Классификация грузов и их влияние на тип подвижного состава

Транспортная классификация грузов предназначена для разработки технологических процессов перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, планирования и учета выполненных перевозок, а также правильного взыскания провозных платежей. Кроме того, классификация раскрывает условия и требования к необходимому состоянию грузов и технических средств транспорта, обеспечивающих сохранность грузов.

Под транспортной классификацией понимается упорядочение совокупности грузов по какому-либо признаку, определяющему особенности транспортного процесса.

В зависимости от режимов перевозки и хранения грузов, определяемых их физико-химическими свойствами и биологическими особенностями, все грузы делят на 3 специфические транспортные категории (рис. 1.1): массовые, генеральные и особорежимные.

Рис. 1.1. Транспортная классификация грузов

К массовым грузам относятся:

- наливные (нефтепродукты, растительные масла, животные жиры, спирты, сжиженные газы, жидкие химические продукты);

- навалочные (уголь, руда, камень, мусор строительный, лом металлический, грунт, глинозем, щебень, торф, сахарная свекла, снег и др.;). Навалочные грузы делят на две группы: не требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (твердое топливо, руда, Кирпич) и подверженные распылению, загрязнению и порче от атмосферных осадков (цемент, известь, мел и т.д.);

- насыпные (песок, керамзит, минеральные удобрения в гранулах, щебень в гранулах, зерновые насыпью, порошкообразные и пылевидные – цемент, известь, мука, отдельные виды минеральных удобрений, зола, сажа и др.).

Генеральными (смешанными) называют грузы, упакованные в разнообразную тару, или штучные грузы без упаковки. Генеральные грузы разделяют на мешковые, киповые, катно-бочковые, ящичные, контейнерные и пакетные, штучные и прочие виды тары, металлы и металлические изделия, тяжеловесные и негабаритные, подвижную технику.

Особорежимные грузы представляют собой специфическую категорию грузов, которые хранят и перевозят по специальным правилам, соблюдая заданные температурно-влажностные, санитарные, противопожарные, карантинные, эксплуатационные и другие режимы хранения и перевозки. К ним относятся скоропортящиеся, опасные, живой скот и сырые продукты животного происхождения.

Скоропортящиеся грузы составляют широкий перечень незаконсервированных продуктов животного и растительного происхождения (мясо и рыба свежие, яйца, масло сливочное, некоторые фрукты и овощи свежие, молоко и пр.). Такие грузы перевозят без герметичной упаковки, в их натуральном виде в специальных перевозочных средствах (рефрижераторных и изотермических транспортных средствах).

Некоторые грузы в определенных температурных условиях и в обусловленные сроки можно перевозить в обычных транспортных средствах (картофель, капуста, яблоки и другие).

Так же перевозят и многие законсервированные скоропортящиеся грузы: консервы мясные, рыбные, овощные, фруктовые в металлической и стеклянной упаковке, копчения мясные и рыбные, соления овощные, мясо и рыбу соленые, мясо и рыбу вяленые, различные пастеризованные продукты.

Опасные грузы представляют собой особую группу предметов и веществ, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут в процессе перевозки, хранения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей

По степени использования грузоподъемности, которая определяется значениями коэффициента использования грузоподъемности,грузы разделяю на четыре класса:

1 класс – грузы, значение коэффициента использования грузоподъемности которых равен единице;

2 класс - грузы, значение коэффициента использования грузоподъемности которых изменяется в пределах от до (среднее 0,8);

3 класс - грузы, значение коэффициента использования грузоподъемности которых изменяется в пределах от до (среднее 0,6);

4 класс - грузы, значение коэффициента использования грузоподъемности которых изменяется в пределах от до (среднее 0,5).

Коэффициент использования грузоподъемности определяется как отношение фактически перевозимого количества груза к номинальной грузоподъемности транспортного средства.

По способу и технике хранения грузы подразделяются на ценные и портящиеся от воздействия влаги и изменения температуры (грузы закрытого хранения); портящиеся от воздействия влаги и не подвергающиеся действию температуры (грузы полузакрытого хранения); не подвергающиеся действию окружающей среды (грузы открытого хранения).

В зависимости от условий совместного хранения различных грузов в одном помещении имеются грузы, обладающие агрессивными свойствами, подверженные воздействию агрессивных факторов и нейтральные.

Группа грузов, обладающих агрессивными свойствами, делится на подгруппы:

- влаговыделяющие или гигроскопические (хлопок, волокно, зерновые, соль);

- тепловыделяющие (зерновые, уголь, хлопок);

- самовозгорающиеся (хлопок, уголь);

- ядовитые (кислоты, щелочи, отдельные виды удобрений, химикаты);

- пылящие (цемент, рудные концентраты, уголь, известь);

- газовыделяющие (нефть и нефтепродукты);

- одорирующие, или выделяющие запахи (керосин, кожсырье, замороженая рыба, табак);

- опасные как носители карантинных объектов (живые грузы, кожсырье).

Группа грузов, подверженных воздействию агрессивных факторов, состоит из следующих подгрупп:

- грузы, портящиеся под воздействием влаги (сахар, соль, бумага, металлы, цемент и т.д.);

- скоропортящиеся продукты животного и растительного происхождения (мясные, рыбные, молочные продукты, фрукты);

- портящиеся под воздействием тепла (овощи, напитки);

- легковоспламеняющиеся от нагревания, а также от окисления (нефтегрузы, кислоты, хлопок);

- подверженные воздействию ядовитых веществ (пищевые, бумага, ткани);

- портящиеся от пыли (бумага, ткани, электроприборы);

- воспринимающие запахи (масло, молоко, мука);

- подверженные воздействию карантинных объектов (пищевые, ткани, одежда);

- смерзающиеся (руды, шлак).

Группа нейтральных грузов (нерудные строительные материалы, железобетонные изделия и конструкции и др.). Грузы этой группы не обладают агрессивными свойствами и не подвержены воздействию агрессивных факторов.

Некоторые виды грузов (снег, строительный мусор, грунт и др.), по которым не ведется складской учет, относятся к грузам нетоварного характера.

Возможность совместимости отдельных видов грузов при перевозке определяют специальными таблицами. В табл. 1.1 приведено соответствие типов транспортных средств видам перевозимых грузов.

Вид груза (табл. 1.1, п.1) с соответствующей средней плотностью является важнейшим признаком при выборе типа кузова, поскольку соблюдение принципа «груз – соответствующий тип кузова» способствует повышению степени сохранности грузов на автомобильном транспорте.

На автомобильном транспорте грузы могут перевозиться в различной таре, в упаковке без тары или частично затаренные (табл. 1.1., п. 2). Тара бывает мягкая (тюки, мешки), стеклянная (банки, бутылки), деревянная (ящики, бочки), металлическая (бочки, фляги) и др. Грузы в контейнерах также относятся к тарным.

Таблица 1.1

Классификация грузов автомобильного транспорта

в зависимости от типа транспортного средства

Номер группы Классификация грузов Типы транспортных средств и их параметры
     
  По видам: песок, уголь, грунт и т. п. Самосвал, бортовой кузов и т. п.
  По типу тары и упаковки: тарные, бестарные Кузов с устройством для крепления груза, бортовой или безбортовой со стойками и тентом.
  По форме: квадратная, круглая и т. п. Форма кузова, соответствующая форме груза. Специальные стойки для крепления, погрузки и разгрузки груза
  По габаритным размерам и массе грузовых мест: тяжеловесные, крупногабаритные длинномерные и негабаритные грузы Компоновка, учитывающая габаритные размеры кузова. Рамы скелетного, хребетного или лонжеронного типов. Состав транспортного средства: тягач с прицепом или полуприцепом
  По массе: грузы нормальной и большой массы Ограничение грузоподъемности, компоновка, учитывающая распределение масс
  По физическому состоянию: твердое, жидкое и т.п. Кузов закрытый, открытый, его геометрическая форма, обеспечивающая технологический процесс (перемешивание груза)
  По форме предъявления к перевозке и приспособленности к выполнению погрузочно-разгрузочных работ: навалочные (насыпные), тарно – штучные и т. п. Приспособленность кузова к погрузке и разгрузке сверху, сбоку, сзади. Наличие грузоподъемных устройств

Окончание табл. 1.1

     
  По физико-механическим свойствам: абразивные, воспламеняющиеся, сыпучие и т.п. Специальное покрытие кузова. Кузов, обеспечивающий вентиляцию, саморазгрузку на любую из сторон, сохранение определенного температурного режима и влажности
  По физико-химическим свойствам: коррозийная агрессивность, токсичность, ядовитость и т. п. Кузов с изолированными секциями, со специальным покрытием, съемный кузов
  По требуемой степени сохранности: не требующие (требующие) повышенной сохранности, скоропортящиеся и т. п. Регулируемый тепловой режим. Предохранительные устройства внутри кузова, крепление груза в кузове
  По расположению центра тяжести: грузы с низким и высоким центром тяжести Компоновка, учитывающая центр тяжести груза. Наличие специальных устройств, стоек крепления
  По срочности доставки: срочные, несрочные Механизированная погрузка, разгрузка. Высокие тягово-скоростные качества. Повышенная проходимость
  По стоимости: без объявленной стоимости, малоценные, ценные Кузов открытого (закрытого) типа, повышенной прочности
  По размерам твердых частиц: мелкие (пылевидные), средние (порошкообразные), крупные (кусковые) Принудительная система погрузки, разгрузки. Применение горловин, шлангов, патрубков различного диаметра
  По массе груза в таре: масса нетто, брутто Корректировка грузоподъемности на массу тары
  По партионности перевозок: партионные, массовые Ряды грузоподъемностей

Грузы могут иметь различные внешние очертания (табл. 1.1, п. 3). Например, грузы в таре или без нее, имеющие прямоугольную или квадратную форму (ящики, коробки), требуют применения прямоугольных кузовов в поперечном и продольном направлениях. Грузы сферической формы требуют установки специальных стоек для их крепления. В некоторых случаях такие кузова должны иметь и разгрузочное оборудование для снятия груза в условиях, когда отсутствуют погрузочно-разгрузочные средства у клиентуры.

Габаритные размеры грузов (табл. 1.1, п.4) определяют внутренние параметры кузовов (длина, ширина, высота), погрузочную высоту и компоновку шасси транспортного средства в целом. Негабаритные грузы определяют типы рам кузовов (скелетного, хребетного и пр.), количество опор, состав транспортного средства (тягач с прицепом или полуприцепом) и их базу.

Масса неделимых грузов (табл. 1.1, п. 5) является одним из основных признаков, на основе которого устанавливается грузоподъемность транспортного средства.

По физическому состоянию грузы (табл. 1.1, п. 6) можно разделить на три основные разновидности: твердые, сохраняющие свой объем в процессе перевозок (камень, кирпич, механизмы); жидкие и криогенные, обладающие текучестью (вода, бензин); газообразные (метан, кислород).

По форме предъявления к перевозке и приспособленности к выполнению погрузочно-разгрузочных работ грузы разделяют на четыре характерные разновидности (табл. 1.1, п.7).

Навалочные и насыпные грузы (песок, гравий и т.п.), перевозимые без упаковки. Используемые для их переработки погрузочно-разгрузочные механизмы имеют в основном однотипную конструкцию, поэтому требования к транспортным средствам с точки зрения их приспособленности к погрузке и выгрузке также являются одинаковыми.

Перевозка тарно-штучных грузов (грузы в мешках, тюках, ящиках и в другой таре и упаковке) связана с формированием отдельных грузовых мест. Погрузка и выгрузка этих грузов требует механизированного способа погрузочно-разгрузочных работ.

Наливные и газообразные грузы перевозятся в кузовах определенного типа, представляющих собой одну упаковку.

Негабаритные грузы и грузы большой массы требуют применения мощных стационарных и передвижных перегрузочных механизмов.

Физико-механические и физико-химические свойства грузов
(табл. 1.1, п.п. 8,9) являются определяющими при выборе закрытого кузова, обеспечивающего поддержание температурного режима и влажности.

Некоторая часть грузов, перевозимая на автомобильном транспорте, очень восприимчива к динамическим нагрузкам (табл. 1.1, п. 10). Это прежде всего грузы в стеклянной таре, изделия деревообрабатывающей промышленности, бытовая техника. Такие грузы требуют применения мягкого покрытия внутри кузова или подвески груза.

Положение центра тяжести для неделимых и тяжелых грузов (табл. 1.1, п. 11) определяет общую компоновку транспортного средства, погрузочную высоту и устройства для крепления груза.

По производственным, технологическим причинам обслуживаемой клиентуры грузы могут требовать срочной или несрочной доставки (табл. 1.1, п.12). Срочные грузы влияют на выбор кузова, который должен быть приспособлен к быстрой и механизированной погрузке и выгрузке, а также транспортного средства с соответствующими тягово-скоростными качествами.

Стоимость груза (табл. 1.1, п. 13) влияет на конструкцию кузова, который должен обеспечивать безопасность перевозки.


Рис. 1.2. Уровни классификации грузов автомобильного транспорта


Размеры твердых частиц (табл. 1.1, п.14) пылевидных и порошкообразных грузов определяют выбор соответствующей системы выгрузки и диаметр горловин, шлангов и патрубков.

Тарные грузы имеют две размерности массы: нетто и брутто (табл. 1.1, п.15). Масса брутто учитывается при установлении грузоподъемности транспортного средства, масса нетто – при оприходовании материальных ценностей. Размеры партии грузов (табл. 1.1, п.16) устанавливают грузоподъемность транспортных средств, что в конечном итоге определяет уровень рентабельности перевозок грузов.

На автомобильном транспорте применяется несколько систем классификации грузов. Так, на рис 1.2 использованы четыре уровня классификации. Первый уровень классификации – класс – учитывает только физическое состояние груза. Второй – подкласс – определяет требования к различным грузам с точки зрения их свойств, обусловливающих определенные погрузочно-разгрузочные операции. Третий - группа – объединяет грузы по физико-механическим и физико-химическим свойствам с учетом максимальной сохранности при перевозке. Четвертый - вид – характеризуется конкретными грузами с присущими только им свойствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: