Ресурсное обеспечение рыбохозяйственного комплекса в ретроспективе 12 страница

В рассматриваемый период флот как по численности1), так и суммарной мощности главных двигателей самоходных судов претерпел существенные изменения: численность самоходных судов увеличилась на 37,3% (с 4008 ед. на 01.01.2001 г. до 5501 ед. на 01.01.2006 г.), суммарная мощность главных двигателей самоходных судов возросла на 33,4% (с 4754 тыс.л.с. до 6341 тыс.л.с. соответственно). При этом увеличилась доля (по численности) добывающих судов, соответственно уменьшился удельный вес обрабатывающих и транспортных рефрижераторных судов. Рост численности добывающего флота происходил в основном за счет ввода судов, уже бывших в эксплуатации. Снижение численности обрабатывающих судов было обусловлено главным образом списанием плавбаз.

Динамика суммарной мощности главных двигателей самоходных судов практически соответствовала изменению по численности. При этом отмечались: рост мощности главных двигателей добывающих судов и уменьшение мощностей главных двигателей обрабатывающих и транспортных рефрижераторных судов.

В 2005 г. в общем составе флота около 80% общей численности судов приходилось на промысловый флот, в том числе добывающий – 70,8%, обрабатывающий – около 0,8%, транспортные рефрижераторы – 7,4% и вспомо-гательные – 0,8%. Более 20% составляли суда, не входящие в состав промыслового флота. В последние годы рассматриваемого периода численность судов не претерпела серьезных изменений.

Не произошло существенных изменений и в типовом составе флота. По-прежнему наиболее многочисленными типами добывающих судов оставались: РТМКС «Моонзунд», БМРТ «Пулковский меридиан», «Прометей», «Иван Бочков», «Кронштадт», СРТМ проектов 502ЭМ и М, СРТР проекта 1322, СТР проектов 503 и 420, МмРТР проекта 1328, РС проектов 388 и 388М, МРС-150 проекта 372.

В составе промыслового флота значительную часть составляли несерийные суда: среди добывающих - около 35%; обрабатывающих – 40%; транспортных рефрижераторов – 24%. В последние годы наблюдалась тенденция увеличения численности такого рода судов. По сути не изменилась и доля несерийных судов в составе вспомогательного флота: в 2005 г. она составляла 24% (в 2000 г. – 23%). Ввод в состав флота несерийных судов, в большинстве своем уже бывших в эксплуатации, не способствовал повышению эффективности его работы. Появились серьезные проблемы в области технической эксплуатации промыслового флота.

Возрастной состав флота. В 2005 г. продолжилась (усугубилась) тенденция физического износа и морального старения судов. Крайне низкой в последние годы оставалась и доля судов новостроя. Начало постройки большинства добывающих судов, составлявших основу промыслового флота, относилось к 70-80 годам. В рассматриваемый период в эксплуатации сверх нормативного срока службы (НСС) находилось более 60% промысловых судов с главным двигателем мощностью 55 кВт и более.

Эксплуатация судов, задержанных со списанием, приводила к сокращению их производственных возможностей, увеличению трудоемкости ремонтов и технического обслуживания, повышению риска аварийности и другим негативным последствиям. В совокупности это обуславливало снижение эффективности работы флота, рост затрат на выпуск продукции, обострение проблем в области обеспечения безопасности мореплавания, замедление темпов внедрения научно-технических достижений.

Технический уровень действующего промыслового флота в целом и в 2005 г. оставался низким. Большинство добывающих судов, являвшихся основой промыслового флота, не удовлетворяло современным требованиям. Отмечался высокий уровень удельного расхода топлива. Одновременно оставалась низкой и энерговооруженность ряда судов. Во многих случаях недостаточными были тяговые характеристики промысловых механизмов, производительность морозильных аппаратов, качество технологического оборудования и др.

Отмечалось неоптимальное соотношение главных размерений ряда судов. Это ограничивало площадь промысловой палубы и вместимость трюмов. На многих крупных, больших и средних судах отсутствовали цистерны RSW, сетные барабаны, современная рыбопоисковая аппаратура.

Обновление флота. Темпы обновления промыслового флота оставались крайне низкими. По-прежнему основу вводимых добывающих судов составляли суда, уже бывшие в эксплуатации. В период с 2000 г. по настоящее время крупный и большой добывающий флот пополнился только одним судном – БМРТ на базе проекта 1288. Год постройки большинства остальных судов относился к 70 –80 гг. В состав среднего флота вошли суда новостроя отечественной постройки: СРТМ проектов 50010 и 70126. Остальной введенный флот также был представлен судами постройки 70 – 80 гг.

Наибольшее пополнение новыми судами получил малый и маломерный флот. В его состав вошли: МмРТ проекта НТИ-84, МДС проекта 21280, МТ-250 проекта 70760, МмРс проекта 21580, МДС-300 проекта 01340, МмРТ-К проекта 21250, БП проектов 21230 и 70800. В начале 2005 г. была закончена постройка головного судна РС-450 проекта 70129. Вместе с тем основная (по численности) часть введенного флота была представлена судами, уже бывшими в эксплуатации.

Новые малые и маломерные суда отличались от действующих большей мощностью главного двигателя, а средние – более высокой производительностью морозильных аппаратов. Отличительной особенностью этих судов являлось также относительно низкая численность экипажа.

Главные и вспомогательные двигатели новых судов имели меньшие удельные расходы топлива по сравнению с большинством действующих судов. Так, по предварительным расчетам, расход топлива на тонну вылова СРТМ проекта 70126 составлял при работе в прибрежной зоне около 0,25 тонны. Вместе с тем необходимо заметить, что по некоторым относительным показателям новые отечественные суда, а также предполагаемые к постройке уступали судам зарубежной постройки конца 80-х годов.

Производственные возможности промыслового флота. Результаты оценки и анализа производственных мощностей промыслового флота показывают, что:

1) в рассматриваемый период определенное развитие в отрасли получили менее энергоемкие способы лова (ярусный, ловушечный, снюрреводный и др.);

2) промысловый флот по-прежнему обладал относительно большими производственными мощностями по выпуску продукции (в первую очередь по заморозке);

3) в свою очередь, отмечалось значительное недоиспользование мощностей по производству филе, продукции спецразделки и муки;

4) наблюдалась тенденция значительного уменьшения производственных мощ-ностей промыслового флота по обработке уловов (основная причина – сокращение численности обрабатывающих судов);

5) отечественный промысловый флот в рассматриваемый период значительно уступал иностранным судам по таким удельным показателям работы судов, как: отношение объема годового вылова к валовому тоннажу флота и расход топлива на единицу вылова (так, на добыче тресковых видов рыб эти показатели для Норвегии и России соответственно были на уровне 4,1 и 1,2 тонны на единицу валового тоннажа и 200 и 407 кг – расход топлива на тонну вылова).

Приведенная выше информация о состоянии отечественного рыбопромыслового флота позволяет сделать следующие выводы:

- неконтролируемое пополнение промыслового флота судами, уже бывшими в эксплуатации, в большинстве своем физически изношенными и морально устаревшими, продолжилось;

- доля судов, задержанных с нормативным списанием, постоянно увеличивается;

- крайне низкой остается доля судов новостроя в составе флота пополнения:

- не полностью использовались производственные мощности судов по выпуску продукции;

- серьезной проблемой в области эксплуатации флота стала необходимость ком-пенсации последствий от значительного повышения стоимости топлива. При этом следует отметить, что отечественный промысловый флот значительно уступал зарубежному по расходу топлива на единицу вылова.

За последние 15 лет в результате реформирования экономики страны была разрушена высокоэффективная организационно-техническая и финансовая структура проектирования и серийного строительства современных конкурентоспособных рыбопромысловых судов. Ввод их в эксплуатацию обеспечивал ежегодное устойчивое обновление основных производственных фондов и рост объемов производства рыбной продукции.

Обрабатывающие мощности. В целом за период 2000-2005 гг. производственные мощности рыбообрабатывающего производства изменились незначительно. В 2005 г. они составили около 4,6 млн. т в год, из них 3,5 млн. т (или 77%) находились на флоте и 1,1 млн. т (или 23%) – на береговых предприятиях. При этом по выпуску консервов они увеличились примерно на 17% за счет опережающего ввода мощностей на береговых предприятиях. Уровень их использования остался практически без изменения: 33,5 % в 2000 г. и 32,1 % в 2005 г. Сохранилась тенденция снижения выпуска консервов на флоте.

Практически остался без изменения производственный потенциал по выпуску мороженой рыбы на флоте. На береговых предприятиях морозильные мощности выросли почти в 2 раза (с 264 тыс. т в 2000 г. до 563,2 тыс. т в 2005 г.).

Производственные мощности по выпуску копченой, сушено-вяленой и балычной продукции сохранили тенденцию к снижению. За 5 лет их объем сократился примерно в 2 раза.

Производственные мощности по выпуску кулинарной продукции выросли почти на 22 %. Основу их составили торгово-производственные предприятия.

Если на флоте производственные мощности по выпуску кормовой рыбной муки за прошедшие 5 лет увеличились на 21 %, то на береговых предприятиях они снизились на 8 тыс. тонн (или на 30 %) при очень низком уровне использования: 16,3 % на флоте и 2,7 % на береговых предприятиях.

Производственные мощности по выпуску консервной тары увеличились незначительно. Уровень использования среднегодовой мощности их остался низким, хотя величина его и возросла на 13,6 пункта (с 7,4 % в 2000 г. до 21 % в 2005 г.).

В структуре рыбообрабатывающих мощностей наибольший удельный вес по-прежнему занимали морозильные мощности. За период 2000-2005 гг. доля их возросла с 74,7 до 76 % в основном за счет их прироста на береговых предприятиях. Увеличился также удельный вес и производственных мощностей по выпуску консервной продукции в результате постепенного переноса производства на береговые предприятия. Наблюдалась тенденция сокращения доли производственных мощностей по выпуску деликатесной продукции.

Береговое обрабатывающее производство. В 2005 г., несмотря на значительный физический износ и моральное старение, оно располагало достаточным потенциалом по выпуску консервной (более 1300 муб), мороженой (около 540 тыс. т), копченой, сушено-вяленой и балычной (около 80 тыс. тонн) продукции, кормовой муки (около 20 тыс. т), холодильных емкостей по хранению продукции (около 440 тыс. т единовременного хранения), а также производству металлических банок (около 2400 муб).

В период 2000-2005 гг. производственные мощности по выпуску консервной рыбной продукции выросли на 53%. Прирост мощностей имел место в основном на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что береговые предприятия работали не на полную мощность (32% в 2005 г.), выпуск консервов по сравнению с 2000 г. увеличился на 40%.

Емкость холодильников за рассматриваемый период снизилась почти на 35 тыс., или на 7,4% в основном за счет вывода физически изношенных производственных мощностей. Мощности холодильников по хранению использовались далеко не полностью. Основная причина – необеспеченность сырьем, а также необоснованно высокий рост цен на него.

Производственные мощности по выпуску мороженой рыбной продукции на береговых предприятиях за рассматриваемый период увеличились на 299 тыс. тонн, то есть почти в 2 раза. Данный прирост обеспечили в основном предприятия Дальневосточ-ного бассейна. Многие предприятия пытались освоить и расширить выпуск продукции быстрого приготовления на основе рыбного филе. Расфасованное замороженное рыбное филе относилось к достаточно востребованному товару в супермаркетах, также как и мороженые креветки, раковые шейки, мидии, осьминоги, гребешки и др. виды продукции из марикультуры. Все береговые производственные мощности по заморозке имели значительные резервы по выпуску мороженой рыбной продукции.

Производственные мощности Российской Федерации по выпуску копченой рыбной продукции, включая производство сушено-вяленых и балычных изделий, уменьшились на 97,9 тыс. тонн (или на 45,3%). Сокращение производственных мощностей было характерно для всех рыбопромышленных бассейнов, предприятий ГКО «Росрыбхоз» и торгово-производственных предприятий. На потребительском рынке страны продукция горячего копчения, сушено-вяленая и балычные изделия в рассматриваемый период имела весьма ограниченный спрос в связи с высокой себестоимостью производства и незначительными сроками ее реализации. Поэтому на многих предприятиях оборудование для ее производства было недостаточно востребованным или использовалось для выпуска других видов продукции.

За 5 лет производственные мощности по выпуску кулинарной продукции в стране увеличились на 6,8 тыс. тонн, или на 22 %. Этот прирост был вызван вводом новых производственных мощностей на предприятиях Западного бассейна (в основном в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области). На предприятиях по выпуску кулинарных изделий, расположенных на Дальневосточном, Северном и Каспийском бассейнах, объем производственных мощностей практически не изменился, но несколько повысился уровень их использования. На предприятиях Росрыбхоза, Росрыбколхозсоюза и торгово-производственных объединениях, на которых было сосредоточено около 67% производственных мощностей по выпуску кулинарный изделий, отмечалось сокращение объемов производства кулинарной продукции. Это было связано с низким уровнем использования производственных мощностей, обусловленного уменьшением покупательной способности населения, свертыванием фирменной торговли, банкротством большинства крупных предприятий торгово-производственных объединений.

Несмотря на принятый курс на расширение производства высокотехноло-гичной рыбной продукции (увеличение уровня глубины переработки гидробион-тов), обусловленный необходимостью более широкого оснащения перерабаты-вающих производств современными жиромучными установками, особенно в местах концентрации их мощностей (в крупных административных и промышленных центрах, а также целесообразностью выпуска рыбной муки на береговых предприятиях, вызванной в первую очередь ростом цен на топливо), объем береговых производственных мощностей по выпуску рыбной муки в период 2000-2005 гг. практически остался без изменений (ввод в строй новых предприятий, имеющих рыбомучное производство, был осуществлен лишь в 2002-2003 гг. в Сахалинской области). В этот период уровень использования мощностей берегового рыбомучного производства оставался низким (около 10%) в связи с отсутствием необходимого объема сырья.

Береговая производственная инфраструктура. В рассматриваемый период отмечалась четкая тенденция к выбытию физически изношенных и морально устаревших производственных фондов и сокращению численности работающих на судоремонтных предприятиях. Загрузка производственных мощностей в 2005 г. составила около 50%, на отдельных предприятиях – до 70% (в 2002 г. они могли обеспечить потребность в плановом судоремонте не более чем на 15%, хотя даже в этих условиях в связи с отсутствием средств у судовладельцев судоремонтные мощности не имели полной загрузки). Большинство предприятий-судовладельцев предпочитало размещать заказы на ремонт и модернизацию флота на зарубежных верфях, имевших высокий уровень квалификации специалистов и четко соблюдавших сроки выполнения работ. Основные причины состояли в наличии:

1) низких кредитных ставок иностранных банков;

2) неудовлетворительного уровня и длительных сроков проведения ремонтных работ на отечественных предприятиях;

3) таможенных барьеров на запасные части и оборудование для промысловых судов, которые отечественные предприятия не производили, а при их поставках из-за рубежа облагались значительными пошлинами.

Практически все виды межрейсового технического обслуживания флота крупных предприятий-судовладельцев продолжали осуществляться на принадле-жащих им плавучих мастерских и в судоремонтных цехах. Для судоремонтных предприятий не было ясности, как будет развиваться промысловый флот в среднесрочной перспективе, и соответственно, на сколько будут востребованы судоремонтные услуги. Все это не позволяло вести целенаправленную политику в области совершенствования судоремонтного производства, особенно на Северном бассейне. Отсутствие постоянной загрузки вынуждало судоремонтные предприятия выполнять непрофильные работы: ремонт оборудования ЖКХ и систем водоснабжения; изготовление контейнеров; выпуск модулей для газонефтяных буровых платформ и др.

Машиностроительные предприятия отрасли в 2000-2005 гг. изготавливали технологическое оборудование для судов и береговых предприятий, запасные части к дизелям, изделия из пластмассы, цветное и черное литье, отдельные металлоконструкции. В решении технических задач по переработке гидробионтов было задействовано около 800 наименований оборудования, изготавливаемого 107 предприятиями машиностроительного и агропромышленного комплексов России и других стран СНГ. Однако доля оборудования для переработки рыбы на рынке пищевого оборудования России в 2005 г. составила всего 1,4 %, что являлось крайне низким показателем для рыбообрабатывающих производств. Спрос рыбо-перерабатывающих предприятий на современное оборудование все больше перераспределяется в сторону импорта. В 2005 г. баланс потребления импортного и российского оборудования для переработки рыбы на 72,4 % был удовлетворен за счет импорта, на 27,6 % - путем использования продукции отечественного машиностроения. Импортное оборудование удовлетворяло потребности в энергоемкости, качестве готовых продуктов, экономичности. В силу причин объективного характера производство некоторых видов оборудования оказалось за пределами России. Например, достаточно сложное жестянобаночное оборудование, дорогие вакуум-закаточные машины и рыбомучные установки производились на Украине. В целом в 2005 г. уровень использования производственных мощностей предприятий, производящих технологическое оборудование, составил около 40 %. Продолжалось сокращение объемов выпуска технологического оборудования. Основная причина – отсутствие средств у потребителей машиностроительной продукции. Ряд видов оборудования не имело спроса из-за практически полного прекращения производства рыбной продукции, для которой оно предназначалось. Спросом в 2003-2005 гг. пользовалось недорогое малопроизводительное оборудование для предприятий малого предпринимательства.

В последние годы рассматриваемого периода в отрасли функционировали 12 сетеснастных предприятий. В целом они работали стабильно. Уровень использования производственных мощностей сетеснастного производства составлял 70-75%. Основу практически всех отечественных орудий промыш-ленного рыболовства и технических средств для марикультуры сегодня составляют сетные и канатно-веревочные материалы. Они более чем на 90 % изготавливаются из полиамидных комплексных нитей. По своему техническому уровню они не уступали аналогам ведущих зарубежных фирм. Однако в настоящее время полиамидные материалы подошли к пределу своих возможностей в действующих орудиях лова и перспективы совершенствования конструкций орудий лова теперь всецело зависят от решения проблем в области научно- технического прогресса в отрасли сетеснастных материалов. Конкуренцию отечественному производству сетематериалов в последние годы составляли китайские изделия. Только в 2003 г. в Россию из Китая было завезено около 7 тыс. тонн сетей низкого качества практически по демпинговым ценам. Это не могло не поставить ряд отечественных сетеснастных предприятий на грань разорения (например, Астраханскую сетевязальную фабрику). В тяжелом финансовом состоянии находится АО «Сетеснасть», объединяющая шесть российских фабрик. Только в 2004 г. отпускные цены на химволокно, являющееся основой производства сетематериалов, поднялись на 32%. В последние годы получили определенное развитие новые комплексные производства канатов, промвооружения, сетемате-риалов, садков и ловушек, расположенные на Северном и Дальневосточном рыбопромышленных бассейнах в местах концентрации рыбопромысловых производств.

Морские рыбные порты располагали в рассматриваемый период глубоководными причалами, способными обслуживать крупные и большие суда. На их территории размещены холодильные емкости, крытые склады. Морские рыбные порты являлись не только транспортными перегрузочными узлами, но и комплексными промышленными предприятиями по хранению и переработке морепродуктов, изготовлению и хранению тары, орудий лова и сетеснастных материалов, а также по техническому обслуживанию и ремонту судов. В 2000-2005 гг. уровень использования пропускной способности морских рыбных портов составлял не более 45% по обслуживанию рыбопромысловых судов - примерно 10-15 % общего грузооборота. Основными причинами низкого уровня исполь-зования морских рыбных портов для перегрузки рыбохозяйственных грузов являлись:

1) уменьшение поставок рыбной продукции отечественными судами на территорию России (на экспорт направлялось до 50% продукции, произведенной на судах в районах промысла);

2) сокращение числа промысловых судов, заходящих в отечественные порты, выз-вано высокими тарифами на портовые услуги;

3) увеличение пошлин на сдаваемую продукцию и времени таможенного оформления в отечественных морских рыбных портах. Предпринимаемые шаги по выходу из кризиса в прошедшие шесть лет включали в себя: привлечение нетрадиционных грузов (металлопрокат, лесоматериалы), попытки создания свободных экономических зон вдоль причальной линии, создание контейнерных площадок, включение в состав морских рыбных портов нефтебаз для бункеровки судов всех типов и выход на региональные рынки торговли светлыми нефтепродуктами.

Определенное развитие в рыбохозяйственном комплексе в рассматриваемый период получили производственные мощности по выпуску консервной банкотары (общий прирост составил 150 муб, или около 6%). Прирост был обеспечен за счет Калининградской области (на 265 муб), уменьшение – на предприятиях Росрыбхоза и Росрыбколхозсоюза. На Дальнем Востоке, на Северном и Каспийском рыбопромышленных бассейнах они практически не изменились. Несмотря на увеличение производства жестянобаночной продукции, производственные мощности по ее выпуску в целом по стране (на уровне 2450 муб в 2005 г.) остались далеко не востребованными: уровень использования их увеличился с 7% в 2000 г. до 21% в 2005 г. К основным причинам недостаточного использования произ-водственных мощностей следует отнести: уменьшение потребности перерабаты-вающих предприятий в жестянобаночной таре в результате реализации на практике взятого курса на глубокую переработку морепродуктов и расширение ассортимента выпускаемой продукции, сокращение ассортимента консервных банок, а также значительные транспортные отходы по доставке тары из жести, особенно с Дальнего Востока. На ОАО ПКФ «Астрыбтара» мощности по производству алюми-ниевой банки практически не использовались в связи с отсутствием спроса на алюминиевую банку (последняя была значительно дороже жестяной), а также в связи со снижением уловов кильки на Каспийском бассейне. Низкий уровень загрузки мощностей, выпускавших консервную банкотару, компенсировался созда-нием и расширением производств по выпуску пробок для укупоривания стеклян-ных бутылок, металлических крышек, участков по выпуску картонной, полиэти-леновой и этикеточной продукции.
Ресурсное обеспечение рыбохозяйственного комплекса России
Сырьевая база. После снижения ряда основных показателей функциони-рования рыбной промышленности и хозяйства в период 2000-2004 гг., 2005 г., хотя и выдался для отрасли весьма напряженным, но был, несомненно, плодотворным. В первую очередь, следует отметить добывающую подотрасль. По сравнению с 2004 г. объемы уловов гидробионтов и производства товарной продукции в аквахозяйствах страны увеличились на 8,8%, в том числе в океаническом рыболовстве – на 9,7%. При этом в ИЭЗ России рост уловов составил 112,7%, в ИЭЗ иностранных государств – 117,7% (см. табл. 130). Увеличение уловов в отечественной ИЭЗ в немалой степени было связано со своевременной публикацией отраслевых нормативных актов, позволивших начать промысел уже в первых числах января 2005 г. Кроме того, это обусловило и существеное повышение уровня освоения ОДУ в ИЭЗ России (с 49,7% в 2004 г. до 55,9% в 2005 г.) (табл. 131).
Таблица 131. Динамика освоения ОДУ отечественным флотом в ретроспективе, тыс. тонн

 


Размещение уловов


2000 г.


2004 г.


2005 г.

ОДУ Факти-чески % освое-ния ОДУ Факти-чески % освое-ния ОДУ Факти-чески % освое-ния
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Россия, всего 8599,6 4036,0 46,9 7800,1 2953,8 37,9 8086,65 3214,6 39,8
в том числе:                  
1) океаническое рыболовство, всего 8143,5 3744,4 45,98 7310,1 2725,2 37,3 7655,1 2990,3 39,0
из него:                  
-ИЭЗ России 4481,6 2623,5 58,5 3680,9 1829,3 49,7 4098,5 2060,8 50,3
- ИЭЗ иностр. государств 2016,2 912,7 45,3 2002,2 562,6 28,1 1950,63 662,2 33,9
-открытые районы Мирового океана. 1645,7 208,1 12,7 1627,0 333,2 20,5 1606,0 267,3 16,7
2) Внутрен-ние водоемы, всего 456,1 291,6 63,9 490,0 228,6 46,7 431,55 224,3 52,0

 

Рост уловов в 2005 г. по сравнению с 2004 г. отмечался во всех рыбопромышленных бассейнах (за исключением Западного). На Дальневосточном (по оперативным данным информационной системы «Рыболовство») он составил 114,0%, Северном -110,1%, Южном - 103,2%, Каспийском - 116,0%. Увеличение уловов на Дальнем Вос­токе было связано с ростом объемов вылова минтая, сельди и лососевых; на Северном - трески, сайки; на Каспийском - кильки.

Несмотря на определенное расширение освоения водных биоресурсов и улучшение использования их ОДУ, общие объемы уловов и производства товарной продукции в аквахозяйствах, достигнутые в 2005 г., составили лишь 80,7% от уровня 2000 г., в том числе в ИЭЗ России – 80,0%, ИЭЗ иностранных государств – 79,6%; во внутренних водоемах – 76,9%, в том числе в морях – 42,5%. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. существенно сократились уловы в конвенционных зонах и открытых районах Мирового океана (на 20%), уменьшилось производство товарной продукции в пресноводных аквахозяйствах (на 25,8%). В рассматриваемый период наметилась негативная тенденция уменьшения удельного веса конвенционных зон и открытых районов Мирового океана в общих уловах океанического рыболовства (с 12,2% в 2004 г. до 8,9% в 2005 г.) и пресноводной аквакультуры – во внутренних водоемах (с 33,1% до 25,0% соответственно).

Трудовые ресурсы. Состояние рынка труда, направления использования трудовых ресурсов и уровень занятости в отрасли в 2000-2005 гг. оказывали существенное влияние на процессы функционирования и развития рыбной промышленности и хозяйства. Они выступали в качестве одного из важнейших факторов, обуславливавших в данный период обострение экономических и социальных проблем. Наиболее существенным последствием кризисного проявления таких факторов, как недостаток инвестиций, непрекращающиеся инфляция и спад производства, продолжающееся снижение реальных доходов, для отраслевого рынка труда стало значительное по масштабам и устойчивое по времени сокращение спроса на рабочую силу.

Несмотря на наметившийся в 2005 г. определённый подъём рыбной промыш-ленности и хозяйства, в том числе в основных секторах экономики отрасли – добывающем и обрабатывающем, рынок труда в рыбохозяйственном комплексе продолжал оставаться в кризисном состоянии. Это выражалось в первую очередь в продолжающемся снижении основных показателей занятости в рыбной промыш-ленности и хозяйстве (табл. 132).
Таблица 132. Динамика основных показателей занятости в рыбной промышленности и хозяйстве в ретроспективе

Показатели

Г о д ы

1991 1992 1998 1999 2000 2003 2004 2005, оценка
Физические рабочие места, тыс. ед. 596,5 593,0 565,0 558,0 540,0 524,0 520,0 510
Численность работников, тыс. чел. 561,3 521,6 396,0 384,0 370,0 364,0 363,5 363
Действующие рабочие места, тыс. ед. 561,3 521,6 373,0 370,0 367,0 350,0 345,0 343,0
Безработные, тыс. чел. 15,9 30,1 63,2 64,1 65,5 65,1 63,0 61,0

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: