флота. Состояние судов вспомога-тельного и технического флота отрасли, обеспечивающего повседневную деятельность промыслового флота, рыбных портов и безопасность их эксплуатации, рассматриваются по таким группам судов, как:

 

· буксирные суда – спасатели, буксиры – кантовщики, линейные буксиры и буксирные катера;

· сборщики судовых отходов;

· нефтемусорсборщики;

· наливные суда (танкеры, плавбункеровщики);

· сухогрузные суда (грузовые теплоходы, плашкоуты, баржи);

· служебно-вспомогательные суда, разъездные катера, лоцманские катера, водолазные боты.

 

По состоянию на 01.01.92 г. в составе флота отрасли находились 320 ед. буксирных судов различных типов с мощностью главных двигателей свыше 110 кВт. За рассматриваемый период состав этой группы судов сократился в среднем на 35% в связи с истечением сроков службы и в последние годы периода оставался практически без изменений. При этом все спасательные буксиры (14 ед.) эксплуатировались в пределах нормативных сроков службы. Около 60% буксиров кантовщиков и линейных буксиров (139 ед.), а также около 75% буксирных катеров эксплуатировались за пределами нормативных сроков службы.

В рассматриваемый период численность судов-сборщиков судовых отходов четырех типов сократилась почти на 20% и на 01.01.2002 г. составила 44 ед. (более 60% из них эксплуатировалась за пределами нормативных сроков службы). Нефтемусоросборщиков уменьшилось лишь на 6,7% и на конец периода составила 30 судов (все они использовались за пределами нормативных сроков службы. На 13% сократилась численность танкеров и плавучих бункеров (с 64 ед. до 56 ед.). При этом 76 % их имели сроки службы, превышающие нормативные. Почти на 19% уменьшилась численность грузовых теплоходов, самоходных барж и плашкоутов (с 128 ед. до 108 ед.). У 60% оставшихся плавучих средств отмечались сроки службы, превышающие нормативные. Существенно (на 35%) сократилась численность служебно-вспомогательных судов различных типов и назначений, в том числе лоцманских катеров, водолазных ботов, пожарных катеров и служебно-разъезных катеров с 530 ед. на 01.01.92 г. до 344 ед. При этом полностью были выведены из эксплуатации пожарные катера. В оставшийся группе служебно-вспомогательных судов около 44% судов превышали нормативные сроки службы.

На начало 90-х годов в составе флота отрасли находилось 53 пассажирских судна (9 типов), в том числе на Дальневосточном рыбопромышленном бассейне – 32 судна. Около 75% этих судов имели сроки службы, существенно превышающие нормативные сроки.

Таким образом, как показывают результаты анализа состояния флота рыбной промышленности и хозяйства, можно сделать следующие основные выводы.

Промысловый флот России в 90-е годы претерпел серьезные изменения:

 

1. видоизменилась структура флота;

2. резко увеличилось число судовладельцев;

3. повысился уровень физического износа и морального старения основных фондов флота;

4. значительно снизилось поступление новых судов;

5. пополнение судами в последние годы осуществлялось в основном судами, уже бывшими в эксплуатации, в ряде случаев имевшими повышенный уровень физического износа и морального старения;

6. произошло серьезное нарушение баланса между промысловыми возможностями добывающих судов и состоянием водных биоресурсов (например, на Дальнем Востоке – минтай и крабы, на европейском Севере – треска);

7. существенно снизились эксплуатационно-производственные и экономические показатели работы значительной части добывающих и обрабатывающих судов;

8. ухудшилось состояние систем обеспечения безопасности мореплавания и технической эксплуатации флота;

9. значительно снизились реальные возможности отечественной судостроительной промышленности в части обеспечения существенно изменившихся потребностей рыбохозяйственного комплекса.

 

В 90-е годы произошли серьезные структурные изменения в численности предприятий, осуществлявших промышленное рыболовство: резко увеличилось число судовладельцев (в 2000 г. количество их составило около 1300, в т.ч. на Дальний Восток приходится около 65 %); более 50 % из них имели всего по одному судну, 2 % - свыше 25 судов.

Резко изменилась численность судов, находящихся у государственных предприятий. В конце 80-х годов около 60 % добывающих судов принадлежали госпромышленности, остальные рыболовецким колхозам. При этом в состав добывающего флота государственных предприятий входили все крупные и почти все большие суда, около 70 % средних и всего 25 % малых и маломерных судов. В конце 90-х годов на долю государственных предприятий приходилось только 3 % судов.

В 90-е годы резко снизился ввод новых судов. Спад в обновлении флота наметился еще в 80-е годы. Вместе с тем количество водимых судов новостроя оставалось еще довольно значительным. Пополнение осуществлялось судами как отечественной, так и зарубежной постройки.

Значительную часть судов пополнения составили суда, уже бывшие в эксплуатации. Многие из них имели значительный физический износ. Постройка большинства из них относилась к 70-80 годам, а некоторые суда были построены в 50-60 годы. Многие из них были подвергнуты переоборудованию.

В целом положение с обновлением отечественного промыслового флота нельзя признать удовлетворительным. К основным причинам сложившегося положения следует отнести:

 

- отсутствие бюджетных средств на строительство судов;

- отсутствие собственных средств на обновление флота у большинства судовладельцев;

- удорожание судов;

- распад СССР, приведший к тому, что ряд ведущих судостроительных заводов остался в странах ближнего зарубежья.

В 90-е годы все же предпринимались неоднократные попытки улучшить положение с обновлением промыслового флота за счет строительства судов на отечественных верфях. Так, в 1992 г. состоялась коллегия Комитета рыбного хозяйства при Минсельхозе РФ по вопросу «О развитии флота рыбной промышленности за счет конверсии предприятий оборонного комплекса». В постановлении Коллегии отмечалось, что в случае использования судостроительных предприятий, осуществляющих конверсию производства, обеспеченность отрасли судами новостроя может дойти до 60-70% по добывающим судам и транспортным рефрижераторам и до 30% - по обрабатыва-ющим судам.

Значительное строительство промысловых судов предусматривалось и программой «Рыба». За период 1996-2000 гг. намечалось построить 261 добывающее судно, 40 транспортных рефрижераторов и 28 рыбоохранных. Практически за этот период было построено только несколько единиц добывающих и рыбоохранных судов, предусматривавшихся к строительству в России.

В течение 90-х годов на 17% уменьшилось число судов, не входящих в состав промыслового флота: буксирные, наливные, сухогрузные, пассажирские, служебно-вспомогательные суда, суда по предотвращению загрязнения моря, технические суда (дноуглубительные снаряды, плавкраны и т.д.). По сравнению с 1992 г. в 1999 г. по отдельным группам судов уменьшение составило: буксирные суда - на 20%; наливные суда - на 37%; сухогрузные суда - на 14%; пассажирские суда - на 25%; служебно-вспомогательные суда - на 10%; суда по предотвращению загрязнения моря – на 19%.

Следует заметить, что обеспечение рыбохозяйственного комплекса рассматриваемыми судами еще в доперестроечный период отставало от необходимого уровня. В связи с этим в составе вспомогательного и технического флота была наиболее высокая доля судов, превысивших нормативный срок службы.

В 90-е годы продолжалось старение этих групп судов. Если в начале 90-х годов численность судов, находящихся в эксплуатации сверх нормативного срока службы, составляла около 55%, то уже к концу данного периода она превысила 90%.

Обрабатывающая база рыбохозяйственного комплекса России была представлена добывающе-обрабатывающим флотом, плавбазами и береговыми предприятиями по переработке гидробионтов.

Основу рыбообрабатывающего производства составлял флот, где размещалось 70% всего производственного обрабатывающего потенциала отрасли. Так, на судах флота было размещено 99% мощностей по производству мороженой рыбы, 17% консервов, около 90% рыбной муки.

Возможности береговой рыбообработки оценивались в общем объеме выпуска порядка 800 тыс. тонн рыбной продукции в год.

Наибольшая часть (60%) рыбообрабатывающих мощностей была сосредоточена на Дальнем Востоке. В Северном, Каспийском рыбопромышленных бассейнах и Калининградской области соответственно размещалось 23%, 5% и 9% производственного обрабатывающего потенциала.

За период 1990-2000 гг. производственные мощности обрабатывающего комплекса России изменились существенно. Так, более чем в 2,7 раза снизился потенциал консервного производства, в 2 раза – мороженой рыбы, в 1,5 раза – копченой рыбы и кулинарных изделий, более чем в 4 раза уменьшились мощности по производству кормовой муки. При этом, если береговая обрабатывающая база в целом практически сохранила свой производственный потенциал, то темпы сокращения мощностей по обработке гидробионтов на судах продолжали стремительно возрастать. Так, за период с 1990 г. мощности на флоте по выпуску консервов уменьшились более чем в 10 раз, рыбной муки – в 3,5 раза, мороженой рыбы – более чем вдвое. При этом был прекращен выпуск консервов на флоте Западного и Каспийского бассейнов; в 6 раз уменьшился потенциал консервного производства на судах Дальневосточного, более чем в 2 раза – Северного бассейнов.

Сократился производственный потенциал и по выпуску на судах мороженой рыбы: в Дальневосточном – 1,3 раза, Северном – более чем в 2 раза, Калининградской области – в 14 раз.

Снижение производства пищевой продукции на флоте стало одной из причин более чем 5-кратного сокращения выпуска кормовой рыбной муки.

К основным проблемам в области обрабатывающего флота в рассматриваемый период можно было отнести необходимость существенного их обновления (большинство судов имели высокий уровень физического износа и неудовлетворительный технический уровень). Все эти проблемы были обусловлены:

- большим физическим износом и неудовлетворительным техническим уровнем многих эксплуатирующихся судов, что оказывало негативное влияние на эффективность работы флота;

- ростом затрат на материально-техническую обеспечение промысла из-за значительного и непрерывного повышения цен на горюче-смазочные, сетеснастные материалы, тару, запчасти и др. материальные ресурсы (в сравнении с ценами на рыбную продукцию в 2002 г. – почти в 2 раза);

- неурегулированностью отношений по обслуживанию судов в порту и их ремонту;

- превышением производственных мощностей над возможным объемом вылова квотируемых объектов промысла. Принятое Правительством Постановление об аукционной продаже квот еще больше обострило эту проблему;

- состоянием запасов водных биоресурсов.

 

Динамика мощностей по выпуску пищевой продукции (с консервами) за период 1990-2002 гг. в разрезе бассейновых рыбохозяйственных комплексов характеризуется данными табл. 65.

При общем сокращении мощностей рыбообрабатывающего производства произошло снижение уровня их использования с 88% в 1990 г. до 45% - 2002 г.

 

Таблица 65. Динамика производственных мощностей по рыбообраба-тывающему производству

 

Бассейны, регионы, объединения

Увелиение или сокращение

в том числе на:

флоте берегу
Дальневосточный -1,3 -1,47 +2,04
Северный -2,15 -2,14 2,23
С-Петербург и Ленинградская обл. -4,6 -276,0 +1,8
Калининградская обл. -6,5 -15,6 +1,19
Каспийский +1,06 -1,59 +1,19
Южный -8,5 -8,5 0
Торгово-производственные объединения -3,09 - -3,09
ГКО «Росрыбхоз» +1,01 +65,4 -1,18

 

Выпуск пищевой рыбной продукции, включая рыбные консервы, в 2002 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow