Сущность и значение государственного анциклического регулирования экономики

Государство по своей сущности призвано корректировать недостатки рыночного механизма регулирования.

В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой определенную систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями.

Цель государственного регулирования - приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям рынка.

Объекты регулирования – межгосударственные союзы национальной экономики, отдельные сектора и регионы с проблемами, неразрешимыми посредством обычных рыночных регуляторов.

Субъекты государственного регулирования - федеральные, региональные, муниципальные или коммунальные органы управления.

Антициклическое регулирование экономики, кратко говоря, представляет собой комплекс целенаправленных и сознательных действий власти и частично крупных корпораций и общественных объединений на промышленный процесс. Эти мероприятия обеспечивают уменьшение глубины кризисных явлений, стабилизацию темпов роста экономики и хозяйственной конъюнктуры.

Цель государственного антициклического регулирования - уменьшение глубины циклических кризисов и стабилизация хозяйственной конъюнктуры для увеличения темпов экономического роста.

После завершения Второй мировой правительства большинства развитых стран значительно расширили круг антикризисных мер. Их дополнили разные методы антициклического регулирования экономики послевоенного периода. Их особенности в значительной степени обуславливаются доминированием монополий в системе хозяйствования. Как доказали ведущие западные ученые, даже при отсутствии письменного либо устного соглашения, цены олигополистического рынка выше, чем конкурентного, при более низком производственном объеме первого.

Стоит обратить внимание на отсутствие гибкости, подвижности стоимости товаров по сравнению с обстановкой при свободной торговле. При господстве монополии цены в условиях кризиса не только не снижаются, а остаются на прежнем уровне и даже в ряде случаев растут. Это обуславливается тем, что олигополии значительно сокращают производственные объемы для недопущения перевыпуска товаров и понижения их стоимости.

Такой негативной ситуации могут противостоять только государственные меры стимулирования денежного спроса с использованием соответствующей финансово-кредитной политики. Такие мероприятия, собственно, и были предприняты в послевоенный период.

Смягчение циклических колебаний в послевоенные годы было достигнуто посредством:

- увеличения государственных закупок услуг и товаров;

- стимулирования развития жилищного фонда (власть страхует и гарантирует предоставление кредитов на строительство, регулирует порядок и сроки их погашения, величину процента и так далее);

- проведения программы ускоренной амортизации;

- предоставления налоговых льгот при внедрении нового оборудования;

- снижения отчислений на прибыль компаний и прочего.

Антициклическое регулирование национальной экономики в кризисный период обладает одним несомненным преимуществом. Такую политику можно использовать достаточно оперативно, не принимая соответствующих законов. В данном случае важным моментом является только точное определение времени снижения либо повышения процентных ставок по кредитам. Для расширения суммарного спроса в кризисные фазы и во время депрессии правительство запускает программу «дешевых денег».

Вместе с этим антициклическое регулирование экономики предполагает снижение ставок по налогам на прибыль, заработной платы, предоставление льгот при ускоренном списании стоимости ОС. Эти мероприятия стимулируют инвестирование в частный сектор. В кризисный период правительство увеличивает величину прямых капиталовложений в государственную сферу, в первую очередь, в отрасли социальной и экономической инфраструктуры (транспорт, водо-, электро- и газоснабжение, атомную энергетику, жилищное строительство и прочее).

В фазе подъема антициклическое регулирование экономики направлено на замедление процесса чрезмерного «перегрева» системы, а также ослабление противоречий между производственным и потребительским секторами, сглаживание колебаний при переходе от одной фазы к другой. В этот период происходит увеличение налогов, процентных ставок, отмену льгот, снижение объемов прямых капиталовложений. Между принятием соответствующих мер в сфере финансово-кредитной политики и достижением определенного эффекта проходит достаточно продолжительный промежуток времени. По мнению западных аналитиков, этот период в условиях спада может длиться от 5-ти до 20-ти месяцев, а в фазе подъема — от 10-ти до 24-х. Медленнее действуют механизмы налогового регулирования. Это в значительной степени обуславливается большой продолжительностью процесса законотворчества. В этой связи необходимо иметь четкий прогноз вероятного течения экономического цикла.

Антициклическое регулирование рыночной экономики осуществляется с помощью различных инструментов. Со стороны олигополии оно проявляется посредством выработки и последующего согласования политики исполнения госпрограмм. В это же время действия крупных корпораций противоречат политическому курсу правительства. Антициклическое регулирование проводится административными, правовыми и экономическими методами.

Что касается ситуации в России, то к настоящему моменту в РФ проходит крупномасштабный переход от сверхцентрализованного хозяйствования к рыночной экономике, существующей по своим специфическим законам. Одним из важнейших рычагов в этом процессе стала приватизация. К середине 1995 года завершился ее первый «ваучерный» этап. В настоящее время идет денежная приватизация. Она представляет собой приобретение бывших госпредприятий частными лицами. Механизм, посредством которого осуществляется государственное антициклическое регулирование экономики в России, сегодня еще не до конца сформировался. В процессе внедрения тех или иных мер следует опасаться крайних ситуаций. В частности, это, с одной стороны, абсолютный уход государства из экономической сферы, что неизменно породит хозяйственную анархию, а с другой стороны — наоборот, преобладание правительственного влияния и подавление инициативы частных собственников.

Несмотря на сложность ситуации, антициклическое регулирование экономики уже прошло три основные стадии:

- остановку развала системы хозяйствования, прохождение поворотного момента от обвального производственного спада к его оживлению;

- рост экономики. На этой стадии приоритетными направлениями правительственной политики выступают структурная перестройка системы в пользу сектора потребителей и ресурсосбережения. Эта программа реализуется преимущественно на базе использования наличных, недостаточно передовых инвестиционных технологий;

- широкомасштабное освоение высокотехнологических видов производств.

Проводя антициклическое регулирование экономики, правительство ставит в ряд приоритетных задач борьбу с инфляцией. Для этого с января 1995-го года было прекращено использование прямых кредитов ЦБ для финансирования дефицита в федеральном бюджете за некоторыми исключениями. Было запланировано привлечение средств только в качестве краткосрочных займов с сокращением их числа и сведением, в конечном счете, к нулю. Рост денежной массы и предложение наличности было предложено определять политикой ЦБ по кредитованию коммерческих банков, операциям с ценными бумагами, проводимыми на открытых торгах, а также интервенциями (продажей и покупкой валюты). Контроль роста массы предполагалось осуществлять посредством установления предельных размеров внутренних (чистых) активов финансово-кредитных организаций, а также лимитов требований этих компаний к расширенному и федеральному правительству (местным и государственным органам власти, внебюджетным фондам).

Антициклическое регулирование экономики включает в себя и такую важную задачу, как разработка программы ценообразования. Особенно это касается определенных групп товаров и услуг. Так, на федеральном уровне осуществляется регулирование цен на газ, частично на нефть и продукты переработки, тарифы железнодорожного транспорта, электроэнергии и прочее. Большое значение имеет работа местной администрации в данной области. Так, в зависимости от региона, ценовое регулирование проводится в отношении от трех до пятидесяти групп товаров.

Госзаказы и закупки также имеют существенное влияние на ход антициклического регулирования. Правительство страны закупает порядка 30% ВВП. При этом цены устанавливаются в соответствующих контрактах. Правительство согласует закупки по конкретному перечню продукции для реализации государственных обязательств. Большие объемы отмечаются в нефтяной сфере. Сырье и продукты переработки приобретаются для последующего экспорта. Кроме того, большими объемами отличаются закупки сельскохозяйственных товаров.

В налогово-бюджетной сфере также определены важнейшие инструменты антициклического регулирования. В федеральном бюджете консолидируются все внебюджетные фонды, образующиеся из обязательных отчислений действующих в стране предприятий, кроме ПФР, Фондов социального и медицинского страхования. Обеспечение достижения максимального результата в финансово-налоговой сфере проводятся мероприятия по увеличению статей дохода и сокращению расходов, предотвращению дефицита средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: