Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»
Уфимский филиал
Кафедра «Философия, история и право»
УТВЕРЖДАЮ Директор филиала _____________ Р.М. Сафуанов «______»____________ 201_ г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Социология
Разработчик рабочей программы дисциплины Р.Т. Фархтдинов
Направление подготовки 38.03.01 «Экономика»
Профиль: «Финансы и кредит»
Актуализация проведена Нигматуллиной И.В.
Одобрено кафедрой «Философия, история и право»
протокол № 1 от «31» 08. 2016 г.
Уфа 2016
Содержание
Стр. | |
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторных (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию) | 4 |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий | 4 |
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | 17 |
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | 23 |
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | 28 |
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | 29 |
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | 29 |
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем | 35 |
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | 35 |
Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторных (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)
Таблица 1
Вид учебной работы по дисциплине | Всего (в з/е и часах) | Семестр 1 (в часах) |
Общая трудоемкость дисциплины | 3/108 | 108 |
Аудиторные занятия | 8 | 8 |
Лекции | - | - |
Практические и семинарские занятия | 8 | 8 |
в том числе на занятия в интерактивных формах | 4 | 4 |
Самостоятельная работа | 100 | 100 |
В семестре | 100 | 100 |
В сессию | ||
Вид промежуточной аттестации | зачет | зачет |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий
5.1. Содержание дисциплины:
Таблица 1.
№ п/п | Наименование темы (раздела) дисциплины | Содержание темы | |
1. | Вводная лекция: Предметная область социологии. Парадигмы современного социологического знания в понимании объекта и предмета социологии | Основоположник социологической науки О.Конт, его взгляд на предмет социологического познания, соотношения социологии с другими науками. Основные тенденции в развитии мировой и отечественной социологии, их взаимовлияние и обусловленность. Процесс институализации социологии в России, первые социологические центры, их влияние на дальнейшее развитие науки. Плюрализм в развитии социологической науки: многообразие теоретических парадигм в понимании предмета социологического познания. Парадигмы: n «социальных фактов» (структурный функционализм, теория социальных конфликтов, марксизм); n «социальных дефиниций» (символический интеракционизм и этнометодология); n «социального поведения» (психологический редукционизм и теория социального обмена); n социально-исторического детерминизма. Феномен когерентности социологических теорий. Парадигма «социального порядка» и «социальной интеграции». Подходы к изучению социальной реальности: интерналистский и экстерналистский, концептуально-теоретический и феноменологический. Уровни понятийного аппарата социологии и структура социологических знаний. | |
2. | Личность как субъект и продукт социальных взаимодействий | Понятие общественной жизни и человеческой природы. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности и детерминации человеческого поведения. Парадигмы «социального поведения» (Р. Бегесс, Д. Хоманс, П. Блай). Ценностные ориентации и оценки - основные формы функционирования ценностей, ступени их перехода в деятельность; роль социального опыта в оценке. Соотношение понятий «ценностные ориентации» и «установки». Ценностные ориентации как элемент структуры личности. Понятие социализации личности, первичная и вторичная социализация, формирования «Я» (концепции У. Кули и Дж. Г. Мида). Понятие социальной среды личности. Макро и микроуровни социальной среды, их соотношение и взаимодействие. Интеграция и адаптация как формы взаимодействия человека и общества. Социальный статус и социальные роли. Понятие типологизации «социального типа личности» как метода обобщения и анализа социологической информации о социальном поведении. Социальное поведение - один из основных критериев типологии личности. Роль типологизации в прогнозировании и моделировании человеческих поступков в определенных конкретных обстоятельствах. Реальные действия и поступки человека как эмпирические референты сознательных психологических свойств и процессов, отражающие субъективный мир личности. Социологические концепции личности. Концепция социальных ролей; дихотомические концепции личности «свобода - детерминизм», «рационализм и иррационализм», «холизм - элементаризм», «конституциолизм - обусловленность внешней среде», «субъективность - объективность». «проективность - реактивность», «гомеостазис - гетеростазис», «познаваемость - непознаваемость» (К. Роджерс, Б. Скиннер, З. Фрейд, И. Келли, А. Маслоу, С. Буллер, О. Доллард и др.). | |
3 | Социальные общности как формы социальной организации индивидов | Понятие и основные признаки социальных общностей. Предпосылки формирования социальных общностей. Функции и типология социальных общностей: групповые, массовые, социально-территориальные общности. Понятие социальной организации. Социальная организация как целевая группа, ее роль в «организованном обществе» и формировании «организованного человека». Структура организации. Социальные организации как «способ руководства и управления» людьми, различными средствами действия, координации функций. Теория социальных организаций. Бюрократия как специфический тип социальных организаций. Социальная организация как система способов (образцов) деятельности индивидов, групп, институтов, средств социального контроля, социальных ролей и т.д. Формальные и неформальные отношения в организациях. Формы и виды социальных организаций индивидов. Эффективность социальных организаций. Проблемы дезорганизации и реорганизации. Изменения в организациях. | |
4 | Культура как социальная реальность | Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Культура как социальная реальность. Основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, язык и техника; их роль в жизнедеятельности общества и человека, а также в развитии остальных аспектов культуры: искусства, науки, философии, политики, образования и т.д. Культура как ценностно-нормативная система. Механизмы ее функционирования. Функции культурных ценностей: утилитарная, эстетическая, информационная, символическая, их место и значение в социально-историческом развитии личности и общества. Специфика определения функций культурных ценностей, их научная оценка. Типы культур: субкультуры, контркультуры, культурный релятивизм, культурная гомогенность и т.д. Понятие культурного процесса (развития) и культурной деградации. Генезис и эволюция ценностно-нормативных систем, их взаимодействие. | |
5 | Социальные системы и социальные структуры. Общество как система. Институциональные отношения и социальные институты | Понятие социальной системы и социальной структуры. Компоненты социальной системы, их специфика. Типы социальной структуры. Специфика и многообразие социальных систем и их соотношение. Уровни социальных систем, их иерархичность. Типы взаимосвязей компонентов системы. Классификация социальных систем: социальные группы, общности, организации, институты и т.д. Личность как социальная система, социальные роли и статусы, типы интеграции с социальными общностями. Закономерности функционирования и развития социальных систем. Понятие «кризисного социума». Общество как социальная система. Экономическая, политическая, социальная и т.д. структура общества. Понятие «социального института», институализация как форма организации социальной жизни, социальных взаимодействий индивидов. Структура социальных институтов, их типология и иерархия. Доминантные и социальные институты: семья, власть, собственность. Функции, цели, задачи социальных институтов, социальные роли в институтах; закономерности функционирования институтов. Распределение функций между институтами. Престиж социального института. Источники развития (или кризиса) социального института. Понятие аномии. | |
| |||
6 | Социальные процессы. Социальная мобильность и социальная стратификация. Социальные изменения. | Понятие «социальный процесс», его взаимосвязь с понятием функционирование и развитие социальных систем. Социальный процесс как форма социального изменения системы. Стадии социального процесса и критерии их выявления. Типы и уровни социальных процессов, понятие социальной дифференциации, интеграции, дезинтеграции, централизации и децентрализации и т.д. Стихийные социальные процессы и механизмы их возникновения. Возможности управления социальными процессами. Понятие социального перемещения. Уровни социальных перемещений: вертикальный и горизонтальный. Роль социальных перемещений в динамике социальной структуры. Теория социальной мобильности (П. Сорокин, Т. Парсонс, С. Менсет). Направления и формы социальной мобильности. Соотношение понятий дифференциации: классовая, имущественная, наследственная, профессиональная, понятие социальной карьеры. Механизмы социальной стратификации. Теория конфликта. Современные концепции классовой структуры общества. Понятие элиты. Понятие социальные изменения». Теории стадиальности социального развития: О. Конт о трех стадиях развития, теория Куна о структуре научной революции, теории ролей обратных связей, четыре класса теории социальных изменений Будона. Э. Гиддингс о «движущих силах» социальных изменений, значение естественных, интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей в процессах изменений. Идеи социальных изменений в концепциях социального конфликта Маркса, Спенсера, Вебера, Гумпловича, Уорда, Веблена, Парка, Сорокина, Вульфа А., Друкера П. Теория дезорганизации и аномии Дюркгейма как один из аспектов концепции социальных изменений. Дихотомические типы социальных изменений: реактивное и проективное, стихийное и сознательное (планируемое), целенаправленное и нецеленаправленное, прогрессивное и регрессивное, качественное и количественное, добровольное и навязанное, длительное и кратковременное, изменения различного масштаба, различной активности, различных уровней (теоретическое и эмпирическое). Природа и уровни социальных изменений, «действующие силы» социальных изменений (К. Левин); понятие «равновесия сил», «сдерживающих сил»; внутренних и внешних источников социальных изменений. Стратегии социальных изменений как формы оптимизации проведения социальных перемен, уровни социальных изменений. Методология и методика анализа проблем социальных изменений на эмпирическом уровне. Этапы социальных изменений. Управление изменениями. | |
7 | Экономическая социология, как отрасль социологического знания | Объект и предмет изучения экономической социологии, особенности проявления социальных отношений в сфере экономики и финансов. Экономические законы (конкуренции, разделения и перемены труда, спроса и предложения) в познании социальных отношений в области экономики. Характеристика объекта и предмета частных социологических теорий: социология труда, занятости, управления (менеджмента), безработицы, города, села, предпринимательства, маркетинга, финансово-банковской деятельности, страхования, домохозяйств, потребления, рисков, протеста и конфликтов, региональная социология, монетарная социология, фискальная социология и др. Частные социологические теории как инструмент углубленного познания экономической жизни. Применение частных социологических теорий в социальной практике, экономическом и политическом управлении. | |
8 | Экономическое поведение, сознание и культура | Экономическое поведение как разновидность социального действия и его специфика. Проблема рациональности экономического действия и ее интерпретация. Феноменологический анализ экономического поведения и его составляющих. Цель, средство, результат, интерес, мотивация, калькуляция экономического поведения. Субъекты, объекты и предмет экономического поведения. Ресурсно-затратные компоненты экономического действия. Режимы, методы и средства максимизации (оптимизации) экономического поведения. Риск в структуре экономического поведения. Модели экономического поведения и их классификация. Факторы специализации моделей экономического поведения (функциональные, субъективные, ресурсные, системные, организационные, институциональные). Статусы и социальные роли субъектов экономического поведения. Виды экономического поведения: трудовое, предпринимательское, производственное, сберегательное, потребительское, налоговое, инвестиционное, кредитное, организационное и их социальные последствия. Сущность понятий «экономическое сознание» и «экономическая культура». Объективные и субъективные факторы формирования экономического сознания и культуры. Социальные функции экономической культуры. Виды экономической культуры: предпринимательская, сберегательная, потребления, производственная, налоговая, страховая, трудовая. Социально-правовые регуляторы экономической культуры (закон, нормы права, корпоративный регламент, служебные обязанности). Социальные последствия нарушения норм экономической культуры. Социологический мониторинг экономического поведения в России, его использование на федеральном и региональном уровнях. | |
9 | Теория, методология и концептуализация в социологических исследованиях | Социологическое исследование: понятие, виды, этапы организации и проведения. Программа социологического исследования. Методы сбора первичной социологической информации и их виды. Анализа документов и его разновидности. Социологическое наблюдение и его виды. Интервью и его формы. Социальный эксперимент. Опросный метод: особенности его применения, преимущества и недостатки. Классификация видов опроса (экспертный, почтовый, прессовый, социометрический, электронный, Интернет-опрос, социологический мониторинг). Специфика применения методов сбора эмпирических данных в исследовании финансово-банковской сферы: индивидуальные (интервью, наблюдение); групповые (фокус-группы, peer-группы, группы конфликта, брейн-сторминг группы, сензитивные группы, номинальные группы, «дельфийские» группы). Анкета как базовый инструментарий социологического исследования. Структура и принципы макетирования анкеты. Типология вопросов анкеты. Типы кодировок вопросов в анкете. Применение данных социологических исследований в экономической практике и социальном управлении. | |
5.2. Учебно-тематический план:
Таблица 2
№ п/п | Наименование темы (раздела) дисциплины | Трудоемкость в часах | Формы текущего контроля | |||||
Всего | Аудиторная работа | Самостоя-тельная работа | ||||||
Общая | Лекции | Практи-ческие и семинарские занятия | Занятия в интерак-тивных формах | |||||
1. | Вводная лекция: Предметная область социологии. Парадигмы современного социологического знания в понимании объекта и предмета социологии | 10,5 | 0,5 | - | 0,5 | 25% | 10 | устный опрос |
22 | Личность как субъект и продукт социальных взаимодействий | 11 | 1 | - | 1 | 25% | 10 | устный опрос |
33 | Социальные общности как формы социальной организации индивидов | 10,5 | 0,5 | - | 0,5 | 25% | 10 | 1.устный опрос 2.тестирование |
44 | Культура как социальная реальность | 11 | 1 | - | 1 | 25% | 10 | устный опрос |
55 | Социальные системы и социальные структуры. Общество как система. Институциональные отношения и социальные институты | 11 | 1 | - | 1 | 25% | 10 | 1.устный опрос 2. дискуссия |
66 | Социальные процессы. Социальная мобильность и социальная стратификация. Социальные изменения. | 21 | 1 | - | 1 | 25% | 20 | 1.устный опрос 2. коллективное обсуждение |
77 | Экономическая социология, как отрасль социологического знания | 11 | 1 | - | 1 | 25% | 10 | устный опрос |
88 | Экономическое поведение, сознание и культура | 11 | 1 | - | 1 | 25% | 10 | 1.устный опрос 2. диспут |
99 | Теория, методология и концептуализация в социологических исследованиях | 11 | 1 | - | 1 | 25% | 10 | устный опрос |
Итого | 108 | 8 | - | 8 | 25% | 100 | ||
Промежуточный контроль: зачет |
Содержание практических и семинарских занятий
Семинар 1. Социология как общественная наука (1час)
1. Объект, предмет, функции и задачи социологии.
2. Уровни социологической науки.
3. Позитивная социология (О. Конт).
4. Английская социология (Г. Спенсер).
5. Немецкая социология (К.Маркс, М. Вебер).
6. Французская социология (Э.Дюркгейм).
7. Становление и развитие социологической мысли в России.
8. Американская социология.
9. Европейская социология.
10. Современная отечественная социология.
Рекомендуемая литература: 1,2,6