Классическая ф-ия и её место в историко-философском процессе. Философские позиции Канта, Гегеля, Фейербаха

 

Классическую форму идеализма представляет немецкая классическая ф-ия, представителями которой являются: Кант, Гегель, Фейербах, Фихте, Шелленг. Идеализм выражает убеждение, что процессы возникновения нового в материальном мире невозможны сами по себе, они вызываются духовными силами, которые пронизывают весь чувственно воспринимаемый мир и являются первичными формами всего, что может существовать. Так как материя неодушевлена, то она бесформенна, инертна. В ней возникают различные предметы, если материя оформляется первичной духовной формой.

Кант (1724-1804). Человек существует до тех пор, пока он пытается осознать себя. Для этого надо ответить на ряд вопросов. История и культура человечества есть поиск ответов на эти вопросы. Можно сказать, что энергия этого поиска - главное, что позволяет человеку быть человеком. Вопросов возникает много, но среди них есть минимум принципиальных вопросов, которые обойти нельзя. Они обуславливаются в любой культуре и особенности понимания этих вопросов определяют своеобразие культуры. Наиболее четко эти вопросы сформулировал Кант: Что я могу знать? Что я должен знать?

На что я могу надеяться? Что такое человек?

В устройстве человеческого сознания Кант выявил особенность, которая часто заставляет людей принимать заблуждения за истину. Когда мы что-то думает или чувствуем, то в смысле или в чувстве что-то содержится, но мы одновременно осознаем, то что думаем или чувствуем. И в большинстве случаев действительное содержание мысли или чувства и то, что мы о них думаем различаются. Это различие устранить невозможно. Его лишь можно обнаружить и учесть в результате философского анализа. Кант эту особенность работы нашего сознания назвал проблемой "вещи в себе, вещи для нас".

Кант установил, что существуют проблемы, которые неразрешимы средствами человеческого интеллекта. Это антиномии. Они противоречат друг другу, но одинаково доказуемы. Например: мир конечен во времени и пространстве, мир бесконечен во времени и пространстве. Существуют неделимые элементарные частицы-их нет, все что происходит имеет причину-существуют события происходящие беспричинно. Если антиномии разрешимы, то не интелектом, а как-то иначе.

Кант так же показал, что человеческое в человеке, особенно нравственность не выводимы из его природных свойств, а предпологает особенные направленные усилия, если этих усилий нет, нет и человека, если оно недостаточно интенсивно-в мировоззрении человека отсутствуют четкие нравственные и другие критерии. Роль Канта в ф-ии такова, что все последующие философы так или иначе обращались к нему.

Гегель (1770-1831).

Это самый влиятельный представитель школы и ф-ии нового времени вообще. Можно сказать, что он исчерпал возможности ф-ии своей эпохи и после него начался поиск нового стиля философствования, результатом которого является современная ф-ия. Гегель создал грандиозную систему, в которой показал человека, общество и природу в движении, изменений и развитии. Он разработал диалектику, как учение о развитии и как метод исследования. Суть учения Гитлера. В мире есть развитие потому, что он пронизан творческими силами. Эти духовные силы существуют независимо от материи, но чтобы оформить, осознать самих себя, они должны на что-то опереться, нуждаются в сопротивлении, то есть в чем-то противоположном.

Поэтому идеи как бы конденсируются, выпадают в материальное, природное, развиваясь в нем. Все материальное является более или менее современным отпечатком, овеществлением этих идей или первотипов. Пройдя цикл развития в плену природы, идеи освобождаются и возвращаются к самим себе. Способ их возврата-история культуры. Суть истории культуры есть история освобождения возрастания свободы. Соответственно высшая цель человека состоит в том, чтобы в самом себе полностью охватить и запечатлеть идейный мир. Осуществить свою собственную идею. Поэтому кому это удается достигает идеала. Согласно Гегелю любое развитие происходит по схеме:

-тезис (утверждение или полагание)-антитезис (отрицание тезиса)-синтез (отрицание отрицания, слияние противоположностей). Поэтому философская система состоит из трех разделов: -логика (есть идея сама по себе, в чем ее сущность, законы ее формирования)

-ф-ия природы (характеристика развития идеи, воплотившейся в природе) -ф-ия духа (стадия возврата, идеи к самой себе, через развитие духовной культуры и гуманитарного знания)

Фейербах (1804-1872).

Он восстанавливает в правах материализм, но видоизменяет его. Если у французских материалистов основным было понятие материи, то Фейербаха понятие человека, характеристики которые определяются особенности его природы, телесного человека. ("Антропологический материализм. "). Учение Фейербаха было реакцией на идеализм Гегеля, где отдельный человек оказался случайным, малозначительным.

Новое время утверждало закономерность мироздания и одновременно бесконечную ценность человека. Теоретически согласовать эти положения очень сложно, так же сложно реализовать практически. Именно этого хотел Фейербах. Образно говоря ф-ия нового времени -это диктатура разума. Предполагалось, что разумом, как рентгеном, можно просветить все точки мира и человека, и сам человек это разум.

Если же психическая и телесная организация как бы вторична и малозначна. Но реально от нашей биологической природы никуда не уйти. И разум не в состоянии подчинить себе полностью человеческие эмоции. Поэтому нельзя начинать с разума и свести человека к разуму. Фейербах берет за основу телесность человека, которая требует полноты жизненных условий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: