Вторая часть симфонии ( Andante )

Контрастирует с первой частью: ее сфера - светлая, ясная, спокойная лирика. Написана эта часть в сонатной форме. Темы главной и побочной партий мало контрастны по характеру:

Все темы этой части (главная, связующая и побочная партии) объединяются характерной фигурой из тридцатьвторых, получающей интенсивное драматическое развитие в разработке.

Третья часть.

В соответствии с содержанием всей симфонии третья часть (менуэт) представляет собой не столько танец, сколько драматическую миниатюру, насыщенную пафосом и страстностью выражения, но на жанровой основе обычного менуэта.

Лишь контрастная мажорная середина (весь менуэт написан в сложной трехчастной форме) вносит элемент танцевальности:

Эта середина оттеняет драматизм крайних частей менуэта с их интенсивным и напряженным развитием.

Следовательно, здесь произошло перерождение традиционного менуэта в такую часть симфонического цикла, которая по своему образному содержанию органически включается в драматургию всего произведения.

Четвертая часть.

Финалпо своим художественным качествам не уступает предыдущим частям, а в конструктивном отношении имеет много общего с первой частью, от которой как бы перекидывается <<арка>> к финалу. Такой финал делает всю драматургию симфонии законченной и целостной как в образно-смысловом отношении, так и по форме.

Финал написан в сонатной форме (из четырех частей цикла три части написаны в сонатной форме). Главная партия состоит из двух контрастных элементов; первый исполняется одними струнными piano, второй -- всем оркестром forte:

Этот второй элемент с кадансовой концовкой тождествен заключительной партии первой части симфонии. Сходство между крайними частями цикла заключается в характере противопоставления главных и побочных партий, а также в самих побочных партиях. Как и в первой части, побочная партия экспозиции финала написана в параллельном мажоре и отличается изяществом и изысканностью.

Так же, как и в первой части, эта тема в репризе звучит не в одноименном мажоре, а в основной тональности (соль минор), приобретая тем самым меланхолический оттенок.

. Реприза в финале утверждает основную тональность, уравновешивая тонально неустойчивую разработку. Так создается единство цикла, все части которого участвуют в воплощении и развитии единой лирико-драматической концепции.

I часть. Сонатное Allegro.

1. Может быть вступление (а может не быть)

2. Экспозиция: первая тема - главная партия (в основной тональности произведения), дальше связующая партия (ее может не быть), побочная партия (если основная тональность мажорная, то в доминантовой тональности; если минорная, то в параллельном мажоре); побочная партия - новая тема, очень редко схожа с главной партией. Главная партия и побочная контрастируют между собой. Далее идет заключительная партия.

главная партия + связующая партия + побочная партия + заключительная партия = экспозиция.

3. Разработка - серединная часть сонатного Allegro. Тематический материал экспозиции подвергается интенсивному развитию. Иногда в разработке бывает эпизод - это самостоятельная тема. В конце разработки органный пункт - предыкт.

4. Реприза - повторение экспозиции. Что-то может меняться. Побочная партия в основной тональности.

5.Кода

II часть. Медленная.

Лирическая в трехчастной форме АВА (где А - первая тема, В - вторая тема) "А" включает в себя схему ава.

т.е. А(ава)ВА(ава)

III часть. Менуэт.

Сложная форма, размер 3/4. У Гайдна - народный танец Лендлер (вместо менуэта). Если менуэт, то чаще всего в сложной трехчастной форме da capo. 1 часть - основная, 2 часть - трио, 3 часть - повторение основной da capo

IV часть. Финал.

Это итог, обобщение всего произведения. Основная тональность. Чаще всего в форме рондо.

Кода - завершение симфонии.

Вопрос 14.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: