| Показатели | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
| Инвестиции в основной капитал России, всего | 70,66 | 56,09 | 64,02 | 87,40 | 99,47 | 112,96 |
| в том числе в: | ||||||
| пищевую промышленность | 2,28 | 2,12 | 2,31 | 1,99 | 2,06 | 2,59 |
| рыбохозяйственный комплекс | 0,09 | 0,06 | 0,06 | 0,07 | 0,11 | 0,13 |
| Доля рыбохозяйственного комплекса в общих объемах инвестиций, %, в: | ||||||
| экономику страны | 0,13 | 0,11 | 0,09 | 0,08 | 0,11 | 0,12 |
| пищевую промышленность | 3,95 | 2,73 | 2,38 | 3,63 | 5,11 | 5,06 |
В продовольственном комплексе, включая рыбохозяйственный, активизация инвестиционных процессов началась только с 2005 г., то есть позже, чем в целом по России.
По пищевой промышленности инвестиции увеличились ценах (1991 г.) с 1,99 млрд. руб. в 2004 г. до 2,59 млрд. руб. в 2006 г., или в 1,3 раза. Однако уровень инвестиций в 2006 г. был ниже уровня 1991 г. более, чем в 2 раза (2,59 млрд. руб. и 6,60 млрд. руб. соответственно). В рыбохозяйственном комплексе положение было еще менее благоприятное. Хотя объем инвестиций в сопоставимых ценах и вырос в 2005 г. почти в 2 раза по сравнению с минимальными значениями 2002-2003 гг., он был ниже в 8,4 раза объема инвестиций в рыбную промышленность и хозяйство в 1991 г.
С 1991 г. более чем в четыре раза снизилась доля отрасли в инвестициях в основной капитал экономики России в целом (0,52% в 1991 г. и 0,12% в 2006 г.). При этом даже по отношению к относительно неблагополучной пищевой промышленности доля рыбохозяйственного комплекса за этот период снизилась более чем в три раза (с 16,58% в 1991 г. до 5,06% в 2006 г.).
Как и в целом по России, одной из причин спада инвестиционной активности в анализируемый период в рыбохозяйственном комплексе была инфляция. Рост цен, особенно в первые годы реформирования, повысил степень риска потерь вложенных в развитие отрасли средств, подавил стимулы накопления капитала, обесценил финансовые ресурсы, в т.ч. амортизационный фонд. Созданное в результате разгосударствления, акционирования и приватизации значительное количество малых предприятий из-за отсутствия средств были не в состоянии приобрести дорогостоящие основные средства.
Другой, не менее важной причиной резкого спада инвестиционной активности явилось отсутствие у значительной части предприятий мотивов к обновлению, в том числе путем модернизации производства.
Разрушение устоявшихся принципов финансирования рыбохозяйственного комплекса (достаточно вспомнить самую высокую капиталоемкость отрасли в АПК) и резкий спад производства (более чем в два раза) также влияли на снижение капитальных затрат в развитие рыбохозяйственного комплекса. В результате невозможно было обеспечить даже простое воспроизводство ОПФ.
В технологической структуре инвестиций в анализируемый период 80-85% приходилось на долю машин и оборудования. Но реального обновления производства из-за недостаточных объемов капиталовложений не происходило. Поэтому их износ не только не уменьшался, но и постепенно возрастал (до 60%), приближаясь к критическому уровню.
В последние годы отечественный флот, который составлял более 70% ОПФ рыбохозяйственного комплекса, пополнялся в основном за счет далеко не новых судов зарубежной постройки. Продолжались практика эксплуатации судов с высокой степенью физического износа и морального старения и задержки их списания на 10-20 лет. Как показали результаты анализа состояния флота, значительная его часть требовала срочного капитального ремонта. От последнего в связи с его высокой стоимостью судовладельцы полностью отказывались или проводили его в ограниченном объеме. Как результат, эксплуатация судов осуществлялась практически до полного износа.
Финансирование инвестиций в рассматриваемый период осуществлялось за счет бюджетных средств и собственных ресурсов предприятий. При этом, начиная с 1991 г., инвестиционная деятельность отрасли в основном была связана с собственными ресурсами. Их доля в период 1991–2002 гг. постоянно повышалась, достигнув в 2003 г. 97,68% (табл. 147).
Таблица 147. Динамика и структура инвестиционных потоков в рыбной промышленности и хозяйстве России
|
|
| |||||||
| 1991 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. |
| 2005 г. | 2006 г. | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 7 | 8 | |
| Инвестиции в развитие экономики отрасли, всего | 1094,0 | 1953,4 | 1528,2 | 1524,9 |
| 3743,1 | 5202,5 | |
| в том числе: |
| |||||||
| - средства государственной поддержки | 173,0 | 452,5 | 309,7 | 78,0 |
| 238,3 | 600,3 | |
| - собственные и заемные средства, всего | 921,0 | 1500,9 | 1218,5 | 1446,9 |
| 3504,8 | 4602,2 | |
| из них: |
| |||||||
| амортизация | н.д. | 317,5 | 360,1 | 568,2 |
| 1273,8 | 181,5 | |
| прибыль | н.д. | 788,0 | 607,9 | 544,9 |
| 1260,5 | 1064,9 | |
| заёмные средства, всего | н.д. | 314,1 | 133,4 | 192,0 |
| 970,5 | 2251,6 | |
|
| ||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 7 | 8 | |
| в том числе кредиты банков | н.д. | 168,6 | 47,4 | 128,6 |
| 970,5 | 962,0 | |
|
| ||||||||
| Инвестиции в развитие экономики отрасли, всего | 1,094 | 0,092 | 0,062 |
| 0,072 | 0,111 | 0,131 | |
| в том числе: |
| |||||||
| - средства государственной поддержки | 0,173 | 0,021 | 0,012 |
| 0,004 | 0,007 | 0,015 | |
| - собственные и заемные средства, всего: | 0,921 | 0,67 | 0,050 |
| 0,068 | 0,104 | 0,116 | |
| из них: |
| |||||||
| амортизация | н.д. | 0,015 | 0,006 |
| 0,025 | 0,031 | 0,024 | |
| прибыль | н.д. | 0,037 | 0,025 |
| 0,024 | 0,036 | 0,027 | |
| заемные средства, всего | н.д. | 0,015 | 0,006 |
| 0,025 | 0,031 | 0,057 | |
|
| ||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 6 | 7 | 8 | |
| в том числе: кредиты банков | н.д. | 0,008 | 0,002 |
| 0,020 | 0,031 | 0,024 | |
|
| ||||||||
| Динамика инвестиций в развитие экономики отрасли | 100,0 | 8,39 | 5,67 |
| 6,54 | 10,20 | 11,97 | |
| в том числе: |
| |||||||
| - средства государственной поддержки | 100,0 | 12,28 | 6,94 |
| 2,31 | 4,10 | 8,67 | |
| - собственные ресурсы | 100,0 | 7,65 | 5,43 |
| 7,38 | 11,00 | 12,56 | |
|
| ||||||||
| Структура инвестиций в развитие экономики отрасли, всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
| 100,0 | 100,0 | 100,0 | |
| в том числе: |
| |||||||
| - средства государственной поддержки | 15,81 | 23,16 | 19,22 |
| 6,14 | 6,40 | 11,50 | |
| - собственные ресурсы | 84,19 | 76,84 | 80,78 |
| 93,86 | 93,60 | 88,50 | |
В последние годы рассматриваемого периода в результате некоторого увеличения государственной поддержки отрасли доля собственных средств в инвестициях начала снижаться: с 93,9% в 2004 г. до 93,7% в 2005 г. и 88,5% - в 2006 г. Соответственно доля государственных вложений в отрасль увеличилась сопоставимых ценах с 1,8% в 2003 г. до 11,5% в 2006 г. Однако сложившийся уровень государственной поддержки отечественного рыбохозяйственного комплекса не позволял существенно влиять на обновление его материально-технической базы. Поэтому в 2006 г. инвестиционная деятельность отрасли в большей мере продолжала зависеть от собственных ресурсов, которых было явно недостаточно для обеспечения должного обновления основного капитала.
Состав собственных источников финансирования капитальных вложений в рассматриваемый период включал собственные и заемные средства предприятий отрасли. В составе собственных средств входили амортизационные отчисления и инвестируемая прибыль, поступления от продажи части основных фондов, страховая сумма возмещения убытков, вызванных потерей и порчей имущества, и т.п. Амортизация вследствие роста инфляции, несвоевременной переоценки фондов, нецелевого использования в значительной степени потеряла свою воспроизводственную основу.
В результате спада производства в отрасли снизила свое значение как источник финансирования и прибыль (деятельность около половины рыбохозяйственных предприятий была убыточна). В последние годы рассматри-ваемого периода в общей структуре инвестиционных потоков несколько увеличилась доля заемных средств предприятий в виде кредитов отечественных и иностранных банков. Однако отечественное кредитование носило крайне ограниченный характер. Причинами этому были высокие процентные ставки по ссудам и трудности с получением долгосрочных кредитов.
Эффективность кредитного финансирования была возможна только при условии, что уровень доходности по нему был бы выше ставки кредитного процента, а кредитный процент – ниже уровня рентабельности производства. Рациональным следовало бы считать предоставление кредитов на срок не менее восьми - десяти лет максимум под 7% годовых. Однако это не соответствовало действующей банковской политике, проводимой в России.
Банки не стремились напрямую инвестировать рыбохозяйственный комплекс. Их сдерживали экономическая и политическая нестабильность в стране, недостаточность нормальной правовой поддержки государства. Это обуславливало увеличение рисков при выдаче банковских ссуд на развитие промышленности и не гарантировало возврата их. Банки были согласны предоставлять кредиты под залог транспортных средств и товарно-материальных ценностей, но большинство предприятий отрасли не могли использовать их в качестве обеспечения кредитов.
Нестабильность в наделении предприятий квотами на добычу водных биоресурсов и недостаточный объем квот в расчете на одно судно также не позволяли их использовать в качестве гарантии при получении в банках коммерческих кредитов на обновление основных фондов.
За 1991–2006 гг. в отрасли было создано множество предприятий малого предпринимательства. Однако его кредитование в условиях несовершенной законодательной базы, не предусматривающей персональной ответственности предпринимателей перед кредиторами, несмотря на востребованность кредитных услуг в данной сфере реального сектора экономики, осуществлялось в очень ограниченных размерах.
В рассматриваемый период в условиях снижающихся реальных объемов капитальных вложений в развитие отрасли приоритетными в инвестиционном обеспечении развития материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса оставались районы Дальневосточного и Северо-Западного (Северный бассейн, Калининградская область) федеральных округов. На долю Дальневосточного федерального округа приходилось 60–65%, Северо-Западного федерального округа – 30–35% общего объема инвестиций. Доля остальных регионов была незначительной.
Продолжающееся уменьшение покупательной способности населения, сохранение непрерывного опережающего роста цен на энергоносители и другие материально-технические ресурсы, потребляемые рыбохозяйственными предприятиями, рост издержек на транспортное обслуживание, хранение и реализацию продукции, жесткая налоговая и таможенная политика, отсутствие доступных кредитов и необходимой государственной поддержки не позволили сколь-нибудь улучшить финансовое состояние в 2006 г. по сравнению с 2005 г.
Динамика основных финансовых показателей развития рыбохозяйственного комплекса, начиная с 2000 г., представлена в табл. 148.
Основной финансовый показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения» оставался вплоть до 2004 г. отрицательным. В 2004 г. этот показатель имел положительное значение (2,6 млрд. руб.). Это было связано прежде всего с переходом на новый порядок квотирования водных биоресурсов, предусмотренный федеральным законом «О рыболовстве».
Однако и в 2005 г., 2006 г. не удалось закрепить или увеличить этот положительный уровень. В целом по рыбохозяйственному комплексу был вновь зафиксирован отрицательный результат – убыток (-941,9 и -1028,1 млн. руб. соответственно). Это было обусловлено низкими темпами роста производства и опережающим ростом затрат, прежде всего топлива, а также незначительным ростом цен на рыбные товары на внутреннем рынке и заниженным уровнем цен на экспорт их непосредственно в море.
Удельный вес убыточных предприятий на протяжении всего периода оставался на уровне 40 – 45%.
Показатель «Прибыль прибыльных предприятий», который являлся базой для исчисления налога на прибыль, в последние три года находился на стабильном уровне 6 –7млрд. руб.
Значительно уменьшился уровень кредиторской задолженности: с 75,4% объема выручки от продаж в 2003 г., 57,7% - в 2004 г., 53,7% - в 2005 г., до 53% - в 2006 г. В рассматриваемый период продолжился рост таких статей актива баланса, как «Краткосрочные финансовые вложения» и «Денежные средства». Их сумма на 01.01.04 г. в целом по рыбохозяйственному комплексу составляла 5,8 млрд. руб., на 01.01.07 – 11,0 млрд. руб. (табл. 148).






