Специфика социального познания. Общество как объект познания

 

Общество - это подсистема объективной реальности. Его специфика определяется способом бытия человека, взаимодействием людей, их сознат. трудовой деятельностью. Первоначальной значение понятия "общество" - общность, союз, сотрудничество. Аристотель называл человека "психологич. животное", имея в виду, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество.

Принципы совр. соц. -гуманистического знания: 1. отказ от одноканального, однофакторного подхода к обществу. Гуманистич. культура - культура альтернатив, действия, ценностей. Человек никогда не может быть средством, он всегда цель. Цельдолжна корректироваться уникальностью конкретной ситуации. 2. Учитывается взаимосвязь научного и ненаучного знания. Предполагается взаимосвязь рац. и иррац. факторов. В жизни больше иррационального. Чем больше в жизни рац-го, тем больше закабаляется человек. Признание различных типов рациональности, к-е исходят из различных картин мира. 3. Необходимо учитывать связь истины и ценности. Возможна конкуренция правд. Истина в соц. познании постоянно корректируется. Приобретает особую роль оценочный подход. Интересы оказывают влияние на результаты соц. познания - взаимодействие S и О, выступают как S и О соц. познания. В естественных науках S и О четко разделены. В соц. сфере S и О четко не разграничены, т. к. изучаютсами себя - человек включается в О. Оющество - это система отношений, к-е опосредованны ценностями. В об-ве различают: 1. мат. отношения (1 уровень) - складываются помимо воли и сознания людей.

2. духов. отношения - независимы от мат. отношений, имеют свою логику существования, центр - человек. Способ существования общества - взаимодействие этих 2 отношений. Познание любого объекта - это познание закономерностей его существования. Общество не исключение. Проблема закономерностей общества сложнее закономерностей природы. Общ. необходимость не существует как жесткая предопределенность, т. к. чел. усилия способны приводить к возникновению новых, непредсказ. ситуаций.

В обществе сущ. различные соц. силы, которые борются за свои пути, в нем образуются альтернативные варианты чел. деятельности. Соц. законы проявляются в действии людей и затрагивают их интересы. Законы общества и законы природы носят объективный характер. Выделяют: 1 наиболее общие законы - охватывают все основные сферы жизни общества и функционирования на протяжении всей истории

2 особенные законы. действующие в одной или нескольких сферах на ряде историч этапах 3 частные законы - присущи отдельным сферам в рамках опред ступени развития общества (закон прибавочнойстоимости) Общественные законы носят динамич. характер закономерностей. Общ. законы носят статист. закономерн.Соц. необходимость проявляется как вероятностный процесс зарождения в действительности определенного вида возможностей, выбора и дальнейшей реализации. 1 Мировоззрение: понятие, структура. Проблема субъекта мировоззрения. Жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами осн. жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Но мировоззрение - это не все взгляды и представления об окруж. мире, а их предельное обобщение. Субъектом М. реально выступает социальная группа и личность. М. человека, сообществ, групп, личностей подвержено историч. переменам, след. М. каждой эпохи имеет как типовые суммарные черты, так и черты характерные данной эпохе. Сущ. 3 типа мировоззрения: 1 Житейское (обыденное) 2 Философское 3 Религиозное Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественно-научных, соц. -исторических, технич. и фил. знаний. В состав мировоз. входят обобщенное знание: - повседневное (жизненно-практич) - профессиональное - научные Чем солиднее запас знаний, тем более серьезную опору может получить соответст-е М. Познанием движет стремление к истине - объективному постижению реального мира. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические идеалы. Познавательный и ценностный способы освоения мира в чел. сознании должны быть уравновешены, приведены в согласие, также как и др. "полярные" аспекты: чувства и разум, вера и сомнения. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы и их взаимосвязи. Уровни М.: Мироощущение - эмоц-психологич сторона Мировосприятие - Миропонимание - познавательно-интеллектуальное Мироощущение определяет эмоциональный мир человека В М. входят: разум и чувства, воля, убеждения, уверенность, сомнения, критичность

Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненн. устремлениям. Условие переплавки взгляда в убеждение - возрастающая степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон чел. веры широк - от практич. (жизненной) несомненности до религ. верований и легковерного принятия нелепых вымыслов. Сомнение - обязат. моментф самостоятельной, осмысленной позиции в области М. Догматизм - фанатичное безоговорочное принятие той или иной системы ориентации без собственного анализа. Скептицизм - неверие ни во что, утрата идеалов. Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание Жизненно-практическое М. неоднородно, т. к. неоднородны - по характеруобразования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по нац., религиозным и др. традициям - его носители. Своеобразной разновидностью ж-п М. являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний людей в различных сферах деятельности: - мировоззрение ученых, инженеров, чиновников М., выраженное в его обыденных, масслвых, элементарых проявлениях, заключает: - богатую " память веков " - убедит. жизненный опыт - навыки, традиции - Множество предрассудков Такое миропонимание слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений, современных "мифов", целенаправленного воздействия отд. соц. групп. Житейское миропонимание носит стихийный хар-р, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью, не всегда выдерживается логика, эмоции могут захлестнуть разум.

На теоретич. уровне миропонимания осущ. критич. анализ, осмысление мыслей и действий. Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: