На региональном уровне

Большая часть населения одной из наиболее индустриализированных стран мира, Советского Союза, в считанные годы и относительно легко (потери составляют менее 1% в год) фундаментально сменило источники жизнеобеспечения, не снижая уровня своей технологической вооруженности.

Привычный индустриальный, с хождением на работу, уклад жизни 300 миллионов людей без масштабных трагедий (вспомним, что Октябрьская революция с Гражданской войной имела результатом 20 миллионов убитых, а индустриализация с коллективизацией еще столько же) меняется на другой, облик которого мы, меряя «от Европы», пока толком не видим и не понимаем.

Никто такого не планировал, и даже не предполагал. И более того - на политическом уровне все старались, как могли, такому ходу событий противодействовать. Но оно произошло само собой, естественным путем, в результате саморазвития мира транснациональных корпораций, возникшего на территории СССР.

 

«Самым удивительным и, безусловно, не планируемым инициаторами итогом глобального кризиса станет ячеистое социально-политическое устройство мира в третьем тысячелетии.
У этого будущего мироустройства есть как теоретическое основание, связанное с внутренней логикой неограниченного развития любых природных систем, так и практические прототипы. После предыдущей, например, великой драмы человечества - Второй мировой войны - на ее руинах начал формироваться Европейский союз - система политически равновеликих образований от Испании до Турции и от Италии до Германии. Нечто подобное возникнет и на всем земном шаре - система приблизительно равных по своим потенциалам социально-политических систем, начиная от Китая и Индии и заканчивая Северной и Южной Америками. По логике, внутри больших геополитических ячеек возникнут соты меньшего, но тоже приблизительно одинакового масштаба, наподобие штатов США или европейских государств современности и т.д. Больше всего, естественно, крупных ячеек образуется на Евразийском континенте, среди которых вполне вероятны «Евророссия» и «Североазиатская Россия».
Теоретические оценки говорят, что на подобное апокалипсическое поначалу

переустройство мира понадобится человечеству около полувека. Таким образом, завершится крупнейший цикл политического развития человечества - от самодеятельных государств к двуполюсному миру и через короткую фазу американского всесилия к стабильной ячеистой системе.»
Олег Доброчеев. «Мировой войны не будет.»
Независимая Газета, 12.10.2001

Я не знаю, что это - если не рождение новой цивилизации как новой системы отношений между людьми и отношений людей с природой. На рубеже тысячелетий мы, конечно же, еще одной ногой здесь, но другой ногой - уже там.

 

Цивилизация, в которую мы, россияне и другие, естественным образом входим, отнюдь не есть возвращение в пещеры или в феодализм, как поначалу казалось. Напротив, эта цивилизация появляется и развивается на основе достижений науки и техники и как их результат. С другой стороны, это цивилизация «людей свободных», «людей независимых» от оков общества. Людей самодостаточных, т.е. в максимальной степени обеспечивающих себя самостоятельно. И только благодаря вооруженности такой самостоятельностью воссоединяющихся с другими для большего. Что есть антитеза к сегодняшней вассальной зависимости от государства, работодателя, производителя и многих других.

Не цивилизация «производителей и потребителей», как бы отделенных друг от друга (хотя каждый человек выступает и в той, и в другой роли), а цивилизация личностей, для себя производящих в меру своих потребностей (скорректированных на возможности).

В ХХI веке, благодаря техническому прогрессу и на базе его достижений, снова (как в первобытные времена) семья получает возможности обеспечить себе достойный (по-новому, по-сегодняшнему, по-современному) уровень жизни своим трудом, при этом не надрываясь.

В каком-то смысле это и есть реализация «спирали развития», вернувшейся в точку «над первобытным коммунизмом» на другом уровне сложности жизни. Ведь, вопреки наукообразным мифам, первобытный человек тратил на самообеспечение в среднем 2-4 часа в день, а остальное время предавался развлечениям. Полгода австралийские аборигены плясали «кунапипу», а полгода - «ябидураву». И во всех культурах это осталось как воспоминание о «золотом веке». Человек средневековый проводил на карнавалах уже всего 30% жизни.

А сколько времени на развлечения и отдых остается у нас???

 

Разница фундаментальна. Данник и крепостной, рабочий и служащий изыскивают свободные валентности (или пренебрегают удовлетворением базовых потребностей) для объединения «против» завоевателя или барина, работодателя или государства, в частности, чтобы что-нибудь у него украсть (национальный вид спорта американцев - уход от налогов).

Свободный человек использует свободные валентности (или ограничивает свои вожделения) для объединения «за-для» каких-то целей-интересов.

В цивилизации потребительской с каждым шагом прогресса человек все более и более становился винтиком большой машины (а в сегодняшнем «западном обществе» отдельный человек даже не винтик, а шайбочка между винтами и гайками).

В цивилизации свободных с каждым шагом прогресса человек будет становиться винтиком во все меньшей степени.

 

С другой стороны, цивилизация людей, способных обеспечивать себя всем (почти всем, большей частью) необходимым за счет собственного труда - и есть цивилизация людей, освободивших себя от работы на других людей, т.е. цивилизация, свободная от эксплуатации человека человеком (коммунизм, одним словом, но не по Марксу).

«МСОТ, или Местные Системы Обмена и Торговли - это нетрадиционные торговые сети, члены которых обмениваются между собой товарами и услугами, не прибегая к помощи обычных денег. МСОТ поощряет талант и инициативу, одновременно открывая для людей широчайшее разнообразие местных ресурсов, что приводит к усилению

местной экономики и укрепляет связи внутри сообществ.
МСОТ обладает той же гибкостью, что и обычные деньги, но лишено при этом многих их недостатков: неравенства, долгов, перепроизводства, экономической нестабильности и др.
Первая местная валютная система была создана в 1983 году жителями канадского города Коммокс-Вэлли, сообщество которых было разрушено экономическим кризисом, применившими «принцип меновой торговли» к своей ситуации, дополнив его гибкой системой расчетов и компьютеризованным управлением. В системе приняли участие не только отдельные люди, но и местные магазины, и постепенно в экономику Коммокс-Вэлли вернулось благополучие.
Принципы МСОТ широко освещались в средствах массовой информации, и через несколько лет идея распространилась по всему земному шару. С тех пор в мире было организовано до 10 тысяч таких систем.»
ALTER ECO, Aktie Strohalm
http://www.strohalm.nl/english

 

При этом нет никаких оснований полагать, что родившаяся на наших глазах система глобальной коммуникации канет в Лету вместе с породившей ее цивилизацией. Очевидно, что она сохранится и станет основанием для возникновения (дальнейшего развития) глобальных сообществ людей, объединенных общими интересами, общими творческими планами и еще чем угодно.

Решение кризиса социально-экономического станет, почти автоматически, и решением кризиса экологического: вследствие изменения структуры и характера производства, вследствие нормального человеческого свойства беречь и экономить сделанное своими руками, вследствие не менее естественного желания жить не на помойке, а посреди красивого ландшафта.

 

Пророчествовать или фантазировать далее, скорее всего, не имеет большого смысла: по самой сути этого цивилизационного перехода сообщества свободных людей в Поволжье будут отличаться от таковых в бассейне Аму-Дарьи, Нила, Нигера, Амазонки или Миссисипи. Наверное, насыщенность компьютерами сообществ на территории Германии и Китая будет различаться в разы, если не на порядки. С точки зрения понимания будущего не менее интересно, что естественное развитие мира корпораций в направлении все большего использования творческого труда и информационных технологий также подталкивает к рождению цивилизации, исключающей эксплуатацию человека человеком, но совсем с «другого конца», поскольку....

«Творческий работник не продает собственнику средств производства отчуждаемую им от себя способность трудиться на них, а, сам, будучи органическим собственником важнейшего средства производства, - своего интеллекта, сдает его организатору производства в своеобразную аренду..., получая часть новой создаваемой стоимости как собственный предпринимательский доход».

«Таким образом, развитие технологий, если рассматривать их с точки зрения отчуждения от человека, прошло «большую диалектическую спираль»: от полного слияния с человеком в первобытнообщинном строе до все большего отрыва от него в эксплуататорских (промышленных) социальных структурах и обратно, к все большему слиянию с ним в процессах творческого труда.»
Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А.
«Практика глобализации: игры и правила новой эпохи»,М. ИНФРА-М. 2000











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: