Социально-экономические предпосылки

Философия II половины XIX века

Конец XIX в и XX век – эпоха неклассической философии, даст целую плеяду замечательных мыслителей, которые значительно обогатили философию и культуру интересными идеями. Во II половине XIX века в западной философии возникает большое разнообразие школ, направлений и концепций.

Продолжением традиций немецкой классической философии будет неокантианство и гегельянство. Неокантианцы (Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) и Генрих Риккерт (1863-1936) сосредоточились на исследовании методов познания и истолкования исторических событий разных стран, народов и эпох. Гегельянцы, разделившись на два направления (религиозное и атеистическое), рассматривают проблему развития духа.

Однако, эти направления не будут ведущими в европейской философии. На первый план выдвинутся такие направления мысли как марксизм, иррационализм, прагматизм (в американской традиции), феноменология и позитивизм. Философия 2 пол XIX века приобретает неклассические черты, которые еще больше усилятся в XX веке.

Марксизм

Философией марксизма называют материалистическую философию Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Это философское направление имело как социально-экономические, так и теоретические предпосылки.

Социально-экономические предпосылки

В первой половине XIX века окончательно формируется капиталистический способ производства, и достаточно резко проявляются антагонистические противоречия между буржуазией и пролетариатом (новым классом наемных рабочих). Об этом свидетельствуют экономические кризисы, которые, начиная с 1825 года, периодически повторяются каждые 10-12 лет. Становится очевидным, что прогресс капиталистического производства неразрывно связан с усилением эксплуатации трудящихся, что накопление богатств одними членами общества неизменно ведет к обнищанию других. Формирование капиталистического производства и двух основных противоборствующих классов (буржуазии и пролетариата с разными социальными и экономическими интересами) являются социально-экономическими предпосылками философии марксизма.

Кроме того, можно выделить 4 теоретических источника марксизма:

1 английская классическая буржуазная политическая экономия (теории Адама Смита (1723-1790) и Давида Риккардо (1772-1823);

2 французский утопический социализм – мечта о справедливом обществе, возникшая еще в древности и особенно ярко выраженная мыслителями эпохи Французской революции;

3 немецкая классическая философия (прежде всего диалектика Гегеля и материализм Фейербаха).

4 достижения естествознания первой пол. XIX века:

- открытие клетки (Шлейден (растения) и Шванн (животные) (эта теория обосновала принцип единства материального мира),

- открытие закона о сохранении и превращении энергии Майера: химическая, механическая и тепловая энергии могут превращаться в друг друга в определенных количественных пропорциях, (эта теория обосновывает принцип единства мира, принцип материализма – несотворимости и неуничтожимости материи),

- теория эволюции Дарвина (теория обосновывала принцип развития материального мира).

Исторической заслугой марксизма является создание материалистической диалектики и материалистического понимания истории общества. Ранее что материализм был преимущественно метафизическим, а диалектика – идеалистической. Философы не видели связи материализма и диалектики.

Маркс и Энгельс утверждают, что диалектические процессы носят всеобщий характер, т.е. диалектичны мышление, природа, общество и материя. Материалистическая диалектика опирается на науку в описании мира.

Философия марксизма выступает против удвоения мира: разделение его на посюсторонний и потусторонний. Идеальное есть высший продукт эволюции материи. «Наше сознание и мышление, каким бы сверхчувственным оно ни казалось, является продуктом вещественного, телесного органа, мозга» (Энгельс).

Марксистская теория отрицает существование каких-то неизменных абсолютов, первоматерии, первовещества. Материя существует в виде качественно разнообразных, изменяющихся вещей, явлений. Основные формы существования материи – пространство и время. Они существуют объективно, вне и независимо от субъекта. Движение – способ существования материи, оно абсолютно, несотворимо и неуничтожимо. Благодаря движению различные формы материи превращаются друг в друга, составляя единый материальный процесс.

Основными законами диалектики являются закон перехода количества в качество, закон взаимного проникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.

Познание – непосредственный процесс отражения мира и воспроизведения его в человеческих ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях.

Ступени познания:

- чувственная (познание через ощущения, восприятия, представления)

- рациональная (познание путем понятийного мышления, суждений, умозаключений).

Человек познает мир и преобразует его в процессе материального производства. Практическая, трудовая, производственная деятельность людей – основа познания.

Религия рассматривается в марксизме как выражение бессилия человека перед лицом природы существовавшее в период первобытного общества, а в развитом классовом обществе как выражение подавленности трудящихся эксплуататорами и страха перед стихийными экономическими силами.

Господствующие классы и поддерживающие их религиозные институты распространяют религиозные верования для обуздания трудящихся масс. Энгельс считал, что религия не может быть устранена путем административных запретов, нападки на нее лишь помогут ей увенчать себя ореолом мученичества и тем самым продлить свое существование. Она должна прекратить свое существование естественным путем в ходе культурного и экономического развития общества.

Основные положения марксизма можно определить следующим образом:

1.Бытие определяет сознание.

2. Историю вершат массы, историческая личность появляется, когда в ней возникает необходимость. Она может влиять на конкретные проявления исторического развития, но не может определять ход развития истории.

3.История развивается ни по кругу, а по спирали. Каждый виток внешне повторяет предыдущий, но на более высоком уровне.

4.Все законы диалектики очень четко проявляются в развитии истории.

До появления диалектического материализма философы видели свою задачу в том, чтобы нарисовать общую картину мира. Такие системы носили созерцательный характер. Маркс считал, что философия должна стать активной, творческой силой, помогающей людям преобразовать их жизнь. Действенный характер марксистской философии – ее важнейшее отличие от всех предшествующих философских учений.

Противники марксизма упрекали этих философов в том, что явный классовый характер марксистской философии мешает им в познании истины.

ПОЗИТИВИЗМ

Одно из основных направлений философии XIX-XX вв. – позитивизм. Это направление сложилось в середине XIX в., после победы буржуазии в борьбе за политическую власть, в это время машинное производство приходит на смену ремесленному, усиливается интерес к научно-техническому знанию.

Исходная идея позитивизма – призыв к преодолению марксизма и идеализма. За образец для философии нужно взять эмпирическую науку, которая нейтральна по отношению к основному вопросу философии. Позитивисты утверждают, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе, нужных в практической жизни, приобретается за счет специальных наук.

Это знание они называют «позитивным знанием» и противопоставляют его традиционной философии как «метафизике». Вся традиционная философия должна быть упразднена и заменена специальными науками. Позитивизм объявляет себя учением, которое освобождает науку от догматизма.

Позитивизм имел длительную историю, в нем можно выделить:

- так называемый первый (или классический) позитивизм (Конт, Милль, Спенсер),

- эмпириокритицизм (или махизм) (Мах, Авенариус),

- неопозитивизм (который уже развивался в рамках философии XX в, философы «Венского кружка», Рассел, Витгенштейн),

- постпозитивизм (Поппер, Кун).

Различие между ними состоит в изменении отношения к основному вопросу философии (отношение сознания к материи, мышление к бытию, духа к природе): сначала они утверждали, что его невозможно разрешить, затем – что его можно преодолеть на основе нейтрального (не материалистического и не идеалистического) истолкования ощущений, и, наконец, было заявлено, что основной вопрос философии лишен научного смысла.

Первый этап позитивизма представлен такими именами, как Огюст Конт во Франции, Д.С.Милль, Г.Спенсер в Англии.

Основателем позитивизма был Огюст Конт (1798-1857), его идеи изложены в шеститомном труде «Курс позитивной философии» 1830-1842 и в работе «Дух позитивной философии» 1844.

Конт высказал мнение, что наука заменяет собой традиционную философию, объявил метафизикой всякую теорию, признающую существование и познаваемость объективной реальности. Наука должна ограничиться описанием внешней структуры явлений, ответить на вопрос, как протекают явления, а не говорить, чем они являются по своей сущности.

Во всех изысканиях следует стремиться к замене слова «почему» словом «как», т.е. он считает, что сущность и причины явлений – не известны и не доступны человеческому познанию. Описание явлений позволит нам вывести законы, что, в свою очередь, даст нам возможность предсказывать будущее течение событий.

Знаменитая формула Конта звучит так: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь».

Важным положением позитивной философии Конта является «Закон трех стадий» (или трех методов познания, которые проходит человечество в своем умственном развитии). Он говорит, что человечество пользуется последовательно тремя методами: теологическим, метафизическим и положительным. Отсюда и возникают три взаимоисключающих вида философии.

Первые два метода познания направлены на абсолютное познание вещей, а третий метод признает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений и стремится к познанию действительных законов явлений.

Господство религиозного мировоззрения сменяется отвлеченными спекуляциями философов, за которым следует разочарование и человек обращается к науке.

Теологической стадии развития общества соответствовал режим наследственных феодальных монархий, метафизической – подъем средних классов, увеличение влияния юристов, на позитивной стадии обществом будут управлять – философы позитивисты и финансисты-банкиры. Каждой из стадий соответствует своя эпоха гражданской истории: первой – военно-завоевательная, второй – оборонительная, третьей – научно-промышленная (или капиталистическая). Дальнейшая эволюция будет состоять в моральном возрождении человека.

Конт утверждает, что идеи управляют миром и переворачивают его.

Конт считал своей большой заслугой создание социологии как науки (сам термин был введен Контом). Конт защищал право частной собственности и считал, что возможна гармония в отношениях капиталистов и рабочих.

Конт формулирует нормативный принцип процветания позитивного общества: «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель».

Позитивные идеи Конта в Англии развивал Джон Стюарт Милль (1806-1873). Его наиболее значительная работа – «Система логики» 1843. Исходя из агностицизма Юма, Милль считает, что доказать существование внешнего мира невозможно; но в равной мере невозможно доказать, что внешний мир не существует. Милль говорит о материи как о постоянной причине или «постоянной возможности» вызывания ощущений, а сознание характеризует как «постоянную возможность переживаний».

Мир мы познаем через ощущения, простые идеи, рожденные ощущениями, наш разум комбинирует в сложные. Милль пытался доказать, что новое знание может быть получено только эмпирическими методами. Он считает, что даже математика основана на наблюдении и обобщении. Задача науки по Миллю – индуктивное упорядочение единичных явлений для выявления законов природы. Формальную логику он рассматривает как главное содержание философского знания.

Милль высказывает сомнение в достоверности человеческого познания. Знание, полученное через ощущение, несовершенно; знание, добытое методами индукции, не достоверно, а лишь вероятно. Милль считает целью человеческой жизни достижение счастья.

Еще один представитель английского позитивизма – Герберт Спенсер (1820-1903). Главное его сочинение «Синтетическая философия» полностью издана в 1896.

Основная идеологическая установка Спенсера – примирить веру и знание, науку и религию на почве агностицизма. Он утверждает, что все учения о происхождении и природе Вселенной (как религиозные, так и научные) – непостижимы.

Человек имеет дело только с явлениями. «Реальность, скрывающаяся позади всех явлений, нам неизвестна и навсегда должна остаться неизвестной». Спенсер признает, что есть мир сознания и мир, лежащий вне сознания. Он считает, что само развитие науки сталкивает ученых с неразрешимыми тайнами и тем самым подводит к религии. Тайна – последний шаг науки и первый шаг религии. Задача философии – систематизировать научное знание.

В своей социологии Спенсер уподобляет общество живому организму, общественная жизнь описывается им в терминах биологии. В этике Спенсер открыто утверждает эгоизм, правила морали определяются борьбой за существование. Но при этом он считает, что процесс эволюции постепенно приводит к преобладанию альтруистических побуждений над эгоистическими. Отсюда вытекает тезис: «Живи сам и давай жить другим».

Следующий (второй или махизм, или эмпириокритицизм – критика опыта) этап развития позитивизма связан с творчеством Эрнста Маха (1838-1916) и Рихарда Авенариуса (1843-1896), к нему примыкали также Карл Пирсон (1857-1936) и Анри Пуанкаре (1854-1912). Первые работы Маха и Авенариуса вышли в 70-е гг, но известность приобрели лишь в 90-е гг XIX в. Эмпириокритицизм не имел широкого распространения.

Философия Маха близка субъективному идеализму. Он, вслед за Беркли, исходит из того, что все существующее – это совокупность ощущений. Он выступает против понимания материи как объективной реальности. «Ощущения человека, также как ощущения разных людей, обычно взаимным образом зависимы. В этом состоит материя». Изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.

Прикрывая свой идеализм научной терминологией, махисты называют ощущения «элементами мира» и подразделяют их на физические и психические. Кроме того, они утверждают, что «элементы мира» могут быть в одном отношении физическими (огонь как совокупность определенных химических и физических процессов), а в другом психическими (огонь, вызывающий ощущение тепла и света). Махисты утверждают, что между физическими и психическими элементами существует неразрывная связь (то, что Авенариус называет принципиальной координацией).

Махисты утверждают, что их философия с помощью учения об элементах поднимается выше идеализма или материализма и не является ни тем, ни другим. Однако это представляется только терминологической маскировкой субъективного идеализма. В махизме завершилась тенденция отрицания основного вопроса философии.

Неопозитивизм и постпозитивизм будут развивать подобные идеи уже в XX веке.

ПРАГМАТИЗМ

Название этого философского учения произошло от греческого слова «прагма» - дело, действие. Это направление возникло в 70-е гг. XIX в. В США, его главными представителями были Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914), Уильям Джемс (1842-1910), Джон Дьюи (1859-1952).

Чарльз Сандерс Пирс – американский философ, логик, математик и естествоиспытатель. Его философские воззрения сочетают две противоположные тенденции: позитивистскую (эмпирическую) и объективно-идеалистическую, идущую от Платона и Шеллинга. Пирс отрицает врожденные идеи и интуитивное познание. Вслед за И.Кантом он утверждал, что исходным пунктом познания выступает «видимость». Наше знание об объекте, по Пирсу, всегда является незавершенным, опровержимым, гипотетичным.

Прагматизм выдвинул программу реконструкции философии. Философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания (как это считалось со времени Аристотеля), а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, в процессе их практической деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире.

Пирс рассматривает мышление как способ организма приспосабливаться к внешним условиям. Эта функция мышления противопоставляется познавательной.

Человек вырабатывает различные типы действий и привычек. Эти привычки, будучи осознанными, образуют веру. Вере противопоставляется сомнение – беспокойное и неприятное состояние, от которого человек стремиться как можно быстрее перейти к вере, процесс перехода от сомнения к вере Пирс называет познанием. Состояние веры полностью удовлетворяет человека (независимо от того истинна вера или ложна).

Чтобы верование было устойчивым, его должны разделять все члены общества. Это может достигаться упорством (отвержением критики), авторитетом или априорно. В истории, по мнению Пирса, это достигалось чаще всего с помощью авторитета.

Пирс опровергает механистический детерминизм и отводит большую роль «творчеству случайного» в движении и развитии сущего. Дух не только рационализирует мир, но и вносит в него любовь и гармонию, неотделимую от творческой способности.

Продолжатель традиций Пирса, Уильям Джемс – американский философ и психолог, утверждал, что философ ищет такой мир, который подходил бы к его темпераменту, и поэтому верит в любую соответственную картину мира. С его точки зрения, история философии есть история своеобразного столкновения различных темпераментов.

Джемс утверждал, что в философии можно встретить 2 интеллектуальных типа. Один из них «мягкий»: рационалист, оперирующий принципами, интеллектуал, идеалист, оптимист, верующий, индетерминист, монист, догматик. Другой – «жесткий»: эмпирист, оперирующий фактами, сенсуалист, материалист, пессимист, неверующий, детерминист, плюралист, скептик.

Джемс же хочет соединить честное научное обращение с фактами со старой верой в человеческие ценности.

С самого начала своей философской деятельности У.Джемс стремился разрешить противоречие между распространением естественнонаучного знания и религиозной верой. Он считал, что человеческая жизнь невозможна без религии, самые основы которой все более подрываются развитием науки.

Джемс называет материализм «мрачным, тяжелым, похожим на кошмар мировоззрением». Он считает, что религия нужна человеку для того, чтобы чувствовать себя в большей безопасности в ненадежной, полной случайностей Вселенной. Религия дает человеку силы для осуществления его планов. Интересно, что Джемс никогда не утверждал, что Бог существует.

Вера в бога выгодна, говорит Джемс, если я верил в религиозную гипотезу и она оказалась ложной, я ничего не потеряю и не окажусь в худшем положении, чем атеист. Если же она окажется истинной, то я окажусь в выигрыше, так как обеспечу себе спасение.

Наша жизнь зависит от нас самих, от нашей веры в возможность ее улучшения. Жизнь каждого человека такова, какой он ее сделал, не нужно жаловаться, нужно верить в удачу и действовать.

Джемс развивает прагматическую установку Пирса, понимая истину как успешность или работоспособность идеи. «Мысль истинна постольку, поскольку вера в нее выгодна для нашей жизни».

Цель философии в том, чтобы помогать человеку осуществлять свои цели. Спор между идеализмом и материализмом рассматривается Джемсом аналогично. Согласно его утверждениям, материалисты указывают на неизбежный крах всего в будущем, с этой перспективой не может смириться ни один думающий человек, идеалисты признают существование вечного духовного начала, открывают надежду на спасение. Ясно, какой выбор следует сделать.

Главный вопрос для человека заключен не в том, как устроен мир, а в том, как наилучшим образом устроиться в нем, чтобы чувствовать «себя как дома во Вселенной» - вот главный мотив философии Джемса.

Джемс считал существующее общество плохо организованным, постоянно указывал на его противоречия, конфликты, наличие бедных, обездоленных. Мир плох, но он может быть улучшен, надежда возлагается на волю и деятельность отдельных людей – вождей, пророков, великих личностей.

Джемс отрицал существование бессознательного начала в нашей душевной жизни, и вслед за Бергсоном отстаивал идею единства душевной жизни, борясь против внутри-себя-расчлененного ее понимания. В сознании постоянно происходит смена его состояний, что у Джемса именуется «потоком сознания», это то, что мы реально переживаем в нашем опыте.

Идеи Пирса и Джемса были продолжены в XX в. Джоном Дьюи и Джорджем Гербертом Мидом.

Во II половине XIX века значительно обостряются противоречия между рационализмом и иррационализмом, идеализмом и материализмом. Многие представители философии этого периода обрушатся с критикой на классическую философскую концепцию Гегеля. Среди них будут и Л. Фейербах, и К. Маркс с одной стороны, С. Кьеркегор и А. Шопенгауэр, с другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: