Характеристика, условия перевозки зерновых грузов и продуктов их переработки

Е. А. Гаганова

 

МДК.03.02 Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)

ПМ.03 Организация транспортно–логистической деятельности

(по видам транспорта)

Конспект лекций

для студентов очной и заочной форм обучения по специальности

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Базовый уровень среднего профессионального образования

 

Челябинск

2017



Челябинский институт путей сообщения филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

Структурное подразделение среднего профессионального образования

 

 





Е. А. Гаганова

 

МДК.03.02 Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)

ПМ.03 Организация транспортно–логистической деятельности

(по видам транспорта)

Конспект лекций

для студентов очной и заочной форм обучения по специальности

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Базовый уровень среднего профессионального образования

 

Челябинск

2017


УДК 656.261

ББК 39.28

Г12

 

Рекомендовано к изданию на заседании предметно-цикловой комиссии ОПУ

Протокол № 8 от 29.03.2017 г.

 

Методическое пособие предназначено для студентов очной (3 курс) и заочной форм обучения специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте». Содержит конспект лекций, читаемых в рамках изучения профессионального модуля ПМ.03 «Организация транспортно–логистической деятельности (по видам транспорта)» междисциплинарного курса МДК.03.02 «Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)».

 

Составитель Е. А. Гаганова, преподаватель профессионального цикла
дисциплин (ЧИПС УрГУПС)

 

Рецензент И. В. Глызина, председатель предметно-цикловой комиссии специальности 23.02.01, преподаватель высшей категории (ЧИПС УрГУПС)

 

 

УДК 656.261

ББК 39.28

 

 

© Филиал ФГБОУ ВО «УрГУПС»
Челябинский институт путей сообщения, 2017
СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

1 Характеристика, условия перевозки зерновых грузов и продуктов их переработки 5

2 Подготовка и прием к перевозке скоропортящихся грузов, выбор способа перевозки, работа рефрижераторных бригад. 6

3 Порядок оформления перевозок грузов в сопровождении проводников. 9

4 Прием, погрузка и размещение животных в вагоне. 10

5 Перевозка сырых животных продуктов. 13

6 Классификация негабаритных грузов. Расчетная негабаритность. 14

7 Правила погрузки, приема, отправления и проследования негабаритных грузов 17

8 Обеспечение безопасности движения при перевозке негабаритных грузов. 19

9 Обстоятельства, при которых осуществляется перевозка грузов на особых условиях. 20

10 Классификация воинских перевозок, оформление и технические условия погрузки воинской техники. 22

11 Технология налива и слива, определение массы наливных грузов, порядок возврата порожних цистерн. 25

12 Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно–водном сообщении, ответственность сторон. 28

13 Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) 30

14 Работа пограничных станций, тарифы, порядок передачи вагонов. 32

15 Взаимодействие таможенных органов и перевозчика, работа складов временного хранения и зон таможенного контроля. 33

16 Ответственность за невыполнение договора по перевозке груза. 34

17 Виды несохранности. Учет и отчетность. 38

18 Мероприятия по предотвращению несохранности грузов, порядок и сроки расследования. 38

19 Акты и порядок их составления. 39

20 Порядок охраны перевозимых грузов. 40

21 Розыск грузов и делопроизводство по нему. 42

22 Предъявление и рассмотрение претензий и исков. 43

23 Виды ревизий. Проведение и оформление результатов ревизий. 44

Список использованных источников. 47

 







ВВЕДЕНИЕ

 

Конспект лекций составлен для студентов очной и заочной форм обучения специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте». Конспект составлен в соответствии с учебной программой, Правилами перевозок грузов, Правилами перевозок опасных грузов, Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (ТУ), Инструкцией по актово–претензионной работе, Инструкцией по розыску грузов, Инструкцией по перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов (ДЧ–1835), Таблицей калибровки железнодорожных цистерн, Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), других нормативных актов в сфере железнодорожного транспорта, распространяющихся на перевозки грузов различных категорий по железным дорогам государств — участников Содружества и являющихся обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей грузов, портов и пристаней, а также для транспортно–экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.

Конспект дает общие понятия и порядок пользования Правилами перевозок грузов, Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, определяет порядок оформления документов, производство маневровой работы с негабаритными грузами, определение количественных и качественных показателей работы грузовой железнодорожной станции и порядок пользования инструкциями в сфере грузовых перевозок.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА, УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ ЗЕРНОВЫХ ГРУЗОВ И ПРОДУКТОВ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ

 

Зерновые грузы делятся на 3 основные категории:

1) злаковые (пшеница, рожь, овес);

2) зернобобовые (горох, фасоль, соя);

3) масличные (семена подсолнечника, льна, конопли).

Продукты переработки зерна: мука, крупа, отруби, отходы мукомольного производства.

Качество зерна характеризуется следующими показателями:

1) объемная масса;

2) влажность;

3) общая стекловидность (прозрачность);

4) клейковина;

5) примеси.

В зависимости от влажности зерновые классифицируются:

1) сухие — при влажности до 14%

2) средней сухости — от 14 до 15,5%

3) влажные — от 15,5 до 17%

4) сырые — свыше 17%

Зерновые грузы, имеющие влажность выше 18%, считаются некачественными, так как в процессе транспортировки происходит прорастание, брожение, гниение груза, появляется затхлость, разложение и горение зерна. Процент влажности указывается в сертификате качества.

Примеси:

1) сорные — различают двух типов: минеральные (земля, уголь, пыль, камешки) и органические (солома, стебли дикорастущих растений и др.).

2) зерновые — сорные семена, зерна с поврежденным ядром и вредные семена, а также шелуха, стебли, листья.

Зерно может быть заражено амбарными жучками. Учитывается степень зараженности зерна амбарными вредителями (клещом, долгоносиком), которую устанавливают по количеству вредителей в 1 кг зерна. Зерно, зараженное долгоносиком и другими вредителями (кроме клеща), можно отгружать только на предприятия, специально выделенные для его переработки.

При оформлении комплекта перевозочных документов к накладной прикладываются сертификаты качества:

1) формы 1 — на зерно;

2) формы 2 — на муку;

3) формы 3 — на крупу;

4) формы 4 — на комбикорм;

5) формы 5 — на зерно в международном сообщении;

6) формы 6 — на комбикорм в международном сообщении;

7) удостоверение о кондиционности семян;

8) карантинный сертификат;

9) ветеринарное свидетельство (зерновые на корм скоту).

Сертификаты и удостоверения выдаются Государственной хлебной инспекцией не позднее, чем за три дня до погрузки. При перевозке зерна, зараженного амбарными жучками, в сертификате качества указывается адрес выгрузки. При оформлении накладной название сертификата и дата его выдачи указываются грузоотправителем в графе «Отметки и заявления грузоотправителя», также особенностью является указание количества мест «насыпью».

Зерно обладает большой текучестью и требует для перевозок исправного подвижного состава.

Подвижной состав для перевозки зерновых:

1) зерновозы;

2) муковозы;

3) крытый вагон (в мешках стандартного веса 5, 10, 25, 50, 80 кг);

4) контейнер (в мешках стандартного веса 5, 10, 25, 50, 80 кг)

Подготовка подвижного состава производится за счет грузоотправителя, погрузка осуществляется средствами отправителя в местах необщего пользования, прокладочный материал в крытых вагонах и контейнерах применяется согласно Правилам перевозок грузов. Пригодность вагонов под погрузку зерновых грузов и муки определяется с участием представителей Госхлебинспекции.

Зерновые имеют свойство усушки в пути следования. Правила перевозок грузов предусматривают расчет нормы естественной убыли (НЕУ) при определении массы в пункте назначения.

 

2 ПОДГОТОВКА И ПРИЕМ К ПЕРЕВОЗКЕ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ, ВЫБОР СПОСОБА ПЕРЕВОЗКИ, РАБОТА
РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ БРИГАД

Скоропортящийся груз — груз, требующий соблюдения температурного и вентиляционного режимов в процессе транспортировки.

Подготовка скоропортящегося груза к перевозке осуществляется отправителем путем охлаждения, заморозки, просушки, облучения ультрафиолетовыми лучами, помещения в газовую среду, ионизации, обработки антиокислителями и антибиотиками, консервирования (стерилизация, пастеризация), применения герметичной упаковки, посола, варения и копчения.

Основные направления совершенствования в перевозке скоропортящихся грузов:

1) ускорение доставки;

2) развитие погрузочно–разгрузочных фронтов с внедрением новой механизации;

3) использование специального подвижного состава;

4) создание единой холодильной цепи (от производителя до потребителя — мультимодальная перевозка);

5) использование современной тары.

Тара для скоропортящегося груза: ящики, бидоны, фляги, бочки, лотки, стоечные поддоны, мешки, сетки.

Требования к таре — исправность, прочность, чистота, отсутствие следов течи, обеспечение возможности погрузки в несколько ярусов при механизированном способе.

Охлажденная и замороженная продукция в виде туш мяса может перевозиться без упаковки.

Способ подготовки скоропортящихся грузов зависит от маршрута следования и смены периода года.

При приеме скоропортящихся грузов к перевозке выполняется ряд операций:

1) проверка соответствия фактического груза накладной;

2) установление коммерческой годности вагонов под погрузку;

3) соблюдение правил и технических условий погрузки;

4) правильность наложения запорно–пломбировочных устройств и соответствие контрольных знаков;

5) оформление вагонного листа с подписью приемосдатчика;

6) проверка наличия сертификатов качества и отметки в накладной (дата погрузки);

7) передача документов в СТЦ для формирования пакета на поезд.

Виды сертификатов, прикладываемых к накладной:

1) сертификат качества;

2) ветеринарное свидетельство;

3) удостоверение качества;

4) карантинный сертификат;

5) документ о содержании токсикантов.

Способы перевозки:

1) с охлаждением (без вентиляции);

2) без охлаждения (с вентиляцией или без нее);

3) с отоплением или утеплением.

Сертификаты оформляются государственной инспекцией в день погрузки.

Требования к выбору способа перевозки:

1) климатические условия района погрузки;

2) предполагаемое направление следования по транзитным дорогам;

3) подготовка груза (термическая или технологическая);

4) возможность смены периода года (летний, зимний, переходный) до момента прибытия в пункт назначения.

Необходимо соблюдение сроков доставки в пределах срока транспортабельности, указанного в сертификатах качества. Запрещено принимать к перевозке скоропортящиеся грузы, если срок транспортабельности меньше срока доставки, а также если срок доставки превышает предельный срок перевозки, установленный приложением 5 Правил перевозок грузов.

Виды подвижного состава:

1) крытый вагон или контейнер;

2) изотермический вагон (обеспечивает температурный режим, влажность, вентиляцию, циркуляцию воздуха).

Изотермические вагоны подразделяются на рефрижераторы и термосы.

Изотермические вагоны бывают универсальные и специализированные (молочная, винная цистерна, двухвагонная секция для перевозки живой рыбы).

Рефрижераторный подвижной состав делится на следующие виды:

1) групповой — рефрижераторные секции (5 или 12 вагонов с расположением холодильной машины внутри секции) и рефрижераторные поезда (21 или 23 вагона с дизель–электростанцией внутри поезда);

2) автономный — для перевозки малых партий скоропортящегося груза
с небольшим холодильным и силовым отопительным оборудованием внутри вагона.

Допускаются совместные перевозки различных видов скоропортящихся грузов, при условии, что эти грузы имеют одинаковые условия перевозки и способ обслуживания (не выделяют и не впитывают запахи других грузов). Скорость перевозки выбирается грузоотправителем. Скоропортящийся груз может перевозиться отдельными поездами, в зависимости от плана формирования.

Обслуживание рефрижераторных составов осуществляется рефрижераторными бригадами во главе с бригадиром секции или поезда.

Грузоотправитель за 48 часов до погрузки подает на станцию специальную заявку для формирования нужной температуры внутри вагона к моменту погрузки путем заблаговременного включения отопительного или холодильного оборудования.

Основным документом бригады в рейсе является маршрут секции (форма ВУ–83), в котором отражается вся работа секции за период груженого рейса.

Рабочий журнал секции (АРВ–Э) является основным документом, отражающим работу энерго–холодильного оборудования и технологический режим при перевозке скоропортящихся грузов. В пути следования дежурный механик рефрижераторной бригады ежесуточно ведет Рабочий журнал с отметкой фактической температуры в грузовом помещении вагона каждые 3 часа. Одновременно по термометрам, установленным с обеих сторон вагона с дизель–электростанцией и служебным помещением, определяется температура наружного воздуха.

Контрольные замеры делает бригадир рефрижераторной бригады каждые 12 часов, также с отметкой в Рабочем журнале.

В пункте выгрузки допускается отцепка вагонов от холодильного оборудования (холодильная машина или дизель–электростанция) не более чем на
6 часов.

При несохранной перевозке (несоблюдение температурного режима в пути следования) бригадир рефрижераторной бригады на станции назначения пишет объяснительную и прикладывает к ней выписку температурного режима из Рабочего журнала.

3 ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
В СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОВОДНИКОВ

 

В сопровождении проводника грузоотправителя перевозятся: животные, птицы, пчелы, растения и живые цветы, вино, перевозимое наливом, рыба живая, музейные антикварные ценности, железнодорожный подвижной состав на собственном ходу, специализированная автомобильная техника, оборудования для нее, автоцистерны, опасные грузы и другие ценные грузы.

В накладной о наличии проводника делается отметка в графе «Наименование груза» — «Количество проводников, ФИО проводника, паспортные данные, номер служебного удостоверения, выданного на станции отправления».
В графе «Отметки отправителя» перечисляются полномочия проводника на груз в пути следования, а также оборудование спального места проводника: печка на твердом топливе, огнетушитель, фонарь, постель, аптечка. В графе «Тарифные отметки» указывается плата за проводника.

При получении удостоверения сопровождающий должен ознакомиться с основными обязанностями проводника, изложенными на обороте удостоверения, и расписаться об этом в удостоверении и в Книге выдачи удостоверений проводникам. При сменном сопровождении ведомственной охраной удостоверение проводника не выписывается, а полномочия работников ведомственной охраны подтверждаются служебным удостоверением и маршрутом караула.

При оформлении перевозки груза с использованием электронной накладной удостоверение проводнику выдается под расписку в распечатанной станцией отправления бумажной копии электронной накладной формы ГУ–27у–ВЦ,
в ней же указывается дата выдачи удостоверения.

Проводникам запрещается курить в вагонах, применять какие–либо нагревательные и осветительные приборы, кроме фонарей, отвечающих требованиям пожарной безопасности, и чугунных печей стандартного типа с использованием твердого топлива (уголь, дрова). В пути следования сопровождающие обязаны соблюдать противопожарные требования и правила личной безопасности.

Печи и печное оборудование для отопления вагонов предоставляются грузоотправителями. Грузоотправитель обязан обеспечить снабжение вагонов твердым топливом на всем пути следования.

При заболевании проводника в пути следования, он оформляет заявление начальнику попутной станции и обращается в медицинское учреждение.
На смену ему вызывается другой проводник телеграммой на станцию погрузки. Вагоны до момента смены проводника отцепляются на указанный Техническо–распределительным актом путь, о чем составляется акт общей формы. До прибытия новых проводников перевозчик обеспечивает охрану задержанных вагонов. Новым проводникам станция выдает удостоверение проводника груза в установленном порядке. По прибытии груза на станцию назначения на основании приложенного к перевозочным документам акта общей формы с грузополучателя взимаются понесенные перевозчиком расходы, связанные с нахождением вагонов на станции в ожидании прибытия новых проводников.

В накладной зачеркивается информация о предыдущем проводнике и прописывается новая информация представителями попутной станции. Исправление заверяется строчным штемпелем станции и подписью работника станции.

При перевозке груза с использованием электронной накладной составленные акты и сведения о новых проводниках станция, где произошла замена проводников, передает в электронном виде в ИВЦ дороги, обслуживающий данную станцию, для внесения отметок в электронную накладную.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: