В симфонии четыре части

Блок, 5 вопрос.

Определить особенности сонатно-симфонического цикла на примере симфонии №40 соль минор В.А. Моцарта.

Сонатно-симфонический цикл, или симфония, окончательно сформировался в эпоху классицизма (венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена)). Изначально этот жанр музыки создан искусственно, и считается интеллектуальным жанром, музыкой для ума.

Циклом симфония называется по той причине, что состоит из нескольких частей (минимум две, максимум пять).

Сонатно-симфонический цикл – произведение, состоящее из нескольких частей, первая часть которого, как правило, представляла собой сонатную форму.

Классическая симфония состоит из 4-х частей, и каждая часть символизирует одну из граней жизни человека:

1-я часть - звучит в быстром темпе (аллегро), иногда предваряется небольшим медленным вступлением; пишется в сонатной форме;

2-я часть – медленное движение; пишется в форме вариаций, рондо, сложной трѐхчастной, реже в сонатной форме;

3-я часть - менуэт или скерцо, пишется обычно в сложной 3-частной форме;

4-я часть - быстрый темп; пишется в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты

(Описание частей, если понадобится, смотреть в конце вопроса – выделено курсивом)

Рассмотрим особенности на примере симфонии №40 соль минор В.А.Моцарта.

Симфония № 40 соль минор

Моцартовские симфонии настоящие инструментальные драмы. От них - прямой путь к симфониям Бетховена и откровениям композиторов-романтиков. В 1788 г. Моцарт сочиняет три симфонии (№ 39, 40, 41 «Юпитер»). Через три года жизнь его трагически оборвётся. Этим грандиозным симфоническим циклом композитор словно венчает своё творчество.

Симфония № 40 занимает особое место в творчестве композитора. Внутреннее содержание её богато, сложно и широко развито. Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души. Симфония как бы опередила своё время. Многим современникам композитора она казалась странной, непонятной.

Эта симфония едва ли не самое трагичное произведение XVIII века. Автор размышляет в ней о несовершенстве мира, о невозможности разрешения жизненных конфликтов.

Но самое главное, что делает эту музыку столь популярной, это простота выражения трагического её содержания.

В симфонии четыре части.

1. Molto allegro

2. Andante

3. Menuetto - Trio

4. Allegro assai

В состав оркестра симфонии (в последней редакции) входят флейта, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

Первая, вторая и четвёртая части написаны в сонатной форме, третья - в сложной трёхчастной форме с трио.

Первая и Четвертая части - арена для борьбы души со злым роком, с царством мрака.

Вторая часть - мысленная дорога в царство прекрасного, разума и света. Третья - парад тёмных сил и, по контрасту к нему - светлая пастораль, "деревенский оркестр".

Первая часть симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением темы главной партии allegro. Эта тема носит взволнованный характер; вместе с тем она отличается певучестью и задушевностью.

Связующая партия тематически самостоятельна, отличается волевой активностью и получает широкое развитие в репризе. Побочная партия, отделенная от главной и связующей паузой, более спокойна, изящна, несколько изысканна благодаря хроматическим интонациям:

Новая ладовая окраска этой темы (параллельный мажор), иная фактура, иной тип мелодии - все это придает ей контрастный характер.

Заключительная партия строится на вычлененном первом секундовом отрезке темы главной партии и утверждает тональность побочной партии (си-бемоль мажор). Таким образом, заключительная партия обобщает особенности главной и побочной. Такова экспозиция первой части симфонии.

В начале разработки происходит резкий тональный сдвиг, уменьшенный септаккорд и последующее нисходящее движение терций сразу же переводит музыку в очень отдаленную тональность (фа-диез минор в соль-минорной симфонии!), в которой начинается развитие темы главной партии. Этот тональный сдвиг создает напряженность развития, интенсивное стремление вернуться к исходной тональности, а отсюда непрерывное и частое модулирование.

Такая тональная неустойчивость разработки, а также применение приемов полифонии и мотивного вычленения служат средством драматизации и динамизации музыкальной ткани. В разработке использована только тема главной партии, в своем развитии проходящая через обширный круг тональностей (фа-диез минор, ми минор, ре минор, до мажор, фа мажор, си-бемоль мажор).

Тема звучит поочередно в верхнем и нижнем регистре, сопровождаемая выразительным контрапунктом.

Переход к репризе. Существенное отличие репризы от экспозиции заключается в более широком развитии связующей партии, приобретающей здесь самостоятельное значение. Минорное звучание побочной партии придает ей несколько меланхолический оттенок (в отличие от светлого мажора этой же темы в экспозиции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: