Природное, социальное и духовное в человеке. Проблема жизни и смерти, бессмертия в духовном опыте человечества

 

Духовность человека проявляется: 1. в уникальности чел. индивидуальности и самоценности 2. в сопричастности к универсальности, целостности космоса Человек соотнесен с внеш миром и одновременно обособлен от него. Утрата смысла жизни всегда рассматривалась как одна из величайших трагедий, как потеря главной точки опоры. В центре внимания любой подлинной культуры всегда стояли задачи поддержания соответствия между обществом и природой, гармонизации внутр. мира человека. В поиске гармонии люди отдают предпочтение либо внешней, либо внутр. гармонии. Очевидно, смысл жизни заключается не в противопоставлении внутр и внеш гармонии, а в их взаимодополняемости. Согласно Хайдеггеру, сущность чел. бытия заключается в страхе перед потерей жизни. В русской религ фил смерть - таинство поглощения времени вечностью, соединение человека с Богом. Смысл смерти - создать условия для обогащения жизни, ибо, прогресс возможен лишь в форме пост. смены индивидов. Неизбежность ухода делает жизнь не абсурдной, а, напротив содержательной и ответственной. Диалектико-мат фил видит смысл жизни человека во всестороннем развитии своих способностей, внесение личного вклада в историю, в прогресс общества. Относительное бессмертие дано только обществу, а не отдельному индивиду. Толстой писал о неизбежности биол. смерти и утверждения нравственного, духовного бессмертия человека. Кюри рассуждал о научном бессмертии, о бесконечном существовании человека через жизнь остающихся после него идей. Современный интерес к проблеме смерти обусловлен:

1) ситуацией глобального цивилизац призиса, к0й может привести к самоуничтожению чел-ва 2) изменением ценностного отношения к жизни и смерти в связи с общей ситуацией на Земле Встал вопрос о праве не только на жизнь, но и на смерть (эвтаназия) В совр. представлениях возобновляется идея о нетленной душе, субстанции (закон сохранения энергии) Полное уничтожение психич. энергии невозможно. Абсолютного небытия нет, есть относительное небытие. Виды относительного небытия: а) в генах потомства б) мумификация тела в) растворение тела и души умершего во Вселенной, вхождение их в вечный круговорот материи г) результат жизненного творчества человека Духовность служит связующим звеном, микрокосмоса с макрокосмосом Человек не может стать духовным без необходимых соц и природных основ. Высший смысл чел. жизни - саморазвитие человека через реализацию тенденций саморазвития мира. Реализация смысла жизни возможна лишь в одной цепочке "человек-человечество-природа", что реально ведет к всестороннему развитию человека. Всесторонность - мера охвата человеком элементов названной системы, достижений культуры человечества. Гармоничность - мера согласованного освоения субъектом культ. ценностей. Целостность - мера их единства между собой. Целостность человека выражается также в противоречивых и постоянно гармонизируемых отношениях между его прир, общество и внутр дух миром.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: