Таблица 148. Динамика финансовых показателей рыбохозяйственного комплекса

Показатели 2000 г. 2001г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
1 2 3 4 5 6 7 8
Удельный вес убыточных предприятий, % 41,8 43,9 51,7 50,5 47,8 46,7 45,0
Выручка от продаж (работ, услуг), млн. руб. 65376,1 73074,7 79447,0 85115,5 88926,3 105013,5 116432,9


Продолжение таблицы 148

1 2 3 4 5 6 7 8
Прибыль (убыток) до налогообложения, млн. руб. - 246,9 807,7 - 5166,7 -18633,7 2562,1 - 941,9 - 1028,1
в том числе по прибыльным предприятиям 3771,0 5692,3 4431,8 2755,1 7363,7 5755,7 6515,2
Кредиторская задолженность, млн. руб. 49015,9 37101,4 49054,6 64205,2 51333,1 56432,2 61709,4
Дебиторская задолженность, млн. руб. 18831,0 20515,0 20310,7 23490,3 19588,9 25862,7 27460,7
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения на конец периода, млн. руб. 2420,6 4216,2 7514,3 5842,3 8822,5 9709,9 11000,0
Выделено из бюджета в соответствии с законодательством, млн. руб., всего 4075,0 4400,0 4791,0 4932,5 5365,9 6199,1 6069,8
Платежи в бюджет, млн. руб., всего 12579,4 13676,0 18996,0 19173,9 16757,2 19585,7 21566,4
в том числе:              
налоги 3593,0 3110,0 3792,0 2685,7 3169,1 7467,6 8269,8
платежи за ресурсы 6100,0 7200,0 11668,0 12788,2 7015,1 7884,8 8300,0
социальные выплаты (расчетно) 2886,4 3366,0 3536,0 3700,0 3500,0 4233,3 4996,5
Платежи в бюджет, в % к выручке от продаж 19,2 18,7 23,9 22,5 18,85 18,7 18,5
Превышение платежей в бюджет над средствами, вы-деленными из бюд-жета на поддержку отрасли, раз 3,1 3,1 4,0 3,9 3,2 3,2 3,6
Задолженность перед бюджетом, млн. руб. 2758,0 2537,0 2916,0 7855,5 2685,2 3323,0 3000,0
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами, млн. руб. 3363,1 3,363,3 1988,5 2164,9 1574,9 1212,0 1200,0

 

Сумма средств, выделенных из бюджета Федеральному агентству по рыболовству в соответствии с законодательством, составила в 2006 г. 6,07 млрд. руб. Платежи в бюджет, по расчетным данным, были на уровне 21,6 млрд. руб., в том числе налоги – 8,27 млрд. руб., платежи за ресурсы – 8,3 млрд. руб., социальные отчисления – 5,0 млрд. руб.

Размер платежей в бюджет превышает средства, выделенные из бюджета на поддержку отрасли, в 3,6 раза.

По данным сводных бухгалтерских отчетов, задолженность перед бюджетом за пять лет анализируемого периода (кроме 2003 г.) оставалась в среднем на уровне 3,0 млрд. руб. В 2003 г., худшем по финансовым показателям из-за пика аукционной продажи водных биоресурсов, она составляла 7,8 млрд. руб. Задолженность перед государственными внебюджетными фондами в последние два года составляла 1,2 млрд. руб., что было сопоставимо с бухгалтерской величиной остатка на конец периода.

Начиная с 2003 г. в связи с изменениями в структуре управления рыбохозяйственным комплексом (переходом в систему Минсельхоза России) и введением ОКВЭДа по видам деятельности, возникла необходимость оценить место отрасли в других секторах (разделах) экономики, в частности, в сельском хозяйстве и производстве пищевых продуктов (табл. 149).
Таблица 149. Рыбохозяйственный комплекс в составе производственных секторов экономики России в 2006 г.



Показатели


Сельское хозяйство


Рыболовство, рыбоводство


Производство пищевых продуктов, включая напитки

в том числе:
Переработка и консервирование рыбных и других морепродуктов (береговая)
1 2 3 4 5
Удельный вес убыточных предприятий, % 39,3 48,8 41,1 43,4
Выручка от продаж, млн. руб. 517287,0 61581,2 1432942,6 43432,3
в % к сельскому хозяйству, производству пищевых продуктов 100,0 11,9 100,0 3,0
Средний уровень рентабельности продаж, % 7,7 3,6 6,5 3,2
Уровень рентабельности продаж прибыльных предприятий, % 18,3 13,3 8,5 8,2
Прибыль (убыток) до налогообложения, млн. руб. 29207,1 - 1192,8 50063,3 250,9
в % к выручке от продаж 5,6 - 1,9 3,5 0,6
Прибыль (до налогообложения) прибыльных предприятий 66085,5 3880,4 75547,8 1875,3


Продолжение таблицы 149

1 2 3 4 5
Основные средства (за вычетом износа) на конец года 467390,4 19781,3 326538,3 9677,7
в % к сельскому хозяйству, производству пищевых продуктов 100,0 4,2 100,0 3,0
Кредиторская задолженность, млн. руб. 254783,7 36962,6 286252,1 19469,6
Отношение кредиторской задолженности к объему продаж, % 49,3 60,0 20,2 44,8

 

«Рыболовство и «Рыбоводство» относительно системы агропромышленного комплекса составляли по стоимости основных фондов 4,2%, по объему продаж – 11,3%. Средний уровень рентабельности продаж в сельском хозяйстве был значительно выше, чем в рыболовстве (7,7% и 3,6% соответственно). Отношение кредиторской задолженности к объему продаж у рыболовства было выше, чем по сельскому хозяйству. Однако как в том, так и другом секторах оно являлось высоким (60% и 49% соответственно).

В производстве пищевых продуктов, включая напитки, береговая переработка рыбы и других морепродуктов занимала 3,0% как в объеме продаж, так и в стоимости основных фондов. Средний уровень рентабельности в производстве пищевых продуктов был на уровне 6,5%, в рыбообработке – 3,2% при практически одинаковом удельном весе убыточных предприятий. У береговых перераба-тывающих «переработки» предприятий показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения» составил 251,0 млн. руб., тогда как по производству пищевых продуктов, включая напитки, он достиг 50,0 млрд. руб., что было значительно выше, чем в агропромышленном комплексе (29,2 млрд. руб.).

В табл. 150 рассматриваются производственно-экономические показатели функционирования рыбохозяйственного комплекса в период 2003-2006 гг. по видам экономической деятельности. В связи с отсутствием официальных данных бухгалтерских отчетов за 2006 г. финансовые показатели за этот год оценены расчетно-экспертным методом.
Таблица 150. Справочная информация о финансовом состоянии рыбохо-зяйственного комплекса по видам деятельности

 


Наименование показателя


Всего


в том числе по видам деятельности:


рыболовство

рыбоводство переработка


1

2


3

4 5


Количество организаций, ед.:

 


   


2003 г.

3 276,0


1 371,0

469,0 1 436,0


2004 г.

2 738,0


1 265,0

416,0 1 057,0


2005 г.

2 424,0


1 082,0

411,0 931,0


2006 г. (оценка)

2 270,0


950,0

420,0 900,0


Продолжение таблицы 150

1


2

3


4

5
Доля убыточных организаций, %:



 



 
2003 г.


50,5

56,0


45,2

47,0
2004 г.


47,8

52,4


41,6

44,7
2005 г.


46,7

52,9


38,0

43,4
2006 г. (оценка)


45,0

50,0


40,0

42,5
Выручка от продаж, млн. руб.:



 



 
2003 г.


85 115,5

47 483,4


1 972,1

35 660,0
2004 г.


88 926,3

50 362,4


1 735,9

36 828,1
2005 г.


105 013,5

59 202,5


2 378,7

43 432,3
2006 г. (оценка)


116 432,9

65 640,3


2 637,4

48 155,2
2003 г.


100,0

55,8


2,3

41,9
2004 г.


100,0

56,6


2,0

41,4
%


100,0

56,3


2,3

41,4
Затраты на производство



 



 
2003 г.


88 784,6

49 761,1


1 945,6

37 078,0
2004 г.


87 627,5

49 514,0


1 629,9

36 483,6
2005 г. (оценка)


105 814,6

60 007,8


1 887,4

43 919,4
%


15,0

15,0


15,0

15,0
в т.ч. оплата труда


15 872,2

9 001,2


283,1

6 587,9
Рентабельность продаж, %:



 



 
2003 г.


-4,1

-4,6


1,4

-3,8
2004 г.


1,5

1,7


6,5

0,9
2005 г.


3,4

3,5


7,6

3,2
2006 г. (оценка)


3,0

3,1


7,0

3,0
Прибыль, убыток (-) до налогообложения, млн. руб.:



 



 
2003 г.


-18 633,7

-16 467,5


97,2

-2 263,4
2004 г.


2 562,1

2 772,8


92,7

-303,5
2005 г.


-941,9

-1 312,1


119,3

250,9
2006 г. (оценка)


-1 028,1

- 1428,1


100

300,0
2003 г.


100,0

88,4


-0,5

12,1
2004 г.


100,0

108,2


3,6

-11,8
Прибыль прибыльных организаций, млн. руб.:



 



 
2003 г.


2 755,1

1 606,0


265,3

883,8
2004 г.


7 363,7

5 691,5


213,9

1 458,3
2005 г.


5 755,7

3 633,8


246,6

1 875,3
2006 г. (оценка)


6 515,2

4192,2


313,0

2010,0
Дебиторская задолженность 2003 г.


23 490,3

15 253,1


561,9

7 675,2
2004 г.


23 500,9

14 642,7


431,1

8 427,2
2003 г.


100,0

64,9


2,4

32,7
2004 г.


100,0

62,3


1,8

35,9
Кредиторская задолженность, млн. руб.:



 



 
2003 г.


64 205,2

44 752,2


830,9

18 622,1
2004 г.


51 333,1

31 612,6


698,7

19 021,9
2005 г.


56 432,2

36 216,1


746,5

19 469,6
2006 г. (оценка)


61709,4

39 602,81


816,31

21 290,28
2003 г.


100,0

69,7


1,3

29,0
2004 г.


100,0

61,6


1,4

37,0
Отношение кредиторской задолженности к объему продаж



 



 
2003 г.


75,4

94,2


42,1

52,2
2004 г.


57,7

62,8


40,2

51,7
2005 г. (оценка)


47,5

51,6


34,7

42,5
Дебиторская задолженность, млн. руб.:



 



 
2003 г.


23 490,3

15 253,1


561,9

7 675,2
2004 г.


19 588,9

13 167,6


273,5

6 147,8
2005 г.


25 862,7

14 576,0


388,0

10898,8
2006 г. (оценка)


27 460,7

15 476,62


411,97

11 571,36
Отношение дебиторской задолженности к кредиторской, %



 



 
2005 г.


45,8

40,2


52,0

56,0
2006 г. (оценка)


44,5

39,1


50,5

54,4
Арендованные основные средства,млн. руб.:



 



 
на 01.01.2003 г.


19 021,9

12 848,8


133,6

6 039,5
на 01.01.2004 г.


8 701,1

5 770,5


267,8

2 662,8
на 01.01.2005 г.


8 227,0

5 277,4


281,2

2 668,4
на 01.01.2006 г


7 500,0

4 811,05


256,35

2 432,60
             

 

Сравнительный анализ результатов последних 4-х лет показывает, что, если 2003 г. был самым неблагоприятным в финансовом отношении за последние годы и основной причиной этого явились высокие уровни платежей за пользование водными биоресурсами на аукционной основе, то 2004 г. принес вполне обнадеживающие результаты как по уровню рентабельности, так и по показателю «Прибыль (убыток) до налогообложения», достигшем 2,5 млрд. руб. По прибыльным предприятиям величина этого показателя составила в 2006 г. 6,5 млрд. руб. На изменившееся в положительную сторону финансовое состояние наибольшее влияние оказывали предприятия рыболовства, на которые была существенно ослаблена налоговая нагрузка платежей за ресурсы в связи с введением фиксированных ставок сборов за водные биоресурсы в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Другим положительным фактором улучшения финансового состояния стало резкое снижение расходов на аренду основных фондов, (в частности флота). Согласно отчетным данным, объем аренды на начало 2006 г. снизился на 11,5 млрд. руб. по сравнению с 2003 г. и составил 7,5 млрд. руб., из них расходы на аренду флота – с 13 млрд. руб. до 4,8 млрд. руб. (по виду деятельности «Рыболовство»).

Основным отрицательным фактором, влияющим на развитие рыбохозяйственного комплекса и его финансовое состояние, по-прежнему оставались незначительные темпы роста объемов уловов и производства рыбной продукции и опережающий рост затрат, в том числе расходы на топливо.

Финансовые показатели в региональном аспекте (табл. 151) практически отражали общую картину финансового состояния рыбохозяйственного комплекса. Удельный все убыточных предприятий в общем количестве по основным ведущим регионам в 2006 г. колебался от 53% в Дальневосточном Федеральном округе до 32% в Центральном. По Северо-Западному Федеральному округу этот показатель составил 48%. В общем объеме убытка по рыбохозяйственному комплексу в размере 1028,1 млн. руб. (63,9%) приходилось на Северо-Западный Федеральный округ, который в объеме продаж составлял 31,5 %.

Из всех округов прибыльным в 2006 г. оказался только Центральный Федеральный округ –137,1млн. руб. при удельном весе в объеме продаж 8,5%. Все остальные административные округа были убыточными. Дальневосточный – 321,0 млн. руб. убытка при 52,2% удельном весе в объеме продаж.


Таблица 151. Региональные финансовые показатели функционирования организаций рыбохозяйственного комплекса в 2003–2006 г. (оценочно)

 


Наименование региона


Количество организаций, ед.


Доля убыточных организаций, %


Объем продаж, млн. руб.


Уровень рентабельности (убыточности), %


Прибыль,

убыток (-) до налогообложения, млн. руб.

Всего Прибыльных организаций
1 2 3 4 5 6 7
Российская федерация, всего            
2003 г. 3276 50,5 85115,5 - 4,1 8,1 - 18633,687
2004 г. 2738 47,8 88926,3 1,5 10,2 2562,076
2005 г. 2424 46,7 105013,5 3,4 11,0 - 941,897
2006 г. (оценка) 2270 45,0 116432,9 3,0 16,5 - 1028,1


в том числе:

Центральный Федеральный округ            
2003 г. 409 38,6 6245,967 3,3 4,5 140,780
2004 г. 365 36,4 8668,391 3,1 3,9 173,260
2005 г. 357 33,6 9044,422 4,4 5,1 125,568
2006 г. (оценка) 345 31,9 9948,9 4,0 7,6 137,1
Северо-Западный Федеральный округ            
2003 г. 430 60,0 21779,101 - 7,6 6,1 - 6710,859
2004 г. 389 49,6 25951,036 0,0 6,2 2304,634
2005 г. 402 50,0 33338,296 0,4 6,9 - 601,900
2006 г. (оценка) 385 48,3 36672,1 0,0 10,3 - 657,0
Южный Федеральный округ            
2003 г. 469 45,0 3623,957 - 4,7 7,7 - 184,601
2004 г. 387 38,8 3471,508 - 2,3 8,2 - 109,141
2005 г. 366 37,4 3714,198 - 0,1 8,0 - 73,171
2006 г. 360 35,7 4085,6 - 0,5 12,1 - 79,9
Приволжский Федеральный округ            
2003 г. 171 49,7 703,080 - 0,4 5,6 - 13,074
2004 г. 145 46,2 884,154 2,3 6,7 13,641
2005 г. 124 37,9 937,404 1,8 5,8 - 12,346
2006 г. (оценка) 123 36,2 1031,1 1,4 8,7 - 13,5
Уральский Федеральный округ            
2003 г. 103 57,3 570,177 - 24,0 4,5 - 95,540
2004 г. 101 53,5 620,972 - 23,5 2,9 42,951
2005 г. 107 52,3 1078,700 - 20,0 5,6 - 81,912
2006 г. (оценка) 106 50,6 1186,6 - 20,4 8,4 - 89,4
Сибирский Федеральный округ            
2003 г. 126 48,4 1355,090 1,5 3,5 12,122
2004 г. 109 45,0 1555,927 2,6 4,8 22,620


Продолжение таблицы 151

1 2 3 4 5 6 7
2005 г. 106 42,5 1668,017 0,8 4,0 - 4,011
2006 г. (оценка) 105 40,8 1834,8 0,4 5,9 - 4,4
Дальневосточный Федеральный округ            
2003 г. 1568 52,5 50838,123 - 3,3 10,5 - 11782,515
2004 г. 1242 53,4 47774,347 2,7 15,2 114,111
2005 г. 962 54,7 55232,425 6,1 15,7 - 294,125
2006 г. (оценка) 846,0 53,0 60755,7 5,7 23,6 - 321,0

 

Уровень рентабельности продаж (при среднем значении 3,4%) в различных регионах складывался по разному: от 5,7% в Дальневосточном Федеральном округе до 4,0% в Центральном Федеральном округе и 0,5% в Южном Федеральном округе.

Уровень рентабельности прибыльных предприятий (при среднем значении 16,5%) составил на Северо-Западном бассейне 10,3%, Дальневосточном бассейне – 23,6%.

Среди наиболее очевидных факторов, обусловивших финансовое состояние рыбохозяйственного комплекса в последние годы, можно выделить следующие:

1) низкие темпы роста объемов добычи водных биоресурсов и производства из них рыбной продукции, что было связано с общим ухудшением состояния запасов водных биоресурсов, а также неэффективным использованием флота и значительным недоосвоением квот;

2) несовершенная система платежей за водные биоресурсы, что привело к необоснованно высоким суммам платежей за пользование водными биоресурсами; в свою очередь, это обусловило убыточность добычи многих видов гидробионтов;

3) необоснованные научно разгосударствление, акционирование и прива-тизация предприятий отрасли, что обуславливало несогласованность действий обрабатывающих и добывающих предприятий, рост внереализационных расходов и увеличение дополнительных убытков от непроизводственной деятельности;

4) наличие скрытой (официально неучтенной) неформальной деятельности в сфере функционирования рыбохозяйственного комплекса;

5) недостаточная государственная поддержка в части льготного налого-обложения и кредитования финансовых вложений в важнейшие отраслевые инвестиционные программы;

6) отсутствие действенных отраслевых структур в банковской, финансово-кредитной и инвестиционной сферах.

Функционирование отрасли в кризисных условиях сопровождалось постоянным нарастанием упущенной выгоды, связанной с: неэффективностью использования отраслевого ресурсного потенциала, повышением вероятности угроз участию рыбохозяйственного комплекса в обеспечении продовольственной безопасности страны; обострением социально-экономической ситуации в ее прибрежных районах; ослаблением роли России в международном рыболовстве и мировой экономике в целом.

Несомненно, кризисное состояние, продолжающиеся негативные тенденции в функционировании рыбной промышленности и хозяйства России были обусловлены нерешенностью большинства внешних и внутренних проблем, в первую очередь в области обеспечения эффективности использования и развития ресурсного потенциала.

Важнейшим фактором повышения эффективности использования и развития отраслевого ресурсного потенциала должно было стать первичное производственное звено – рыбохозяйственные предприятия. Именно они должны были выступать в качестве основы успешного развития экономики рыбной промышленности и хозяйства. При этом речь должна была идти не только о наличии соответствующей материально-технической базы для обеспечения эффективного их функционирования, но и об определенном совершенствовании, создании и развитии эффективных систем управления производственно-экономическими и социальными процессами на всех уровнях управления, реструктуризации рыбохозяйственной деятельности, широком использовании современных методов и средств управления – как важнейших условий повышения эффективности функционирования и развития рыбохозяйственных хозяйствующих субъектов в условиях формирования и развития рыночной экономики в стране.

Все это на современном этапе развития объективно повышало требования к организационно-экономическому обеспечению решения проблем в области повышения эффективности функционирования и развития рыбохозяйственных предприятий, обуславливало необходимость разработки соответствующего методического инструментария и адекватного применения его при обосновании выбора приоритетных направлений развития и углубления интеграционных процессов в рыбной промышленности и хозяйстве.

Как показывали результаты оценки и анализа функционирования отрасли в рассматриваемый период, прогностическая оценка реализации возможных направлений и масштабов возрождения отечественного рыбохозяйственного комплекса, несмотря на имеющиеся на данном этапе развития трудности, реальность эффективного решения указанных выше проблем в долгосрочной перспективе есть. Это подтверждалось и определенными положительными результатами, достигнутыми отраслью в последние годы и наличием природных, ресурсных, рыночных, экономических, социальных и политических предпосылок, которые в условиях широкого и действенного участия государства в управлении рыбохозяйственным комплексом, при его нормативной правовой и существенной финансовой поддержке, должны ускорить процесс возрождения отечественных рыбной промышленности и хозяйства, уже начиная со среднесрочной перспективы. На это нацеливают ряд важнейших программных документов национального значения, в том числе «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года».

 

Вопросы для самоподготовки
1. Основные цели социальной ориентации отраслевой политики государства, проводимой страной в период до 1990 года.

2. Основные ошибки, допущенные в советский период в отношении развития рыбохозяйственного комплекса России в период до 1990 года.

3. Объективные факторы, благоприятствовавшие развитию отрасли в советский период.

4. Главные задачи, состоявшие перед государством во второй половине ХХ-го века.

5. Основные явления, отмечаемые в ходе экономических реформ в рыбной промышленности и хозяйстве в 90-х годах ХХ-го столетия.

6. Основные характеристики, подчеркивающие тенденцию затянувшегося кризиса в отрасли в годы реформ, проводимых в 90-х годах ХХ-го столетия.

7. Направления государственного влияния на функционирование и развитие рыбохозяйственного комплекса в период 1991-2000 гг.

8. Основные изменения, произошедшие в 90-х годах ХХ-го столетия на промысловом флоте России.

9. Основные проблемы в области отраслевого берегового обрабатывающего производства в 90-х годах ХХ-го столетия.

10. Общая характеристика состояния отраслевой производственной инфра-структуры в период 1991-2000 гг.

11. Внутренний рынок и среднедушевое потребление рыбных товаров в 90-х годах ХХ-го столетия.

12. Основные проблемы в области мирового рыболовства в конце ХХ-го века.
13. Ведущие страны в мировом улове и производстве продукции из объектов аквакультуры и место в них России.

14. Краткая характеристика отечественного рыболовства в 90-х годах ХХ-го столетия.

15. Краткая характеристика отечественного товарного рыбоводства в 90-х годах ХХ-го столетия.

16. Особенности функционирования рынка труда в рыбохозяйственном комплексе в 90-х годах ХХ-го столетия.

17. Состояние воспроизводства основного капитала рыбохозяйственного комплекса России в период 1990-2000 годы.

18. Основные факторы, обусловившие финансовое состояние отрасли в 90-х годах ХХ-го столетия.

19. Формирование системы управления рыбохозяйственным комплексом России в начале XXI-го века.

20. Основные тенденциив производстве рыбной продукции в России в начале XXI-го века.

21. Общая характеристика ситуации на внутреннем и внешних рынках рыбных товаров России в начале XXI-го века.

22. Состояние и развитие основы материально-технической базы рыбной промышленности и хозяйства России - флота - в начале XXI-го века.

23. Состояние и развитие берегового обрабатывающего производства рыбохозяйственного комплекса в начале XXI-го века.

24. Состояние и развитие береговой производственной инфраструктуры рыбной промышленности и хозяйства России в начале XXI-го века.

25. Сырьевая база отрасли: потенциальные, ресурсы и их использование в начале XXI-го века.

26. Трудовые ресурсы отрасли: состояние и проблемы в области их использования в начале XXI-го века.

27. Инвестиционное обеспечение рыбохозяйственного комплекса России и источники их финансирования в начале XXI-го века.

28. Оценка и анализ финансового состояния рыбохозяйственного комплекса России в начале XXI-го века.

Глава V. Размещение рыбной промышленности и хозяйства России
5.1. Экономика размещения отраслей промышленности страны1)
Значение рационального размещения производства
Размещение промышленности является одной из форм общественного разделения труда, выражающейся в пространственном распределении промыш-ленных предприятий на территории регионов или страны в целом.

Размещение промышленного производства по территории страны – одна ли важнейших проблем в области развития экономики страны, так как от решения их во многом зависит эффективность затрат общественного труда.

До революции промышленность в стране была размещена крайне неравномерно. Капиталистическая Россия выделялась резким несоответствием в степени индустриальной освоенности европейской части и восточных районах. Так, Северо-Западный, Центральный и Южный районы производили около 77% всей продукции, тогда, как на долю Сибири с ее богатыми сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами приходилось только 2% промышленного производства страны. Восточные районы вместе с Уралом не давали и 10% общей валовой продукции.

Нерациональность размещения промышленного производства углублялось технико-экономической зависимостью России от иностранного капитала, который, проникая вглубь страны, осваивал те природные ресурсы, эксплуатация которых обеспечивала наиболее высокий уровень прибыли. Погоня за наибольшей прибылью лежала в основе капиталистического размещения производительных сил.

Начало изменений в размещении промышленности относилось к восстановительному периоду и работам по осуществлению на практике основных принципов плана ГОЭЛРО. Неизмеримо более крупные по масштабам и охвату территории изменения в размещении промышленности в этот период были обусловлены индустриализацией страны. В годы довоенных пятилеток определилось основное направление сдвигов, связанное с вовлечением в промышленный оборот богатейших сырьевых топливно-энергетических ресурсов восточных районов. За это время в стране было сооружено свыше 11 тыс. крупных промышленных предприятии и среди них таких гигантов, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, заводы «Азовсталь», «Запорожсталь», «Уралмаш», «Новокраматорский машиностроительный», «Ростсельмаш», Волгоградский, Харьковский и Челябинский тракторные, Московский и Горьковский автомобильные заводы.

В послевоенные годы Советское правительство уделяло большое внимание вопросам размещения социалистического производства и комплексному развитию хозяйства экономических районов СССР. Это позволило коренным образом изменить размещение промышленности по территории страны, добиться расцвета хозяйства и культуры крайне отсталых в прошлом национальных окраин и подтягивания их в экономическом отношении к уровню наиболее развитых районов.

Размещение промышленности выступало в качестве одного из важнейших факторов повышения эффективности общественного производства. Правильное размещение промышленных предприятий – это предпосылка для эффективного использования природных богатств и трудовых ресурсов страны, сокращения нерациональных перевозок продукции и укрепления обороноспособности России, более полного удовлетворения потребностей населения, роста его благосостояния.

В процессе размещения промышленного производства решались не только чисто экономические, но и социально-политические задачи – преодоление существенных различий между городом и деревней, повышение экономического уровня развития в прошлом отсталых районов страны, рост в них высококвалифицированных национальных кадров.

Особое значение решения проблем в области рационального размещения экономики страны придается и сегодня, на этапе становления и развития рыночных отношений.
Принципы и факторы размещения промышленности
Принципы размещения промышленности представляют собой исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике в области планомерного размещения производительных сил. Они отражают объективные экономические законы и, прежде всего основной экономический закон пропорционального развития экономики страны и закон неуклонного труда. Систематическое осуществление принципов размещения производства обеспечивает разделение труда между странами мировой системы хозяйства.

Среди важнейших можно выделить следующие основные принципы:

1)приближение соответствующих отраслей промышленности к источникам сырья и районам потребления;

2)равномерное распределение промышленного производства по территории страны;

3) развитие территориального разделения общественного труда между субъектами Российской Федерации (между регионами страны) в соответствии с их природными и экономическими условиями;

4) рациональное территориальное разделение труда с целью наиболее эффективной специализации отдельных регионов по отраслям промышленности и создание территориально-производственных комплексов и промышленных узлов;

5) комплексное развитие экономики регионов;

6)размещение промышленного производства с учетом национальных интересов и выравнивания уровней экономического развития;

7)развитие международного разделения труда между странами мира на основе экономической и научно-технической интеграции;

8) всемерное укрепление обороноспособности страны;

9)обеспечение национальной продовольственной безопасности.

Несомненно, важнейшим условием реализации принципа размещения промышленного производства - приближение его к источникам сырья и районам потребления необходимых товаров - является обеспечение минимальных общест-венных затрат.

Реализация принципа – равномерное размещение промышленного производства обусловлена необходимостью обеспечения быстрых темпов расширенного воспроизводства путем широкого развертывания промышленного производства по всей стране, все более равномерного размещения промышленности.

Равномерное распределение промышленного производства по территории страны на базе специализации промышленности и использования всех природных богатств и трудовых ресурсов является качественной особенностью развития ведущей отрасли экономики страны – промышленности.

Приближение промышленности к источникам сырья и более равномерное размещение производства по территории страны позволяет избежать чрезмерно дальних перевозок сырья, топлива, материалов и готовой продукции к местам их потребления. Перевозка на большие расстояния вызывает затраты на транспорт, в значительной степени повышающие себестоимость продукции и понижающие экономическую эффективность промышленного производства. Так, при железнодорожных перевозках канско-ачинских углей на расстояние 300-350 км их стоимость удваивается, а при перевозке на расстояние 1000 или 2000 км их стоимость в пунктах потребления соответственно в 4 и 7 раз больше, чем на месте добычи.

Однако все более равномерное размещение промышленности по всей стране не означает, что во всех регионах должны развиваться все отрасли промышленности. Как известно, одни отрасли тяготеют к районам залегания полезных ископаемых, другие – к источникам сельскохозяйственного сырья, третьи – к районам потребления и т.д. Задача размещения этих отраслей состоит в том, чтобы развивать их в районах, располагающих необходимыми экономическими и природными предпосылками. То есть, в свою очередь, все это предполагает формирование национальной политики в области размещения производительных сил страны осуществлять в соответствии с таким принципом размещения, как обеспечение определенного развития территориального разделения общественного труда между регионами страны, исходя из конкретных природных и экономических условий.

Важным принципом размещения производительных сил является рациональное территориальное разделение труда с целью наиболее эффективной специализации отдельных регионов по отраслям промышленности и создание территориально-производственных комплексов и промышленных узлов.

Сущность территориального разделения труда заключается в целенаправленном плановом формировании хозяйства всех экономических районов страны на основе планомерного размещения материального производства, постоянно совершенст-вуемой отраслевой специализации, рационализации производственной и социальной инфраструктуры, рационализации межотраслевой, межрайонных и внутрирайонных производственных связей.

Основу развития экономики регионов страны составляет промышленность. Создание в каждом регионе комплекса отраслей промышленности, четко специали-зированных в соответствии с природными и экономическими особенностями этого региона, наиболее полно удовлетворяющих общегосударственные и внутри-районные потребности, является важнейшим составным элементом всего комплексного развития экономик регионов и играет в этом развитии ведущую роль. По сути все это и определяет один из главнейших принципов размещения промышленного производства – комплексность.

Комплексное развитие экономик регионов в сочетании с ликвидацией нерациональных перевозок сырья и готовой продукции обеспечивает выравнивание уравнений экономического развития всех регионов страны. Это все отвечает требованиям другого важнейшего принципа размещения – учет национальных интересов и необходимость выравнивания уровней экономического развития регионов страны.

В последние десятилетия особое значение предается выполнению такого принципа размещения производства, как международное разделение труда на основе экономической интеграции. С развитием мировой системы хозяйства этот принцип приобретает все большее значение в размещение промышленности как во всей системе, так и в каждой из входящих в нее стран. Разделение труда обеспечивает наиболее рациональное развитие хозяйства каждой страны и специализацию отдельных государств в тех отраслях промышленности, для которых в них имеются наиболее благоприятные природные, экономические и социальные условия.

Участие в международном разделение труда отражается на уровнях развития отдельных отраслей производства и их размещения внутри страны, так как размещение любой отрасли зависит от масштабов ее развития специализации. Оно влияет также на экономическое развитие и производственную специализацию отдельных районов, на строительство новых транспортных коммуникаций – специальных нефти- и газопроводов, линий электропередач, на расширение соответствующих железных дорог, портового хозяйства и т. д. Все это отражается на развитие отдельных производственно-территориальных комплексов, особенно отдельных промышленных и транспортных узлов.

Наряду с изложенными экономическими принципами, в практике размещения некоторых отраслей промышленности учитываются и другие обстоятельства, носящие исторически переходящий характер, но имеющие большое социальное, политическое или же оборонное значение. То есть речь идет о принципах обеспечения социального и политического развития, а также всемирного укрепления обороноспособности и национальной продовольственной безопасности страны.

Воздействие рассмотренных основных принципов размещения промышлен-ности осуществляется через ряд соответствующих факторов. Последние можно подразделять на три группы:

1) природно-климатические;

2) технико-экономические;

3) экономико-политические;

4) транспортные.

В составе природно-климатических факторов рассматриваются: сырьевые, географические, трудовые и потребительские факторы.

Природную основу развития и размещения промышленности России образуют такие сырьевые факторы, как минеральные, топливные и энергетические ресурсы, водные ресурсы и биоресурсы, включая рыбные, а также другие ресурсы животного и растительного происхождения.

Учет сырьевых факторов требует глубокого изучения запасов, качества экономики добычи и использования сырьевых, топливных и энергетических ресурсов каждого района. По характеру влияния сырьевых факторов все отрасли промышленности подразделяются на добывающие и обрабатывающие. Характер залегания полезных ископаемых, количество и физико-химические свойства и методы добычи оказывают влияние на размеры горных предприятий, формы организации производства и, в конечном итоге, определяют экономическую эффективность отраслей добывающий промышленности.

Объем производства отдельных горнодобывающих предприятий, производи-тельность труда, удельные капитальные вложения и себестоимость продукции в значительной степени зависят от группы залегания полезных ископаемых. Например, средняя глубина разработки угольных месторождений составляет: в Донбассе – 558 м, Кузбассе – 262 м, Карагандинском бассейне – 384 м и Экибазстузском – 90 м и т. д. Если мощность угольных пластов в Донецком бассейне, как правило, не превышает 2,5 м, то в Кузнецком бассейне она достигает 25 м, Канско-Ачинском и Экибастузском – 70 -100 м. По сравнению с шахтами Донбасса на разрезах Экибастузского бассейна производительность труда в 18 раз выше, а себестоимость 1 т угля в 12 раз ниже.

В отличие от добывающей промышленности влияние сырьевых факторов на размещение обрабатывающей промышленности зависит от роли в экономике каждой отрасли предметов труда, а также от потребительских свойств продукции. Например, высокоматериалоемкие отрасли, где удельный расход сырья намного больше единицы (в сахарной промышленности – 5-7 т, в гидролизной – 5,3-7,6, при выплавки меди из концентратов – 7,5 и т.д.), имеют ярко выраженную сырьевую ориентацию.

Высокоэнергоемкие отрасли ориентируются на массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы.

Существенные коррективы во влияние сырьевого фактора на размещение обрабатывающих отраслей вносят свойства вырабатываемой продукции. Они в основном определяют ее экономическую технологическую транспортабельность.

На размещение промышленного производства все большее влияние начинает оказывать наличие водных ресурсов. Это объясняется увеличением мощности предприятий и общим ростом водоемкости производства, связанных с развитием металлургической, целлюлозно-бумажной и, особенно, химической промышлен-ности, где вода служит не только вспомогательным материалом, но и одним из важных видов сырья.

Значительное влияние на размещение промышленности оказывают географические факторы, т.е. климатические условия, гидрологический режим рек, рельеф территории. Климатические условия влияют на размещение промышленных предприятий в связи с неодинаковыми условиями труда и жизни человека в разных районах. В районах с неблагоприятными климатическими условиями затраты на воспроизводство рабочий силы, капитальные вложения при строительстве предприятий и издержки по их эксплуатации, как правило, выше.

На размещение промышленности огромное влияние оказывает распределение по стране трудовых ресурсов и плотность потребления. Фактор рабочей силы имеет значение буквально для всех отраслей промышленности. Однако его влияние уменьшается по мере снижения трудоемкости производства. Чем больше трудоемкость производства и доля заработной платы в себестоимости продукции, тем сильнее зависимость размещения производства от географии трудовых ресурсов и наоборот. При этом следует учитывать структуру, возрастной и квалификационный состав трудовых ресурсов в отдельных регионах страны.

Плотность потребления, которая обусловлена размерами спроса населения и других отраслей экономики на ту или иную продукцию, действует в направлении, противоположном сырьевому и топливно-энергетическому факторам. К районам и центрам потребления тяготеют обычно те отрасли, которые заняты обслуживанием населения или производят малотранспортабельную скоропортящееся продукцию. Роль потребительских факторов часто усиливается факторами трудовых ресурсов, поскольку места сосредоточения населения одновременно являются не только источниками рабочей силы, но и потребителями значительного количества промышленной продукции.

Технико-экономические факторы размещения промышленности обусла-вливают уровень научно-технического прогресса и определяют рациональные формы организации общественного производства.

На размещение промышленного производства большое влияние оказывает научно-технический прогресс, особенно такие его направления, как: электрификация, комплексная механизация и автоматизация, химизация и совершенствование технологических процессов. Научно-технический прогресс позволяет осуществлять размещение производительных сил по всей территории страны вне зависимости от природных и климатических особенностей районов.

Широкое развитие электрификации, создание единой энергетической системы России и передача электроэнергии на дальние расстояния позволили вовлечь в народнохозяйственный оборот ресурсы районов, которые были лишены запасов топлива и гидроэнергии. Развиваясь в районах, располагающих источниками дешевого топлива и гидроэнергетических ресурсов, электроэнергетика оказывает влияние на размещение в этих районах электроемких производств, работающих, главным образом, на привозном сырье.

Комплексная механизация и автоматизация оказывают большое влияние на размещение трудоемких отраслей промышленности. Они позволяют организовать производство в районах, не располагающих достаточным количеством населения, но имеющих природные ресурсы и условия, позволяющие получить дешевую продукцию.

Значительные сдвиги в размещении промышленности обусловлены прогрессом химизации. Создавая возможности для переработки фактически неограниченной номенклатуры веществ органической и неорганической природы, а также выработки искусственного сырья и материалов, заменяющих естественные, химизация расширяет сырьевую базу многих производств и позволяет осуществлять более равномерное размещение промышленности по территории страны.

В тесной связи с научно-техническим прогрессом находится общественная организация производства, которая выступает в таких формах, как: концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.

Концентрация производства обуславливает влияние на размещение, связанное прежде всего с необходимостью иметь для крупных предприятий мощные сырьевые и топливно-энергетические базы. Вместе с укрупнением размеров предприятий расширяется круг поставщиков, необходимых для них средств производства и потребителей выпускаемой ими продукции. Для крупных предприятий значительно усложняется выбор пунктов их размещения и промышленных площадок, мероприятий по созданию соответствующей инфраструктуры и т.п. Повышается значение транспортного фактора при обосновании размещения промышленного строительства, потому что экономические преимущества крупного предприятия могут исчезнуть в результате роста издержек, связанных с перевозками сырья, топлива и готовой продукции.

Специализация производства в зависимости от ее видов оказывает различное влияние на размещение промышленности. Так, предметная специализация определенным образом локализирует промышленные предприятия.

Подетальная специализация позволяет ориентировать размещение материалоемких деталей и узлов на районы, где производится сырье и материалы, трудоемкие детали – на районы сосредоточения рабочей силы, а сборку готовых изделий – на районы потребления.

Технологическая специализация влияет на ослабление зависимости обрабатывающих отраслей промышленности от сырьевых баз.

Кооперирование действует в направлении, противоположном специализации. Если специализация приводит к территориальному расчленению единого производственного процесса, т.е вызывает дифференциацию производства, то кооперирование, наоборот, вызывает появление определенных сочетаний разных по профилю предприятий в разных по профилю предприятий в рамках одной и той же территории, способствует интеграции производства.

Большую роль в размещении промышленности играет такая форма общественной организации производства, как комбинирование. Комбинирование представляет собой производственно-технические и технологические связи, направление на выпуск нескольких продуктов из одного вида сырья. При комбинировании многие виды отходов становятся ценным исходным сырьем для разнообразных отраслей промышленности. Это позволяет размещать различные производства в районах где для последних отсутствуют природные сырьевые ресурсы.

Экономико-политические факторы размещения промышленности проявляются в выравнивании уровней экономического развития регионов страны в международных процессах разделения труда.

Последовательное проведение в жизнь концепций размещения производи-тельных сил позволило коренным образом изменить размещение промышленности по регионам страны. Это способствовало планомерному преодолению эконо-мической и культурной отсталости ряда регионов и подтягиванию их в экономическом отношении к уровню наиболее развитых регионов страны.

Определенное влияние на размещение различных отраслей промышленности оказывают транспортные факторы. Например, в отраслях черной металлургии, цементной, кирпичной и других производств, где доля транспортных издержек составляет 35-50% стоимости их продукции у потребителя, транспорт имеет решающее значение. Возможность сокращения затрат на транспортировку играет большую роль в повышении экономической эффективности территориальной организации этих отраслей.

В суперфосфатной, мясной, целлюлозно-бумажной и некоторых других отраслях промышленности доля транспортных затрат составляет 10-25%. Здесь этот фактор имеет значительную но не решающую роль. В машиностроительной,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: