Общая характеристика информационно-коммуникативные технологии и их применение на уроках английского языка в школе

ГЛАВА 3. ПРОДУКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ РОЛЕВЫХ ИГР И КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

 

Общая характеристика информационно-коммуникативные технологии и их применение на уроках английского языка в школе

 

В настоящее время информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) являются главным средством, используемым учениками в школе и дома. Через информационно-коммуникативные технологии мы получаем ту информацию, которая нам необходима [3, c. 93], то есть, по мнению Азимова Э.Г. и Щукина А.Н., информационно-коммуникативные технологии - это способ взаимосвязи между людьми и информацией. Этот способ осуществляется через определённый контакт с использованием компьютерных технологий [1, с. 448].

Босова Л.Л. утверждает, что с помощью ИКТ мы можем пользоваться различными необходимыми нам документальными данными (через электронные книги, путём онлайн общения с другими людьми) с помощью различный средств, программ для получения нужного нам итога [2, с. 231].

Согласно Д.А.Поспелова, информация – это зеркало той реальности, к которой мы живём. Информация воспроизводит многообразие мира, реальной жизни, разрушает мнение о том, что в ней нет ничего нового и интересного [8, с. 421].

Согласно Д. Н. Ушакова, информация – синтез различных сведений, новостей, сообщений и информационных материалов [12, с. 331].

Коммуникация – ход передачи информации, вид контакта, факт взаимосвязи, передача сведений от одного человека к другому или группе лиц.

Юмсунова Л.Н. утверждает, что технология – система и порядок проведения способов и процедур трансформаций, приводящих к нужному итогу [11, с. 104].

Совокупность ИКТ – это союз двух технологий – информационной и коммуникативной.

Информационная технология – это сочетание приёмов, путей и ходов, способствующих сохранению, переработке, распространению и воспроизведению данных, которые нацелены на рост продуктивности и результативности определённой деятельности.

В современном мире информационные технологии тесно связаны с компьютерными.

Коммуникационные технологии устанавливают приёмы и пути, с помощью которых происходит общение человека с реальным миром и обратно. В этом процессе важное место занимает персональный компьютер (ПК). Он способствует взаимосвязи между людьми, получающими информацию.

Поэтому ввод информационных и коммуникативных технологий в образовательную систему неслучаен, он преследует определённую важную цель – дать школьнику ощущение свободы, уверенности и комфортности в огромном потоке современной информации.

Эволюция ИКТ-технологий.

Во второй половине 19 века единственными средствами ИКТ были перо, чернила и книги. Общение между людьми проходило с помощью писем, посылок и других посланий. Основная цель ИКТ на данном этапе – передача информации доступными средствами.

С конца 19 века средства ИКТ стали более механически развитыми. К ним относились телефон, пишущая машинка. Общение между людьми проходило как и раньше с помощью почтальонов. Основная цель ИКТ в этот период – передача информации доступными, но уже более современными способами.

В 40-60-х годах 20 века средствами ИКТ были уже электрические пишущие машинки, ксероксы, ЭВМ большого размера. Основной целью ИКТ в это время было не только передача информации доступными средствами, но и содержание переданной информации.

В начале 70-х годов средствами ИКТ были большие ЭВМ, АСУ и информационно поисковые системы. В этот период цель ИКТ – помочь в работе социальным и управленческим структурам. Упор делается на содержание информации.

В середине 80-х годов средствами ИКТ стали компьютеры, которые стали применяться в разных сферах деятельности человека – от бытовой, культурной до управленческой. Информация стала править людьми [17, с. 64].

В настоящее время средства ИКТ – это Интернет, которому предстоит быстрое развитие.

Естественно, что повсеместное использование ИКТ не могло обойти и образование. Методисты заинтересовались новейшими информационными технологиями, которые можно применить в учебном процессе. Хотя, ещё в 1970-х годах были разработаны программы, которые служили для исполнения роли электронного учителя. В начале 1990-х годов возникли интеллектуальные обучающие системы. А в середине1990-х годов появились гипертекстовые и мультимедийные средства. По стране зашагал Интернет. С 2000-го года стали активно вводиться в жизнь технологии компьютерного моделирования и имитации. ИКТ в образовании сегодня используется не только для оценки знаний школьников и отработке приобретённых навыков, повышения познавательного интереса, но и для использования их в индивидуальной работе учащихся. Поскольку спектр применения ИКТ на уроке очень широк, всё больше и больше преподавателей начинают использовать в своей педагогической практике. Существует много различных методик обучения. Многие из них направленны на получение новых знаний и в том числе на формирование диалогических англоязычных навыков, используя компьютерные ролевые игры, применяя которые можно создавать любые ситуации, контролировать их, обрабатывать собранные данные и тем самым эффективно и продуктивно изучать английский язык [21, с. 32].

Классификация средств ИКТ, применяемых в школе по А.В. Горячеву:

1. В зависимости от цели, поставленной учителем. Для основного учебного процесса используются электронные учебные пособия. Они помогают приобретению и повышению уровня знаний на этапе изучения теории. Электронные практикумы используются для проведения практики. Электронные тренажёры, развивающие компьютерные ролевые игры необходимы для повторения уже изученной темы, её тестирования, проверки.

2. В зависимости от желания использования дополнительных учебных ресурсов. Для получения новой информации используются электронные библиотеки и электронные словари. При отработке полученных умений для обобщения и правильного распределения учебных материалов – обучающие компьютерные программы. Для визуализации учебного материала в помощь в помощь к его освоению используются видеоконференции. Для формирования коммуникативных навыков – компьютерные обучающие ролевые игры.

3. В зависимости от вида учебного материала:

а) текстовые материалы – электронные учебники, словари и так далее;

б) презентации – фото, видео, электронные фотоальбомы и так далее;

в) аудиозаписи – звукозаписи различной направленности.

4. В зависимости от места и времени протекания учебного процесса:

а) Онлайн системы – голосовая связь, мобильная связь;

б) Офлайн связь – веб – чат, видеочат и так далее.

5. В зависимости от способа получения информации:

а) локальный – компьютерные развивающие программы;

б) сетевой – всемирная информационная сеть и так далее [25].

По мнению Т.Ф. Есенковой и В.В. Зарубиной, главные средства ИКТ это:

1. Компьютер служит для поиска, получения и обработки нужных школьнику сведений посредством Интернета.

2. Принтер (чёрно-белый или цветной) служит для распечатки текстовой информации, картиной, фото, схем, диаграмм.

3. Сканер служит для сканирования изображений для ПК.

4. Проектор учителю служит для лучшей визуализации учебного материала всему классу школьников.

5. Интерактивные доски работают в паре с проектором и помогают учителя в работе с текстовой, видео, аудиоинформацией. На чувствительном экране школьник может записывать свои ответы по представленному заданию, что будет также отражено в компьютере учителя.

6. Видеокамера служит для передачи видеосюжетов, необходимых для более интересного и красочного проведения занятий.

7. Флэшка служит для сбора и обмена данных между компьютерами и ноутбуками [2].

По мнению Селевко Г.К., большинство преподавателей считают применение на своих уроках ИКТ важным приёмом в изучении иностранного языка. Он способствует не только росту школьника, как полноценного члена общества, но и включает в себя ряд функций, которые необходимы как для формирования навыков диалогической речи, так и для расширения его кругозора и мировоззрения.

1. Познавательная функция. Использование ИКТ на уроке повышает интерес школьника к изучению английского языка, к ведению на этом языке диалогов, поскольку эти технологии позволяют разнообразить учебный процесс, сделать его более познавательным и увлекательным. Кроме того, школьник при использовании ИКТ становится профессиональным пользователем.

2. Обучающая. Благодаря ИКТ школьники начинают больше думать, анализировать, у них развивается логическое мышление. Всё это естественно приводит к повышению уровня формирования диалогической речи и качества знаний английского языка в целом.

3. Коммуникативная. Учит работать школьников в парах или в группах и формирует навыки англоязычной диалогической речи.

4. Культурная. Применение ИКТ даёт возможность получить больше информации об истории, культуре, искусстве не только своей страны, но и других стран. Это может быть как текстовая, так и аудио, видеоинформация. Окунуться в жизнь людей в средние века или в эпоху правления королевы Виктории в Англии – это прекрасно! Возможность визуализировать это время, почувствовать его атмосферу, пропустить через себя эту информацию, что-то додумать, дофантазировать. Можно сказать, что ИКТ формирует и развивает у школьников новый компьютерный тип сознания.

5. Престижная. Хорошее знание ИКТ повышает авторитет ученика в школе, его собственную самооценку, он становится популярным среди одноклассников.

6. Прогностическая. ИКТ готовят школьников к жизни в новом информационном обществе, с новой информационной культурой, к правильному диалогическому общению с новыми информационными людьми.

7. Воспитательная. Во время использования на уроках ИКТ учитель выступает в роли наставника и контролирует поведение школьников в ходе учебного процесса, помогает устранять ошибки в работе с компьютером, следит за общением детей между собой, учит корректному ведению диалога на английском языке.

8. Регулятивная. Использование ИКТ доказывает школьнику его нужность и важность как потенциального члена общества, готовит его к будущей полноценной жизни, учит правилам поведения и общения на иностранном языке, а также дополнительно знакомит с основными законодательными актами, чтобы ученик впоследствии стать достойным информационно-подкованным представителем своего поколения [3, с. 42]..

Значимость ИКТ на уроках в школе.

Многие учителя достаточно часто спрашивают себя: так ли необходимо использовать на уроках ИКТ, для чего они нужны, можно ли вообще обойтись без них?

Попробуем разобраться. В первую очередь, ИКТ-технологии являются помощником учителя в организации учебного процесса. Благодаря них урок становится более интересным и познавательным, проходит в одно дыхание, уходит напряжённость и скованность учеников на уроке, общение между учителем и учащимися становится более непринуждённым и лёгким.

Кроме того, мы живём в век высоких информационных технологий, и, конечно, педагог должен идти в ногу со временем, повышать свои профессиональные знания и навыки, а без изучения и использования ИКТ это невозможно. Такой учитель всегда будет в тренде и будет авторитетом для своих учеников, они будут им гордиться и восхищаться, стараться быт похожим на него.

1. ИКТ – технологии способны сделать урок более интересным в плане англоязычного общения, нескучным, непредсказуемым в плане большого разнообразия в использовании учебного материала. Ученику всегда будет интересно идти на урок, потому что каждое занятие можно сделать уникальным, не похожим на предыдущие.

2. ИКТ предполагает использование самых новых и передовых методов обучения, когда в учебный процесс вовлекается весь класс, идёт коллективная работа, благодаря которой активно формируются навыки англоязычной диалогической речи.

3. ИКТ позволяют учителю применять на уроках аудио и видео учебные материалы, проводить различные презентации, ролевые игры, викторины и так далее.

4. ИКТ позволяют самому учителю сделать процесс организации будущего урока более интересным, занимающим меньшее количество времени, но более результативным.

5. ИКТ однозначно способствуют повышению знаний у школьников в области английского языка, культуры, информатики, готовят его стать достойным членом общества.

6. ИКТ помогают не только учителю, но и ученикам сделать свою учёбу более организованной, распланированной, учат экономить своё время, то есть дисциплинирует, чтобы уже в освободившееся время с большим интересом и мотивацией учиться и улучшать свои школьные знания по английскому языку.

Таким образом, учитель с помощью ИКТ учит школьников грамотной работе на компьютере, умению пользоваться новыми компьютерными знаниями и технологиями, а также учит информационно мыслить, чтобы все эти приобретённые навыки смело использовать в будующем.

Применение ИКТ на уроках универсально. Их можно применять как в начале, в середине так и в конце урока, в зависимости от цели и направленности занятия.

1. При знакомстве с новой темой урока можно использовать текстовую информацию из учебников с применением анимационной компьютерной графики, видеоряда, звука, различных слайдов презентации.

2. При выполнении индивидуальных заданий возможности учеников безграничны. От простого - сбора необходимых материалов и сведений, до использования различных компьютерных программ и компьютерных ролевых игр.

3. При отслеживании уровня знаний и аттестации используются компьютерные тесты, проводимые в режиме реального времени, осуществляется мгновенная их отработка, полученные оценки автоматически выставляются в электронный журнал.

Принципы использования ИКТ в практической деятельности школьного учителя.

Для действенного, плодотворного, продуктивного и результативного использования ИКТ на уроке учитель должен:

1) результативно проходить обучение по повышению уровня информационных знаний, прекрасно разбираться в работе с компьютером, осваивать новейшие компьютерные технологии, чтобы смело включать в учебный процесс самые передовые IT-технологии и IT-уроки;

2) применять ИКТ строго в соответствии с поставленной учебой целью. Их использование должно решить учебно-познавательные задачи, а не развлекательные;

3) хорошо разбираться в работе всех обучающих компьютерных программ и сервисов, чтобы в зависимости от поставленной на уроке задачи, уметь правильно их применить. Помочь ученикам разобраться во всех тонкостях работы ИКТ.

Главные направления применения ИКТ на уроках в школе.

1. Использование интерактивных презентаций – это очень распространённый приём для визуализации и практической отработки темы урока. Их создатели могут быть как учителя, так и ученики. Преподаватель использует презентацию для объяснения нового материала, школьник – в качестве отчёта о выполненном индивидуальном задании.

2. Применение информационных источников способствует нахождению необходимых сведений, быстрой их передаче. Предлагает различные интернет-платформы для организации внешкольной, самостоятельной деятельности.

3. Использование ролевых игр и образовательных компьютерных программ способствует в лёгкой, непринуждённой форме повысить как уровень знаний школьников, так и их интерес к изучению английского языка, к формированию навыков англоязычной диалогической речи.

По мнению Е.И. Машбиц, преимущества применения ИКТ на школьных уроках это:

1. Визуализация учебного материала, подача его в виде ролевой игры с применением ИКТ очень нравится школьникам.

2. Учебный материал, представленный живыми, яркими, красочными и выразительными образами, вызывает интерес у учеников.

3. Использование анимационной компьютерной графики, видеоряда, различных звуковых файлов – важное достоинство ИКТ.

4. ИКТ вызывает желание, интерес у школьников получить больше новых знаний английского языка.

5. Ученики могут получать индивидуальные задания, направленные на самостоятельный поиск и отбор нужной учебной информации, её систематизацию, они применяют творческий подход, не ограничивающий их в возможностях при выполнении заданий.

6. Ученик начинает чувствовать себя более информационно-подкованным, убеждённым в правильности своих знаний.

7. Ученики сами пишут сценки, роли, реплики, которые помогают сконструировать придуманную ими виртуальную игру [44, с. 36].

Таким образом, можно сделать вывод по вышеперечисленному материалу, что информационно-коммуникативные технологии - это способ взаимосвязи между людьми и информацией. Этот способ происходит через определённый контакт с использованием компьютерных технологий.

1. Применение ИКТ в школе при проведении уроков способствует лучшей организации учебного процесса, облегчает работу педагогов и повышает познавательную активность школьников.

2. Применение ИКТ способствует лучшему усвоению пройденного или изучению нового материала. Кроме словесного приёма преподавания, учитель использует наглядный – это картинки, фото, презентации, видео, схемы, диаграмма, которые можно использовать для создания атмосферы компьютерной ситуации во время ролевой игры. Учитель английского языка также использует практический приём – это компьютерные ролевые игры и компьютерные обучающие программы.

3. Применение ИКТ меняет характер учебного процесса, повышает интерес к нему, стимулирует мышление, зрительную деятельность, развивает фантазию.

4. Применение ИКТ при проведении ролевых игр делает игру более интересной, познавательной, содержательной.

5. Применение ИКТ делает образовательный процесс более качественным, обучение школьников носит разносторонний характер.

Роль информационно-коммуникативных технологий в эффективном формировании диалогической речи на примере компьютерных обучающих программ при обучении английскому языку в средней школе

 

На сегодняшний день помимо информатизации общества в мире в быстром темпе протекают процессы информатизации всех форм образовательной деятельности. На государственном уровне 4 февраля 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев принял Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» для всего государственного образования. В скором времени к 2022 году срок на реализацию данной инициативы истечёт. В данном документе прописано, что новая школа имеет современную инфраструктуру, то есть наличие современных компьютеров, медиатеки, высокотехнического учебного оборудования, Интернета широкополосного, интерактивных учебных пособий и так далее. При реализации данного проекта современный учитель сможет владеть знаниями информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и уметь применять их на практике в своей профессиональной деятельности, а также стремиться к непрерывному самообразованию [13]. В этом проекте основная задача учителя заключается в том, чтобы помощь ученикам стать нравственными, творческими, уверенными в себе, самостоятельными и коммуникативно-ориентированными личностями. Последняя характеристика, по словам президента, подразумевает умение общаться с людьми и высказывать своё мнение не только в России, но и за рубежом. Но как показывает практика, ученики пока не способны на это. По мнению Кершенштейнера Г.О., причина здесь кроется в закостенелости нашей системы образования, ведь её цель – это передать учителю свои знания школьникам, а не инструмент, то есть возможность им самим, пользуясь минимальными знаниями от преподавателя, сформировать умение разговаривать на английском языке [3, с.190].

Данный проект нашёл своё отражение в требованиях федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В существующем ФГОС главные цели обучения английскому языку: 1) социокультурное, коммуникативное развитие школьников и их подготовка к межкультурной коммуникации; 2) ознакомление учащихся с технологией изучения английского языка и со способами самообразования. Значит, школа должна не только обучать детей лексике, устойчивым выражениям и фразам, грамматическим конструкциям, но и объяснить где за короткое время можно найти нужную информацию [7].

Для того чтобы достичь основных целей, выдвинутых ФГОС, сначала нужно определиться с понятием «коммуникация», которое является предметом изучения различных психологов, социологов и философов. Но множество учёных и исследователей вкладывают в это понятие неоднозначный смысл. Например, Е. С. Полат рассказывает о коммуникации человека с самим собой и природой, М. Р. Леонтьева говорит, что в настоящее время насчитывается огромное количество несовпадающих, разных определений коммуникации в науке, О. Г. Филатова считает, что массовая коммуникация – это общение, передача информации между людьми во время какой-либо совместной деятельности [4, с. 15].

Итак, Е. И. Пассов даёт обобщающее определение коммуникации. По его словам, это контакты между субъектами взаимодействия с помощью передаваемой, воспринимаемой общей информации [8]. В широком смысле под этим словом подразумевается социальный процесс общения, обмена идеями, мыслями, информацией и тому подобное, или передачи содержания от человека к человеку с помощью знаковых систем [9].

С учётом направленности речевого потока коммуникация может быть представлена монологической и диалогической речью. При передаче информации в двух или более направлениях, к тому же период речевой активности чередуется с восприятием и обработкой полученной информации у коммуникаторов, такая речь называется диалогической.

Давайте определим отличия между понятиями «диалог» и «диалогическая речь».

По современной теории речевой деятельности  диалог – это социально-речевой формат общения на основе взаимопонимания и взаимодействия между людьми. Диалогическая речь формируется за счёт мотивов деятельности. У неё есть конкретные цели и задачи. Единица  диалогической речи – это речевой акт, или речевое действие [10].

Анализ методических источников показывает, что для управления диалогической речью используются два типа подготовительных упражнений: 1) речевые, которые развивают навыки, умения самостоятельно высказываться на английском языке; 2) структурные или тренировочные. Эти упражнения помогают детям овладеть аспектами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой) по какой-либо теме.

Для эффективного формирования навыков диалогической речи в современных школах широко используют ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии – это различные технологии, связанные с управлением и обработкой большого информационного потока с использованием вычислительной техники. Основными чертами ИКТ являются компьютерная обработка, хранение на машинных носителях и передача огромного потока информации на большое расстояние в самые кротчайшие сроки [11].

В школах на уроках английского языка для формирования диалогической речи используются такие ИКТ, как, например, компьютерные ролевые игровые и тестовые компьютерные программы(«Oxford Word Magic», My First Amazing British Isles Explorer под редакцией Dorling Kindersley, Программа Гончарова А.А. «Английский для хулиганов», «English for children» и так далее), аудио материалы (аудиокниги таких издательств, как Penguin Readers, Oxford Bookworms Library, Black cat, Cambridge English Readers, Longman и так далее), применяется визуальная наглядность на уроках с помощью презентаций, видео материалов (Puzzle English, EngVid, BBC Learning English, Speak English With Misterduncan, VOA Learning English, Английский как по нотам и другие), картинок, таблиц и схем, оказывается справочно-информационная помощь с использованием автоматических словарей (Longman Contemporary Dictionary, Oxford Living Dictionaries, Oxford Advanced Learner's Dictionary, Macmillan Dictionary, Dictionary.com, UrbanDictionary.com и другие) и программ по подбору антонимов, синонимов и другое. Соответственно в школах в каждом классе должны быть компьютер с колонками, проектор, экран и так далее.

ИКТ делают уроки ярче и нагляднее, упражнения продуктивнее, материал более запоминающим. К примеру, применение презентаций на уроках помогает отработать все этапы урока: фонетическая зарядка, речевая разминка, объяснение и закрепление новой темы, итоги и рефлексия. Работа с видео и аудио ресурсами предоставляет детям возможность увидеть достопримечательности стран, выучить и спеть в караоке песни на английском языке и так далее.

Согласно Протасеня Е. П., использование ИКТ на уроках английского языка имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения: 1) ИКТ позволяет организовывать на уроках индивидуальную, парную, групповую, фронтальную формы работы, тем самым учитель уменьшает контроль за учебной деятельностью школьников; 2) ИКТ благоприятствует индивидуальному методу обучению в школе, принимая во внимание способности, умения, особенности, работоспособность каждого ученика, его темп работы, темп восприятия информации, скорость запоминания, интересы, познавательную активность, мотивацию и так далее; 3) ИКТ предоставляет педагогам и ученикам открытый доступ к разнообразным информационным ресурсам, чтобы отыскать основной и дополнительный учебный материал для занятий в школе и дома; 4) ИКТ позволяет правильно, поэтапно организовать учебный процесс, чтобы улучшить качество и эффективность занятий; 5) ИКТ помогает сформировать англоязычную коммуникативную компетенцию; 6) ИКТ помогает сформировать учебно-познавательную и общекультурную компетенции школьников; 7) ИКТ позволяет  предвидеть и создать разноплановую англоязычную коммуникативную ситуацию; 8) ИКТ помогает понять языковые явления и довести свои речевые действия до автоматизма, чтобы повысить свой языковой уровень; 9) ИКТ позволяет сделать уроки запоминающимися, яркими, эмоциональными с самоутверждением учащихся, с благоприятной психологической атмосферой, что повышает у детей мотивацию и интерес к английскому языку, увеличивает быстроту усвоенных детьми знаний и их надёжность; 10) ИКТ обеспечивает интересное, яркое, краткое, красочное наглядное представление материала с помощью презентаций, диаграмм, компьютерных программ, игр и так далее; 11) ИКТ способствует формированию навыков самостоятельной работы и самоконтроля учеников; 12) ИКТ помогает ученику подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ как в школе, так и самостоятельно дома; 13) с помощью ИКТ ставится объективная и не запоздавшая оценка работы учащихся, которую за учителя осуществляет компьютер, облегчая работу преподавателей [4, c. 177–182].

Рассмотрим отечественные и зарубежные компьютерные программы по формированию диалогических навыков у школьников через тренировку двух типов подготовительных упражнений. Компьютерная обучающая программа – программное средство, решающее конкретные педагогические задачи, нацелено на прямое взаимодействие с учениками. Ученики индивидуально, самостоятельно работают с программой, которая является лишь частью их системы обучения, поэтому увязана с их целым учебным процессом. В данных программах имеются правила, объяснения, образцы, примеры выполнения упражнений и так далее, так как они составляются по обучающему принципу [12].   

 Ознакомимся с функционалом некоторых программ.   В комплексе «English Three Steps» [6] имеется шесть разделов: 1) числа; 2) дом, работа; 3) еда, напитки; 4) средства передвижения, поездки или экскурсии; 5) люди их окружение; 6) человеческий труд. Данная компьютерная программа имеет три уровня. Первые два уровня нацелены на последовательное формирование у школьников диалогиче6ской речи. Особое внимание здесь уделяется работе с лексикой. Она проходит по такому плану. Нам первом уровне учащиеся знакомятся с новыми словами, когда учитель вводит и объясняет их, то есть, рассказывает о значениях, способах употребления, различных формах слов. С помощью компьютера у школьников формируется графические образы слов совместно с моторными и звуковыми. Также компьютер предусматривает индивидуальные особенности любого школьников. Если у ребёнка лучше работает слуховая память, тогда для лучшего запоминания новых слов он имеет возможность прослушать их на компьютере достаточное количество раз, то есть сколько он сам захочет без ограничений. Если же у ребёнка зрительная память развита лучше, тогда он может сосредоточить всё своё внимание на графические образы слов. Компьютерная программа предлагает школьникам несколько ролевых игр: «Угадай», «Бинго», «Squares», «Good memory».

На втором уровне обучения развиваются лексические навыки чтения, говорения и аудирования. В играх вся новая лексика задействована в речевой деятельности, и осуществляется отработка всех аспектов лексики: значения, формы и употребления в речи с помощью следующих заданий и упражнений: 1) упражнения на заполнение пропусков, кроссворды; 2) задания на имитацию (составить ответы на вопросы как по образцу, повторить реплики из диалогов, предложения из текстов, монологов); 3) задания на контроль владения необходимой лексикой (соединить слова с их переводом, найти определения к словам, найти синонимы или антонимы); 4) задания на идентификацию или дифференциацию лексики (определить на слух слова, выбрать и записать те, которые относятся к одной теме, сгруппировать слова по определённому признаку); 5) задания на сокращение предложений в текстах или диалогах либо на расширение описания по картинке или по образцу с помощью новых слов; 6) задания на прогнозирование (выбрать правильные окончания предложений из имеющихся вариантов и тому подобное); 7) задания на формирование словесной догадки (угадать значении новых слов, образованных с помощью известных корней, суффиксов или приставок, предположить значение и определение интернациональных лексических единиц и так далее); 8) задания на замену выделенных слов синонимами, антонимами и так далее. Интерфейс данной компьютерной программы в достаточной мере нагляден и доступен, все действия школьников сопровождаются подсказками, объяснениями программы.

Во время работа на третьем уровне ученики нацелены улучшать свои лексические навыки диалогической речи, чтения, письма и аудирования. Программа предоставляет школьникам различные диалоги в картинках и фото в виде комиксов, они очень красочные, интересные, захватывающие. Ученики, применяя свои знания, умения и навыки на практике, полученные из предыдущих двух этапов, читают, переводят, заучивают диалоги и ставят сценки, играют ролевые игры на уроках английского языка на основе данных им диалогов.

Программа Гончарова А.А. «Английский для хулиганов» [14] считается оригинальной, неординарной по отношению к мотивации обучения школьников. Как только ребёнок включает компьютер, на экране разворачивается приложение, в котором ему надо пройти урок, выучить новую лексику и сделать тест. Выключить эту программу можно только с помощью пароля, который знают лишь родители. Поэтому ребёнку приходится учить уроки английского, чтобы потом иметь свободный доступ к компьютеру. Методика изучения английского языка такова: у детей слабая мотивация к учёбе, но дети любят сидеть, играть за компьютером. Данный режим работы является стимулирующим.

Давайте проанализируем программу «Tell me more» [15] с точки зрения обучения детей подросткового возраста диалогическому общению. Исходя из психологии подростков, в этом возрасте учитель не является настоящим, непоколебимым авторитетом для школьников. Они чаще прислушиваются к своим сверстникам, друзьям из их компаний. А также модным, современным, интересным собеседником для подростков в 21 веке стал компьютер (виртуальный друг). Дети могут общаться со своими виртуальными друзьями за  компьютером с помощью специальных компьютерных программ. Программа «Tell me more» эффективно применяется дома и на уроках английского языка для формирования диалогической речи у учеников, так как имеет ряд преимуществ.

Во-первых, вследствие виртуальной замены учителя интересным собеседником и другом снижается уровень нервозности, стресса, прекращается боязнь ошибиться, быть недопонятым и откритикованым учителем. Повышается желание внимательно слушать, непринуждённо общаться на интересные подросткам темы со своим другом и авторитетом, они пытаются стать на него похожим, то есть хотят улучшить свои знания английского языка. Каждый ученик может выбрать из нескольких виртуальных собеседников того, кто ему больше понравится, с кем ему будет интереснее общаться на множество увлекательных тем для подростков из повседневной жизни, например, «Внешность», «Одежда», «Праздники», «Путешествие» и так далее. Данный курс в интересной форме раскрывает все темы для школьников на всех этапах их обучения.

 Во-вторых, в зависимости от уровня обучения, от темперамента и других индивидуальных характеристик школьника, каждый может выбирать для себя темп восприятия иноязычной речи: медленный, средний или быстрый. 

В-третьих, программа сама распознаёт и оценивает вашу речь, указывает на все ошибки, объясняет и исправляет их. Это экономит время и силы учителя на уроке. Каждый ученик в индивидуальном порядке узнает свои ошибки на уроке и попытается исправить их. 

В-четвёртых, все типы восприятия информации: визуальная, слуховая, кинестетическая дигитальная, представлены в этой программе. Поэтому каждый ребёнку без исключения сможет увеличить качество и скорость своего обучения и будет уметь доносить человеку свои мысли на английском языке с хорошей скоростью и точностью.       

Кроме речевых заданий, эта программа имеет множество тренировочных упражнений по овладения аспектами языка, что позволяет таким образом сформировать диалогическую речь: 1) составьте предложения, произнося вслух все слова в правильном порядке; 2) подобрать синонимы и антонимы к словам; 3) дополнить предложения и потом произнести их; 4) подобрать к словам их определения; 5) подобрать и произнести слова, подходящие к определённым картинкам; 6) диктант; 7) кроссворд.

Итак, с компьютерной программой «Tell me more» нужно говорить ученикам, она оценивает как отдельное задание, так и весь урок в общем. Программа непринуждённо, не оказывая давления на учеников, указывает на ошибки школьникам, объясняет и исправляет их, а детям в свою очередь нравится искать в ней интересные, юмористические диалоги и инсценировать их на уроках, тем самым проводить ролевые игры, а также общаться с виртуальными друзьями на интересующие их темы на английском языке как в школе, так и дома. Таким образом, данный курс помогает школьникам преодолевать языковой барьер, научиться быстрому общению и повысить навык диалогической речи. Эта компьютерная программа помогает решить главную языковую задачу: развить коммуникативную компетенцию школьников.

Подводя итоги всему выше сказанному, проведённые исследования показывают результативность, продуктивность, эффективность применения ИКТ на уроках английского языка. Использование ИКТ повышает качество знаний учащихся и мотивацию к учёбе, развивает память и внимание. Познавательная активность увеличивается, обучение английскому языку для школьников становится увлекательным, познавательным, интересным. С помощью ИКТ и, в частности, компьютерных программ оптимально используются все анализаторы учеников на уроках и дома. Благодаря ИКТ каждый школьник может индивидуально выбирать для себя темп восприятия иноязычной речи, свою стратегию обучений, а также виртуального учителя и даже друга. Общение с виртуальным учителем понижает у учеников тревожность, нервозность, стресс. Пропадает боязнь ошибиться или быть недопонятым, откритикованным преподавателем. Таким образом, школьники легче преодолевают языковой барьер, повышают навык диалогической речи и развивают языковую компетенцию. Помимо этого, каждый школьник может сам выбирать и общаться на интересные для подростов темы с понравившимся ему, интересным виртуальным другом и авторитетом, пытаться стать на него похожим, и тем самым он улучшает свои знания английского языка. Всё это повышает уверенность, желание человека, интерес, мотивацию к изучению иностранного языка, как в школе, так и дома.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: