Бытие духовного. Соотношение индивидуального, личного и общественного сознания

 

Бытие духовного: 1. бытие индивидуализированного духовного. Без глубоких убеждений, идей опустошится внутр. мир человека. Человек сам формирует свой духовный мир: поиском влекущих его идеалов, переживая иерархию нравственных ценностей и эстетических предпочтений, т. е. аксиологически; стремясь получить максимально адекватное представление о мире, в котором живет, т. е. гносеологически; конструируя проекты преобразования мира и себя в нем(праксиологически). Идеальное не существует без его материальных носителей: любые психич. акты сопряжены с физиологической деятельностью мозга, а творения духа невозможны без материальных компонентов. Идеальное выражается и передается материальными средствами. 2. бытие объективного духовного. Смертные люди порождают бессмертные идеи, которые обособляются от индивидуального процесса сознания. Начинается жизнь идеи. Самые ценные идеи отбираются, накапливаются образуя духовное богатство цивилизации. Материализация духовного через действия в предметах и процессах зависит от наличия материальных средств для реализации духовного и т правильности отражения. Человеческий способ существования - это неприкращающийся процесс материальной и духовной жизни. Сущность первой состоит в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей в одежде, пище и т. д. Сущность второй - деятельность, удовлетворяющая потребности людей в познании, творчестве и т. д. Основу духовной жизни составляет духовное произ-во, т. е. разработка взглядов и представлений, теорий, концепций и др. идейных образований и ценностей. Область духовной сферы образует определенную целостность. Важную роль в этой целостности играет воспитание и образование, которые выступают как необходимые пути и условия приобщения человека к культуре, потреблению духовных ценностей и к творческой деятельности. Понятие "духовная жизнь" раскрывает процесс соц. деятельности людей и их отношений, дают представление о функционировании общества. Оценка духовных процессов в об-ве может быть сделана на основе рассмотрения понятия общ. сознания.

 

 

Основные формы общественного сознания.

 

По мере расширения практической деятельности людей общ. С. стало выполнять различные соц. функции(познавательную, этическую, эстетическую) и соответственно дифференцироваться на особые формы, отличающиеся по предмету и способу отражения реальной действительности. Исторически сложились следующие формы общ. С.: 1. политическое 2. правовое 3. моральное 4. эстетическое 5. религиозное 6. атеистическое Политическое сознание - это систематизированное, теоретическое выражение взглядов определенного класса на политический строй об-ва, формы государства, отношения между различными классами, соц. группами, на их роль в жизни об-ва и отношения с др. государствами и нациями. Политические идеи выражаются в основополагающих документах - конституциях, программах, декларациях, лозунгах политич. организаций, в теоретической и пропагандистской литературе. Под влияние полит. С7 формируются полит. взгляды народа. Правосознание - это совокупность убеждений людей относительно правомерности и неправомерности поступков, прав и обязанностей членов об-ва, справедливости или несправедливости тех или иных законов. Оно проявляется как в виде представлений членов об-ва о законном и незаконном, так и в виде правовых теорий - идеологических форм права. Моральное сознание составляют взгляды об-ва на те или иные поступки людей, выражающие их оценку с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, честности или бесчестия. Мораль связана с правосознанием, однако моральные нормы отличаются от правовых. Правосознание оценивает поступки людей, исходя из действующего права, закрепленного законом и поддерживаемого гос. принуждением. Мораль же основывается на внутреннем убеждении и охраняется общ. мнением. Она объединяет совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении в семье, коллективе, в об-ве в целом. В содержание морали входят нравственные убеждения, чувства и привычки, образующие в совокупности нравственное сознание личности. Осн. категории морали - добро, зло, совесть, долг, честь, счастье, достоинство.

Исторические типы морали: 1. первобытно-общинного строя, основные принципы которой - коллективизм, чувство собственного достоинства, дисциплина, наряду с ними существовала кровная месть и людоедство. 2. рабовладельческого строя, основные принципы - индивидуализм, эгоизм, прямота, мужество, храбрость, и жестокость 3. феодального общества - религиозные убеждения, презрение к физическому труду, жестокость к инакомыслящим, инквизиция, закрепощение женщины 4. буржуазная - бережливость скромность, воздержание, труд, индивидуализм, эгоизм, лицемерие, двуличие 5. мораль коммунистического об-ва-коллективизм, гуманизм, интернационализм Эстетическое сознание - это форма общ. С., в которой осуществляется эстетическое отражение человеком общ. жизни и природы в художественных образах и картинах. Осн. категории эстет. сознания - прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Религиозное сознание - фантастическое, иллюзорное отражение в сознании людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. Она связана с верой в сверъестественные существа и отправлением соответствующих обрядов. Главный признак религ. сознания - вера в сверхестественное. 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: