Современная западная философия («Философия жизни», экзистенциальная философия, психоаналитическая философия, религиозные ориентации, исторические формы позитивизма)

 

Ф. Ж. выступала за реабилитацию жизни, против ее ущемления и обеднения рассудочными, политич., экон. и иными утилитарными подходами. Понятие "жизнь" заменяет понятие "бытие". В Ф. Ж. можно выделить 3 основ. школы: академическую "ф. Ж"(Дильтей, Зиммель), "творческую эволюцию" Бергсона, "философию воли" Ницше. Ак. Ф. Ж. Действительность - это чистое переживание, вне которого действительности не существует. Объект познания - жизненный опыт. Предст-ли ак. Ф. Ж. провозглашают методом "наук о духе" непосредственно переживание истор. событий. В их системах "науки о духе" принимают форму герменевтики. По Дильтею, историк должен не просто воспроизвести истинную картину событий, но и "пережить" ее заново. Центр. понятие фил. учения Бергсона - жизненный порыв. Жизнь - это непрерывный творч. становление. Материя - косное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Эволюция мира становится творческой эволюцией. Мир - единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Познание жизненного порыва возможно только на основании интуиции. Создателем этической интерпретации "ф. ж. " явл-ся Ницше. Он развил конц. "воли к власти" на основе конц-ии "воли к жизни". "Жизнь стремится к максимуму воли власти".

Экзистенциализм - "философия существования". Представители: Хайдеггер (1889-1976) и Ясперс (1883-1969) - Германия, Марсель, Сартр, Камю - Франция Центральная проблема - обращенность к человеук, проблема свободы. Э. возник и распространился в конкретной полит. и духовной ситуации, в периоды соц. дискомыорта - после 1 и 2 мировой войн, "холодной войны", при наступлении реакции, когда возникала угроза существованию человечества, свободы. Э-ты кацентировали внимание на вопрос "как стать человеком? " Решение вопроса о становлении человека раскрывается через понятие "существование", "экзистенция" категория существование предполагает наличие человека "здесь" и "теперь" через внутренне соотнесение себя с собой. Существование - это реальное течение его жизни. Категория "экзистенция" была введена датским фил. Кьергером и обозначает глубинную основу, первозданность, сущность существования, неповторимость человека и его судьбы. Отношения и связи человека с миром рассматр. через призму чел. эмоций, в основном отрицательных.

Религиозная философия уже по определению сопрягает все проблемы с учением о Боге, как совершенном бытии, абсолютной реальности, чья свободная воля прослеживается в истории и культуре. Центральная проблема современной религ. философии - проблема человека. Основной предмет исследования в персонализме - творческая субъективность человека. Объяснить ее можно только через ее причастность к богу. Человек всегда _личность, персона.. Его суть - в его душе, которая фокусирует в себе космическую энергию. Душа самосознательна, самонаправляется. Люди живут разрозненно и впадают в крайность эгоизма, другая крайность - коллективизм, где личность растворяется в массе. Основные вопросы неопротестантских философов - о познаваемости Бога и своеобразия христианской веры. Но познание бога связано с познанием себя. Поэтому учение о Боге выступает в форме учения о человеке. Вывести из состояния страха и тревоги может только религия. Она оставляет человека наедине с Богом, и тем самым приобщает его к высшему миру. Важная задача неопротестантизма - создать теологию культуры, которая бы с позиции религии объясняла все явления жизни. Наиболее влиятельная религиозно-философская школа - неотомизм. Его теоретический фундамент составляет учение Фомы Аквинского. Главные принципы его философии сохранились без изменений: это идея гармонического единства Веры и знания, религии и науки, признания ценностей двух истин - истины разума и истины веры, и мысль о превалировании теологии над философией.

О. Конт (1795-1857): - позитивизм "Наука в философии не нуждается, так как способна самостоятельно решить все проблемы" Человеческое сознание направлено на изучение внешнего мира. Подлинное знание - знание, полученное эмпирическим путем. Ф позитивизма - методология научного познания. Она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать лишь на вопрос как. Только в этом случае наука может стать позитивной. Логический позитивизм ставит 2 задачи: 1. исключить из науки все положения к-е не имеют смысла и возникают в результате неправильного употребления языка 2. создать идеальное логическое средство осмысленного рассуждения.

Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его специальное изучение и философское толкование. З. Фрейд (1856-1939) утверждает, что многие функции нашего тела, связанные с деятельностью мозга, осуществляются бессознательно (в снах, оговорках, описках). Это низшее бессознательное. "высшее" бессознательное - процесс творчества Бессознательное состоит: 1. сексуальный инстинкт (либидо) 2. инстинкт агрессивности 3. -- жизни 4. -- смерти Инстинкты, ориентируя человека на удовольствия, определяют характер его деятельности Подавление инстинктов влечет патологические явления. Общество - продукт 3 переменных 1. необходимость 2. дуалистическая пара инстинктов - любовь и смерть 3. различные институты и идеалы Соц жизнь - борьба между секс. инстинктами и общественной моралью, след. человек не создан для общества, в то же время он в нем нуждается Идеальное общество - отсутствует всякое принуждение личности, свобода в полном смысле. Цель жизни - борьба за выживание.

 




double arrow
Сейчас читают про: