Длительный исторический период,начавшийся с укрепления христианства во 2 веке и продолжавшийся вплоть до конца Восточной Римской империи (Византии — взятие Константинополя в 1453 г.), называется Средневековьем.
Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (V-XV вв.).
1. Связь философии и религии. Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога(Бог понимается как единое и уникальное).
Теоцентризм - Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.
|
|
Основными принципами средневековой философии были:
•креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего (Источник всего сущего – Бог. Он сотворил мир из ничего. Весь мир – свободный дар Бога);
•провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека;
•теодицея – как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла;
•ретроспективность — все истины уже известны, они содержаться в священном писании;
•символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета: 1) экзогетичность (экзогеза — истолкование) — в тексте священного писания скрыта истина
• 2) герменевтика - восстановлении первоначального смысла в текстах.
Христианский бог недоступен для познания, но он раскрывает себя человеку и его открытие явлено в священных текстах Библии, толкование которых и является основным путем познания. Изучение писания привело к созданию специального метода интерпретации исторических текстов, получивший название герменевтика. Таким образом, знания о созданном мире можно получить только сверхъестественным путем и ключом к такому познанию является вера.
•откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.
•дидактичность — учительность; учитель, раскрыв истину, должен преподнести её своим ученикам. Общая установка на образование, воспитание и продвижение по жизни к спасению, к Богу. Форма - трактат, диалог учителя и внемлющего ученика. Главное качество - энциклопедичность, прекрасное знание Святого писания и владение в совершенстве формальной логикой Аристотеля.
|
|
•Сочетание иррационализма с рационализмом.
Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, вследствие своего всемогущества. В средневековой философии действительным бытием может быть только бог. Он вечен, неизменен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего. В отличие от бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря богу. Отсюда изменчивость мира, его текучесть и несамостоятельность.
Еще в 5 веке (христианство уже господствующая религия в Греции и Риме) было сильно влияние философии неоплатонизма, враждебного христианству.(Нехристианские философские школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений философов идеалистов древности. Так возникла литература апологетов (защитников) христианства, а за ней возникает патристика – сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства.
Со 2 века греческие апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианство. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы, которые ставила и предшествующая греческая философия, но дает более совершенное их разрешение. Видный апологет – Тертуллиан (из Карфагена, 2в.) - существует непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и человеческой мудростью. Они наметили круг вопросов, которые стали основными для христианской философии (о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души, разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов. Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетика иррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит о непостижимости разумом религиозных догматов.
Этапы средневековой философии:
1.Ранняя патристика (апологетика) II – III вв. Период утверждения христианства. Церковь ещё гонима. Задача: показать нелепость языческих верований. Возникает догмат о триединстве Бога. Основная проблема: отношение веры и разума.
Священники пишут апологии, их цель — убедить язычников в том, что христианство совместимо с идеями стоицизма, а так же выполняли пропагандистскую функцию.
Апологеты:
Юстиан, Климент — вся предыстория человечества — подготовка к принятию христианства, следовательно христианство должно впитывать в себя все лучшее предыдущих поколений. Что выше: разум или вера?
Татиан, Тертуллиан — считали, что христианам нечему учиться у язычников, т. к. ничего своего, оригинального греки не имеют. Греко-римская цивилизация развратила человека. Греческая религия аморальна. «Там, где абсурд нужно верить, а не размышлять.»
2.Классическая патристика IV – V вв. - Святость жизни, ортодоксальность учения, признание церковью. Вырабатываются догмы. Язычники принимают христианство, однако среди христиан есть разногласия.
Отцы церкви:
восточные (каппадокийцы): Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский.
Западные: Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Аврелий Августин.
Именно Аврелию Августину (354-430) удалось создать теологическую теорию, которая вплоть до 13 века считалась образцовой: Бог — это не абстракция, а личность, обладающая разумом и волей. Бог — творец, мир — его творение. Бог — вечен. Мир сотворен из нечего — креационизм. Мир несовершенен, но почему Бог создал его таким? Когда идеи воплощаются в материю, то они искажаются (не потому что Богу противостоит зло). Зло — из-за недостатка добра. Бог все знает наперед. Бог не вмешивается, дает человеку сделать выбор. В душе есть 2 составляющие части: разум и воля. Что важнее? - разум. Если разум не подкреплен верой,то он опасен.
|
|
Почему человек греховен? Вкусив плод с дерева добра и зла, человек устыдился, т. к. он противопоставил свою волю воле Бога. Воля должна направлять разум. Поэтому научные исследования должны иметь нравственный характер.
3.Схоластика VI - XIV вв. - религиозная философия, разрабатывающая рациональную методику обоснования христианских догматов. Положение веры должно быть совмещено каким-то образом с разумом человека. Чтобы вера была разумной, а не слепо фанаточной.
Возникают учебные заведения, предпринимаются попытки доказать существование Бога с помощью логических приёмов.
В схоластике выделяют 4 фазы:
1) первая фаза - VI — IX вв. - открывается трудами Боэция и заканчивается произведениями Эриугены. Боэций — первый схоластик, его основное сочинение «Утешение философией», написанное в тюрьме. Он брал понятие из глубокой философии, что понятно не каждому. Больше похожи на трактаты логики.
2) вторая фаза — X — XII вв. - отмечена талантами Ансельма Кентерберийский и Пьера Абеляра. Ансельма Кентерберийский защищал онтологическое доказательство существования Бога. У каждого человека есть представление о наисовершенейшем существе. Следовательно, Бог существует. Его ошибка заключалась в отожествлении этого существа именно с Богом. Центральное место в его учении занимает вопрос о воле. Добрая воля дана человеку Богом, она является предпосылкой свободной воли. Важно не допускать отклонения свободной воли от доброй.
Пьер Абеляр — настаивал на тщеславном выяснении значения слов, развивает концептуализм.
3) третья фаза - XIII в. - золотой век схоластики — Фома Аквинский (1221-1274) — тщательно строит теологическую систему, ориентируясь главным образом на Аристотеля. Считает Бога — актуальным бытийствованием. Переносит акцент с сущности на существование. Он полагает, что в Боге существование совпадает с сущностью. Мирское же не необходимо, а случайно.
|
|
4) четвертая фаза - XIV в. - отмечена трудами Уильяма Оккама — последовательный номиналист. Мысли представляют собой знаки, которыми человек замещает объекты. Естественное познание не идет дальше знаков. Теология иррациональна. Симпатии Оккама явно находятся на стороне философии и науки. Теологию он не отрицает, но характеризует ее с явным скептицизмом.