Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Человек - часть природы и как живое существо своей жизнедеятельностью оказывает ощутимое влияние на природную среду. Однако это влияние несравнимо с тем воздействием, которое человек оказывает на природу благодаря своему труду. В отличие от животных, человек вышел из-под биологического контроля природной среды и получил возможность расширить объем своих потребностей далеко за рамки удовлетворения элементарных физиологических функций. Преобразующее влияние человека на природу неизбежно. Вносимые его хозяйственной и иной деятельностью изменения в природу усиливаются по мере развития производительных сил и увеличения массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.
|
|
Говоря о возможных вариантах развития экологической ситуации на планете, наиболее осмысленным, кажется разговор о некоторых из существующих сегодня направлениях природоохранной деятельности. Иначе пришлось бы говорить исключительно об ужасах истощения природных ресурсов. В 1982 году ООН приняла специальный документ — Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию. В 1983 году в ООН была создана комиссия по окружающей среде и развитию, которая издала в 1987 году доклад "Наше общее будущее". Лейтмотивом доклада стала знаменитая фраза: "Человечество способно сделать развитие устойчивым — обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять спои потребности". Хотя как это сделать - не разъяснялось. Характерно, что совет Римского клуба в 1989 году также квалифицировал устойчивое развитие как утопию, но "заслуживающую, чтобы к ней стремиться" Вместе с тем, совет клуба решил сменить тактику своей деятельности и перейти от обсуждения экологической проблематики к выработке Стратегии международных действий на ХХI век. По мнению клуба, эти действия должны привести к "первой глобальной революции". Однако содержание и механизмы этой социально-экологической революции ни в завещаниях А. Печчеи, ни в книге новых руководителей клуба раскрыты не были.
Несмотря на то, что каждая из обсуждавшихся глобальных проблем имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающий среды. Кроме того, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными, губящими природу недостатками. К числу таких способов (или возможных путей решения проблемы) можно отнести возникновение и деятельность разного рода «зеленых»движений и организаций. Кроме пресловутого «Сrееn Реасе'а»,отличающегося не только размахом своей деятельности, но и, порой, заметным экстремизмом действий, а также аналогичных организаций, непосредственно проводящих природоохранные акции, существует другой тип экологических организаций - структуры, природоохранную деятельность стимулирующие и спонсирующие - типа Фонда дикой природы. Все экологические организации существуют в одной из форм: общественные, частные государственные либо организации смешанного типа.
|
|
Кроме разного рода объединений, отстаивающих у цивилизации права постепенно уничтожаемой ею природы, в сфере решения экологических проблем существует целый ряд государственных или общественных природоохранных инициатив. Например, природоохранное законодательство в России и других странах мира, различные международные соглашения или система «Красных книг». Международная «Красная книга» - список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений - в настоящий момент включает 5 томов материалов. Кроме того, существуют национальные и даже региональные «Красные книги».
В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.
Хотя, несомненно, - и это доказывает весь ход человеческой истории - важнейшим направлением решения стоящих перед цивилизацией экологических проблем стоит назвать повышение экологической культуры человека, серьезное экологическое образование и воспитание, все то, что искореняет главный экологический конфликт - конфликт между дикарем-потребителем и разумным обитателем хрупкого мира, существующий в сознании человека. Любые технологические, организационные и экономические меры могут дать должный эффект лишь в том случае, если экологическая идея овладеет массами. Массовое экологическое образование призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей. Для достижения этих целей нужна интеграция всех знаний, как о природных, так и общественных законах функционирования окружающей среды. Формирование экологического мировоззрения опирается на осознание необходимости ограничения потребления. Но при этом вовсе не отвергается известная социальная формула: «от каждого по способностям, каждому - по потребностям». Она точно отражает острейшие социально-экологические проблемы современности. Под потребностями подразумевается нужда в чём-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма. А это, прежде всего, полноценное питание и благоприятные для жизни экологические качества окружающей природной среды.
В целом же, решение глобальной экологической проблемы, как и любой другой из группы «глобальных», требует единства международных усилий, скоординированных действий многих государств. Ни одна из стран мира, даже самая развитая и богатая, не в состоянии собственными силами предотвратить или хотя бы смягчить глобальные экологические следствия деятельности людей.
Вопросы:
1) Перечислите основные направления ухудшения качества окружающей среды.
|
|
2) Какие виды человеческой деятельности способствуют поступлению парниковых газов в атмосферу? Заполните таблицу:
Парниковые газы | Продолжительность жизни | Источники поступления |
Углекислый газ (СО) | 500 лет | Сжигание ископаемого топлива, вырубка лесов |
Метан (СН) | 7-10 лет | Заболоченные почвы, пищеварительные тракты травоядных животных, сжигание биомассы |
Оксид азота (NО) | 140-190 лет | Деятельность микроорганизмов в почве, сжигание ископаемого топлива и биомассы |
Озон (О) | Несколько часов | Фотохимические реакции |
Хлорфторуглероды | 65-110 лет | Растворители, рабочие жидкости в холодильниках, наполнители пульвелизаторов |
3) Климатические изменения, вызванные усилением парникового эффекта, могут привести к смещению границ природных зон к полюсам. Каким образом это может сказаться на сельскохозяйственных ландшафтах, лесах, природоохранных системах (заповедниках, национальных парках)?
4) По прогнозам ученых, уровень Мирового океана в результате увеличения средней глобальной температуры приземных слоев воздуха на 1,5 - 4,5˚С может повыситься на 20 – 165 см. Какие неблагоприятные последствия этого явления могут ожидать человечество? (рассмотреть эустарии рек, пляжи, канализационное хозяйство городов, низовья рек, используемые в сельскохозяйственном производстве, защитные сооружения от наводнений).
5) К каким неблагоприятным экологическим последствиям могут привести перечисленные физико-географические особенности территории в совокупности с активными выбросами загрязняющих веществ в атмосферу:
а) господство антициклонального режима погоды;
б) Западно-восточный перенос воздушных масс;
в) большое среднегодовое количество осадков;
г) малое среднегодовое количество осадков;
д) высокая среднегодовая температура;
е) низкая среднегодовая температура;
ж) наличие орографических преград на пути воздушных масс;
з) расположение в котловине;
и) частая повторяемость туманов;
к) большая амплитуда температуры?
6) Атмосферу иногда называют «проводником» загрязняющих веществ. Назовите потенциальных «потребителей» ее загрязнений.
|
|
7) На каждого жителя планеты ежегодно добывается около 20 тонн минерального сырья, 97 - 98 % его в виде отходов поступает затем в почву, воду, воздух. В настоящее время масса отходов и загрязняющих веществ достигла 40 млрд. тонн. Как можно приостановить данный процесс?
8) Ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн. га тропических лесов, что в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления. Назовите факторы, влияющие на изменение площади лесов. Сопоставьте данные по скорости сокращения лесного покрова Земли с данными о плотности населения (см. атлас).
Страна | Скорость сокращения лесного покрова за 1990-1995 гг., % | Плотность населения, чел/км² |
Ямайка | 7,2 | |
Афганистан | 6,9 | |
Филиппины | 3,4 | |
Гаити | 3,4 | |
Сальвадор | 3,3 | |
Коста-Рика | 3,0 | |
Сьерра-Леоне | 2,8 | |
Таиланд | 2,6 | |
Парагвай | 2,6 | |
Никарагуа | 2,4 | |
Иордания | 2,3 | |
Малайзия | 2,3 | |
Гондурас | 2,2 | |
Пакистан | 2,1 | |
Сирия | 2,0 | |
Панама | 1,9 | |
Гватемала | 1,8 |
9) Параллельно идет процесс опустынивания. Он ежегодно изымает из сельскохозяйственного производства около 6 млн. га земель. Назовите территории, в которых процесс опустынивания проявляется особенно сильно. (Сахельские страны Африки, расположены на границе Сахары и саванны).
10) Многие страны мира сталкиваются с серьезными водоресурсными проблемами, которые заключаются не только в количественной нехватке воды, но и в дефиците чистых пресных вод. Назовите наиболее загрязненные реки и озера мира. (Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр, Ладожское озеро, озеро Балхаш).
11) Негативные изменения окружающей среды в различных странах имеют свою специфику. Попытайтесь в этой связи проанализировать особенности экологических проблем в высокоиндустриальных странах, с одной стороны, и слаборазвитых странах – с другой, и объяснить имеющиеся различия. Каковы должны быть, по-вашему, основные направления экологической политики высокоиндустриальных государств и слаборазвитых стран. В чем они должны совпадать, а чем могут существенно различаться?
12) Рассмотрите выдержку из буклета, подготовленного для американских школьников. Выразите свое отношение к подобным формам охраны окружающей среды. Актуально ли это для российских школьников?