Функции профессионально педагогической деятельности

РЕФЕРАТ

На тему:

«Функции профессионально - педагогической деятельности»

 

 

Выполнил

студент группы СЭАТ-18

Кошляк Максим

Руководитель

д-р педагогических наук, профессор

Тархан Ленуза Запаевна

 

 

 

Симферополь, 2020

Содержание

Введение. 3

Функции профессионально педагогической деятельности. 3

Сущность-профессионально педагогической деятельности. 6

Особенности педагогической работы.. 10

Заключение. 13

Список использованной литературы.. 15

 

 



Введение

Профессионально-педагогическое образование представляет собой единственный в стране вид образования, который создавался специально и был нацелен на такую государственную отрасль социальной сферы, как начальное профессиональное образование. В связи с этим профессионально-педагогическое образование имеет существенную специфику в части целей, содержания и образовательных технологий. Профессионально-педагогическое образование содержательно ориентирует выпускников не на отдельный учебный предмет, а на содержание профессионального обучения целой группе родственных рабочих профессий.
Содержанием педагогической деятельности специалиста, подготовленного в системе профессионально-педагогического образования, является профессия как относительно постоянный вид трудовой деятельности, характеризуемый, в частности, специальными знаниями и умениями, а также способами и характером взаимодействия человека с теми или иными технологиями. Очевидно, что для успешности такой трудовой деятельности человеку требуется получить определенную подготовку, осуществляемую профессионально-педагогическими работниками.
В связи с этим следует отметить отличие понятий «профессионально-педагогическое образование» и «педагогическое образование».
Структурные составляющие системы профессионального образования представляют собой отдельные сферы профессионально-педагогической деятельности для соответствующих категорий педагогов профессионального обучения.
Профессионально-педагогическая деятельность в реальном образовательно-воспитательном процессе выступает как процесс реализации системы педагогических функций и решения широкого круга образовательных и воспитательных задач.

 





Функции профессионально педагогической деятельности

Под функцией профессионально-педагогической деятельности понимается однородная по содержанию группа устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для данной категории профессионально-педагогических работников.
На основе изучения педагогической деятельности педагогов профессиональной школы Э. Ф. Зеер выделяет две группы функций: целевые и операционные.
К целевым он относит функции, который направлены на достижение главной профессиональной цели – обучение профессии и становление личности специалиста. Традиционно к ним относят обучающую, воспитывающую и развивающую функции, мотивирующая функция относится также к целевым.
К системе операционных функций относят конструкторскую, организаторскую, коммуникативную, диагностическую и производственно-технологическую. Первые четыре характерны для педагога любого учебного заведения, последняя – лишь для педагога профессионального обучения.
Обучающая функция является одной из ведущих в деятельности педагога. Ее смысл состоит в формировании у обучаемых системы профессиональных знаний, умений и навыков. Причем наблюдается различие в обучающей функции у мастера и преподавателя: деятельность преподавателя общепрофессионального цикла направлена в основном на формирование профессионально-технологических знаний и умений; обучающая функция мастера производственного обучения заключается в формировании у учащихся профессиональных умений и навыков.
Воспитывающая функция педагогических работников заключается в социально-профессиональном воспитании учащихся (социально-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое совершенствование). Но главное в воспитательной работе мастера и преподавателя – это формирование профессиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивости положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности.
Развивающая функция состоит в психическом развитии личности учащихся: их сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Перед педагогом стоит сложная задача не только психического развития, но и его коррекция, т.к. среди учащихся профессиональной школы немало педагогически запущенных подростков. Наряду с этим встает проблема формирования профессионально важных свойств и качеств.
Производственно-технологическая функция в работе мастера производственного обучения сводится к выполнению таких работ, как несложный ремонт, наладка и настройка производственно-технических средств, разработка технической и технологической документации, руководство техническим творчеством учащихся, выполнение производственных работ. Производственно-технологическая функция преподавателя заключается в наладке учебно-демонстрационного оборудования, выполнении расчетно-аналитических работ, рационализаторстве, демонстрации рабочих приемов и операций в процессе теоретического обучения.
Организаторская функция реализуется в ходе профессионально-образовательного процесса и воспитательной работы. Она осуществляется при проведении уроков, организации познавательной деятельности учащихся, управлении коллективом группы во внеучебное время, организации режима труда и отдыха учащихся, общественно-полезного труда, руководстве научно-техническим творчеством учащихся.
Диагностическая функция очень важна в деятельности педагога профессиональной школы. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, диагностику нужно проводить в очень короткие сроки; во-вторых, в профессиональной школе большее число подростков с отклонениями в психике и поведении; в-третьих, у многих учащихся не сформированы познавательные потребности и способы учебных действий, т.к. они пришли в училище получать профессию, а не учиться.

Структура системы профессионального образования, как известно, соответствует принятым квалификационно-образовательным уровням и включает в себя:

- начальное профессиональное образование (НПО);
- среднее профессиональное образование (СПО);
- высшее профессиональное образование (ВПО);
- аспирантуру (подготовка кандидатов наук);
- докторантуру (подготовка докторов наук).


Кроме того, существует система дополнительного профессионального образования, обеспечивающая повышение квалификации, переподготовку, дополнительную профессиональную подготовку.
Названные структурные составляющие системы профессионального образования, по сути дела, представляют собой отдельные сферы профессионально-педагогической деятельности для соответствующих категорий педагогов профессионального обучения. В соответствии с основными сферами профессионально-педагогической деятельности сложилась структура профессионально-педагогических кадров (определились категории педагогов профессионального обучения):


- преподаватели системы НПО;
- преподаватели системы СПО;
- преподаватели вузов;
- руководители кандидатских диссертационных исследований;
- консультанты докторских диссертационных исследований.


Профессионально-педагогическая деятельность в сложившейся структуре является процессом реализации целой системы педагогических функций (проектировочной, конструкторской, гностической, коммуникативной, управленческой и других) и решения широкого круга образовательных и воспитательных задач. [4. С. 126]
Основные функции профессионально-педагогической деятельности по своему составу и структуре инвариантны, а по наполнению и процессу реализации зависят от профиля подготовки специалиста (технического или гуманитарного и др.).
Главная конечная цель профессионально-педагогической деятельности – формирование у студентов умений выполнения функций профессионально-педагогической деятельности.

Эти умения ориентированы как на структуру труда преподавателя, так и на структуру труда будущего специалиста.
Студенты должны научиться осуществлять перспективное планирование и предвидеть возможные результаты, разрабатывать педагогические и технические проекты (проектировочные умения); отбирать, структурировать учебную информацию, конструировать новые педагогические технологии обучения и осуществлять мысленное построение технического объекта, выполнять эскизы, чертежи, составлять операционные и технологические карты на изделия (конструктивные умения) и др. Данные умения формируются на учебных занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла и на занятиях по техническим, технологическим дисциплинам.
Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение по общеобразовательным и специальным учебным предметам, а также производственное (практическое обучение по группам родственных профессий). Он организует и проводит учебно-воспитательную работу: профессионально ориентирует молодежь, воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества личности современного рабочего, организует и принимает активное участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по проблемам профессионального образования. Осуществляет организационно-методическую деятельность в учебных заведениях (создает педагогические проекты содержания образования, частных методик обучения и инновационной деятельности).



























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: