Воспитательная функция

Важную роль играет воспитательная функция философии, которая в ытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека.

Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности.

 

В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части.

 

Прогностическая функция

Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности.

 

Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.

Методы философии

Метод философии – средства, с помощью которых осуществляются философские исследования.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», и носящих абсолютный характер. Данный метод присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью не получение истины, а получение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы, например, в Германии.

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

Рационализм — философский метод и направление в философии в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то ость, выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению. а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.).

 

 

Вывод

Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к ее идеям, стремиться выявить, постигнуть и развить глубинные смыслы своего собственного бытия.

Философия есть творчество в понимании человеком жизни и обеспечении ее достоинства. Философия направлена против краха, кризиса, упадка цивилизации, культуры и духовности человека.

Философия есть творчество в обретении человеком свободы и ответственности. В современном мире с его многообразием знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров осуществление желаемого синтеза сопряжено с определенными трудностями.

Но решать философские проблемы надо, ибо в противном случае человеку уготовлено безвольное барахтанье в оврагах технократизма и моральной неполноценности.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:

 

1. Кондратьев К.В. Введение в философию: учебное пособие. – Казань: Казан. ун-т, 2015 https://kpfu.ru/staff_files/F491976167/82_90_001060.pdf

 

2. Кочеткова Л.Н., Матронина Л.Ф., Гладышева Е.В. Философия: учебник. – М.: МИРЭА, МГУПИ, 2015. http://www.philosophy.mirea.ru/upload/iblock/a4c/uchebnik_filosofiya.pdf

 

3. Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для бакалавров. – М., Изд-во: Юрайт, 2014 http://www.library.fa.ru/ve_files/works/Lavrinenko.pdf

 

4. Шестаков А.А., Стоцкая Т.Г. Философия в таблицах и схемах: учебное пособие. – Самара, Изд-во: Самарский ун-т, 2014 http://repo.ssau.ru/bitstream/Uchebnye-posobiya/Filosofiya-v-tablicah-i-shemah-Elektronnyi-resurs-ucheb-posobie-dlya-bakalavrov-i-specialistov-pdf

5. Шадрин А.А. Философия. Преконструкты курса лекций: учебное пособие. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2017 http://f-iis.udsu.ru/files/kafedra-filosofii/metodicheskie-izdaniya/.pdf

 

6. Философия Общества https://fil.wikireading.ru/37925

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: