Поведение итого урока

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока

 Обратите внимание на первую фразу: «Напишите по прочитанному тексту» и на последующую «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Вы можете получить дополнительные баллы и добиться более высокого процента на экзамене, если красиво и правильно оформите свою письменную речь. У Ивана Бунина есть такие слова:

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст»

Подготовка к восприятию исходного текста.

Чтение текста

В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел, военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова.

Вторая мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении Великой Отечественной войны именно теперь, в новом времени смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения.

... Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на Украине бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. Награждён боевыми орденами за мужество и отвагу. Служил. А уже ветераном был окружён уважением, как и всё люди его поколения, обретшие себя на войне в служении Родине. Похоронен в Киеве на военном кладбище Лукьяновском со всеми почестями, но не дожил до того времени, когда Семён Бандера стал на Украине национальным героем, а флаг с трезубцем — национальным флагом этой страны. Два года назад в квартиру в Киеве, где одна живёт теперь бабушка, пришли якобы музейные работники и попросили награды деда для музея. Так как о деде давно никто не вспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский иконостас. После засомневалась, что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. Вот так был обворован мой дед уже после смерти, как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько прибыльным товаром, что ради них рискуют идти даже на воровство.

Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы оставлены, как раны, ею самой, нашей священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обкраденной тысячами собственных нравственных уродов.

(О. Павлов)

 Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

1. Повторение теоретических знаний о тексте

Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (…._

-Заметьте; один из важных признаков текста- информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания; 3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам) Если вы сумеете научится «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

-Давайте снова обратимся к тексту. Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? (Вторая мировая война – своя у каждого народа. Но чуждое и родное смешалось.Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века…»

2 абзац – «Дед участвовал в уничтожении бандеровских банд, считавших фашистским отребьем… Степан Бандера стал национальным героем. Дед обворован уже после смерти»

3 абзац - «священная война со злом сброшена со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов»

- О чем же этот текст? (текст – горькие размышления автора о том, что священная для нас ВОВ «сброшена в конце века со многих пьедесталов» и «обкрадена тысячами собственных нравственных уродов» (значительно принижается роль русского народа в победе

2.Формулировка проблемы

-Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста».

-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Перечитайте последний абзац. Какой вопрос, поставленный автором текста, является главным? («Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?»)

-Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны

(1 способ: О. Павлов поднимает проблему осквернения памяти о ВОВ.

2 способ: «Когда станет ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе такую же праведность, какую осознавали те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?» Именно эти вопросы волнуют известного публициста О.Павлова)

Справка: праведный –Проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости.

-Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 бал по К1.

3.Составление комментария проблемы.

Давайте вспомним, что такое комментарий?

Справка

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

-К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)

Справка (проблемы)

-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в последнее время о является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ и телевидении)

-Почему эта проблема привлекла внимание автора?

-Кого особенно интересует эта проблема? (Русских людей, потому что ВОВ – священная для русского народа война и любые попытки принизить ее значение воспринимаются нами как попытка унизить наше национальное достоинств)

- На каком материале автор рассматривает проблему? (Павлов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)

-Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)

-Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме? (Его возмущен тем, что происходит и это чувствуется во взволнованной, эмоциональной манере письма. Он старается привлечь внимание читателя к проблеме, используя ряд риторических вопросов. Его до глубины души возмущает то, что «его дед был обворован после смерти» собственными нравственными уродами)

-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить про К2 – 2 балла! И делаем следующий шаг –

4. Формулировка авторской позиции

Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться». Давайте вспомним, что такое позиция автора?

Справка Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

Справка «Как может быть выражена авторская позиция»

-Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)

-Какова же авторская позиция? (Автор возмущен тем, что в наше время оскорбляется память о войне, оскорбляется не только поведением стран бывшего СССР, которые делают национальных преступников героями, но и поведением тысяч русских людей, которые идут на преступления ради наград)

-В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко в предложении: священная война, со злом сброшена в конце века со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов»)

-Согласны ли вы с мнением автора?

-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. И выразили вое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл

5. Аргументация собственного мнения.

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

Справка.

- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты)

Поведение итого урока

Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.

Заключительное слово

А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». А если затруднения возникнут, то можно обратиться к словарю.

 Д/з: написать сочинение-рассуждение-«Они всегда будут в наших сердцах» бесмертный полк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: