Решение глобальной экологической проблемы

Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Человек - часть природы и как живое существо своей жизнедеятельностью оказывает ощутимое влияние на природную среду. Однако это влияние несравнимо с тем воздействием, которое человек оказывает на природу благодаря своему труду. В отличие от животных, человек вышел из-под биологического контроля природной среды и получил возможность расширить объем своих потребностей далеко за рамки удовлетворения элементарных физиологических функций. Преобразующее влияние человека на природу неизбежно. Вносимые его хозяйственной и иной деятельностью изменения в природу усиливаются по мере развития производительных сил и увеличения массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

Говоря о возможных вариантах развития экологической ситуации на планете, наиболее осмысленным, кажется разговор о некоторых из существующих сегодня направлениях природоохранной деятельности. Иначе пришлось бы говорить исключительно об ужасах истощения природных ресурсов. В 1982 году ООН приняла специальный документ — Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию. В 1983 году в ООН была создана комиссия по окружающей среде и развитию, которая издала в 1987 году доклад "Наше общее будущее". Лейтмотивом доклада стала знаменитая фраза: "Человечество способно сделать развитие устойчивым — обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять спои потребности". Хотя как это сделать - не разъяснялось. Характерно, что совет Римского клуба в 1989 году также квалифицировал устойчивое развитие как утопию, но "заслуживающую, чтобы к ней стремиться" Вместе с тем, совет клуба решил сменить тактику своей деятельности и перейти от обсуждения экологической проблематики к выработке Стратегии международных действий на ХХI век. По мнению клуба, эти действия должны привести к "первой глобальной революции". Однако содержание и механизмы этой социально-экологической революции ни в завещаниях А. Печчеи, ни в книге новых руководителей клуба раскрыты не были.

Несмотря на то, что каждая из обсуждавшихся глобальных проблем имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающий среды. Кроме того, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными, губящими природу недостатками. К числу таких способов (или возможных путей решения проблемы) можно отнести возникновение и деятельность разного рода «зеленых»движений и организаций. Кроме пресловутого «Сrееn Реасе'а»,отличающегося не только размахом своей деятельности, но и, порой, заметным экстремизмом действий, а также аналогичных организаций, непосредственно проводящих природоохранные акции, существует другой тип экологических организаций - структуры, природоохранную деятельность стимулирующие и спонсирующие - типа Фонда дикой природы. Все экологические организации существуют в одной из форм: общественные, частные государственные либо организации смешанного типа.

Кроме разного рода объединений, отстаивающих у цивилизации права постепенно уничтожаемой ею природы, в сфере решения экологических проблем существует целый ряд государственных или общественных природоохранных инициатив. Например, природоохранное законодательство в России и других странах мира, различные международные соглашения или система «Красных книг». Международная «Красная книга» - список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений - в настоящий момент включает 5 томов материалов. Кроме того, существуют национальные и даже региональные «Красные книги».

В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.

Хотя, несомненно, - и это доказывает весь ход человеческой истории - важнейшим направлением решения стоящих перед цивилизацией экологических проблем стоит назвать повышение экологической культуры человека, серьезное экологическое образование и воспитание, все то, что искореняет главный экологический конфликт - конфликт между дикарем-потребителем и разумным обитателем хрупкого мира, существующий в сознании человека. Любые технологические, организационные и экономические меры могут дать должный эффект лишь в том случае, если экологическая идея овладеет массами. Массовое экологическое образование призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей. Для достижения этих целей нужна интеграция всех знаний, как о природных, так и общественных законах функционирования окружающей среды. Формирование экологического мировоззрения опирается на осознание необходимости ограничения потребления. Но при этом вовсе не отвергается известная социальная формула: «от каждого по способностям, каждому - по потребностям». Она точно отражает острейшие социально-экологические проблемы современности. Под потребностями подразумевается нужда в чём-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма. А это, прежде всего, полноценное питание и благоприятные для жизни экологические качества окружающей природной среды.

В целом же, решение глобальной экологической проблемы, как и любой другой из группы «глобальных», требует единства международных усилий, скоординированных действий многих государств. Ни одна из стран мира, даже самая развитая и богатая, не в состоянии собственными силами предотвратить или хотя бы смягчить глобальные экологические следствия деятельности людей.

 

Вопросы:

1) Перечислите основные направления ухудшения качества окружающей среды.

2) Какие виды человеческой деятельности способствуют поступлению парниковых газов в атмосферу? Заполните таблицу:

Парниковые газы Продолжительность жизни Источники поступления
Углекислый газ (СО) 500 лет Сжигание ископаемого топлива, вырубка лесов
Метан (СН) 7-10 лет Заболоченные почвы, пищеварительные тракты травоядных животных, сжигание биомассы
Оксид азота (NО) 140-190 лет Деятельность микроорганизмов в почве, сжигание ископаемого топлива и биомассы
Озон (О) Несколько часов Фотохимические реакции
Хлорфторуглероды 65-110 лет Растворители, рабочие жидкости в холодильниках, наполнители пульвелизаторов

3) Климатические изменения, вызванные усилением парникового эффекта, могут привести к смещению границ природных зон к полюсам. Каким образом это может сказаться на сельскохозяйственных ландшафтах, лесах, природоохранных системах (заповедниках, национальных парках)?

4) По прогнозам ученых, уровень Мирового океана в результате увеличения средней глобальной температуры приземных слоев воздуха на 1,5 - 4,5˚С может повыситься на 20 – 165 см. Какие неблагоприятные последствия этого явления могут ожидать человечество? (рассмотреть эустарии рек, пляжи, канализационное хозяйство городов, низовья рек, используемые в сельскохозяйственном производстве, защитные сооружения от наводнений).

5) К каким неблагоприятным экологическим последствиям могут привести перечисленные физико-географические особенности территории в совокупности с активными выбросами загрязняющих веществ в атмосферу:

а) господство антициклонального режима погоды;

б) Западно-восточный перенос воздушных масс;

в) большое среднегодовое количество осадков;

г) малое среднегодовое количество осадков;

д) высокая среднегодовая температура;

е) низкая среднегодовая температура;

ж) наличие орографических преград на пути воздушных масс;

з) расположение в котловине;

и) частая повторяемость туманов;

к) большая амплитуда температуры?

6) Атмосферу иногда называют «проводником» загрязняющих веществ. Назовите потенциальных «потребителей» ее загрязнений.

7) На каждого жителя планеты ежегодно добывается около 20 тонн минерального сырья, 97 - 98 % его в виде отходов поступает затем в почву, воду, воздух. В настоящее время масса отходов и загрязняющих веществ достигла 40 млрд. тонн. Как можно приостановить данный процесс?

8) Ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн. га тропических лесов, что в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления. Назовите факторы, влияющие на изменение площади лесов. Сопоставьте данные по скорости сокращения лесного покрова Земли с данными о плотности населения (см. атлас).

Страна Скорость сокращения лесного покрова  за 1990-1995 гг., % Плотность населения, чел/км²
Ямайка 7,2  
Афганистан 6,9  
Филиппины 3,4  
Гаити 3,4  
Сальвадор 3,3  
Коста-Рика 3,0  
Сьерра-Леоне 2,8  
Таиланд 2,6  
Парагвай 2,6  
Никарагуа 2,4  
Иордания 2,3  
Малайзия 2,3  
Гондурас 2,2  
Пакистан 2,1  
Сирия 2,0  
Панама 1,9  
Гватемала 1,8  

 

9) Параллельно идет процесс опустынивания. Он ежегодно изымает из сельскохозяйственного производства около 6 млн. га земель. Назовите территории, в которых процесс опустынивания проявляется особенно сильно. (Сахельские страны Африки, расположены на границе Сахары и саванны).

10) Многие страны мира сталкиваются с серьезными водоресурсными проблемами, которые заключаются не только в количественной нехватке воды, но и в дефиците чистых пресных вод. Назовите наиболее загрязненные реки и озера мира. (Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр, Ладожское озеро, озеро Балхаш).

11) Негативные изменения окружающей среды в различных странах имеют свою специфику. Попытайтесь в этой связи проанализировать особенности экологических проблем в высокоиндустриальных странах, с одной стороны, и слаборазвитых странах – с другой, и объяснить имеющиеся различия. Каковы должны быть, по-вашему, основные направления экологической политики высокоиндустриальных государств и слаборазвитых стран. В чем они должны совпадать, а чем могут существенно различаться?

12) Рассмотрите выдержку из буклета, подготовленного для американских школьников. Выразите свое отношение к подобным формам охраны окружающей среды. Актуально ли это для российских школьников?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: